Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Христос - истинный Бог Яхве




Эта подборка цитат из Священного Писания призвана показать, что Христос есть воплотившийся Яхве (Иегова)

В общении с представителями "Свидетелей Иеговы" очень часто поднимается вопрос Божественности Христа и употребимости имени Божьего "Иегова".

Для православного христианина мысль, что Иисус Христос - истинный Бог и Творец мира является очевидностью. Однако для адепта "Свидетелей Иеговы" Иисус Христос есть пришедший на землю ангел, "бог" и "господь", но при этом всего лишь творение Иеговы.

Спорить при этом о терминах "Бог" и "Господь", как нам кажется, нецелесообразно. На все наши доводы у "Свидетелей Иеговы" найдутся контраргументы, ведь точно также во времена Первого Вселенского Собора ариане выискивали тексты Писаний в поддержку своей ереси.

Давайте попробуем разобраться: в чем же здесь дело?

Для начала обратимся к обычной аргументации христиан в пользу Божественности Сына Божия чтобы понять логику рассуждений адептов "Свидетелей Иеговы" и предложить им доводы, учитывающие их восприятие наших слов.

Тексты Писаний содержат достаточно большое количество указаний, позволяющих прийти к выводу, что Иисус Христос действительно является истинным Богом. К ним можно отнести и т.н. "парад титулов", характеризующих Его как Сына Божия, Господа и даже Бога. Однако не следует забывать, что во времена земной жизни Иисуса Христа эти понятия не относились однозначно к истинному Богу, а имели широкий спектр значений, нижний край которого мог относиться даже к простым людям.

В частности, иудейская и языческая мысль вполне могла допустить, что хороший или великий человек может быть назван сыном Бога, и в обоих обществах выражение "Сын Божий" могло подразумевать Божественность.

Правоверный иудей во времена земной жизни Господа Иисуса Христа осознавал, что "есть так называемые боги… так как есть много богов и господ много" (1 Кор. 8:5), однако основой его веры было то, "что нет иного Бога, кроме Единого" (1 Кор. 8:4). Этот Бог открыл Себя в Ветхом Завете с уникальным именем Яхве, которое (в отличие от титулов "Бог", "Адонаи=Господь" и т.д.) принадлежало только истинному, Сущему Богу, по сравнению с которым "все боги народов - идолы" (Пс. 95:5).

Точно также греческое слово Κυριος (Господь/господин) могло подразумевать целый спектр степеней достоинства - от почтительной формы обращения к учителю или судье до титула Самого Бога. Ведь в Кол.4:1 этот термин отнесен к Богу и тут же - к людям: "Господа (κυριοι), оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа (κυριον) на небесах". В текстах Нового Завета Христос назван Господом примерно 663 раза, но какой участок этого спектра значений имелся в виду?

Гораздо реже Христос прямо называется в Писании Богом, что можно объяснить стремлением различать Лица в Троице: "Богом" обычно называли Отца, также как титул "Господь" чаще относился к Иисусу Христу: "у нас один Бог Отец … и один Господь Иисус Христос" (1 Кор. 8:6). Здесь же следует отметить исповедание Фомы, впервые назвавшего Воскресшего Господом и Богом (Ин. 20:28), а также такие наименования Иисуса Христа как "истинный Бог" (1 Ин. 5:20), "великий Бог (Тит. 2:13), "Бог крепкий" (Ис. 9:6), или коротко "Боже" (Евр.1:8), "Бог наш" (2 Пет.1:1), "Бог" (Еф.5:5, Ин.1:1). По словам ап. Павла, во Христе "обитает вся полнота Божества" (Кол. 2:9).

Как видно из Ин. (10:34-36), этот титул (Бог) мог относиться к различным духовным существам, и даже к людям, обладающим властью и могуществом, ибо слова Эль, Элоах и Элохим, обычно переводимые как "Бог", дословно означают "Могущественный" или "Достойный поклонения". Точно также древнегреческое слово Θεος может обозначать единого Сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие о божестве.

По этой причине для нашей аргументации не достаточно показать сомневающимся, что в Писании Сын Божий назван "Богом" и "Господом". Полезнее привести указания Писаний на то, что Логос имеет природу ветхозаветного Яхве, и это Имя можно употреблять применительно ко Христу.

Например, если посмотреть на любую православную каноническую икону Спасителя, то видно, что на кресчатом нимбе надписано именя Божие "Яхве" - по-гречески "Ο ΩΝ" или "ὁ ὢν", что подчеркивает убежденность православных, что воплотился именно Тот Бог, Которого в Ветхом Завете именовали Сущий (Яхве). На это же указывает и Само Имя Богочеловека: Иисус на древнееврейском языке звучит как Иехошуа, что означает "Яхве спасает".

Эту же мысль мы попытаемся изобразить с помощью библейских текстов.

При этом будем помнить, что Писания Нового Завета дошли до нас только на греческом языке, поэтому в них ветхозаветное имя Яхве уже не встречается. Однако в этих текстах достаточно часто приводятся ветхозаветные цитаты, где идет речь о Яхве, по отношению к Господу Иисусу Христу. Причем ветхозаветные тексты в большинстве случаев приводятся по древнегреческому переводу Ветхого Завета (т.н. Септуагинта), что позволяет проследить даже дословные совпадения в формулировках.

1-й пример:

Ветхий Завет:

"Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (ἐγώ εἰμι ὁ ὤν). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (ὁ ὢν, Яхвех) послал меня к вам" (Исход 3:14).

"А Мои свидетели, говорит Господь (κύριος ὁ θεός) … чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я (ἵνα γνω̃τε καὶ πιστεύσητε καὶ συνη̃τε ὅτι ἐγώ εἰμι): прежде Меня не было Бога и после Меня не будет" (Исаия 43:10).

Новый Завет:

"Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я (γὰρ μὴ πιστεύσητε ὅτι ἐγώ εἰμι), то умрете во грехах ваших" (Ин. 8:24).

"Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (τότε γνώσεσθε ὅτι ἐγώ εἰμι) " (Ин. 8:28).

"Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (ἐγώ εἰμι)" (Ин. 8:58).

"Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я (ινὰ πιστεύσητε οταν γενηται ὅτι ἐγώ εἰμι)," (Ин. 13:19).

"Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я (ἐγώ εἰμι). Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я (ἐγώ εἰμι), они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я (ἐγώ εἰμι)" (Ин. 18:5-9).

2-й пример:

Ветхий Завет:

"…великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа (Яхве), величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся" (Ис. 35:2-10).

Новый Завет:

"Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне" (Мф. 11:2-6).

3-й пример:

Ветхий Завет:

"..ибо Господь (Яхве), Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров" (Втор. 10:17-22).

"Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа (Яхве) господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его" (Пс. 135:2-5).

Новый Завет:

"…и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею" (Откр. 1:5-20).

"На одежде и на бедре Его написано имя: 'Царь царей и Господь господствующих'" (Откр. 19:16-21).

4-й пример:

Ветхий Завет:

"Вот, Господь (Яхве) Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных" (Ис. 40:10-11).

Новый Завет:

"Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10:11-42).

5-й пример:

Ветхий Завет:

"Пророческое слово Господа об Израиле. Господь (Яхве), распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит: И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него (точнее - "на Меня", ср. перевод NASB: "look on Me whom they have pierced"), Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12:1-12).

Новый Завет:

"Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили" (Ин. 19:37-42).

6-й пример:

Ветхий Завет:

"Как птицы - птенцов, так Господь (Яхве) Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет" (Ис. 31:5-9).

"как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь (Яхве) один водил его, и не было с Ним чужого бога" (Втор. 32:11-12).

Новый Завет:

"Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Мф. 23:37-39)

7-й пример:

Ветхий Завет:

"Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь (Яхве) первый, и в последних - Я тот же" (Ис. 41:4).

"Так говорит Господь (Яхве), Царь Израиля, и Искупитель его, Господь (Яхве) Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44:6-28)

"Я тот же, Я первый и Я последний" (Ис. 48:8-22).

Новый Завет:

"И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (Откр. 1:17-18)

"И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив" (Откр. 2:8-29).

"Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах" (Откр. 22:12-20)

8-пример:

Ветхий Завет:

"Я с вами! говорит Господь (Яхве)" (Агг. 1:13).

Новый Завет:

"…и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28:20).

9-й пример:

Ветхий Завет:

"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (Яхве), прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; … явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь (Яхве) Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его" (Ис. 40:3-31).

Новый Завет:

"И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему" (Лук. 1:76).

"Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним" (Ин. 3:28-36,

"Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса" (Деян. 19:4-40).

"Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю" (н. 1:6-31)

10-й пример:

Ветхий Завет:

"Я, Господь (Яхве), проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его" (Иер. 17:10-27).

Новый Завет:

"…и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим" (Откр. 2:23)

11-й пример:

Ветхий Завет:

"Господа (Яхве) Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены" (Ис. 8:13-16)

Новый Завет:

"Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены" (1 Пет. 2:2-16)

12-й пример:

Ветхий Завет:

"Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь (Яхве)? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык" (Ис. 45:21-23)

Новый Завет:

"…дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2:10-11)

13-й пример:

Ветхий Завет:

"Горы, как воск, тают от лица Господа (Яхве), от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его. Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги" (Пс. 96:5-12)

Новый Завет:

"Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии" (Евр. 1:6-14).

14-й пример:

Ветхий Завет:

"…видел я Господа, сидящего на престоле... Вокруг Него стояли Серафимы...И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь (Яхве) Саваоф! вся земля полна славы Его! … И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа (Яхве) Саваофа. … И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ис. 6:1-13)

Новый Завет:

"…народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем" (Ин. 12:39-47).

15-й пример:

Ветхий Завет:

"Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: "напрасно ищете Меня". Я Господь (Яхве), изрекающий правду, открывающий истину" (Ис. 45:19-25)

Новый Завет:

"Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего" (Ин. 18:20).

Миссионер Дона - 16.05.2009.

 

 

Меньше ли Христос Отца?

Часть 1

Христос "равен Отцу по божеству
и меньше Отца по человечеству"
Афанасьевский Символ Веры

В подтверждение того, что божество Иисуса уступает божеству Отца, Свидетели Иеговы часто ссылаются на отрывки из Нового Завета, якобы показывающие, что Иисус в каком-то смысле меньше Отца. Например, Иисус говорил: "Отец Мой более Меня" (Ин. 14:28). В 1-м Кор. 11:3 говорится, что "Христу глава Бог", а в 1-м Кор. 15:28 сказано, что Иисус "покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем". Иисус назван "единородным Сыном" (Ин. 3:16), "рожденным прежде всякой твари" (Кол. 1:15) и "началом" создания Божия (Откр. 3:14). Следовательно, говорят Свидетели, Иисус не может быть Богом в том же смысле, в котором мы называем Богом Иегову.

Обсуждая со Свидетелями Иеговы такие отрывки, очень важно изучить каждый из них в надлежащем контексте. Каждое слово в Библии является частью предложения; каждое предложение - частью абзаца; каждый абзац - частью книги; каждая книга - частью всего Писания. Таким образом, у каждого отдельно взятого стиха есть как непосредственный, так и широкий контекст.

Непосредственным контекстом стиха является абзац (или несколько абзацев) рассматриваемой библейской книги. Ни одна фраза в Писании не оторвана от соседних предложений. Толковать текст в отрыве от его непосредственного контекста - все равно, что пытаться понять картину Рембрандта, разглядывая один-единственный квадратный сантиметр полотна, или рассуждать о "Мессии" Генделя, прослушав несколько коротких нот. Для верного понимания отдельных отрывков Писания абсолютно необходимо учитывать непосредственный контекст.

Широким контекстом любого отдельно взятого отрывка является Писание в целом. Мы всегда должны помнить, что толкование конкретного отрывка не должно противоречить всей полноте учения Библии, о каком бы вопросе не шла речь. Отдельные отрывки - не изолированные фрагменты, а части единого целого. Таким образом, чтобы понять эти отрывки, нужно правильно определить их связь с целым и друг с другом - ведь каждый библейский автор писал в более широком контексте предшествующего библейского учения. И все они исходили из того, что у всего Писания - хотя и созданного посредством многочисленных человеческих инструментов - был один автор (Бог), который Себе не противоречил (2 Пет. 1:21).

В этой главе мы убедимся, что многие толкования Библии, предлагаемые Сторожевой Башней, полностью игнорируют непосредственный и широкий контекст рассматриваемых стихов. Мы также убедимся, что многие доводы Сторожевой Башни основываются на вопиющем непонимании сути Воплощения - события, в ходе которого Иисус (вечный Бог) облекся в человеческую природу. После Воплощения Иисус стал как полностью Богом, так и полностью Человеком. И многие отрывки, которые Свидетели Иеговы цитируют в "доказательство" того, что Иисус менее Отца, как мы убедимся, говорят о Христе с точки зрения Его человеческой природы. Давайте же рассмотрим несколько таких отрывков.

Откр. 3:14 - Иисус - "начало" создания Божия?

Откр. 3:14 в "Переводе нового мира" звучит так: "И ангелу собрания в Лаодикии напиши: "Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало творения Божьего…". Свидетели Иеговы ссылаются на процитированный стих в доказательство тварной природы Иисуса: Иисус был "первым из творений Иеговы Бога" [1]. Далее, Свидетели связывают этот стих с такими отрывками, как Ин. 1:14, где Иисус назван "единородным" [2].

Отстаивая правильность своего толкования, в брошюре "Стоит ли верить в Троицу?" Свидетели Иеговы заявляют: "Слово "начало" [греч. архи] нельзя толковать как означающее, что Иисус был "начинателем" Божьего создания. В вошедших в Библию трудах Ин. различные формы греческого слова архи встречаются более 20 раз и всегда несут общий смысл "начала". Да, Бог сотворил Иисуса как начало своих невидимых творений" [3].

На самом деле важно отметить, что греческое слово arche, переданное в "Переводе нового мира" словом "начало", имеет широкий спектр значений. Слово arche действительно может означать "начало", однако оно имеет и другие значения: "начинающий", "отправная точка", "источник", "творец" или "первопричина". Христианские ученые единодушны во мнении, что в Откр. 3:14 слово arche употреблено в одном из последних значений [4].

Авторитетный труд Уильяма Арндта и Ф. Уилбура Джингриха утверждает, что в Откр. 3:14 слово arche употреблено в значении "первопричина" [5]. Иными словами, это слово здесь обозначает "активное начало творения, Того, кто был причиной творения, и относится к Иисусу Христу не как к сотворенному существу, но как к Творцу всего (Ин. 1:3)" [6].

Беглый обзор некоторых современных переводов Библии выявляет аналогичное понимание этого слова:

"Иерусалимская Библия" (Jerusalem Bible) переводит слово arche из Откровения 3:14 как "окончательный источник" ("the ultimate source") Божьего творения.

"Новая английская Библия" (New English Bible) переводит arche как "главный источник" ("the prime source") Божьего творения.

Баркли передает смысл arche фразой "движущая причина" ("the moving cause") Божьего творения.

Нокс переводит arche словом "источник" ("the source") Божьего творения.

Уильямс и Гудспид переводят arche как "дающий начало" ("the beginner") Божьему творению.

Нелишне отметить, что русское слово "архитектор" также произошло от греческого arche. Иисуса можно назвать архитектором всего творения (Ин. 1:3; Кол. 1:16; Евр. 1:2). Экзегет Генри Олфорд утверждает, что во Христе - "начало и условие существования всего творения Божьего; Он его исток и главный первоисточник" [7].

Стоит также отметить, что в книге Откровения слово arche также употребляется применительно к Богу, Который назван "началом и концом" (Откр. 1:8; 21:6; 22:13) [8]. То, что слово arche употреблено применительно к Всемогущему Богу, конечно же, не означает, что у Него было начало. Наоборот, эти стихи сообщают, что Бог - и начало, и завершение творения. Он - первопричина творения; Он - конечная цель творения [9]. В Откр. 3:14 греческое слово arche используется в этом же смысле: Христос дал начало Божьему творению (ср. Ин. 1:3; Кол. 1:16; Евр. 1:2).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...