Объяснить структуру вещи или суть явления — значит, описать создание этой вещи творцом.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ПЛАН 1. Возникновение науки как особого типа духовного производства и социального института. 2. Познание мира в античности и в средние века. 3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки. 4. Роль науки в конце XVI—XVII вв. 5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время. 6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки. 7. Главный источник процессов возникновения и развития науки. 1. Возникновение науки как особого типа духовного производства и социального института. Как своеобразная форма познаний — специфический тип духовного производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СПОСОБА производства и ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в ФОРМЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ) начинает развиваться относительно самостоятельно.
2. Познание мира в античности и в средние века. В античности и средние века в основном имело место ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «ТРИЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ», не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ, «РОСТКИ» БУДУЩЕЙ НАУКИ ФОРМИРОВАЛИСЬ В НЕДРАХ ДРУГОЙ ДУХОВНОЙ СИСТЕМЫ, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.
3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки. Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях — Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме ЭМПИРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др.
ВОТ ПОЧЕМУ ГЕОМЕТРИЯ ЕВКЛИДА — ЭТО НЕ НАУКА В ЦЕЛОМ, А ТОЛЬКО ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ МАТЕМАТИКИ, КОТОРАЯ (МАТЕМАТИКА) ТАКЖЕ ЛИШЬ ОДНА ИЗ НАУК, НО НЕ НАУКА КАК ТАКОВАЯ. 4. Роль науки в конце XVI—XVII вв. В конце XVI—XVII вв. происходят буржуазные революции в Нидерландах и в Англии, сыгравшие важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. Возникновение нового — буржуазного — общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно СИЛЬНО МЕНЯЕТ И СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее. Таким образом, для возникновения науки в XVI—XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был ОПРЕДЕЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ САМОГО ЗНАНИЯ, «запас» необходимого и достаточного количества ФАКТОВ, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. ПОЭТОМУ-ТО ПЕРВЫМИ ВОЗНИКАЮТ МЕХАНИКА, АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА, ГДЕ ТАКИХ ФАКТОВ БЫЛО НАКОПЛЕНО БОЛЬШЕ.
Они-то в своей совокупности и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии. Отныне основной задачей познания стало не «опутывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение — на основе реальных фактов — самой природы, объективной действительности.
5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям: 1. ОТДЕЛЕНИЕ НАУКИ ОТ ФИЛОСОФИИ. 2. ВЫДЕЛЕНИЕ В РАМКАХ НАУКИ КАК ЦЕЛОГО ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТНЫХ НАУК — МЕХАНИКИ, АСТРОНОМИИ, ФИЗИКИ, ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ДР. 3. ВЫЧЛЕНЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ ТАКИХ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН, КАК ОНТОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, ГНОСЕОЛОГИЯ, ДИАЛЕКТИКА, ЛОГИКА И ДР. Итак, наука как таковая, как «целостное триединство» особой системы знаний, СВОЕОБРАЗНОГО ДУХОВНОГО ФЕНОМЕНА и СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА, возникает в конце XVI — начале XVII в. в виде математического естествознания.
6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки. В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. А) ЭКСТЕРНАЛИЗМ: появление науки обусловлено целиком и полностью ВНЕШНИМИ для нее обстоятельствами — социальными, экономическими и др.
Б) ИНТЕРНАЛИЗМ, напротив, основной движущей силой развития науки считает ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДОЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п.
7. Главный источник процессов возникновения и развития науки. Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики — главный источник, основная движущая сила этих процессов. НЕ ТОЛЬКО РАЗВИТИЕ НАУКИ СООТВЕТСТВУЕТ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ, НО И РАЗДЕЛЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК ТАКЖЕ ОТРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ, РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА, ВНУТРЕННЕЙ РАСЧЛЕНЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ.
21. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И АНТИЧНОСТЬ ПЛАН 1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке. 2. Миф как предпосылка научных знаний. 3. Состав космогонического мифа. 4. Операция отождествления и операция выделения. 5. Культурный переворот в VIII—VI вв. до н.э. в Древней Греции как еще одна предпосылка формирования теоретического знания. 6. Особенности общественной психологи древних греков .
1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке. Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удивляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфический характер. Так, в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКОЙ форме, и только жрецы могли читать СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ и как носители практических знаний имели власть над людьми. Они накапливали знания в области физики, химии, медицины, фармакологии, психологии и др. Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики. НО ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ЗАНИМАЛИСЬ ТОЛЬКО ТЕМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ НУЖД, НО НИКОГДА ОНИ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ СОЗДАНИЕМ ТЕОРИЙ. Для объяснения явлений чаще всего использовались аналогии из жизни людей.
2. Миф как предпосылка научных знаний. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Миф — не только сказание, предание или легенда, он еще и СПОСОБ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, это ОСОБЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ. В результате его «строятся» МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ мира, в которых четко прослеживается, что ЧЕЛОВЕК ЕЩЕ НЕ ВЫДЕЛИЛ СЕБЯ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ, А ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НЕ БЫЛО ЕЩЕ ОТДЕЛЕНО ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
3. Состав космогонического мифа. Все космогонические мифы состоят из двух частей: А)в первой дается ОПИСАНИЕ ТОГО, ЧТО БЫЛО ДО «НАЧАЛА» (до акта творения), Б)во второй излагается ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СТАДИАЛЬНОЕ СОТВОРЕНИЕ МИРОЗДАНИЯ, процесс, имеющий строгую направленность от общего (небо, земля, солнце) к частному. Каждый объект в мире определен ОПЕРАЦИОНАЛЬНО, т.е. через действие, породившее этот объект. ОБЪЯСНИТЬ СТРУКТУРУ ВЕЩИ ИЛИ СУТЬ ЯВЛЕНИЯ — ЗНАЧИТ, ОПИСАТЬ СОЗДАНИЕ ЭТОЙ ВЕЩИ ТВОРЦОМ. 4. Операция отождествления и операция выделения. Для выполнения отождествления необходимо было овладеть операцией выделения «существенных» признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам. Указанные особенности в дальнейшем сыграли заметную роль в формировании научной методологии, так как нацеливали на выявление ВНУТРЕННИХ ИНВАРИАНТНЫХ «ПРИЧИН» ЯВЛЕНИЙ, т.е. нацеливали человека на разграничение мира явлений и мира их глубинных структур.
5. Культурный переворот в VIII—VI вв. до н.э. в Древней Греции как еще одна предпосылка формирования теоретического знания. Следующая предпосылка формирования первых форм теоретических знании связана с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции в VIII—VI вв. до н.э. Какова причина этого переворота? Рассматривая переход от традиционного общества к нетрадиционному, в котором возможно создание науки, развитие философии, искусства, М.К. Петров считает, что ДЛЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ХАРАКТЕРНА ЛИЧНО-ИМЕННАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИМЕННАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРЫ. Общество такого типа может развиваться либо через совершенствование приемов и орудий труда, повышения качества продукта, либо за счет увеличения профессий путем их отпочкования. В этом случае объем и качество знаний, передаваемых из поколения в поколение, увеличивается благодаря специализации. Но при таком развитии наука появиться не могла. Что же тогда послужило причиной разрушения традиционного общества, положило конец развитию через специализацию? По мнению М.К. Петрова, такой причиной стал пиратский корабль. Для людей, живущих на берегу, всегда существует угроза с моря, поэтому гончар, плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле — это тоже бывшие гончары и плотники. Следовательно, ВОЗНИКАЕТ НАСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОВМЕЩЕНИЯ ПРОФЕССИЙ. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необходима ИНТЕГРАЦИЯ, которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного общества.
Это означает и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни решают, другие исполняют), что впоследствии приводит к ОСОЗНАНИЮ РОЛИ ЗАКОНА (НОМОСА) в жизни общества, равенства всех перед ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|