для студентов, обучающихся по специальности 110401.51 (3103) «Зоотехния»
Стр 1 из 43Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Сельскохозяйственный колледж
ББК 40. 7 М 55 Печатается по решению издательского совета Горно-Алтайского государственного университета Цикловая комиссия агрономических дисциплин и механизации
МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 110401. 51 (3103) «Зоотехния» Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского госуниверситета 2010 Механизация и автоматизация животноводства: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 110401. 51 (3103) «Зоотехния»). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 231 с.
Составитель: Жданов В. Г., к. пед. н, преподаватель технических дисциплин сельскохозяйственного колледжа ГАГУ
Рецензенты: Курочкин Ю. А., преподаватель технических дисциплин Горно-Алтайского политехнического колледжа Гришин А. Г., преподаватель технических дисциплин СХК ГАГУ
В работе представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Механизация и автоматизация животноводства», в том числе рабочая программа, методические указания студентам, содержание и порядок проведения зачетов и экзаменов. Дисциплина «Механиза- ция и автоматизация животноводства» является дисциплиной федерального компонента для студентов 2-3 курсов специальности 110401. 51 (3103) «Зоотехния».
©Жданов В. Г., 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие..................................................................................................................... 4
1. Квалификационная характеристика специалиста....................................................... 4 2. Набор компетенций, формируемых у студентов...................................................... 5 3. Рабочая программа учебной дисциплины:................................................................. 6 3. 1. Организационно-методический раздел................................................................... 6 3. 2. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины...................... 8 3. 3. Распределение часов курса по формам и видам работ.......................................... 9 3. 4. Содержание учебного курса.................................................................................. 15 3. 5. Курс теоретических занятий.................................................................................. 28 3. 6. Практикум............................................................................................................ 198 3. 7. Глоссарий.............................................................................................................. 219 3. 8. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)................................ 221 4. Методические указания к самостоятельной работе студента............................... 222 5. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов........................ 227 6. Контрольные вопросы, выносимые на экзамен..................................................... 229 ПРЕДИСЛОВИЕ Структура и содержание настоящего учебно-методического комплекса по дисциплине «Механизация и автоматизация животноводства» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 3103 Зоотехния (базовый уровень среднего профессионального образования), утвержденного Министерством образования Российской Федерации 18 февраля 2002 г. Регистрационный № 08-3103-Б. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины – упорядоченная и структурированная совокупность учебно-методических материалов, способст- вующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины согласно учебному плану подготовки студен- тов по одной или нескольким родственным специальностям.
УМК разработан в соответствии с рабочим учебным планом подготовки студентов по специальности 110401. 51 (3103) «Зоотехния» на основании требо- ваний ГОС. Учебно-методические и учебные материалы, включенные в УМК, отража- ют современный уровень развития науки, предусматривают логически после- довательное изложение учебного материала, использование современных мето- дов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его ис- пользованию на практике. При чтении дисциплины преподаватели могут вносить изменения в мате- риалы УМК с целью улучшения качества преподавания, включения в УМК но- вых материалов.
1. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по орга- низации и обеспечению содержания, кормления, разведения животных, произ- водству, первичной переработке и реализации продукции животноводства в ка- честве зоотехника на сельскохозяйственных предприятиях агропромышленного комплекса различных форм собственности. Основные виды деятельности зоотехника: производственно-технологическая – осуществление воспроизводства стада и выращивание молодняка, получение продукции, выбор и использование эко- номически выгодных технологий производства и реализации продукции жи- вотноводства; планирование производства продукции животноводства, учет количества производимой продукции. организационно-управленческая – организация работы коллектива испол- нителей, планирование и организация работ по производству животноводче- ской продукции; выбор оптимальных решений при планировании работ в усло- виях нестандартных ситуаций; осуществление контроля качества производимой продукции; управление производством высококачественной продукции; уча- стие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке. Квалификационные требования в части изучаемой дисциплины. Выпускник должен: иметь представление: - об основных научно-технических проблемах и перспективах развития животноводства; - о ресурсо- и энергосберегающих технологиях в животноводстве;
- о системах обеспечения качества реализуемой животноводческой про- дукции; знать: - биологические особенности различных видов животных; - технологии содержания и кормления животных; - технологические процессы производства продукции животноводства; - методику расчета основных технологических параметров; - технологию первичной переработки продукции животноводства; - действующие стандарты и технические условия на продукцию животно- водства, порядок ее реализации; - основные правила эксплуатации технологического оборудования, машин и агрегатов; - назначение, устройство, способы подготовки к работе машин, механиз- мов и оборудования, применяемых в кормопроизводстве и животноводстве; уметь: - выбирать и использовать прогрессивные, экономически выгодные техно- логии производства продукции животноводства; - проводить расчет основных технологических параметров; - составлять технологические схемы и проводить расчеты по первичной переработке продуктов животноводства; - использовать технологическое оборудование в животноводстве; - выполнять отдельные технологические операции по производству и пе- реработке продукции животноводства.
2. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ У СТУДЕНТОВ Компетенции – комплекс сформированных в процессе изучения учебного курса возможностей эффективного поведения в профессиональной деятельно- сти (осуществления конкретных профессиональных функций). Универсальные компетенции: - способность использовать основные численные методы решения при- кладных задач; - готовность к использованию стандартного программного обеспечения и способность решать отдельные задачи с помощью ЭВМ; - готовность к самостоятельной работе; - умение работать в коллективе; - способность к решению проблем, принятию решений; - способность к общению в устной и письменной форме; - готовность использовать основные положения развития природы, обще- ства и научного познания в профессиональной деятельности;
- способность соблюдать нормы здорового образа жизни. Профессиональные компетенции: - готовность обосновать и составить экологически безопасные технологии содержания и обслуживания животных; - готовность к организации технологических процессов производства про- дукции животноводства; - готовность составить технологические линии по производству и перера- ботке продукции животноводства, провести эксплуатационные регулировки машин, оценить качество работы отдельных машин и технологической линии; - способность обеспечить безопасность труда на производстве.
3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 3. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Рабочая программа учебной дисциплины «Механизация и автоматизация животноводства» составлена в соответствии с рабочим учебным планом и в объеме, предусмотренном Государственными требованиями к уровню подго- товки выпускника по специальности 110401. 51 (3103) Зоотехния среднего про- фессионального образования (базовый уровень). Основными целями преподаваемой дисциплины являются: научить выпу- скника эффективно использовать сельскохозяйственную технику; осуществлять технологический контроль за работой машин и эксплуатацией сельскохозяйст- венной техники, за рациональным комплектованием оборудованием животно- водческих ферм; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение; развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации; вырабатывать диа- лектическое мышление. В задачи обучения входит: - получение представления об основных научно-технических проблемах и перспективах развития сельского хозяйства; ресурсо- и энергосберегающих технологиях производства продукции животноводства; - формирование знаний об основных технологических процессах в живот- новодстве, устройстве тракторов и сельскохозяйственных машин, способах подготовки их к работе; особенностях технического обслуживания и эксплуа- тации машин в животноводстве; общем устройстве и принципе работы элек- тродвигателей и электроустановок; основах автоматизации технологических процессов сельскохозяйственного производства; - формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, пользоваться учебной и справочной литературой; выполнять основные техно- логические регулировки машин, применяемых в животноводстве; - овладение приемами работы по производству и переработке продукции животноводства машинами и оборудованием с соблюдением техники безопас- ности; - патриотическое воспитание на основе разъяснения вклада отечественных и зарубежных ученых в развитие сельскохозяйственной техники;
- развитие познавательного интереса к избранной профессии, творческих способностей; формирование осознанных мотивов учения и связи с производ- ством, а также умения оперировать техническими терминами и понятиями; - стимулирование стремления к повышению своей квалификации и компе- тентности, непрерывному образованию и самообразованию с учетом требова- ний рыночной экономики; - подготовка специалистов конкурентоспособными на рынке труда; - развитие у студентов на базе межпредметных связей не только диалекти- ческого внутридисциплинарного, но и междисциплинарного мышления, удов- летворяющего современному этапу научно-технического прогресса. Решение задач образования, воспитания и развития студентов, подготовки их к труду возможно лишь при усвоении ими основ данной дисциплины. На это направлена реализация принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных типов машин, агрегатов и механизмов, которые наиболее характерны для современного производства. В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Основным материалом для всего курса являются энергетические средства сельскохозяйственного производства, рабочие машины и оборудование, обес- печивающие наиболее эффективное выполнение основных технологических операций, их технические характеристики и правила безопасной эксплуатации. Данная дисциплина тесно связана с другими дисциплинами специального цикла, ее содержание является естественным дополнением их содержания. Производство продукции растениеводства и ее переработка основана на ис- пользовании современного оборудования, машин и энергетических средств. Дисциплина «Механизация и автоматизация животноводства» является дисциплиной федерального компонента и представлена в структуре основной профессиональной образовательной программы по специальности в цикле спе- циальных дисциплин. Изучение дисциплины по дневной форме обучения осуществляется на вто- ром и третьем курсах, по заочной форме обучения – на пятом. В процессе изу- чения дисциплины предусмотрена одна обязательная контрольная работа. Фор- ма итогового контроля – экзамен. 3. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Структура учебной дисциплины составлена с учетом рекомендаций при- мерной программы утвержденной Департаментом кадровой политики и образо- вания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 28 июня 2002 г. и соответствует государственному стандарту: - механизация животноводческих ферм: специализация и размеры, энерго- снабжение ферм; тракторы и автомобили; двигатели внутреннего сгорания; те- пло- и водоснабжение ферм; - механизация и автоматизация производства и приготовления кормов: технология, машины, оборудование для заготовки сена, сенажирования, уборки и силосования кормов, содержания долголетних культурных пастбищ, уборки корнеплодов и клубнеплодов, уборки зерновых культур и послеуборочной об- работки зерна, тепловой обработки и смешивания кормов; измельчители, дро- билки кормов; кормоцехи и агрегаты; - механизация и автоматизация процессов обслуживания животных: разда- чи кормов, поения, навозоудаления, стрижки овец и первичной обработки шер- сти; создания микроклимата на фермах; - механизация и автоматизация доения и первичной обработки молока: до- ильные аппараты, установки, машины и оборудование для очистки, охлажде- ния, учета и хранения, пастеризации, сепарирования молока, их эксплуатация; - электрификация и автоматизация животноводства: электрические изме- рения и приборы; электропривод; электроосвещение, нагревательные и облуча- тельные установки; элементы автоматики; электротехнологии в животноводст- ве; - механизация и автоматизация ветеринарно-санитарных работ: организа- ционно-технологическое обеспечение; персональные дезустройства и аппараты, мобильные установки и агрегаты, аэрозольное оборудование; машины для об- служивания комплексов; машины и оборудование для обеззараживания и пере- работки навоза; охрана окружающей среды; - комплексная механизация и автоматизация ферм: системы машин; осо- бенности механизации животноводческих, птицеводческих ферм и предпри- ятий; экономические основы выбора машин и оборудования; - организация технического обслуживания и ремонта машин и оборудова- ния. 3. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|