Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поскольку Ефрем родился позже Манассии, как Вы думаете, в каком смысле Писание называет Ефрема первенцем (Иеремия 31:9)? (Ефрем занимал преимущественное положение)




Рассуждая о том, какой смысл вкладывали в слово "первенец" люди, жившие в библейские времена, комментатор Ф. Ф. Брюс отмечает: "Слово "первенец" уже давно перестали использовать исключительно в его буквальном смысле, точно так же, как мы используем слово премьер (франц. premier - "первый"). Премьер-министр - это не первый министр, когда-либо назначенный в нашей стране; он просто самый главный... Подобным же образом, слово "первенец" [у древних] стало обозначать не только первенство по времени, ни о преимущество по положению" [30].

По мнению Брюса, если бы стих Коллоссянам 1:15 нужно было понимать так, как того хотят Свидетели Иеговы (т. е. истолковывать слово "первенец" как первое творение Бога), Павел воспользовался бы не словом "первенец, первородный" (prototokos), а словом "первосозданный, первосотворенный" (protoktisis), которое в Новом Завете никогда не употребляется применительно к Христу [31]. Дж. Б. Лайтфут отмечает: "Отцы четвертого века справедливо обращали внимание своих читателей на то, что апостол пишет не protoktisis ["первосотворенный"], а prototokos ["первенец, первородный"]" [32].

Почему апостол Павел не использовал в Кол. 1:15 слова "первосотворенный" (protoktisis), если он хотел сказать, что Христос был самым первым творением Иеговы [33]?

Теперь, зная, что ключевое значение слова "первенец" связано с положением наследника, мы должны задаться вопросом: в каком смысле Иисус является наследником? Роберт Боумэн отмечает, что "Христос как Сын Божий является "наследником" Отца, поскольку все, что принадлежит Отцу, принадлежит и Сыну. Конечно, это только речевой оборот, и его не стоит понимать слишком буквально (Бог Отец никогда не умрет и не "оставит наследства" Сыну!). Дело попросту в том, что, так же как у нас принято считать первородного сына наследником всего имущества его отца, в Кол. 1:15 Христос тоже назван "первенцем [наследником] всего творения"" [34]. "Имущество", унаследованное "наследником" (Христом), - это "все творение". Христос по праву является наследником всего, поскольку Он - еще и Творец всего (Кол. 1:16). Все творение принадлежит Ему как Богу.

Ин. 3:16 - Иисус - "единородный" Сын

В "Переводе нового мира" текст Ин. 3:16 звучит так: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную".

В каком смысле Иисус является "единородным" Сыном Бога? Книга "Объединены в поклонении единому истинному Богу" сообщает нам, что Иисус "был единородным Сыном, единственным, которого создал Сам Бог. Все другое на небе и на земле было создано через этого любимого первородного Сына" [35].

Брошюра Сторожевой Башни "Следует ли верить в Троицу?" указывает на то, что в Послании к Евр. 11:17 "единородным" сыном Авраама назван Исаак. Далее говорится: "Нет никаких сомнений в том, что Исаак был единородным в прямом смысле этого слова" [36]. Применительно к Иисусу Христу это слово употребляется в таком же смысле: "Всемогущего Бога можно по праву назвать Давшим Жизнь, или Отцом, в том же смысле, в каком так называют земного отца, например Авраама, который дал жизнь сыну" [37].

На основании этого стиха Общество Сторожевой Башни приходит к выводу, что "выражение "Сын Божий" относится к Иисусу как к отдельной сотворенной личности, а не как к части Троицы. Будучи Сыном Бога, Иисус не мог быть самим Богом" [38]. Таким образом, "Бог старший. Иисус младший - по времени, положению, силе и знаниям" [39].

Давайте сначала рассмотрим последний аргумент Сторожевой Башни. Прежде всего, очень важно отметить, что Исаак не был "единородным" сыном Авраама в том смысле, что Исаак был не единственным сыном, родившимся у Авраама. У Авраама было несколько сыновей, в том числе и Измаил, который родился раньше Исаака. Из контекста всего Писания ясно следует, что Исаак был "единородным" сыном Авраама в том смысле, что он был уникальным сыном Авраама [40].

Поскольку у Авраама были и другие сыновья - а значит, Исаак не был "единородным" сыном Авраама в буквальном значении слова - как Вы думаете, в каком смысле Писание называет Исаака "единородным" сыном Авраама?

Разве из контекста не понятно, что Исаак был назван "единородным" (т.е. единственным в своем роде) потому, что через Исаака и его потомство должна была исполниться цель Божьего завета?

Комментируя высказывание Сторожевой Башни о том, что Иегова родил Иисуса в том же смысле, в котором Авраам родил Исаака, Роберт Боуман делает интересное наблюдение: "Будь эти рассуждения правильными... они привели бы к довольно неприятному для Свидетелей Иеговы выводу. Ведь если Бог является Отцом Иисуса "в том же смысле, в каком так называют земного отца, … который дал жизнь сыну ", может показаться, что у Иисуса должна быть небесная Мать, а не только небесный Отец" [41].

Мысль, которую Вам очень важно донести до Свидетеля Иеговы, состоит в следующем: слово "единородный" не свидетельствует о том, что Христос - творение (вопреки учению еретика Ария). Скорее, речь идет о том, что Он "уникальный", "особо благословенный" или "привилегированный". Богослов Джон Ф. Уолвурд в своей классической книге Jesus Christ Our Lord отмечает: "…Идея, очевидно, заключается в том, что Христос рожден от Бога в уникальном смысле, неприменимом ни к кому другому" [42]. Реформатский богослов Бенджамин Уорфилд высказал аналогичную мысль: "Прилагательное "единородный" выражает идею не происхождения и субординации, но уникальности и единосущности: Иисус, и только Иисус воплощает в Себе все, что представляет Собой Бог" [43].

Иисус: Вечный Сын Бога. Идея, что титул "Сын Бога" обозначает более низкое положение по сравнению с Отцом, основана на ложных представлениях о том, какой смысл вкладывали во фразу "сын такого-то" древние. Хотя в определенном контексте этот оборот действительно может означать "потомок", он также несет в себе и еще более важный смысл принадлежности к некоторой категории или группе [44]. Это словосочетание часто употребляется таким образом в Ветхом Завете. Например, фраза "из сынов пророческих" означает "из числа пророков" (3 Царств 20:35). Фраза "сыновья певцов" означает "принадлежащие к певцам" (Неемия 12:28). Также и словосочетание "Сын Бога" означает "имеющий Божью природу" и обозначает собой абсолютную божественность.

Древние семиты и жители Востока использовали формулу "сын такого-то..." как указание на равенство сущности и на сходство или тождество природы [45]. Таким образом, когда Иисус назвал Себя Сыном Бога, Его современники-иудеи ясно поняли, что Он недвусмысленно называет Себя Богом. Уорфилд подтверждает, что с самых первых дней христианства фразу "Сын Бога" понимали как констатацию полного равенства с Богом [46]. Вот почему, когда Иисус назвался Сыном Божиим, иудеи заявили: "Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим" (Ин. 19:7). Понимая, что Иисус отождествил Себя с Богом, иудеи хотели предать Его смерти за богохульство (см. Левит 24:16).

Если фраза "сын такого-то..." в понимании людей того времени, как показывают древние документы, означала равенство сущности и сходство природы, что можно сказать о смысле библейского выражения "Сын Бога"?

Писание свидетельствует, что Сыновство Христа вечно [47]. Одно дело сказать, что Иисус стал Сыном Бога, и совсем другое - сказать, что Он всегда был Сыном Бога. Если допустить, что Сын когда-то не был Сыном, придется признать, что и Отец когда-то не был Отцом. Если титул первой Личности - "Отец" - вечен, это качество следует признать и за титулом второй Личности - "Сын". В таком ракурсе Христос, когда Его называют "Сыном Бога", вовсе не предстает меньшим или низшим Отца по сущности или положению.

Сын до Своего воплощения. Христос именовался Сыном Божиим прежде, чем родился как человек в Вифлееме, и это ясно свидетельствует о Его вечном Сыновстве. Вспомните, к примеру, Его разговор с Никодимом в 3-й главе Евангелия от Ин.: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него" (Ин. 3:16-17, курсив автора). Из того, что Христос как Сын Божий был послан в мир, следует, что Он был Сыном Бога еще до Своего воплощения.

То же самое видно и в 11-й главе Евангелия от Ин., где Иисус успокаивает Марфу и Марию, чей брат Лазарь умер. Перед тем как вернуть Лазаря к жизни, Иисус сказал Марфе: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему?" (Ин. 11:25-26). Марфа отвечала: "Так Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир" (стих 27). Чтобы правильно понять слова Марфы нужно уловить главную мысль: Сын Бога перешел из небесного мира и вечности в земной и преходящий мир.

Сын Бога в Книге Притч. 30-я глава Притч была написана благочестивым человеком по имени Агур. В первых четырех стихах он размышляет о неспособности человека постичь бесконечного Бога. Соответственно, он уничижает себя и смиренно признает свое невежество. Он прекрасно выражает мысль о том, что страх Божий - начало истинной мудрости.

В четвертом стихе размышления Агура сформулированы в виде нескольких вопросов. Он спрашивает:

Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригорши свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?

Многие исследователи - в том числе известные специалисты по Ветхому Завету Ф. Делич и А. Р. Фоссет - полагают, что этот ветхозаветный отрывок, вполне возможно, указывает на Первое и Второе Лица Троицы, вечного Отца и вечного Сына Божьего [48]. Очень важно, что этот отрывок Писания - не пророчество о будущем Сыне Бога. Скорее, этот текст еще во времена Ветхого Завета говорит о Боге Отце и Боге Сыне в настоящем времени.

Следовательно, правильный ответ на каждый из четырех вопросов Агура - "Бог". А тот факт, что Агур спрашивал об имени Сына Божьего, похоже, уже сам по себе свидетельствует о признании - по Божественному вдохновению - множественности в Божестве [49].

Еще одно свидетельство вечности Сыновства Христа находится в Послании к Евр. 1:2, где сказано, что Бог сотворил Вселенную через Своего Сына, - и это предполагает, что Христос был Сыном Бога еще до сотворения мира. Кроме того, Библия говорит, что Христос как Сын существовал "прежде всего" (Кол. 1:17; ср. Кол. 1:13, 14). А Сам Иисус (Ин. 8:54-56) указывает на Свое предвечное существование еще до Авраама (стих 58) [50].

Учитывая все вышесказанное, библейское учение, несомненно, состоит в том, что Иисус - вечный Сын Бога. Любые попытки сделать Христа кем-то меньшим, чем Бог, лишь из-за Его титула "Сын Божий" свидетельствуют о прискорбном непонимании того, что этот слово в действительности означало для древних.

Михей 5:2 - "Происхождение" Иисуса

Михей 5:2 "Переводе нового мира" звучит так: "И ты, Вифлеем Ефрафа, слишком маленький, чтобы быть между тысячами Иудиными, из тебя выйдет ко мне тот, кто должен быть правителем в Израиле, чье происхождение от ранних времен, от дней времен неопределенных" (перевод с англ.).

Свидетели Иеговы часто ссылаются на этот стих в доказательство того, что Иисус начал существовать в какой-то момент времени и не может быть Всемогущим Богом подобно Отцу. Как гласит их перевод, Иисус ведет свое происхождение "от ранних времен, от дней времен неопределенных". Из этих слов Свидетели делают вывод, что Иисус, хотя Он и был сотворен, был сотворен очень давно. "По некоторым оценкам ученых, Вселенная существует не меньше 12 миллиардов лет. Если эти подсчеты хоть сколько-нибудь верны, то до сотворения Адама первородный Сын Бога общался со своим Отцом неисчислимое множество столетий и тысячелетий" [51].

В Синодальном переводе текст Михея 5:2 звучит так: "…Мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных". Это несомненное пророчество о Христе и Его предстоящем рождении в Вифлееме. Но гораздо важнее то, что Михей свидетельствует о Его вечной природе [52].

Следует обратить внимание на тот факт, что пророк Аввакум использует еврейское слово, переведенное здесь как "из начала", для описания вечной природы Иеговы Бога ("издревле", Аввакум 1:12). Но это, конечно же, не делает Иегову творением. Отсюда, мы можем заключить, что Михей, используя это слово, указывает на вечную природу Христа точно так же, как Аввакум указывает на вечную природу Иеговы. Более того, словосочетание "от дней вечных" буквально означает "от дней неизмеримого времени" [53] (курсив автора). Вместе взятые, обе эти фразы заключают в себе "ярчайшее представление о бесконечной продолжительности, на которое только способен еврейский язык" [54]. Таким образом, эти понятия полностью выводят Христа за рамки времени. Он, как и Отец, и Святой Дух, вечен - и Его владычество бесконечно простирается в вечность прошлого.

Если пророк Аввакум использовал слово "издревле" применительно к вечной природе Иеговы Бога (Аввакума 1:12), не должны ли мы сделать вывод, что в Михея 5:2 такая же грамматическая конструкция относится к вечной природе Христа?

Очень важно понять, что означает еврейское слово, переведенное как "происхождение" ("Которого происхождение из начала, от дней вечных"). Михей не имеет в виду, что Христос когда-то начал существовать. Это еврейское слово буквально означает "выхождения". Соответственно, последнюю часть стиха можно перевести так: "Которого выхождения из начала, от дней вечных". Кстати, Септуагинта - греческий перевод еврейского Ветхого Завета, сделанный до Рождества Христова, - переводит эту фразу именно таким образом [55].

Исследователь Ветхого Завета Джон А. Мартин предполагает, что под этими "выхождениями", вероятно, имеютмя в виду Христовы "победы в Творении, теофании [явления до воплощения] и провиденциальные свершения" во Вселенной [56]. Роберт Реймонд также связывает "выхождения" Христа с сотворением и поддержанием жизни Вселенной [57]. Чарльз Райри говорит, что эта фраза "относится прежде всего к явлениям Христа в виде Ангела Господнего до Его воплощения, и тем самым подтверждает, что Христос существовал еще до Его рождения в Вифлееме" [58]. Слова Михея доказывают вечную божественность Христа. Видя в этом стихе указание на тварную природу Иисуса, Свидетели Иеговы просто неправильно его толкуют.

Кор. 11:3 - Бог - Глава Христа?

1 Кор. 11:3 в "Переводе нового мира" звучит так: "Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава - Христос, а женщине глава - мужчина, а Христу глава - Бог". Свидетели Иеговы говорят, что Христос не может быть Богом, поскольку Иегова назван главой Христа. Будь Христос Богом, Он Сам был бы главой.

Если верить книге Reasoning from the Scriptures, этот стих свидетельствует о превосходстве Иеговы над Иисусом по положению и тем самым доказывает, что Иисус - не Бог Всемогущий. Затем эта идея развивается еще дальше: 1 Послание к Кор. было написано около 55 г. н. э. (через 22 года после Вознесения) - значит, Иегова превосходит Иисуса не только в земной жизни, но и на небесах. Будь Иисус Всемогущим Богом, никто не мог бы превосходить Его по положению. Соответственно, брошюра "Следует ли верить в Троицу?" комментирует: "Всемогущий Бог Иегова не только отличен от Иисуса, но и во все времена стоял выше его. Иисус всегда изображается как отдельный и нижестоящий смиренный служитель Бога" [59].

На самом деле внимательное изучение 1 Кор. 11:3 показывает, что в этом отрывке ничего не говорится о низшем и высшим положении одной личности по отношению к другой; скорее, речь идет о распределении полномочий. Обратите внимание, что Павел называет мужчину главой женщины, хотя мужчины и женщины абсолютно равны по своей природе. Библия ясно говорит об этом. И мужчина, и женщина - люди, сотворенные по образу Божьему (Быт. 1:26-28). Они представляют собой одно во Христе (Галатам 3:28). Если взглянуть через призму этих стихов на 1 Кор. 11:3, мы увидим, что равенство природы и социальная иерархия не исключают друг друга. Хотя мужчина и женщина абсолютно равны по своей природе, между ними все же существует функциональная иерархия.

Аналогично, Христос и Отец абсолютно равны по Своей божественной природе (Иисус говорил: "Я и Отец - одно" [Ин. 10:30]), хотя функционально Иисус подчинен Отцу. В утверждении, что божественным Личностям свойственны как равенство природы, так и функциональная субординация, нет никакого противоречия. Христос по Своей божественной природе полностью равен Отцу, хотя в области взаимоотношений (или функций) Он подчинен и послушен Отцу - особенно после того, как Он стал человеком. Следовательно, 1 Кор. 11:3 никоим образом не показывает, что Иисус меньше Бога.

1 Кор. 15:28 - "Покоряется" ли Христос Отцу?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...