Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приобретение права собственности на жилое помещение по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»




 

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат (ранее -субсидий) на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Правила конкретизируют требования к молодой семье - участнице подпрограммы. Отдельный вопрос о том, кто может относиться к молодой семье, каков ее правовой статус.

Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.

В пункте 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

До 1 марта 2005 года, т.е. до вступления в силу ныне действующего ЖК РФ, основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий содержались в ст. 29 ЖК РСФСР. Так, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:

)   имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

)   проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

)   проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

)   проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

)   проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

)   проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

В настоящее время согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

)   не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

)   являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;

)   проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

)   являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В Перечень соответствующих заболеваний входят следующие заболевания:

-  активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;

-  злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;

-  хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

-  эпилепсия с частыми припадками;

-  гангрена конечностей;

-  гангрена и некроз легкого;

-  абсцесс легкого;

-  пиодермия гангренозная;

-  множественные поражения кожи с обильным отделяемым;

-  кишечный свищ;

-  уретральный свищ.

Таким образом, в настоящее время перечень категорий граждан, которые могут быть признаны в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, несколько сократился по сравнению с ранее действовавшим законодательством;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так, В Челябинской области органы местного самоуправления руководствуются приказом министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области № 26 от 20 марта 2008 года, ранее, до 2008 года муниципальные образования руководствовались Приказом министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области № 123 от 21 июля 2006 года.

Для признания участником подпрограммы семья должна предоставить:

)   документы, подтверждающие наличие денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии: копию лицевого банковского счета членов молодой семьи и (или) копию письменного обязательства родителей, родственников или других физических лиц по предоставлению гражданину денежных средств на приобретение (строительство) жилья, заверенного нотариально;

)   документы, подтверждающие наличие имеющегося в собственности молодой семьи движимого и (или) недвижимого имущества: копию паспорта транспортного средства (свидетельства о регистрации транспортного средства) при наличии в собственности участника подпрограммы движимого имущества и (или) копию правоустанавливающего документа, в том числе свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (жилое/нежилое помещение, земельный участок и т.д.), находящегося в собственности участника Подпрограммы.

Заявление участника Подпрограммы о возможности доплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, за счет продажи имеющегося движимого или недвижимого имущества.

Признаются участником Подпрограммы:

-  молодые семьи, предъявившие обязательство по инвестированию приобретения (строительства) жилого помещения родителями, родственниками, другими физическими и/или юридическими лицами, либо имеющую денежные средства на лицевом банковском счете, достаточные для оплаты не менее 57,5-55% расчетной стоимости жилья, рассчитанной по социальной норме на всех членов семьи;

-  молодые семьи, подтвердившие наличие движимого или недвижимого имущества, оценочная стоимость которого составляет не менее 57,5-55% расчетной стоимости жилья, рассчитанной по социальной норме на всех членов семьи.

Минимальный размер дохода для признания участником Подпрограммы молодой семьи, не имеющей достаточных собственных средств для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и планирующей приобрести (построить) жилое помещение с помощью ипотечного жилищного кредита (займа) рассчитывается по формуле: Сд ≥Пр:0,65, где Сд, руб. - средний совокупный доход семьи за последние полгода, определяемый по справке о доходе, подтверждаемый документально на всех работающих членов семьи, которые станут получателями бюджетной субсидии;

Пр, руб. - суммарная величина прожиточного минимума, рассчитываемая за последние полгода согласно постановлению Губернатора Челябинской области об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Челябинской области, утверждаемому ежеквартально.

В соответствии с п. 10 Правил расчет размера социальной выплаты производится исходя из:

-  размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (на основании положений подпрограммы расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности). Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:

-  для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;

-  для семьи численностью 3 и более человек, включающей, помимо молодых супругов, 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.

Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ, где

 

СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты;

Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы;

РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы;

-  количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы;

-  норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ, определяемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье для улучшения ее жилищных условий, в соответствии с Правилами должен составлять не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей; 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

В Челябинской области размер социальной выплаты в 2009 году для молодых семей, не имеющих детей - 42,5% расчетной (средней) стоимости жилья, для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более - 45% расчетной (средней) стоимости жилья.

Перечень перечисленных условий участия молодой семьи в получении субсидий является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Хотя на практике субъекты РФ иногда пытаются ввести дополнительные условия для участия в данной программе. Так Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы» утверждена краевая целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы».

В абзаце 4 пункта 1.4 раздела «Общие положения» этой краевой целевой программы в графе «Участники программы» Паспорта программы в качестве участников программы определены молодые семьи, отвечающие следующим требованиям: супруги (в неполных семьях - мать или отец), которые являются гражданами РФ и зарегистрированы на территории Пермского края (области, округа) не менее года.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании указанных правовых норм недействующими, ссылаясь на то, что оспариваемые положения противоречат положениям раздела III подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675, п. п. 5, 6 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285, которые не предусматривают срок регистрации супругов по месту жительства в качестве необходимого условия участия в программе обеспечения жильем молодых семей. Кроме того, указанная норма не соответствует ст. 12 и ст. 51 ЖК РФ, т.к. вопросы оснований и порядка принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не относятся к компетенции субъектов РФ, среди оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий требований к сроку регистрации как условия постановки на учет нуждающихся не содержится.

Как указал суд, возможность получения жилья на территории Пермского края в зависимости от срока регистрации не соответствует части 2 статьи 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».

Решением Пермского краевого суда от 5 июня 2007 года постановлено: признать недействующими абзац 4 пункта 1.4 раздела «Общие положения» и графу «Участники программы» Паспорта краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы», утвержденной Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. № 33-КЗ в части условия о необходимости регистрации на территории Пермского края (области, округа) не менее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом был сделан вывод о том, что федеральное законодательство не предусматривает в качестве условия допуска к участию в программе по обеспечению жильем молодых семей регистрацию граждан по месту пребывания или жительства на территории субъекта РФ в течение какого-либо определенного срока, т.к. молодые семьи, желающие принять участие в краевой целевой программе, для получения субсидий, выделяемых органом исполнительной власти Пермского края на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, ограничены в условиях получения компенсаций (субсидий) на строительство или покупку жилья по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим данные правоотношения

Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (условия участия субъекта РФ в подпрограмме).

В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья.

Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение социальной выплаты.

Правила уточняют, что свидетельство не является ценной бумагой, оно не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ. Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, - 9 месяцев (с 2009 года - срок действия свидетельства 24 месяца).

Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников подпрограммы.

Размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье, рассчитывается органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера социальной выплаты производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.

За период с 2006 по 2009 год включительно в Аргаяшском муниципальном районе Челябинской области получили сертификаты и улучшили свои жилищные условия 250 молодых семей.

Из местного бюджета было выделено на подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» за этот период 9 млн.790 тысяч рублей. В сравнении с другими муниципалитетами Аргаяшский муниципальный район занимает первое место среди сельских районов в вопросе обеспечении жильем молодых семей, даже опережая город Челябинск, кроме 2007 года.

Данные представлены в таблице 1.


Таблица 1.

Количество семей, получивших социальную выплату на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» по сельским районам Челябинской области за 2006-2010 годы.

МО Аргаяшский р-н Кунашакский р-н Сосновский р-н г. Челябинск
2006 год 40 34 6 25
2007 год 106 22 83 179
2008 год 85 26 36 84
2009 год 19 3 7 6

 

Для большей наглядности эти же показатели представлены в диаграмме.

 

Рис. 1 Количество сертификатов, выданных по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» за 2006-2009 гг. по районам Челябинской области (шт.)

 

Улучшение жилищных условий молодых семей положительно отражается на демографической ситуации в Аргаяшском районе: наблюдается постоянная тенденция роста рождаемости в районе: с 2005 года по 2008 год рост рождаемости составил 121,4%.


Рис. 2 Количество детей, родившихся в Аргаяшском муниципальном районе Челябинской области за 2005-2008 гг. (чел.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...