Грановская Р. М., Крижанская Ю. С.
Стр 1 из 63Следующая ⇒ Г77 Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. 1994. — 192 с. СПб: OMS, Книга известных петербургских психологов, посвященная проблемам творчества самораскрытия личности и снятия психологических барьеров, открывает новую серию «Авторитеты». В эту серию войдут научные, научно-популярные и методические работы, авторитетных социологов, психологов, педагогов, посвященные актуальным проблемам гармоничного развития личности в условиях современного общества Издание ориентировано на широкий круг читателей. ISBN 5-83-080080-2 @ 1994, Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская © 1994, Издательство ОМС, оформление при содействии АОЗТ «Дорваль» В оформлении книги использованы работы С. Красаускаса оригинал-макет выполнен в системе TеX введение Мы все более и более недовольны обществом, в котором живем. Это понятное недовольство вызывает критику, которая, однако, во многих случаях не проясняет, а затемняет суть проблем, стоящих перед нами. Нередко распространенные схемы критики служат своего рода коллективной психологической защитой для нас всех, не давая возможности осознать истинные причины наших неудач (дабы мы не думали о себе слишком плохо) и в то же время не предоставляя шансов на изменение ситуации. Причину многих, если не всех, недостатков мы склонны видеть в истории нашего общества. Мы объясняем их длительным господством тоталитарной идеологии, разнообразными пережитками прошлого. Углубляясь в историю, мы прослеживаем становление «национального характера», находя истоки современных проблем в татаро-монгольском иге или крепостном праве. Пытаясь истолковать сегодняшнее положение дел, мы
4 сравниваем влияние на сознание людей социализма и капитализма, православия и протестантизма и т. д. Подобные исследования, безусловно, интересны и продуктивны. Однако они неспособны указать нам выход из создавшегося положения, так как, с одной стороны, историю не изменить, а с другой — неясно, какие конструктивные выводы может сделать из них конкретный человек, который, по-видимому, и должен преобразовывать ситуацию. В то же время большую часть критики, звучащей сейчас в нашем обществе, можно сформулировать в терминах оскудения творческого начала, острой нужды в интеллектуально инициативных личностях, способных к творческим преобразованиям. Мы недовольны растущей унификацией нашей частной — семейной и индивидуальной — жизни, вынужденно одинаковой одеждой, пищей, развлечениями, мыслями, стереотипами, явственной враждебностью общества к любой форме оригинальности или просто отличности от общепринятого. Мы недовольны всепроникающей массовой культурой, вытесняющей культуру подлинную, несовместимой с какой бы то ни было духовностью и индивидуализмом в любых его проявлениях. Мы недовольны нашей системой образования, которая порождает конформистов и вдалбливает в головы стереотипы, формируя людей с «законченным» во всех смыслах образованием вместо того, чтобы воспитывать оригинальных мыслителей. Мы недовольны застоем и отставанием в нашей науке, редкостью оригинальных и продуктивных ученых, отсутствием смелых идей и масштабных проектов. Нам недостает инициативных, духовно свободных людей со свежими подходами к актуальным проблемам. Мы остро нуждаемся в их творческих идеях, смелых проектах и новых представлениях о жизни. Мы повсюду наталкиваемся на стереотипы: в мышлении, поведении, общественной жизни — и не умеем их преодолевать. Если бы мы могли стать чуть более открытыми и раскованными, чуть менее подверженными стереотипам, чуть более непосредственными — насколько меньше было бы у нас проблем! Нам не хватает творческого начала, творческого подхода к жизни, творчества во всех его формах.
Увеличить количество творчества «на душу населения», вероятно, можно было бы с помощью специального обучения или воспитания. Возможно ли это? И что для этого нужно? В первую очередь необходимо хоть сколько-нибудь ясное представление о внутренней природе процессов творчества, о тех препятствиях, которые обычно мешают творческим проявлениям человека. Однако здесь и обнаруживаются главные трудности. Когда говорят о творчестве, редко можно услышать сочетания «более» или «менее творческий», хотя говорят же «более общительный» или «менее умный». Похоже, что в нашем обыденном представлении творческие проявления не бывают относительными, они всегда абсолютны: творчество либо есть, либо нет, третьего не дано. Такое отрицание «континуума» творческих проявлений приводит к ложному убеждению, что невозможно развить, расширить имеющиеся творческие способности, что «творчеству не научишь». В то же время это свидетельствует о полной неподвластности процесса творчества субъективному восприятию и рефлексии, которое также способствует убеждению в его полной неуправляемости, неожиданности и непредсказуемости. То же обыденное представление лежит, по всей видимости, и в основе трудностей профессиональных исследователей творчества — когда они хотят дать ему определение. В большинстве известных дефиниций творчество определяется не как процесс, а через описание свойств результата, т. е. как некая деятельность, в результате которой получаютогновые знания, формы поведения и т. п., с дальнейшим определением их «новизны». Вместе с тем очевидно, что если мы не сможем хотя бы схематично и упрощенно представить себе механизм возникновения творческих решений и условия, в которых этот механизм может работать, а будем думать исключительно о результатах творчества, то мы не сможем предложить и какие-либо способы повышения творческого потенциала личности и уж тем более какие бы то ни было способы обучения творчеству.
Представляется разумным рассмотреть следующую схему. То новое, что считается обычно результатом творчества, кажется новым, неожиданным или маловероятным с некоторой точки зрения, в определенной системе координат. Чувство удивления, которое всегда сопровождает восприятие чего-либо неожиданного и маловероятного, служит часто субъективным признаком новизны результата. Однако маловероятное событие в одной системе может с позиции другой системы выглядеть как средне-вероятное или даже обычное. (Так, например, человек, который в некоторой чужой области «изобрел велосипед», будет считать свое решение новым и творческим, хотя с точки зрения специалиста оно может быть вполне стереотипным. ) Для творчества необходима возможность выхода за пределы «своей» системы координат, привычных способов решения задачи, своего представления о мире, возможность перехода, хотя бы кратковременного, на другую платформу, другую точку зрения, с которой человек сможет увидеть невидимое из «своего мира» решение. Однако такие переходы из одного субъективного мира в другой очень непросты, им многое сопротивляется в человеке. С другой стороны, существуют ситуации и условия, з которых такие перемещения существенно облегчаются. Описанию этих ситуаций, психологических приемов и организационных условий, делающих возможным временный отказ от привычных стереотипов и, следовательно, облегчающих поиск новых решений в различных областях деятельности, и посвящена настоящая книга. В первой главе подробно описаны структура и механизм функционирования модели мира — главной системы координат, определяющей восприятие человеком окружающего мира. Во второй главе рассматривается система психологической защиты — механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, который блокирует информацию, несоответствующую представлениям человека о мире, а иногда и препятствует порождению новых решений, если они могут как-то противоречить существующим на данный момент представлениям.
Третья глава описывает разновидности поведения, которые могут помочь человеку преодолеть давление индивидуальной цензуры, ослабить собственные подсознательные установки, повысить чувствительность к новому и неожиданному и доверие к собственным решениям. Здесь внимание сконцентрировано на том, как человек может сам помочь себе преодолеть наиболее распространенные барьеры мышления и поведения. В четвертой главе раскрывается ряд наиболее распространенных стереотипов мышления, препятствующих творчеству, и описываются приемы, позволяющие снизить их влияние. Все они связаны с разнообразными способами формирования нового ракурса, иного взгляда на ситуацию, позволяющего отстраниться от давления привычных и общепринятых подходов. Пятая глава книги посвящена обучению способам борьбы со стереотипами, но не индивидуальным, а групповым. Показано глубинное психологическое влияние группы, облегчающее и ускоряющее «сброс фасада», раскрепощение, которое позволяет вырабатывать разнообразные новые стратегии решения задач. Выдвигается и обосновывается гипотеза, что возникновение новых групповых методик и их эффективность тесно связаны с их нацеленностью на преодоление конкретных видов психологических барьеров. В шестой главе излагаются групповые методы решения творческих задач. Показано, насколько развитие творческих возможностей личности зависит от стиля мышления. Седьмая глава иллюстрирует на конкретной задаче — обучении взрослых — тормозящую роль совокупности стереотипов и барьеров в процессе творческого развития. Описаны приемы преодоления возрастных и профессиональных стереотипов. Восьмая глава — также иллюстративная. Она демонстрирует значение нейтрализации психологической защиты на примере проблемы национальных конфликтов. Вскрываются положительные и отрицательные грани этнических стереотипов, их чрезвычайная устойчивость и инерционность, нарушения логики и восприятия под давлением этноцентризма. В целом книга представляет дальнейшее развитие идей авторов относительно механизмов творчества, трудностей общения и структуры психологических барьеров, изложенных в их предыдущих книгах: Р. М. Грановская, «Элементы практической психологии» [16]; Р. М. Грановская, И. Я. Березная, «Интуиция и искусственный интеллект» [15]; Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков, «Грамматика общения» [26].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|