Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

сублимация. идентификация




сублимация

Великий Леонардо был ч/ловеком, в

тчрасте превратившим свою сексуальность

в стремение к знанию.

Фрейд

Сублимация — это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом формы творческой активности. Это — наиболее адаптивная из форм защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Важно, что при сублимации замещается не сам объект (неприемлемый — приемлемым), а способы взаимодействия с ним.

Способность большинства людей отвлекаться от первоначальной цели и находить удовлетворение в объекте, допустимом с социальной точки зрения, т. е. сублимировать свои влечения, ограничена. Сублимация часто связана с десексуализацией, но последняя не всегда

является порождением защиты, так как, в норме, возникновение «сверх-Я» также предполагает десексуализацию.

Сублимация — процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших, рефлекторных форм — на высшие, произвольно управляемые, разрядка энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения. Она включает перенаправление энергии от объекта инстинктивных влечений к объектам иного рода и сопутствующую трансформацию эмоций. Благодаря исключительной силе сексуального в человеке, его переадресация в другие области приводит к значительному повышению работоспособности и творческой отдачи.

Сублимацией Фрейд объяснял как научную деятельность, так и и художественное творчество, которые, по Фрейду, суть лишь разные способы снятия напряжения. Следствием творческого акта является разрядка накопленных эмоций, что разрешает конфликт или ослабляет его до допустимого уровня. Разрядка психического напряжения наблюдается в момент «озарения». Фрейд писал: «Часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяют собой сексуальное удовлетворение» [51].

Хотя абсолютное подавление сексуальности, несомненно, снижает творческую активность и способность к эффективным решениям, многим удается перевести значительную часть полового влечения в профессиональную деятельность. Ньютон не знал половой жизни, как и Грегор Мендель. Превращение сексуальной энергии в творческий потенциал невозможно без личностных потерь. Человек, вставший на путь сублимации и запрещающий себе половую любовь, откладывающий ее до момента, когда «хорошо узнает партнера», не способен уже на сильные чувства. Он остается «по ту сторону» любви и ненависти, так как заменяет страсть исследованием.

Половое влечение особенно пригодно для сублимации, так как оно сравнительно легко поддается подмене своей цели на другую (в том числе и несексуальную). Важно заметить, что если нечто, например сексуальная любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким способом оно избегает вытеснения. Образование идеала «Я» и повышение требований к себе провоцирует вытеснение, но сублимация позволяет осуществить эти неприемлемые устремления и обойтись без вытеснения.

идентификация

Мы должны отыскать себе благородного

мужа, которого мы имели бы всегда перед

глазами, чтобы жить, точно он всегда

смотрит на нас, и поступать, точно он

видит наши поступки.

Эпикур

Идентификация — разновидность проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Это — возвышение себя до другого через расширение границ своей индивидуальности: человек, «включив» другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства или действия. Вообразив себя на месте «образца», т. е. переместив центр своего «Я» в этом, теперь уже общем пространстве, он может испытать сочувствие, соучастие, эмпатию, почувствовать другого через себя и тем самым глубже его понять, а сочувствие или сопереживание, в свою очередь, предполагают «слияние» индивидуальностей через общие чувства и переживания. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается действовать.

Идентификация реализуется не только при отождествлении себя с кем-то, но и при причислении себя к определенному роду, классу, психологическому типу. В любом случае она облегчает осознание, понимание своей сущности, расширяет «Я», включая в него не только конкретных людей, но в отдельных случаях и мир, общество в целом. Еще Фрейд отмечал возникновение особой формы идентификации — «океанического» чувства, состояния полного слияния со вселенной, единения, разрушающего любые преграды между «Я» и остальным миром. Растворяя себя в чем-то большем, человек преодолевает свои границы, приобретает единство с природой, с Богом. Это не формирование дополнительных границ внутри, а утрата границ внешних. В общем случае граница «Я», помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, смещается, в результате чего либо отвергается то, что принадлежит нам самим, либо принимается принадлежащее другому человеку или миру в целом. Состояния транса и гипноза — разновидности межличностного слияния.

Идентификация как один из механизмов самопознания начинается с детских ролевых игр («дочки-матери», «пожарники», «космонавты»). Она приносит чувство единства и гармонии через сопричастность с кем-то или с чем-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоуважения. С помощью сублимации ребенок усваивает нормы поведения значимых для него людей, т. е. активно социализируется. Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого, т. е. участвует в формировании «сверх-Я».

Отсюда ясно, насколько важна для развития ребенка возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых им людей как свои собственные, человек из этих элементов формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он бы хотел стать.

Для идентификации с кем-то нужна определенная мера сходства с ним, усиливающая чувство симпатии, близости и инициирующая процессы отождествления. Стремление к идентификации тем больше, чем ближе образ героя смыкается с представлениями об идеальном варианте себя самого. Вспомним, что обижаемся мы только на того, кого любим, ибо только в этом случае у нас имеются ожидания, установки — мы знаем, как «он» должен вести себя, ведь это «часть нас самих».

Идентификация с героем помогает человеку принять его способы восприятия окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов. Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что чувствует герой, и таким образом научиться интерпретировать сходные состояния у себя. Идентификация — это состояние, в котором человек сливается с объектом, с тем, что он делает, говорит, чувствует, желает, с тем, во что он верит. Это отождествление изменяет его ощущения и организацию внимания настолько, что он теряет способность со стороны, непредвзято посмотреть на объект идентификации.

Осознание своих недостатков, особенно в сравнении с достоинствами других людей, вызывает у человека внутреннюю напряженность. Этот конфликт можно разрешить по-разному: закрыть глаза на свои недостатки, возненавидеть идеал, который служит прямым укором, или же, наоборот, полюбить этот идеал. Способность восхищаться и любить тех,

кто лучше нас, способность создавать себе идеалы предрасполагает к идентификации и тем самым формирует чувство собственного достоинства, повышает самоуважение, так как человек чувствует себя причастным к чему-то, что выше, лучше его. Это помогает преодолеть индивидуальную слабость, беззащитность, ощущение бесцельности своей жизни. Идентификация служит средством самовоспитания, а ее основу составляет эмпатия как ощущение эмоциональной общности с чувствами и состояниями притягательного человека.

Проекция и идентификация имеют и свои отрицательные стороны. Как исключительная центрированность человека на себе, так и полное уподобление другому, принятие его ценностей означают прекращение развития собственной индивидуальности. Только уравновешенность взаимодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека.

Заканчивая анализ различных видов защиты, необходимо подчеркнуть, что не все они примиряют человека с самим собой за счет отвержения неприемлемой новой информации. Три из них — идентификация, катарсис и сублимация — приводят к включению части этой новой информации в собственную систему ценностей, изменяют модель мира и таким образом ослабляют конфликт между «хочу» и «могу».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...