Можно ли сказать, что президент страны непременно превосходит нас по природе, или же будет правильнее сказать, что он занимает более высокое положение, чем мы?
Учитывая различие между греческими словами "более" (которое означает превосходство по положению) и "лучше" (которое означает превосходство по природе), разве не очевидно, что в Иоанна 14:28 Иисус говорит о более высоком положении Отца, а не о большем превосходстве Его природы? Уничиженное положение Христа: Филиппийцам 2:6-9. Беседуя о том, в каком смысле Отец "более" Христа, стоит уделить некоторое внимание отрывку Филиппийцам 2:6-9. Говоря о Воплощении, апостол Павел пишет, что Христос, "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (стихи 6, 7). Утверждение Павла о том, что Христос был "образом Божиим", крайне важно. По Своей природе Христос всегда был и продолжает оставаться вечным Богом - таким же, как и Отец, и Дух Святой. Богослов Чарльз Райри отмечает, что греческое слово morphe, переданное в Синодальном переводе понятием "образ", в греческом языке означает "неотъемлемый и внутренне присущий атрибут. В нашем случае это означает, что Христос до воплощения обладал сущностью Божества". Реформатский богослов Бенджамин Уорфилд поясняет, что слово morphe - "это понятие, выражающее сумму тех характерных качеств, которые делают каждую вещь именно тем, что она есть" [9]. Применительно к Отцу это слово означает "сумму характерных черт, делающих существо, которое мы называем "Богом", именно Богом, а не каким-то другим существом - скажем, ангелом или человеком". отметить следующее: слово "будучи" (во фразе "будучи образом Божиим") - это деепричастие настоящего времени, и оно несет в себе идею непрерывного Божественного существования. Это значит, что "Христос всегда существовал в форме Бога, - из чего следует, что Он и сейчас Бог". Роберт Реймонд отмечает: "Принимая во внимание силу деепричастия настоящего времени, которое выражает идею "непрерывного [изначального] существования" (что, в свою очередь, исключает любое предположение, что эта форма существования закончилась в момент, когда Он принял образ раба), мы видим в этом стихе самое смелое и безусловное утверждение предземного существования, а также полной и неограниченной божественности Иисуса Христа, какую только можно надеяться найти на страницах Нового Завета". Таким образом, Филиппийцам 2:6-9 свидетельствует о том, что Иисус Христос извечно, непрерывно и вовеки существует в форме Бога, внешне проявляя Свои божественные качества. Именно Он вышел из утробы Марии как человек, сохраняя при этом всю Свою божественность.
После всего, что было сказано выше об извечной божественности Христа, нам остается ответить на ключевой вопрос: в каком смысле Он "уничижил Себя Самого", когда облекся в плоть (Филиппийцам 2:7)? Утверждение Павла о том, что Христос в воплощении уничижил Себя Самого, имеет три основных значения: Он скрыл Свою предземную славу; Он добровольно отказывался (в отдельных случаях) использовать некоторые из Своих божественных качеств; и Он проявил снисхождение к человеку, уподобившись ему. Во-первых, мы можем быть уверены, что, облекшись в плоть, Иисус не отрекся от Своей божественности. Бог просто не может перестать быть Богом. Что же до сокрытия предземной славы, Писание говорит, что Он должен был отказаться от внешнего облика Бога, чтобы принять вид человека. Но на самом деле Христос, конечно же, никогда не отрекался от Своей божественной славы. Вспомните, как на Горе Преображения (еще до распятия), Иисус на короткое время позволил Своей славе воссиять, и она осветила всю гору (Матфея 17). Тем не менее, чтобы обитать среди смертных людей, Иисусу пришлось скрыть Свою предземную славу.
Если бы Христос не скрыл Свою божественную славу, люди не смогли бы на Него смотреть. С ними случилось бы то же, что с апостолом Иоанном - через 50 лет после воскресения Христа, он увидел Господа во славе и "пал к ногам Его, как мертвый" (Откровение 1:17) - или Исаией, который, получив в храме видение славы Христа, воскликнул: "...Горе мне! погиб я!.." (Исаия 6:5; см. Иоанна 12:41). Во-вторых, уничижив Себя при воплощении, Иисус добровольно не пользовался некоторыми божественными качествами (в некоторых случаях). В действительности отказаться от каких-либо Своих качеств Он не мог, ведь тогда Он уже не был бы Богом. Однако Он мог добровольно отказаться использовать некоторые из них во время Своего пребывания на земле (примерно с 4 г. до н.э. до 29 г. н.э.), чтобы жить среди людей со всеми их немощами. Хотя Христос предпочитал не пользовался Своими божественными качествами, порой Он все же использовал их. Например, в различные моменты Своего трехлетнего служения Иисус проявлял такие божественные способности как всеведение (Иоанна 2:24; 16:30), вездесущие (Иоанна 1:48) и всемогущество (о чем свидетельствуют Его многочисленные чудеса - Иоанна 11). Следовательно, какие бы ограничения Христос ни возложил на Себя, "уничижив Себя Самого" (Филиппийцам 2:7), Он не утратил ни одного божественного качества, и ни в коей мере не сделался меньше Бога. Но почему же Иисус время от времени не пользовался некоторыми Своими божественными качествами? Думается, Он поступал так потому, что хотел жить среди немощных, слабых людей. Он не пользовался божественными качествами во благо Самому Себе, но славнейшим образом проявлял их в многочисленных чудесах, которые совершал ради других. Если говорить конкретнее, Писание свидетельствует, что Христос никогда не пользовался всеведением ради облегчения Своей человеческой жизни. "Он испытывал на Себе все неудобства того времени, хотя по Своему божественному всеведению прекрасно знал каждое приспособление, когда-либо изобретенное для удобства человека". Не пользовался Иисус и Своим вездесущием или всемогуществом, чтобы облегчить Себе земную жизнь. Будучи вездесущим, Он мог бы перенестись из Вифании в Иерусалим одним лишь усилием воли, но Он пошел пешком, как любой другой человек, и так же уставал в дороге. Конечно, будучи вездесущим Богом, Христос одновременно присутствовал и в Вифании, и в Иерусалиме. Но Он предпочитал не пользоваться этим качеством ради облегчения Своей жизни. "Словом, во время Своей земной жизни Он лишил Себя преимуществ, которые дают эти качества, и добровольно предпочел не использовать Свои возможности, возвышающие Его над слабостью среднего человека.
В-третьих, "уничижив" Себя в воплощении, Христос сделался "подобным" (букв., "приняв форму, вид") человеку и принял на Себя образ ("сущность, природу") раба. Таким образом, Христос поистине был человеком. И Его человеческая природа была подвержена искушениям, отчаянию, слабости, боли, печали и ограничениям. Однако следует заметить, что "подобие" предполагает и сходства, и отличия. Богослов Роберт Лайтнер поясняет: "Хотя Он обладал подлинно человеческой природой, Он отличался от всех людей безгрешностью". И все же уподобиться человеку было огромным самоуничижением со стороны второго Лица Троицы. Богословы всегда подчеркивали, что Воплощение - это принятие человеческих качеств, а не отказ от божественных. Апостол Павел ясно выразил эту мысль, когда сказал, что в Воплощении Христос "принял образ раба", "сделался подобным человеку" и "по виду стал как человек" (Филиппийцам 2:7-8). Дж. И. Пакер выразил эту мысль так: "Тогда [в Воплощении] Он был Богом в не меньшей степени, чем раньше; но Он стал человеком. Он был не Богом минус какие-то божественные элементы, но Богом плюс все, что Он усвоил, облекшись в человеческое естество. Он, сотворивший человека, теперь узнавал, каково это - быть человеком" (курсив ориг.). Иными словами, Воплощение подразумевало не вычитание божественности, а добавление человеческой природы. Итак, для того, чтобы жить среди людей, Христос уничижил Себя - скрыл Свою прежнюю славу, добровольно отказался использовать (но не иметь) некоторые божественные качества и уничижился, облекшись в человеческую природу. Все это придает еще более глубокий смысл словам Иисуса: "Отец Мой более Меня" (Иоанна 14:28). Иисус явно произнес их как человек.
Иоанна 20:17 - "Бог Мой и Бог ваш" Иоанна 20:17 в "Переводе нового мира" звучит так: "Иисус сказал ей: "Перестань за Меня держаться. Ибо Я еще не восшел ко Отцу. Но пойди к моим братьям и скажи им: "Восхожу к Отцу моему и Отцу вашему и к Богу моему и Богу вашему". Поскольку Иисус говорил о "своем Отце" и "Своем Боге", уверяют Свидетели Иеговы, Он никак не мог быть Всемогущим Богом. Книга Reasoning from the Scriptures излагает эту мысль так: "Отец был Богом для воскресшего Иисуса точно так же, как Он был Богом для Марии Магдалины". И наоборот, "нигде в Библии не записано, что Отец называл Сына "Бог мой". Почему Иисус называет Отца "Своим Богом"? Значит ли это, что Сам Иисус - не Бог? Никоим образом! До Своего воплощения Христос, второе Лицо Троицы, имел лишь божественную природу. Но при воплощении Он принял и человеческую природу. И "Своим Богом" Он исповедал Отца именно как человек. Как Бог, Иисус не мог бы назвать Отца "Своим Богом", поскольку во всех отношениях совершенно равен Отцу. Толкователь Пол Дж. Уизерс сделал по этому поводу очень тонкое замечание: Поскольку Иисус пришел на землю в образе человека, а одной из неизбежных для человека обязанностей является поклонение Богу, Он совершенно справедливо называл Отца "Своим Богом", когда обращался к Нему в молитве. Как Человек, Еврей и Первосвященник ("во всем уподобившись братиям" - Евр. 2:17), Иисус мог обращаться к Отцу словами "Мой Бог". Но Он не обращался к Отцу таким образом, пока не "уничижил Себя Самого" и не стал человеком (Филиппийцам 2:6-8). В словах Иисуса о том, что Он восходит к "Богу Моему и Богу вашему" (Иоанна 20:17), есть один интересный нюанс. Почему Иисус не сказал просто: "Я иду к нашему Отцу и нашему Богу"? Дело в том, что Иисус всегда четко разграничивал отношения людей с Отцом и Свои отношения с Ним. Как отмечает Роберт Боумэн, Иисус уделял этому столь ---- большое внимание "потому, что Он был Сыном Бога по природе, тогда как христиане являются приемными "сыновьями" Бога. Аналогично, Отец был Богом для Иисуса потому, что Иисус смирил Себя, чтобы стать человеком (Филиппийцам 2:7), тогда как для нас Отец является Богом потому, что мы, по своей природе, - Его творения". По поводу этого важнейшего различия толкователь Роберт Реймонд говорит:
Примечательно, что, наставляя Своих учеников, Иисус никогда не называл Бога "наш Отец" или "наш Бог". На всем протяжении Своего служения Он называл Отца "Отец" или "Мой Отец", но никогда - "наш Отец". (Фраза "Отче наш" из так называемой Молитвы Господней не является исключением из правила, потому что в этом случае Иисус показывает Своим ученикам, как им следует сообща обращаться к Богу в молитве.) Здесь же [в Иоанна 20:17] Иисус как обычно отказался от явно более краткой формы выражения ("наш") и воспользовался более длинной ("Мой" и "ваш"). Я полагаю, что в этом случае Он стремился соблюсти различие между Своим положением как Сына Божьего по природе и по праву и положением Своих учеников как сыновей Божьих по благодати и по усыновлению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|