сновидение
Для бодрствуюшнк существует единый, всеобщий космос. Из спящих же каждый отвращается в свой собственный. Гераклит Сновидение — вид замещения, также переносящий недоступное действие в иной план — из мира реального в мир сновидений. Действия-заместители, которые «конструируются» в процессе обработки накопленной информации, разворачиваются в сюжете сновидения. Однако специфика замещения через сновидение в том. что события при этом не связаны ограничениями реальности: временем, пространством, силой тяжести, необратимостью явлений, смертью. Задача сновидения — показать сложные чувства в картинках и дать человеку возможность пережить их, осуществляя замещение реальных ситуаций. Однако чувства прямо изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но его можно заместить таким выражением страха, как бегство. Невозможно показать чувство любви, но демонстрация сближения — достижима. Исполнение желаний, неудовлетворенных в бодрствовании, в сновидениях имеет явную форму и скрытое за ней содержание. Мысль, которую человек не может додумать до конца, боится допустить в сознание, часто приходит к нему во сне, ибо и во сне подсознание продолжает свою работу, сводя воедино намеки, неосознанные ощущения и представления. Поэтому изучение сновидений, как считал Фрейд [53], — «королевская дорога» в бессознательное. Он обнаружил, что обычно несколько сновидений в течение одной ночи представляют собой попытки различными способами изобразить одно и то же содержание, самые сильные влечения человека. Обратимся к. классическим примерам Библии. Сон Иосифа: «Вот мы вяжем снопы среди поля: и вот мой сноп встал и стал прямо; и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? » (Быт. 37: 7-8). Сон Навуходоносора, истолкованный Даниилом (Дан. 2: 31~34): «Истукан громадный и страшный Голова из золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра — из меди, голени железные, ноги глиняные. Камень оторвался от горы и разбил ноги исполина на мелкие части». Даниил предсказал падение царства Навуходоносора вследствие постепенного дробления на мелкие государства. Уже на этих примерах очевидна символичность сновидений.
Приведем другие, более обыденные примеры. Однажды 34-летняя женщина увидела во сне, что она убила мужа и дочь большим кухонным ножом. С этого дня, стоило ей увидеть нож, как ее охватывал ужас, начинались приступы тоски и даже обмороки. Лишь сон помог ей осознать глубину своего конфликта с семьей. Известно, что лица с ориентацией на социальный успех достигают в сновидениях желаемого поведения. Длительно видят сюжеты выздоровления тяжело больные. Острое состояние голода вызывает сны, связанные с употреблением пищи. Во время сна цензура ослабляется, и из подсознания в ткань сновидений проникают истинные влечения и мотивы, вплетая в сюжет сна соответствующие образы. Важно подчеркнуть, что реализация в сновидениях осознаваемых или неосознанных желаний — истинное замещение, поскольку переживания, сопровождающие сновидение, могут приводить к нормализации состояния во время бодрствования Наиболее отчетливо переориентация обнаруживается в сновидениях детей. Это хорошо видно на примере из коллекции Фрейда [50], Мальчик двух лет подарил любимому дяде корзину вишен. Вишни были очень вкусные, он успел съесть лишь немного, о чем, очевидно, жалел. Утром он проснулся с радостным сообщением: «Герман (т. е. он сам) съел все вишни! »
К работе сновидения относится превращение понятий и состояний, незрительных по своей природе, в зрительные образы. Видящий сновидение вовлечен в ситуацию, он — действующее лицо и активно ее переживает. Поэтому суть ситуации ясна ему и без слов. Рассказ же сновидения требует усилий, связанных с трансляцией образов в слова. Наоборот, перевод понятий и эмоций в образы сновидения призван скрыть, зашифровать истинный смысл мотивов, превратить скрытые желания, в невинный по своему содержанию сюжет с целью обхода, цензуры. Анализируя сновидения, Фрейд разделил их на три группы [52]. К первой он отнес сновидения, в которых вытесненные желания появляются в незамаскированном виде. Такие сны типичны для детей (корзина с вишнями). Во вторую группу вошли такие, где вытесненные желания замаскированы, а в третью — сновидения с недостаточной маскировкой, дефицит которой обнаруживается и а фабуле, и в ощущениях страха, который может сохраняться и после пробуждения, Пример проявления в сюжете сновидения неудовлетворенного желания в недостаточно замаскированном виде красочно описан в рассказе М. М, Коцюбинского «Сон» [по 2, с. 19]. «Что-то мутное оседало на. сердце. Это начиналось дома, а заканчивалось здесь, в бесцветной городской скуке, словно длинная ржавая цепь., По утрам... он выслушивал женины сны, прозаичные и скучные, как действительность, наскоро пил чай за столом, покрытым крошками хлеба, со следами мокрых стаканов и посудой, оставшейся там еще от ужина, и спешил на службу, провожаемый нечесаной женой в старом халате. И так день за днем. И вот однажды он увидел сон о далекой, почти экзотически красивой стране, где встретил чуткую к красоте женщину, без слов понимавшую его тоску по прекрасному». Подобные «непосредственные» сновидения возникают у человека и в ситуации сенсорной недостаточности. Вот пример из книги космонавта В. И. Лебедева [31], «Необычность наших условий жизни сказывается на всем, даже на снах», — записал в дневнике А. Бложко. «На днях, когда обострились наши отношения с Германом, мне приснилось, будто в термокамеру входит Виктор Потапов и заменяет его». «В другой раз я ясно видел, как мы выбираемся из термокамеры на крышу, покрытую снегом. Сны здесь воспринимаются по-другому: во сне можно покинуть эти серые стены, повидать близких, вообще узнать что-нибудь новое».
Среди средств маскировки истинного желания в сновидениях выделяют такие разновидности, как сгущение, смещение и символизация. Сгущение — это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену, целостный образ. Так, Анна Каренина почти каждую ночь видела один и тот же сон — что Каренин и Вронский оба были ее мужьями, расточали ей свои ласки. Каренин плакал, целуя ее руки, и говорил о том, что ему теперь хорошо. Вронский был тут же, и он тоже был нежен с ней. Она удивлялась себе, что прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что так все гораздо проще и что они оба теперь довольны и счастливы. Толстой показывает здесь, как несовместимые желания Анны, породившие у нее душевный конфликт, — жить в семье, сохранив сына, и жить с любимым — слились в общей сцене. Психологическая защита, реализованная через такое «сгущенное» сновидение, дала возможность разрядить душевное напряжение. Всякая ситуация имеет свою психологическую предысторию, которая может быть скрыта от нас. Мы часто не осознаем работы своего подсознания, и конечный результат может не иметь другого выхода наружу, кроме как через «вещий сон». Джеймс Уатт, известный как создатель паровой машины, сделал еще одно замечательное изобретение — во сне: открыл способ изготовления свинцовых пуль и дроби. В течение недели ему снился один и тот же сон — будто он идет под проливным дождем, но вместо капель воды на него сыплются свинцовые шарики и катятся под ноги. Он задумался: не означает ли это, что капли расплавленного свинца в свободном падении затвердевают в шарики? Он провел опыт, который полностью подтвердил его догадку. С тех пор свинцовую дробь получают именно таким методом. В этом случае важны два момента: во-первых, повторяемость сновидения, свидетельствующая о том, что подсознательный процесс поиска решения пришел к успешному концу, и, во-вторых, способность изобретателя не только поверить себе, но и организовать экспериментальную проверку идеи, возникшей в сновидении.
Смещение — это замена в сновидении желания или объекта, которые не пропускаются -цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми, менее тревожные и потому пропускаемые: переход от самой вещи к фетишу, символу или от одной части объекта к другой. Пропущенные цензурой и появившиеся в сновидении образы через ассоциации создают намек на отсутствующие в фабуле недоступные желания. Так, первое время после смерти матери нередко возникает конфликт между страстным желанием увидеть ее, хотя бы во сне, и травмирующими воспоминаниями о ее смерти. Этот конфликт разрешается с помощью смещения, и в сновидении появляется не сам образ матери, а какая-нибудь из любимых ею вещей или что-то другое, связанное с ней по ассоциации. Распространенной формой маскировки в сновидениях является символизация. Фромм [54] выделяет три типа символов: условные, случайные и универсальные. Первые опосредованы, социально; они возникли как результат соглашения, и для них характерно отсутствие глубинной связи между самим символом и тем, что он обозначает. Случайные символы субъективно связаны с некоторой ситуацией, важной лишь для данного лица, а универсальные — общие для всех — характеризуются объективной, реальной связью символа и обозначаемого им предмета. Универсальность символов языка сновидений, как и языка мифов, связана с особенностями человеческого тела, общностью многих ощущений и представлений. В «Преступлении и наказании» Раскольников, терзаемый сомнениями в своем праве убить старуху-процентщицу, видит сон: пьяные мужики беспощадно бьют слабую лошаденку, впряженную в тяжелый, сверх меры нагруженный воз. Он — ребенок — бросается к ним, умоляет не мучить лошадку, но в ответ мучители только смеются и еще яростнее избивают несчастную лошадь. В конце концов она падает и издыхает под их ударами. Проснувшись, Раскольников чувствует себя так, будто били его самого. Образ избиваемой лошади он сразу воспринимает как символ своей души, своей совести, которую он обрек на непосильное бремя. Отметим, что конь, как символ души, универсален для многих мифов и сказок. В эксперименте Ломбарда участникам предлагались особого рода «подсказки»: испытуемый смотрел на свое отражение в полупрозрачном зеркале, помещенном на крышке ящика, внутри которого (с помощью лампы-вспышки) на долю секунды появлялась некая картина, рассмотреть которую подробно он не успевал. Невоспринятые части этой картины перерабатывались подсознательно и прорывались затем в сновидениях.
Словесная инструкция испытуемым в этом опыте была такой: «Сегодня или завтра вы увидите сновидение. Незабываемое сновидение, связанное с вашим образом (картина видна через изображение собственного лица). Вы увидите себя в символическом, таинственном, абсурдном и, возможно, неузнаваемом виде. Вы увидите свой истинный образ. Необычный, сокровенный и глубоко правдивый автопортрет. Когда проснетесь, вспомните сновидение полностью». Среди предъявляемых картин было, например, изображение бабочки, в контуре которой нарисована птица. Сновидения испытуемых отражали главное — соотношение внутреннего и внешнего. Сон: находка внутри горы, обнаружение сердцевины. Все это на отрицательном эмоциональном фоне. Другой сон: «Я нахожусь в центре алмаза, вокруг порхает тысяча золотистых бабочек. Ощущение счастья». Таким образом, подсказка меняла фабулу, но сохраняла личный эмоциональный фон. Когда у человека возникают внутренние трудности, он ищет выход из положения — пытается организовать деятельность, направленную на реальное изменение ситуации. Если это ему не удается, включается один из видов защиты — например, желаемое замещается символами сновидения, и, тем самым, бремя психической перегрузки до некоторой степени облегчается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|