Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура получения социальной выплаты молодой семьей по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей»




 

В процессе получения социальной выплаты молодая семья проходит несколько этапов. В данном параграфе работы рассмотрим процесс получения социальной выплаты и сложности, с которыми может столкнуться молодая семья.

В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению № 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);

е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

В некоторых региональных подпрограммах конкретизируется перечень документов, так, например, в пункте 24 подпрограммы Челябинской области «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления на основании:

)   заявления, подписанного всеми дееспособными членами семьи;

)   документов, удостоверяющих личность членов молодой семьи, а также подтверждающих гражданство Российской Федерации;

)   документов, содержащих сведения о составе семьи, степени родства и площади занимаемого жилого помещения;

)   документов, подтверждающих нуждаемость молодой семьи в предоставлении субсидии (справки с места жительства или выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета, заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания);

)   документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;

)   справки органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на всех членов семьи, а также об отсутствии сделок с жилыми помещениями за последние 5 лет;

)   справки предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилья на праве собственности на всех членов семьи.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи установленным Правилами требованиям, необходимым для предоставления социальной выплаты:

-  возраст супругов (или одного из них), либо 1 родителя (в неполной семье) на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году превышает 35 лет;

-  непризнание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (т.е. если молодая семья не была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также, если молодая семья не была признана органами местного самоуправления по месту ее постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

-  отсутствие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

б) непредставление или представление не в полном объеме указанных документов;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Таким образом, каждая молодая семья может реализовать право на получение социальной выплаты на предоставление жилого помещения один раз. При этом законодательство ничего не говорит о тех случаях, когда в молодой семье происходят изменения в составе. Например, мужчина после получения социальной выплаты разводится и женится на другой женщине, при этом вновь созданная им семья также отвечает критериям предоставления социальной выплаты на приобретение жилья. Будет ли иметь право вновь созданная молодая семья стать участницей подпрограммы и получить социальной выплаты? Судебных решений по данному вопросу найти не удалось.

В соответствии с Правилами повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа. При этом стоит учитывать, что не все основания для отказа (например, возраст членов молодой семьи) могут быть устранены.

При рассмотрении вопроса о признании нуждаемости молодой семьи иногда возникают противоречивые решения как жилищных комиссий, так и решений суда. Противоречия вызваны требованием признавать семью нуждающейся в соответствии с 51 статьей Жилищного кодекса РФ. Так, в п.2, ч.1, ст. 51 нуждающимися признаются молодые семьи, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В отношении нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или собственников все справедливо, обеспечен жильем более учетной нормы - не можешь воспользоваться государственной поддержкой, имеешь жилье меньшей площади и соответствуешь остальным требованиям - обращайся за получением социальной выплаты. А вот при рассмотрении семей, которые своего жилья не имеют, дела обстоят гораздо сложнее.

Если молодая семья зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем родителям, а в 90% случаев это именно так, то согласно 31 ст. Жилищного Кодекса они являются членами семьи собственника. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, и, следовательно, руководствуясь 51 ст. ЖК РФ для признания этой семьи нуждающейся общая площадь жилого помещения должна быть так же менее учетной нормы. На первый взгляд может быть и это справедливо, но рассмотрим конкретные примеры:

. Если супруги в молодой семье прописаны каждый у своих родителей (как правило, так это и бывает, так как своего жилья у них нет), то жилищная комиссия обязана, рассчитать общую площадь на всех зарегистрированных в каждой квартире и суммировать квадратные метры, на которых могут проживать, как члены семьи своих родителей, молодые супруги. То есть, супруг прописан в 2-х комнатной квартире (общая площадь 50 м²), принадлежащей на праве собственности его родителям, в квартире проживают: мать, отец, сестра. 50 м²: 4 чел. = 12,5 м². Супруга вместе с ребенком прописана в 2-х комнатной квартире (общая площадь 50 м²), принадлежащей на праве собственности ее родителям, в квартире проживают: мать, отец, брат. 50 м²: 5 чел. = 10 м². При учетной норме пр едоставления жилья 9-10 м² семья не является нуждающейся, т.к. молодой супруг имеет право пользоваться и проживать на 12,5 м² у своих родителей, молодая супруга и их ребенок на 10 м² каждый у своих родителей. Если в данной ситуации супруг поменяет регистрацию, и пропишется, например, в квартиру к родителям жены, но проживать там не будет, то согласно 53 статьи ЖК РФ «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

. Молодая семья более 5 лет зарегистрирована и проживает с родителями мужа в доме, принадлежащем его родителям. Общая площадь дома 82 м², жилая площадь 56 м² (3 комнаты) и холодная веранда. В доме проживают молодая семья (муж, жена, ребенок), 2 брата и сестра молодого супруга, мать и отец молодого супруга. При учетной норме предоставления жилья 9-10 м² семья не является нуждающейся, т.к. на каждого проживающего приходится 10,25 м² общей площади дома.

Можно просто увеличить учетную норму, но, во-первых, семьи, имеющие собственное жилье, согласно 51 статьи ЖК РФ приравнены к членам семьи собственников, прописанным на жилплощади родителей, и те семьи, которые уже имеют 1-2-х комнатные квартиры, также будут иметь право получать социальную выплату на приобретение жилья. Во-вторых, те молодые семьи, которые получили социальную выплату, обязаны приобрести жилье общей площади не менее учетной нормы, т.е. они будут должны приобретать жилье большой площадью, а для только что образовавшейся молодой семьи это может быть сложным финансовым вопросом.

Но, возмущаются молодые семьи социальной несправедливости. Так, если молодая семья, зарегистрирована и проживает составом 3 человека в квартире общей площадью 50 м², принадлежащем на праве собственности родителям одного из молодых супругов, а родители живут в отдельном собственном жилье, то они членами семьи собственника не являются и могут претендовать на социальную выплату.

Пример, решение суда по делу Багиных (приложение: дело № 062-09 от 04.03.2009): молодая семья проживает в жилье, принадлежащем на праве собственности матери Багина, помимо этого жилья у матери Багина есть 3-х комнатная квартира общей площадью 63 м², которая выдавалась муниципалитетом на всех членов семьи, на мать Багина, отца, его сестру и брата. При приватизации отец, сестра и сам Багин от своих долей отказались. В 90-е годы, так как в семье Багиных было 3-е разнополых детей, семье выделили бесплатно земельный участок и дали материал на строительство дома площадью 120 м². Багины дом построили и оформили его только на отца. Сестра Багина живет в Челябинске в квартире, принадлежащей на праве собственности ее мужу. У тещи и тестя Багина приватизированная 2-х комнатная квартира, жена Багина от доли в праве отказалась. Находясь в первом браке, жена Багина совместно с первым мужем приобрели дом, оформили на мужа, получили субсидию на строительство и реконструировали дом. Площадь нового дома более 100 м². После развода жена Багина не стала претендовать на долю в совместном имуществе. Дом, в котором живет семья Багиных, приобретался ими, но оформлен был на мать Багина. Семья подала документы на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», жилищная комиссия им отказала, семья обратилась в суд, районный суд иск удовлетворил, кассационная инстанция решение суда оставила без изменений. Багины получили социальную выплату и оформили сделку купли-продажи с матерью.

Молодые семьи возмущаются, почему тем, у кого нет своего жилья, и они на самом деле живут с родителями или на арендованном жилье, государство может отказать, а у тех, у кого фактически есть жилье, но оформлено на родственников или молодая семья имеет регистрацию у бабушек или иных родственников, но не у родителей, законно получают бюджетные средства?

Противоречивы и решения суда при рассмотрении дел, в которых истцами являются семьи, получившие отказ в признании нуждающимися, так как зарегистрированы в доме, принадлежащем одному из молодых супругов и его родителям на праве собственности (договор приватизации на 3 человек). В одном случае суд учитывает, что молодая семья является и собственниками и членами семьи собственника (дело Насыровых, приложение: дело № 234-09 от 17.03.2009), в другом случае суд учитывает только долю, принадлежащую молодой семье на праве собственности (дело Белозеровых, приложение: дело № 2-830-2008). В обоих случаях кассационная инстанция оставляет решения районных судов в силе.

Количество судебных споров по данному вопросу представлено в таблице 2.

 

Таблица 2.

Динамика гражданских дел по искам молодых семей к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2006-2009 годы.

  2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
Всего подано судебных исков к администрации 0 1 5 17
из них: 0      
Удовлетворено 0 1 4 9
% удовлетворения 0 100% 80% 53%
Отказано судом 0 0 1 8
% отказов 0 0 20% 47%

 

Наблюдается рост количества подаваемых исков молодыми семьями, а также увеличение количества решений судов, в которых молодые семьи получают отказ в удовлетворении исковых требований.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий являются:

-  непредставление или представление в неполном объеме документов, указанных в п. 15 Правил - 3 иска;

-  по ст. 5 Правил семья не подтвердила доход семьи, достаточный для участия в подпрограмме - 1 иск;

-  проживают с родителями, являются членами семьи собственника, на одного человека приходится общей площади более учетной нормы, установленной для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий - 4 иска.

 

Рис. 3 Количество гражданских дел по искам к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2007 год


Рис. 4 Количество гражданских дел по искам к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2008 год

 

Рис. 5 Количество гражданских дел по искам к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий за 2009 год

 

Не в полной мере оправданным является и перечень документов, который семья должно предоставить дважды. Первый раз, при подаче заявления о включении ее в список претендентов на участие в подпрограмме, второй раз, при получении свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

На основании пункта 24 Челябинской областной подпрограммы, признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления на основании:

«7) справки предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилья на праве собственности на всех членов семьи».

В некоторых муниципалитетах справка предприятия технической инвентаризации выдается на каждого члена семьи отдельно и стоит каждая от 100 до 500 рублей. В жилом помещении может быть зарегистрировано и 10 человек.

Согласно Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предприятия технической инвентаризации регистрировали сделки с недвижимостью до 1998-1999 г.г., следовательно, данные предприятия не могут располагать сведениями о сделках, совершенных после даты вступления регистрационной Палаты в права регистрации сделок. Таким образом, не целесообразно запрашивать платные справки из предприятия технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилья на праве собственности на детей, младше 1998 года.

Если все же семья благополучно прошла этап признания претендентом на участие в подпрограмме, стала ее участником и получила свидетельство о праве на получении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, то у нее может возникнуть следующий вопрос, а как это право реализовать?

В соответствии с Правилами молодая семья - владелец свидетельства в течение 2-х месяцев с даты выдачи свидетельства, обязана сдать его в один из банков, выигравших конкурс на право работать по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». На имя одного из супругов открывается блокированный счет, на который зачисляется сумма социальной выплаты, указанной в свидетельстве. В течение 9 месяцев с даты выдачи свидетельства семья имеет право использовать средства социальной выплаты на улучшение жилищных условий одним из следующих способов:

1. На приобретение жилья.

2. На строительство индивидуального жилья.

.   На оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (заема) на приобретение жилья.

4. На погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

5. На уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса за жилое помещение, которое для молодой семьи приобрел жилищно-накопительный кооператив, членом которого она является.

Участник подпрограммы, который является членом жилищно-накопительного кооператива, для использования средств социальной выплаты (в редакции решения Собрания депутатов от 22.08.08г.) на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном объеме за жилое помещение, которое для него приобрел кооператив, предоставляет справку о внесенной сумме паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся сумме паевого взноса, необходимой для приобретения молодой семьей права собственности на жилое помещение, переданное в его пользование. Средства социальной выплаты (в редакции решения Собрания депутатов от 22.08.08г.) перечисляются на счет жилищно-накопительного кооператива.

Первый способ самый простой, средства используются для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений), отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается жилое помещение. Жилое помещение должно быть не менее учетной нормы, установленной в том муниципальном образовании, в котором семья признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Средства социальной выплаты после регистрации сделки купли-продажи перечисляются с блокированного счета молодой семьи на счет продавца безналичным путем, разницу между стоимостью жилого помещения и размером социальной выплаты молодая семья передает продавцу до регистрации сделки купли-продажи.

Второй способ - использование средств социальной выплаты на строительство.

Условием предоставления средств социальной выплаты на оплату расходов на строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на поэтапное создание объекта индивидуального жилищного строительства, является наличие:

)   документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок либо право пожизненного (наследуемого) владения, либо договора аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома;

)   разрешения органов местного самоуправления на строительство индивидуального жилого дома;

)   проектно-сметной документации на строительство индивидуального жилого дома;

)   акта органа местного самоуправления, осуществляющего контроль за строительством, о выполненных объемах работ по объекту незавершенного строительством индивидуального жилого дома, для завершения которого планируется предоставить социальную выплату (при изъявлении молодой семьей желания направить средства социальной выплаты на оплату расходов по окончании строительства незавершенного строительством индивидуального жилого дома), либо кредитного договора (займа) на поэтапное кредитование создания объекта индивидуального жилищного строительства».

На практике получается следующее. Стоимость 1 м² жилья, построенного самостроем получается в среднем 7-10 тыс. Стоимость 1 м² жилья построенного строительной фирмой минимум 20-25 тыс.

Абзац 3 пункта 44 подпрограммы Челябинской области предусматривает обязательное наличие проектно-сметной документации на строительство индивидуального жилого дома для получения социальной выплаты на строительство. Фирма данные документы имеет, а если молодая семья хочет строить самостроем?

Молодая сельская семья для получения помощи в размере 100-300 тысяч рублей должна сначала найти какую-то строительную организацию (которые находятся, как правило, в городах, а не в деревне), которая правильно оформит им проектно-сметную документацию, заплатить за это 20-30 тыс. рублей, затем, получив свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, оформить банковский кредит, не зависимо от того необходимы ей этот кредит или нет (возможно, у семьи есть свои накопления или часть материала уже приобретена), затем найти строительные магазины или фирмы, которые работают по безналичному расчету (в основном они находятся в крупных городах, небольшие пилорамы, строительные магазины на селе и рынки работают за наличный расчет), съездить, чтобы оформить счета фактуры на приобретение стройматериалов, и привести их в банк, затем оплатить доставку этих материалов из города в свою деревню. В итоге, если подсчитать расходы на предварительные документы, разницу между строительными материалами на рынке и в магазинах, которые работают по безналичному расчету, транспортные расходы на доставку из города, то, как минимум, половина социальной выплаты уже использована. Это притом, что не было учтено, что сельскому жителю проблематично искать в городе необходимые строительные фирмы для оформления проектов и магазины, которые работают с безналичными средствами, договариваться по поводу счетов фактур и прочих бухгалтерских документов, в которых он не разбирается. Это поездки требуют не только денежных средств, но и времени, которое молодой работающий человек должен отнимать от работы (если работодатель позволит).

Так же проблематично с помощью данной социальной выплаты построить бревенчатый дом, которые в большинстве строят на селе, так как для изготовления сруба молодая семья оформляет разрешение о вырубе делянки деревьев на корню, и, следовательно, не может предоставить отчет о приобретении строительных материалов.

Конечно, если муниципалитет заинтересован в строительстве жилья молодыми семьями, а не в приобретении ими вторичного, иногда уже старого жилья, он будет помогать молодой семье в оформлении проектно-сметной документации и оказывать содействие в поиске магазинов и строительных организаций, работающих по безналичному расчету, но если у муниципалитета нет такой возможности, то данный вид помощи получается помощью строительным фирмам, крупным магазинам и т.д., но не сельской молодой семье, которая сама хочет построить свои дом для себя и своих детей.

Третий способ - использование социальной выплаты молодой семьей на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Идея была заложена замечательная, и изначально именно эта идея и подтолкнула разработчиков этой подпрограммы к ее созданию, но на практике до 2009 года она была слабо осуществима.

При реализации данного права было противоречие между требованиями банков и требованиями подпрограммы. По условиям подпрограммы (п. 47 Правил) приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве (в том числе и несовершеннолетние дети). Многие банки не соглашались на выдачу ипотечных кредитов на приобретение жилых помещений, долевыми собственниками которых являются несовершеннолетние, так как, даже не исполнение заемщиками своих обязательств не позволит банку забрать жилье у несовершеннолетнего. После вступления в силу поправок в Постановление Правительства Российской Федерации № 285 от 13.05.2006 года, от 27.01.2009 № 36 в случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или уплату основного долга или процентов по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом молодая семья заключает с органами местного самоуправления соглашение, в котором обязуется переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, после снятия обременения с жилого помещения.

Четвертый способ - на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Данный способ использования социальной выплаты действует как отдельный вид с 2009 года, ранее он являлся составной частью 3-го способа. Разработчики подпрограммы разделили эти два вида использования, так как один способ подразумевает, сначала получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а после этого взятие ипотечного кредита и перечисление средств социальной выплаты в качестве первоначального взноса. А другой способ рассчитан на те молодые семьи, которые уже взяли ипотечный кредит не дожидаясь выдачи свидетельства и желают погасить основной долг (его часть) или проценты (часть) с помощью социальной выплаты. Единственное условие, молодая семья и в этом случае должна была сначала подать документы на участие в подпрограмме, быть признанной претендентом на участие в этой подпрограмме, муниципальное образование должно было включить эту семью в сводный список получателей социальной выплаты на планируемый год и только после этого семья может оформлять ипотечный кредит и рассчитывать на получение социальной выплаты. Так как данный способ реализуется только с 2009 года и молодых семей, реализовавших свое право именно таким образом практически нет, то сведений о его недостатках для молодой семьи найти не удалось, судебная практика пока отсутствует. Единственный недостаток, который можно теоретически предположить, это то, что по условиям подпрограммы молодая семья, включенная в сводный список претендентов, и приобрела жилое помещение с использованием ипотечного кредита, получает свидетельство в первую очередь. Сводный список формируется исходя из лимитов средств на планируемый год, количество семей прогнозируется исходя из многих факторов, в том числе, и размера социальной выплаты, предполагаемой к выдаче конкретным семьям, но стоимость квадратного метра меняется ежеквартально, состав некоторых семей может измениться (например, родится ребенок или одинокая мать выйдет замуж и т.д.), или просто фактическая сумма ассигнований на реализацию данной подпрограммы будет меньше прогнозируемых лимитов, и получится, что планировали выдать социальную выплату 100 семьям, а фактически выдадут 50 семьям. И, если молодая семья, стоявшая под 85 номером оформила ипотечный кредит, муниципалитет будет обязан выдать свидетельство семье под номером 85 пропустив семью, подавшую документы значительно раньше и так же рассчитывающую на эти средства.

Пятый вид использования социальной выплаты на плату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса за жилое помещение, которое для молодой семьи приобрел жилищно-накопительный кооператив, после чего данное жилое помещение переходит в собственность члена кооператива. Данный способ пока реализуется редко, в тех случаях, когда молодая семья использовала свое право именно таким способом информации о разногласиях и сложностях найти не удалось. В настоящее время инициативной группой общественного объединения «Союз МЖК России» в Челябинской области разрабатываются поправки в данную подпрограмму по увеличению количества молодых семей, реализующих свое право именно таким способом.

До недавнего времени у молодой семьи, которая прошла процедуру признания претендентом, получила свидетельство, использовала социальную выплату на улучшение своих жилищный условий возникал еще один вопрос. Подлежат ли налогообложению налогом на доходы физических лиц субсидии, выплачиваемые молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, выплачиваемые в рамках целевых программ?

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда такая субсидия была предоставлена молодой семье. До 2008 года существовала следующая официальная позиция по этому вопросу. В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень компенсационных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц. В частности, в соответствии с абз. 3 данного пункта от обложения налогом на доходы физических лиц освобождены все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» ст. 217 НК РФ дополнена п. 36, предусматривающим освобождение от налогообложения сумм субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года. Следовательно, данное положение не распространяется на правоотношения, возникшие в 2006 - 2007 годах.

Вместе с тем, необходимо отметить, что до 2008 года и в настоящее время при исчислении суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщик может получить имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение, в том числе, за счет жилищной субсидии, на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1000000 рублей, с 01.07.2008 года - 200000 рублей., с а также, в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций и израсходованных на приобретение жилья, в порядке, установленном подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Итак, с 1 января 2008 года субсидии, предоставляемые молодым семьям на приобретение жилья, подоходным налогом не облагаются. Несмотря на то, что до 2008 года была официальная позиция о том, что данный вид субсидий подлежал налогообложению, молодые семьи оспаривали это в суде. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа суд установил, что частичная оплата за работника стоимости квартиры за счет средств, выделенных из федерального бюджета, не является платой за его труд либо вознаграждением по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг). Эти суммы - мера государственной поддержки граждан, перед которыми государство принимает на себя обязательства в решении их жилищных проблем. Соответственно, бюджетные средства на приобретение жилья по Федеральной программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. относятся к компенсационным выплатам, которые связаны с денежным возмещением бесплатного предоставления жилых помещений, и не облагаются НДФЛ на основании п.3 ст. 217 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Северо-Западного округа, суд отметил, что согласно п 3 ст. 217 НК РФ в налоговую базу по НДФЛ не включаются суммы компенсационных выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, которые установлены законодательством РФ или решениями представительных органов местного самоуправления. Поскольку средства на приобретение жилья получены во исполнение Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и в пределах, установленных Главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с действовавшим законодательством, то указанные средства относятся к компенсационным выплатам, которые не облагаются НДФЛ.

Так же при анализе статей Налогового кодекса можно отметить следующее: статьей 210 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы по НДФЛ, в частности, в п. 1 этой статьи говорится, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Доходы, которые формируют налоговую базу, определены ст. 208 НК РФ, причем перечень этот закрытый. Анализ ст. 208 показал, что в состав доходов не включаются субсидии, получаемые физическим лицом из бюджетов различных уровней в рамках целевых федеральных программ. Подпунктом 10 п. 1 ст. 208 определено, что к доходам от источников в РФ относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ. Однако получение субсидии молодой семьей в рамках целевой жилищной программы не связано с осуществлением физическим лицом какой-либо деятельности, следовательно, подпункт 10 в этом случае не может быть применен.


Заключение

 

Подводя итог всему изложенному в дипломной работе, можно сделать ряд выводов теоретического и практического характера.

Во-первых, необходимо истолковать суть и содержание формулировки «каждый имеет право на жилище». Прежде всего, это следует делать ограничительно, исключая из ее содержания «реальную возможность». Действительно, в последнее время в юридической литературе смысл этого выражения трактуется довольно сдержанно.

Предлагаются такие точки зрения.

Первая точка зрения связана с тем, что конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого. Вторая точка зрения указывает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (гос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...