Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

социальные барьеры. теоретическая база социальных форм зашиты




социальные барьеры

 Мы рождены, чтобы жить вместе.

 Экзюпери

Мы рассмотрели те защитные механизмы, которые определяются индивидуальным опытом человека, теми трудностями и проблемами, которые, став для него непосильными, провоцируют развитие определенных форм защиты для снижения уровня тревожности и восстановления душевного равновесия. Однако глубинные процессы подсознательного организуются не только в индивидуальном плане. Многие базовые структуры определяются историей народа, к которому принадлежит человек, и даже историей всего человечества, оставившей свои следы в психике каждого человека. Социальная защита — это способы поведения, порождаемые противоречиями и конфликтами, существующими в обществе. Влияние этого общего фундамента на психическую жизнь человека двойственно. С одной стороны, все формы психологической защиты до некоторой степени изначально определены общей историей, а с другой — конкретные социально-культурные условия придают специфический вес и окраску каждому переживанию человека, соотнося его с современностью.

теоретическая база социальных форм зашиты

Сердце  имеет доводы, которых разум не

знает.

Паскаль

Тема социальных барьеров и их составляющих разработана еще совсем мало. Как нам кажется, единственным существенным вкладом в эту область сейчас являются представления

Юнга об архетипах [58, 59]. Он проанализировал имеющиеся наблюдения о символике сновидений и пришел к заключению, что в них представлены образы и. мотивы, характерные не только для индивидуальной жизни, но и для конкретного исторического периода человечества. На этом основании он развил теорию о существовании, помимо индивидуального, еще и коллективного, расового, общечеловеческого бессознательного. С этой позиции общие элементы мировых религий и мифов можно рассматривать как уникальный источник информации о коллективном бессознательном.

Содержание коллективного бессознательного приобретается человеком не в ходе накопления личного опыта, а получается в обобщенной форме, как родовые понятия: «вечное», «мать», «дитя», «герой», «душа», «тень», «ведьма» и т. п. В качестве носителя коллективного бессознательного выделена особая конструкция — архетип, своеобразная «результирующая» транскультурных, изначально упорядоченных принципов психики. Это подавленные, лежащие на самом дне бессознательного побуждения и творческие импульсы, которые в значительной степени остаются недифференцированными и поэтому не способны развиваться. Однако их подавленность ограничивает возможности человека адаптироваться к реальности, и только при активизации этих побуждений через сопоставление их с наличными культурными клише сознание может идентифицировать их как архетипы. Только в этих условиях несомая ими информация пропускается цензурой, и реальной становится их конструктивная интеграция в структуру личности.

Тем самым, момент встречи внешней (культурной и социальной) и внутренней (подсознательной) информации определяет связь человека с коллективным бессознательным. Сложение мощного эмоционального заряда подсознательного очага и скрытой в архетипе мудрости неисчислимых веков создает наилучшие условия для использования врожденных представлений. Таким образом, коллективное бессознательное выступает как инстинктивный фундамент сознания, коллективная часть восприятия, наследственная мудрость, которую человек получает в-виде определенных мнемонических образов в структуре памяти. Это не представления, а врожденные возможности представлений, априорные идеи, ставящие границы самой смелой фантазии.

В творчестве архетипы проявляются в качестве его регулирующих принципов. В соответствии с общими свойствами бессознательного, их жизнь протекает вне времени и пространства. Поэтому коллективное бессознательное, сохраняя мощный эмоциональный заряд, имеет не только негативное, ограничительное значение, но, обладая богатством древних мнемонических образов, выступает и как источник творческой силы и воображения. Значение этих образов для творчества столь велико именно потому, что в них синтезирован громадный вековой опыт.

В психике архетипы проявляются через универсальные символы подсознательного: пробиваются в сновидениях, отражаются в мифах, религиозных, мистических и философских теориях. Из-за их тесной связи с инстинктами — с одной стороны, и индивидуальными подсознательными очагами — с другой, архетипы обладают особой, иногда совершенно неодолимой силой. Эмоциональное воздействие архетипа необычайно велико — это голос более громкий, чем голос самого человека, зов из вечности. В экстремальных ситуациях архетипы, всплывая из глубин, приносят древние способы решения, пробуждают спасительные силы и тем самым помогают избавиться от опасности. По общему закону развития, каждая психическая структура несет в себе метки пройденных ступеней эволюции. Поэтому при сильных переживаниях, затруднениях и бедствиях во множестве появляются интеллектуальные продукты, похожие на фрагменты древних учений.

Архетипы обнаруживают себя не только в виде образов сновидений, но и в научном и художественном творчестве. С позиции теории Юнга творческий процесс включает, как свою часть, одухотворение подсознательных архетипов и развертывание их в образные, пластические формы в соответствии с особенностями эпохи. Поэтому творчество может дать жизнь тем фигурам и представлениям, которых творцу теперь как раз более всего недостает.

Смысл функционирования архетипов — в интерпретации главных догм культуры современного общества через образы и идеи архаического сознания. Отсюда их способность через метафоры обращаться к самым различным социальным и культурным слоям общества. Это мощный интегратор, преодолевающий расхождения мировосприятия за счет -формирования новых понятий. Массовые идеалы, становящиеся причинами перемен в истории, не изобретаются, а вырастают из народной почвы. Так, для всех культур характерен «центризм», связанный с архетипом столь же древним, как страх перед покойником или представление о бессмертии души.

Субъективная картина мира в сознании человека и объективная реальность адекватны друг другу только на «своей» территории. Эта картина мира представляет собой систему концентрических кругов, сфер, где по направлению от общего центра убывают и степень измененности естественной среды, и мера влияния человека на природные процессы, и защищенность от природных факторов, и уверенность человека в себе. Все находящееся в «своем» пространстве осваивается индивидуумом на уровне более глубинном, чем логический, — оно, действуя совместно с архетипами, «впечатывается» с рождения.

Человек прирастает к ощущению правильности «своего», к тому, что «это» и надо любить. Только став взрослым, он пытается с помощью логики убедить себя, что есть основания любить именно «свое». Здесь логика призвана оправдать представления, возникшие в нелогической среде. На эмоциональном же уровне оправдания ему не требуются — он это просто «знает».

Воплощение этого центризма можно показать на примере. В мае 1992 г. доктор Джон Такер из Международного университета Флориды демонстрировал две карты, на одной из которых Гренландия была больше Африки, а Северная Америка и Азия — неадекватно велики, а на другой — Африка значительно больше Азии. Первая карта была выпущена в США, вторая — в Нигерии.

Практически нет культур, которые не считали бы себя центром мироздания. И Земле, как космическому телу, отводится особая роль «колыбели жизни», единственного места, где может существовать разум. Сознание не может примириться с «периферийностью». Если человек вынужден отдать себе отчет в том, что по каким-то критериям он находится на периферии, то он тут же торопится присоединиться к какому-то другому «центру». Так, грек из Аркадии знал, что центр эллинской культуры не в Аркадии, а в Афинах, но центр мира — это все же Эллада!

В архетипах проявляется «дух времени». Например, в индийской философии Мандола есть проявление архетипа целостности «Я» — явление инкарнации божества в человеческом восприятии. Наше время рождает иные мифы, с иной архетипической первоосновой, — напримео, миф о «летающих тарелках».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...