Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Елисеева А. А. , медиация как способ урегулирования семейных споров




Елисеева А.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, Международный юридический институт (г. Москва).

 

1. Присоединившись к Конвенции ООН о правах ребенка <1>, Россия взяла на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство и обеспечить его полное соответствие установлениям Конвенции, а также нести ответственность за несоблюдение всех ее требований перед международным сообществом. Во исполнение чего был принят целый ряд нормативных актов, которые призваны обеспечить соблюдение международных стандартов, в том числе в сфере защиты семейных прав.

--------------------------------

<1> Конвенция о правах ребенка (далее - Конвенция). Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // СПС "КонсультантПлюс".

 

В первую очередь следует указать Семейный кодекс РФ, отразивший основной комплекс прав ребенка, сформулированных исходя из приоритета его интересов в семье <1>. Однако следует заметить, что, несмотря на закрепление указанных прав на законодательном уровне, их реализация на практике имеет определенные проблемы, обусловленные как объективными обстоятельствами, так и поведением самих участников семейных правоотношений. Например, говоря о праве ребенка жить и воспитываться в семье, праве на общение с обоими родителями, следует признать, что нередки факты нарушения указанных прав самими родителями в случае раздельного их проживания или расторжения брака. Еще больше трудностей возникает, когда родители имеют гражданство разных государств.

--------------------------------

<1> См. более подробно: Елисеева А.А. Личные неимущественные семейные права несовершеннолетних детей и проблемы их реализации // Ученые записки РГСУ. 2010. N 4 (80). С. 42 - 46.

 

Усиление международного акцента в семейных отношениях российских граждан все более привлекает внимание мирового сообщества к проблемам нормативного регулирования вопросов охраны и защиты семейных прав в России. В частности, Комитет ООН по правам ребенка <1>, заслушав третий периодический доклад Правительства РФ о мерах по выполнению Конвенции, в своих заключительных замечаниях рекомендовал России как государству-участнику активизировать усилия по обеспечению понимания, надлежащего учета и соблюдения общего принципа наилучших интересов ребенка во всех законодательных положениях, а также в судебных и административных решениях и в проектах, программах, касающихся детей.

--------------------------------

<1> Контролирующий орган, созданный в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией. Более подробно см. ст. ст. 43 и 44 Конвенции.

 

2. В современных условиях динамичного развития гражданского общества юрисдикционные формы разрешения семейных споров зачастую оказываются недостаточно эффективными. Президент РФ Д.А. Медведев на встрече с представителями органов государственной власти по вопросам современного состояния судебной системы отметил, что необходимо совершенствовать систему внесудебного и досудебного порядка урегулирования споров: прежде всего, конечно, гражданских, коммерческих, семейных, трудовых. В то же время было указано, что такие возможности дает закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника, о так называемой процедуре медиации, которая впервые вводится в нашей стране и направлена на формирование новой культуры разрешения споров <1>.

--------------------------------

<1> См.: Медведев Д. Стенографический отчет о встрече с представителями органов государственной власти по вопросам современного состояния судебной системы 19 июля 2010 г. // http://www.kremlin.ru/transcripts/8377.

 

В связи с чем представляется необходимым в рамках исследования возможных путей совершенствования механизма обеспечения охраны семейных прав уделить внимание краткому анализу Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон), вступающего в законную силу с 1 января 2011 г. <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (принят ГД ФС РФ 7 июля 2010 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

 

3. В России медиация как новый институт защиты прав и интересов граждан находится в самом начале своего формирования. Закон предусматривает возможность применения процедуры медиации как во внесудебном порядке, так и в рамках судебного процесса в любой момент до принятия судом решения по делу. В связи с чем, думается, более точным определением медиации в Законе мог бы стать термин "адекватное разрешение споров", а не "альтернативное", так как в соответствии с Законом процедура урегулирования споров с участием посредника может проходить параллельно с судебным разбирательством, а не вместо него.

Сфера отношений, по спорам из которых возможно применение процедуры медиации, ограничена гражданскими, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, трудовыми (за исключением коллективных трудовых споров) и семейными правоотношениями. При этом особо отмечено, что процедура медиации не применяется к вышеназванным спорам, если они затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (ст. 1 Закона). Следует заметить, что законодатель оставил дискуссионным вопрос о круге лиц, участвующих в процессе медиации, обозначив лишь, что соглашение о проведении процедуры медиации - это соглашение сторон, а стороны - это желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в ст. 1 Закона. В частности, остается не совсем ясным, будут ли являться субъектами отношений, связанных с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из семейных отношений, дети конфликтующих сторон. Если нет, то ставится под сомнение целесообразность введения процедуры медиации (в том виде, каком она предусмотрена в Законе) по отношению к семейным спорам, где в большинстве своем затрагиваются интересы детей прямым или косвенным образом.

Согласно ст. 3 Закона процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. Ни медиатор, ни стороны не могут без взаимного согласия раскрыть информацию, ставшую им известной в процедуре медиации (ст. 5 Закона). Медиатор, выбираемый сторонами самостоятельно и по своему усмотрению, выступает как нейтральное лицо, не заинтересованное в данном споре и не уполномоченное делать какие-либо выводы. Однако при этом медиатор не безучастный субъект - он осуществляет руководство ходом процедуры, вникает, изучает проблему спора и содействует принятию решения самими конфликтующими. Для этого стороны наделяют медиатора определенным объемом процедурных полномочий, отражаемых в соглашении о применении процедуры медиации, в которые не входит право судить или примирять, давать оценки или принимать решения по спору.

Таким образом, согласно принятому Закону задачей медиации является помощь сторонам в нахождении взаимоприемлемых решений и урегулировании спора, а не в выяснении, кто из них виноват, а кто прав в конкретной ситуации, что особо актуально при разрешении именно семейных споров, которые часто оказываются очень сложными и запутанными, а уровень напряженности конфликта бывает весьма высок.

4. Особенно важно использование медиации в конфликтах, касающихся ребенка, так как нередки случаи, когда дети в семейном споре вместо помощи и поддержки со стороны родителей в стрессовых для них условиях вовлекаются в развивающийся конфликт. Представляется, что именно в таких ситуациях наиболее адекватным способом урегулирования спора может служить процедура медиации, в ходе которой при помощи беспристрастной третьей стороны (медиатора) родители смогут реально оценить положение, потребности и чувства ребенка при принятии решений о его дальнейшей судьбе, учитывая интересы всех заинтересованных лиц. Данное утверждение подтверждается широкой практикой применения семейной медиации в ряде стран. Так, например, в Великобритании семейная медиация рассматривает все или почти все вопросы, связанные с расставанием и разводом, а также вопросы, затрагивающие место проживания детей, их контакты с родителями, а также финансовые и имущественные вопросы. Согласно британскому законодательству еще до обращения к инстанциям о правовой помощи (т.е. до подачи дела в суд при разводе или других семейных проблемах) юристы обязаны направить своих клиентов в службу семейной медиации на консультацию к профессиональному семейному медиатору, чтобы стороны рассмотрели возможность медиации вместо состязательного судебного процесса. Большинство физических лиц, обращающихся к медиации, пользуются этими услугами бесплатно, за счет государства. Кроме того, любая из сторон (либо обе) в процессе действующего или потенциального семейного конфликта может обратиться к медиатору напрямую (позвонив на национальную горячую линию медиации) еще до обращения к юристам. Когда же споры, в которые вовлечены дети, переносятся в суд, судья может направить стороны на консультацию к штатному примирителю, чтобы они попробовали урегулировать спор или, когда это уместно (либо на урегулирование требуется больше времени), обратились во внесудебную службу медиации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Паркинсон Л. Адекватное разрешение споров // Медиация и право. 2010. N 1 (15). С. 42 - 46.

 

5. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что медиация в России как способ урегулирования семейных споров имеет хорошие перспективы эффективного развития. При этом надо признать, что концепция принятого Закона - это концепция добровольной и в основном внесудебной, платной медиации. Представляется, что для более успешного развития медиации в нашей стране будет верным учесть опыт ряда государств в данном вопросе (в частности, приведенный опыт Великобритании) и рассмотреть на законодательном уровне другие концепции медиации, в том числе уже давно обсуждаемые в юридическом сообществе, - концепции фактически бесплатной примирительной процедуры, осуществляемой в судебном обязательном и (или) необязательном порядке, последний из которых показал уже свою высокую результативность в Республике Беларусь <1>.

--------------------------------

<1> См. более подробно: Актуальные проблемы использования примирительных процедур как формы разрешения споров в национальном и международном праве. Минск, 2010. С. 120.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...