проекция. отчуждение
проекция Если человек стал сам хуже, то все ему хуже кажутся. М. Ю. Лермонтов Проекция — вид психологической защиты, сущность которой — бессознательное отвержение собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений и перенос их на другое лицо. Это своего рода перекладывание ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Обычно для проекции выбирается подходящий объект — люди, обладаюющие определенными чертами, которые помогают «нагружать» их отрицательными качествами самого проецирующего. При этом границы «Я», ощущение которых обычно помогает личности осознавать свою отдельность от окружающего мира, сдвигаются так, что неприемлемые аспекты своего «Я» считаются принадлежащими другим. Объем «Я» либо сжимается (часть принадлежащего личности отвергается), либо расширяется (захватывается что-то чужое — идентификация). Крайние патологические случаи проекции — садизм и мазохизм. Если садист бежит от одиночества, поглощая другое лицо, превращая его в свою часть, то мазохист эту же задачу решает, становясь частью другого, полностью подчиняясь ему. Проекция — форма защиты «Я», приписывающая, для ослабления чувства вины, собственные пороки и слабости — другим. Смещение границ дает возможность относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи, и, соответственно, применять к ним (обычно гораздо лучше развитые] способы решения «внешних» проблем. Как бы ни был человек неправ, он будет скорее обвинять всех, кроме самого себя. Следы проекции обнаруживаются, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, искренне не сознавая, что это его собственный поступок или качество. Пропуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек меняет его принадлежность — относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, изменяя и дополняя тем самым вытесненную часть информации.
Термин «проекция» ввел Фрейд, который понимал ее как приписывание другим людям' того, в чем человек не хочет сознаться себе самому, и уподобление окружающих людей себе, своему внутреннему миру. Появляясь еще в раннем детстве, проекция является наиболее частой формой защиты и у взрослых. Проявления ее общеизвестны: старая дева, подавившая свои сексуальные стремления, возмущается распущенностью нравов; злой человек не верит в доброту других людей и т. п. Это явление отражено во множестве пословиц и поговорок: «клятвопреступник не верит клятвам», «вор каждого подозревает», «вор свою дверь запирает» и т. д. Распространенная форма проекции — перенос собственных проблем на детей или супруга. Так женщина, не умея придать смысл своей жизни, решает завести ребенка. Проекция нередко деформирует супружеские отношения, превращая одного из супругов б вечного «воспитателя» другого, бичевателя его недостатков. Нередко приписывание одним человеком своих неблаговидных поступков или свойств другому либо оборачивается для первого саморазоблачением, либо приводит его к разочарованию во втором. Глубинные механизмы проекции и ее последствия описаны А. А. Ухтомским, Теория доминанты, разработанная им, позволила объяснить феномены «двойника» и «заслуженно собеседника». «Двойник» образуется через проецирование на образ другого человека их собственных плохих качеств, а «заслуженный собеседник», наоборот, формируется идентификации в виде интереса и уважения к другой личности. Ухтомский писал. «Когда люди осуждают других, то тем только обнаруживают своего же таящегося в себе двойника; грязному в мыслях все кажется грязным; завистнику и тайному стяжателю чудятся в других стяжатели, эгоист, именно потому, что он эгоист, объявляет всех принципиальными эгоистами». « Нет ничего обычнее, чем самоуверенно-циничные глаза торговца, которыми присматриваются друг к другу соседи: дескать, меня не надуешь, я-то тебя вижу насквозь, ибо ключ к
тебе я всегда ношу с собою: это я сам... Вот это и есть великая проблема Двойника в своих интимных источниках, когда собеседник заперт за семью печатями, и нет выхода к лицу человеческому как оно есть, с его потребностями и исканиями» [48, с. 101]. Здесь важно обратить внимание на то, что человек с преобладанием защиты по типу проекции видит в других прежде всего самого себя. При общении с «двойником» человек, по сути, разговаривает сам с собой, замыкаясь в скорлупе своего внутреннего мира. Достоевский писол, что только когда человек пробьет эту скорлупу, у него появится истинный собеседник [35]. Итак, при проекции информация трансформируется таким образом, чтобы помочь человеку убедить себя, что не он, а кто-то другой враждебно настроен, агрессивен, жаден. Обобщая, можно сказать, что при этом формируется образ врага. Тот, кто повсюду видит врагов, лишь подчиняется своему защитному механизму, проецирующему ответственность за собственные промахи и ошибки на «них». Благоприятные условия для проекции создает алкоголь. Как считает Б С. Братусь [8], он потому и приобрел столь значительное место в человеческой культуре, что располагает к проекции. На начальных фазах опьянения границы личности размываются, возникает особое состояние — снижение способности различать свойства собеседника и свои собственные, что временно «уравнивает» их и облегчает проецирование на собеседника своих качеств. Обладая положительной самооценкой, человек, как правило, уверен в себе и не нуждается в непрерывной демонстрации своих особых достоинств. У него нет желания постоянно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек хронически недоволен собой вследствие конфликта между желаемым и реальным образами «Я». Этот конфликт запускает механизм проекции и тем самым ведет к формированию установки отрицательного восприятия окружающих. Поэтому низкая самооценка — ключевое звено, повышающее вероятность возникновения проекции, а проекция, в свою очередь, играет заметную роль в формировании различных предрассудков — сословных, расовых, возрастных.
Как и другие психические механизмы, проекция может выполнять и полезные функции — кроме снижения внутренней напряженности, она способствует успешному предвидению и планированию, когда человек расширяет временные границы своего «Я», проецирует себя в будущую ситуацию. Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать, так как при этом на другого проецируются собственные положительные качества и похвальные поступки. С другой стороны, зло, причиненное другому человеку, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика. отчуждение Множество грехов отпадает, если рядом с колеблющимся стоит свидетель ею поступков. Эпикур Отчуждение представляет собой изоляцию, обособление внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Оно часто ведет к расщеплению, диссоциации личности. При этом некоторые совокупности событий воспринимаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и не анализируются. Изоляция провоцирует нарушение нормального функционирования сознания. Вызывает расщепление обычно сильное переживание, аффект, который склонен становиться автономным комплексом, отрываться от иерархии сознания и тащить за собой «Я». Так возникают отдельные, обособленные сознания, каждое из которых может обладать своим собственным восприятием, памятью, установками. Диссоциация психики — состояние, позволяющее комплексу «Я» перемещаться из одной изолированной зоны в другую и при этом наблюдать за самим собой «со стороны». Отчуждение, таким образом, осуществляет защиту личности путем «отстранения» от собственных переживаний. Психика при этом расщепляется на несовместимые и четко разграниченные области, каждая из которых обладает непротиворечивой внутренней организацией, своим набором проблем, форм внимания к миру, к себе, к своему прошлому-. В каждый момент субъект отождествляет себя только с одной из этих личностей, а другие могут восприниматься как чужие, опасные, грозящие захватить власть над поведением.
Вследствие отчуждения могут возникать состояния деперсонализации, дереализации, галлюцинаций и бреда. Деперсонализация связана с расстройством самосознания, нарушением механизма восприятия чувств, мыслей, воспоминаний как «своих». Она может порождать чувство душевного онемения, которое защищает от острой психической травмы. Дереализация нарушает восприятие внешних явлений и предметов, вызывает ощущение чуждости и нереальности мира. Галлюцинации и бред также связаны с трансформацией восприятия, искажающей или прерывающей контакт с опасной ситуацией: «Это не имеет отношения ко мне», «Эта ситуация какая-то необычная, ее невозможно понять», «Это объект, но не тот, о котором говорят другие», «Это надо понимать так, а не эдак». При отчуждении неприемлемая информация инкапсулируется в отдельной, автономной части сознания, блокируясь тем самым от доступа к остальным зонам сознания. В результате возникает отрыв вызывающих беспокойство мыслей и чувств от их абстрактных или логических аспектов, нарушается связь между травмирующими событиями и их эмоциональной оценкой, хотя реальность этих событий осознается. Все это происходит, но словно бы с кем-то другим. В состоянии расщепления сознания одна из его частей, ответственная за сохранение тождества личности с протекавшими ранее процессами мысли, уклоняется от этой своей обязанности (так как тогда функционировала другая часть сознания), теряет большие промежутки времени в прошлом, путает порядок событий. Отчуждение, как ярко выраженная изоляция друг от друга отдельных частей личности, «доводит до абсурда» нормальную способность выйти за пределы собственного «Я», связанную со сменой ролей в совместной деятельности. Ограниченное отчуждение часто имеет положительный эффект, позволяя постигать новое с разных точек зрения. Ощущение свободы также предполагает способность к самоотстранению. Если человек не в силах все время терпеть самого себя, он может от чего-то в себе отмежеваться. Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между приемлемой и неприемлемой частями «Я», позволяющая занять новую позицию по отношению к какому-то своему состоянию или качеству.
Таким образом, отчуждение имеет и негативные, и позитивные грани. В своей защитной роли оно выступает как внутренняя анестезия, дающая возможность отключиться от душераздирающих физических или психических страданий. Неоднократно отмечено, что в момент пыток, при ощущении сильной боли подчас возникает чувство некоторого удаления, отстранения от себя: «Это происходит с моим телом, но не со мной». Эффекты деперсонализации могут быть получены и в экспериментальных условиях —при сенсорной депривации (искусственном ограничении ощущений). Одиночество и порождаемый им дефицит информации провоцируют раздвоение «Я»: человек выделяет из себя партнера по общению и взаимодействует с ним. Страх, тревога, вызванные длительным одиночеством, ищут и находят себе разрешение в общении с «вынесенной наружу» частью собственной личности. В следственной практике известны ситуации, когда человек, совершивший тяжкое преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственного участия в содеянном, не может вспомнить хоть что-нибудь из того, что делал в том состоянии, ибо тогда им управляла другая часть сознания. Человек опознает предметы, с помощью которых было совершено преступление, как свои, не отрицает и своего присутствия в тот момент, но вопреки всякой очевидности и несмотря на вещественные доказательства, утверждает, что не совершал этого поступка, поскольку не переживает его как собственный — вторгается защита по типу отчуждения. Отчуждение связано с отмежеванием одной части личности человека, неприемлемой и травмирующей его, от другой части его же личности, которая вполне для него приемлема. Пока существует такое расщепление, достойная часть личности не страдает по поводу поступков недостойной, самоотстраняется от нее. Проблема преодоления подобной отчужденности и обретения внутреннего единства, гармонии, душевного равновесия тесно связана с осознанием своей греховности, с признанием отвергаемых частей своей личности. Грех концентрирует в себе страх, вину, стыд, отвращение Сам факт отчуждения Гегель [13] рассматривал как необходимый момент развития, считая, что в акте отчуждения есть положительные элементы — становление самосознания, поляризация добра и зла, возникновение нравственной вменяемости. Таким образом, отчуждение расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков. Подобное отстранение от чего-либо позволяет обрести внутреннюю свободу и четче осознать свои нравственные устои.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|