Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

катарсис. Л. С. Выготский




катарсис

Искусств, есть необходимый разряд нервной

Энергии  и сложный прием уравновешивания

организма и среды в критические минуты

нашего поведения.

Л. С. Выготский

Катарсис (греч. katharsis «очищение») — вид психологической защиты, приводящий к изменению системы ценностей с целью ослабить влияние травмирующего фактора. Для этого может использоваться некая внешняя, универсальная система ценностей, с точки зрения которой травмирующая ситуация теряет в своей значимости. Катарсис может наступать только при значительных эмоциональных напряжениях, в накале страстей, которые изменяют обычные соотношения ценностей и мотивов. Так, переживание сильного страха иногда приводит к нравственному перерождению, пробуждению совести, духовному обновлению. Резко изменяется структура установок, появляется решимость действовать в новом направлении. Сравнимое по силе и результатам воздействие может произвести любовь, которую недаром называют «землетрясением души». Она наделяет человека новой жизненной позицией, преобразуя всю шкалу его ценностей и идеалов.

Для катарсиса ключевым моментом является эмоциональный всплеск. Еще св. Августин писал, что чем интенсивнее переживание, тем больше душа утрачивает господство над собой, а в экстазе она лишается всякой проницательности и бдительности. Очевидно, такое состояние необходимо для перераспределения ценностей.

Установлено, что одновременно испытываемые близкие эмоции, накладываясь одна на другую, взаимно усиливаются. Например, при восприятии произведения искусства чувство восхищения совершенством его формы усиливает удовлетворение от оценки нравственной его ценности. Морено различал два вида катарсиса: «катарсис действия», испытываемый участником события, и «катарсис интеграции», вызванный чувством сопричастности с другими действующими лицами. В этом случае эмоциональное отношение к герою драмы непроизвольно актуализирует аналогичные составляющие личного опыта зрителя, усиливая сопереживание. Сочувствуя герою, человек одновременно переживает собственное — важное, болезненное или тревожащее — событие. Сопереживая страданиям героев трагедии, зритель иногда испытывает такой страх, ужас, горе, что в кипении этих эмоций рождается катарсис — преодолевается, разрешается душевный конфликт и нормализуется его собственное психическое состояние.

Ярко описал воздействие театра через механизм катарсиса Шиплер: «Театр развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас роскошным приростом мужества и опыта... Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений,

преподносит он нам в громких словах и ярких образах., сила которых поражает нас. Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение, но и потому, что -наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности» [55, с. 223].

 

Творческое вдохновение художника есть, в сущности, тот же катарсис — в этом состоянии происходит гармонизация «Я», его синтезирование, преодоление дезинтеграции. Вадим Шалимов говорил: «Для художника записать — это значит отделаться от боли, ослабить боль». При этом творец считается от внутренних конфликтов, возвышается над своими предрассудками, становится способным преодолеть субъективность. Через катарсис искусство реализует особые, высшие формы общественного сознания, достигая социально значимых целей нравственного преобразования и совершенствования личности.

Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в момент, когда рискует лишиться их полностью. Тогда ломается и перестаивается многое из прежнего отношения к миру и к самому себе, устанавливается новая система ценностей — изменяются критерии решений. Одна из пациенток Московского кризисного стационара так описывает свои впечатления: «У меня произошла переоценка ценностей. За короткий срок врачи сумели помочь мне в ситуации, которую я считала трагически неразрешимой». Как показано Толстым в «Исповеди», выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого места в жизни, новых духовных ценностей. Аристотель, который ввел термин «катарсис», понимал его как процесс очищения человека от дурных эмоций, аффектов путем воздействия на самые социально значимые эмоции — страх и сострадание.

Фрейд рассматривал катарсис через призму любви и веры, формирования религиозных культов и обрядов. У истинно верующего или преданно любящего человека меняются мотивы и установки: воля к самоутверждению и желание настоять на своем сменяются готовностью сбыть ничем», чтобы раствориться во Всевышнем., любимом. В этом состоянии резко меняется шкала ценностей. Прибежищем безопасности человека становится то, чего раньше он больше всего боялся. Наступает состояние счастья и наслаждения новоприобретенной свободой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...