Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объяснить структуру вещи или суть явления — значит, описать создание этой вещи творцом.




ПЛАН

1. Возникновение науки как особого типа духовного производства и социального института.

2. Познание мира в античности и в средние века.

3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки.

4. Роль науки в конце XVI—XVII вв.

5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время.

6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки.

7. Главный источник процессов возникновения и развития науки.

1. Возникновение науки как особого типа духовного производства и социального института. Как своеобразная форма познаний — специфический тип духовно­го производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления КАПИТАЛИСТИЧЕСКО­ГО СПОСОБА производства и ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (разделения) единого ра­нее знания на философию и науку. Она (сначала в ФОРМЕ ЕСТЕСТВОЗНА­НИЯ) начинает развиваться относительно самостоятельно.

 

2. Познание мира в античности и в средние века. В античности и средние века в основном имело место ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ мира.

Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «ТРИЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ», не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в преде­лах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон.

Иными словами, ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕДПОСЫЛ­КИ, «РОСТКИ» БУДУЩЕЙ НАУКИ ФОРМИРОВАЛИСЬ В НЕДРАХ ДРУГОЙ ДУХОВ­НОЙ СИСТЕМЫ, но они еще не выделялись из них как автономное, само­стоятельное целое.

 

3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки. Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточ­ных цивилизациях — Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Гре­ции в форме ЭМПИРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ о природе и обществе, в виде от­дельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, матема­тики и др.

ВОТ ПОЧЕМУ ГЕОМЕТРИЯ ЕВКЛИДА — ЭТО НЕ НАУКА В ЦЕЛОМ, А ТОЛЬКО ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ МАТЕМАТИКИ, КОТОРАЯ (МАТЕМАТИКА) ТАКЖЕ ЛИШЬ ОДНА ИЗ НАУК, НО НЕ НАУКА КАК ТАКОВАЯ.

4. Роль науки в конце XVI—XVII вв. В конце XVI—XVII вв. происходят буржуазные революции в Ни­дерландах и в Англии, сыгравшие важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену фео­дальным) в ряде стран Европы.

Возникновение нового — буржуазно­го — общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно СИЛЬНО МЕНЯЕТ И СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ.

Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается на­ука, и прежде всего экспериментально-математическое естествозна­ние, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления.

Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астро­номия, механика, физика, химия и другие частные науки.

Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.

Таким образом, для возникновения науки в XVI—XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма и острая по­требность в росте его производительных сил), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умоз­рительного способа мышления) условий, необходим был ОПРЕДЕЛЕН­НЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ САМОГО ЗНАНИЯ, «запас» необходимого и доста­точного количества ФАКТОВ, которые бы подлежали описанию, систе­матизации и теоретическому обобщению.

ПОЭТОМУ-ТО ПЕРВЫМИ ВОЗ­НИКАЮТ МЕХАНИКА, АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА, ГДЕ ТАКИХ ФАКТОВ БЫЛО НАКОПЛЕНО БОЛЬШЕ.

Они-то в своей совокупности и образуют «перво­начальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отли­чие от философии.

Отныне основной задачей познания стало не «опу­тывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение — на основе реальных фактов — самой природы, объективной действи­тельности.

 

5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс разме­жевания между философией и частными науками.

Процесс диффе­ренциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным на­правлениям:

1. ОТДЕЛЕНИЕ НАУКИ ОТ ФИЛОСОФИИ.

2. ВЫДЕЛЕНИЕ В РАМ­КАХ НАУКИ КАК ЦЕЛОГО ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТНЫХ НАУК — МЕХАНИКИ, АСТРОНО­МИИ, ФИЗИКИ, ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ДР.

3. ВЫЧЛЕНЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ФИ­ЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ ТАКИХ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН, КАК ОНТОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, ГНОСЕОЛОГИЯ, ДИАЛЕКТИКА, ЛОГИКА И ДР.

Итак, наука как таковая, как «целостное триединство» особой системы знаний, СВОЕОБРАЗНОГО ДУХОВНОГО ФЕНОМЕНА и СОЦИ­АЛЬНОГО ИНСТИТУТА, возникает в конце XVI — начале XVII в. в виде математического естествознания.

 

6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки. В понимании генезиса, возникновения науки в истории и филосо­фии науки сложились два противоположных подхода.

А) ЭКСТЕРНАЛИЗМ: появление науки обусловлено целиком и полностью ВНЕШНИМИ для нее обстоятельствами — социальными, экономически­ми и др.

 

Б) ИНТЕРНАЛИЗМ, напротив, основной движущей силой разви­тия науки считает ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДОЙ НАУЧ­НОГО ЗНАНИЯ: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п.

 

7. Главный источник процессов возникновения и развития науки. Обусловленность процессов возникновения и развития науки по­требностями общественно-исторической практики — главный источ­ник, основная движущая сила этих процессов.

НЕ ТОЛЬКО РАЗВИТИЕ НА­УКИ СООТВЕТСТВУЕТ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ, НО И РАЗДЕЛЕНИЕ НАУЧ­НОГО ЗНАНИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК ТАКЖЕ ОТРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭТА­ПЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ, РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА, ВНУТРЕННЕЙ РАСЧЛЕНЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ.

 

 

21. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И

АНТИЧНОСТЬ

ПЛАН

1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке.

2. Миф как предпосылка научных знаний.

3. Состав космогонического мифа.

4. Операция отождествления и операция выделения.

5. Культурный переворот в VIII—VI вв. до н.э. в Древней Греции как еще одна предпосылка формирования теоретического знания.

6. Особенности общественной психологи древних греков .

 

 

1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке. Зарождение первых форм теоретического знания традиционно свя­зывают с античностью.

Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удив­ляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфи­ческий характер.

Так, в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладав­шие той или иной суммой знаний.

Знания существовали в РЕЛИГИОЗ­НО-МИСТИЧЕСКОЙ форме, и только жрецы могли читать СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ и как носители практических знаний имели власть над людьми.

Они накапливали знания в области физики, химии, медицины, фармако­логии, психологии и др.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычис­лениями, то был накоплен большой массив знаний в области матема­тики.

НО ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ЗАНИМАЛИСЬ ТОЛЬКО ТЕМИ МАТЕМАТИЧЕСКИ­МИ ОПЕРАЦИЯМИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ НУЖД, НО НИКОГДА ОНИ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ СОЗДАНИЕМ ТЕО­РИЙ.

Для объяснения явлений чаще всего использовались аналогии из жизни людей.

 

2. Миф как предпосылка научных знаний. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследова­тели истории науки считают миф.

Миф — не только сказание, преда­ние или легенда, он еще и СПОСОБ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, это ОСОБЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ.

В результате его «строятся» МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ мира, в которых четко прослеживается, что ЧЕЛОВЕК ЕЩЕ НЕ ВЫДЕЛИЛ СЕБЯ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ, А ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НЕ БЫЛО ЕЩЕ ОТДЕЛЕНО ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

 

3. Состав космогонического мифа. Все космогонические мифы состоят из двух частей:

А)в первой дает­ся ОПИСАНИЕ ТОГО, ЧТО БЫЛО ДО «НАЧАЛА» (до акта творения),

Б)во второй излагается ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СТАДИАЛЬНОЕ СОТВОРЕНИЕ МИРОЗДАНИЯ, про­цесс, имеющий строгую направленность от общего (небо, земля, сол­нце) к частному.

Каждый объект в мире определен ОПЕРАЦИОНАЛЬНО, т.е. через действие, породившее этот объект.

ОБЪЯСНИТЬ СТРУКТУРУ ВЕЩИ ИЛИ СУТЬ ЯВЛЕНИЯ — ЗНАЧИТ, ОПИСАТЬ СОЗДАНИЕ ЭТОЙ ВЕЩИ ТВОРЦОМ.

4. Операция отождествления и операция выделения. Для выполнения отождествления необходимо было овладеть опе­рацией выделения «существенных» признаков, а также научиться со­поставлять различные предметы, явления по выделенным признакам.

Указанные особенности в дальнейшем сыграли заметную роль в фор­мировании научной методологии, так как нацеливали на выявление ВНУТРЕННИХ ИНВАРИАНТНЫХ «ПРИЧИН» ЯВЛЕНИЙ, т.е. нацеливали челове­ка на разграничение мира явлений и мира их глубинных структур.

 

5. Культурный переворот в VIII—VI вв. до н.э. в Древней Греции как еще одна предпосылка формирования теоретического знания. Следующая предпосылка формирования первых форм теоретичес­ких знании связана с тем культурным переворотом, который произо­шел в Древней Греции в VIII—VI вв. до н.э.

Какова причина этого переворота? Рассматривая переход от традиционного общества к нетрадицион­ному, в котором возможно создание науки, развитие философии, ис­кусства, М.К. Петров считает, что ДЛЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ХА­РАКТЕРНА ЛИЧНО-ИМЕННАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИМЕННАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬ­ТУРЫ.

Общество такого типа может развиваться либо через совершен­ствование приемов и орудий труда, повышения качества продукта, либо за счет увеличения профессий путем их отпочкования.

В этом случае объем и качество знаний, передаваемых из поколения в поколение, увеличивается благодаря специализации. Но при таком развитии на­ука появиться не могла. Что же тогда послужило причиной разрушения традиционного общества, положило конец развитию через специ­ализацию?

По мнению М.К. Петрова, такой причиной стал пиратский корабль. Для людей, живущих на берегу, всегда существует угроза с моря, по­этому гончар, плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле — это тоже бывшие гончары и плотники. Следова­тельно, ВОЗНИКАЕТ НАСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОВМЕЩЕНИЯ ПРОФЕС­СИЙ.

А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необхо­дима ИНТЕГРАЦИЯ, которая гибельна для профессионально дифферен­цированного традиционного общества.

Это означает и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни решают, другие исполняют), что впос­ледствии приводит к ОСОЗНАНИЮ РОЛИ ЗАКОНА (НОМОСА) в жизни обще­ства, равенства всех перед ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...