Закон выступает и как знание для всех.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОВ, УСТРАНЕНИЕ В НИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ — ЭТО УЖЕ РАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОПИРАЮЩАЯСЯ НА ЛОГИКУ. 6. Особенности общественной психологи древних греков. В других концепциях упор делается на ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ, обусловленные социальными, политическими, природными и другими факторами. ХОЗЯЙСТВЕННУЮ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ АНТИЧНОГО ПОЛИСА ПРОНИЗЫВАЕТ ДУХ СОРЕВНОВАНИЯ, КОНКУРЕНЦИИ. Причем этот дух присущ чаще всего формам деятельности, лишенным утилитарного значения. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. Стимулируются ПУБЛИЧНЫЕ СПОРЫ ПО ПРОБЛЕМАМ, НЕ ИМЕЮЩИМ НИКАКОГО ПРЯМОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБЫДЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ СПОРЯЩИХ, что способствовало развитию критичности, без которой немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «НАУКА ДОКАЗЫВАЮЩАЯ».
22. СПЕЦИФИКА ОСНОВНЫХ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ ПЛАН 1. Что есть натурфилософия? 2. Особенности греческого мышления. 3. Пифагореизм и математика. 4. Атомистика и элементаризм.
1. Что есть натурфилософия? Представления древних греков о мире, его возникновении, развитии и строении получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Необходимо отметить, что некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.
2. Особенности греческого мышления. Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному (theoria— рассматриваю, созерцаю), наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЫСЛИТЕЛЯ СОСТОЯЛА В СОЗЕРЦАНИИ И ОСМЫСЛЕНИИ СОЗЕРЦАЕМОГО.
3. Пифагореизм и математика. Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики, как теоретической науки была пифагорейская школа. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже ФИЛОСОФСКО-РАЦИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ МИРОЗДАНИЯ. В ОСНОВЕ ЭТОЙ КАРТИНЫ ЛЕЖАЛ ПРИНЦИП: НАЧАЛОМ ВСЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ЧИСЛО. Числовые отношения — ключ к пониманию мироустройства. Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению, что создавало особые предпосылки для возникновения ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МАТЕМАТИКИ. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса. Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления. Именно эта установка характеризует ПЕРЕХОД ОТ ЧИСТО ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.
4. Античные модели Космоса (Гиппократ Хиосский, Эвдокс, Аристотель). К началу IV в. до н. э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции.
Первая геометрическая модель Космоса была разработана Эвдоксом (IV в. до н.э.) и получила название модели гомоцентрических сфер. Последним этапом в создании гомоцентрических моделей была модель, предложенная Аристотелем. В ОСНОВЕ ВСЕХ ЭТИХ МОДЕЛЕЙ ЛЕЖИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО КОСМОС СОСТОИТ ИЗ РЯДА НАХОДЯЩИХСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ДВИЖЕНИИ СФЕР ИЛИ ОБОЛОЧЕК, ОБЛАДАЮЩИХ ОБЩИМ ЦЕНТРОМ, СОВПАДАЮЩИМ С ЦЕНТРОМ ЗЕМЛИ.
5. Атомистика и элементаризм. Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм. Как считал Аристотель, атомистика возникла в процессе решения космогонической проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540—450 гг. до н. э.). Если проинтерпретировать мысль Парменида, то проблема будет звучать так: КАК НАЙТИ ЕДИНОЕ, НЕИЗМЕННОЕ И НЕУНИЧТОЖАЮЩЕЕСЯ В МНОГООБРАЗИИ ИЗМЕНЧИВОГО, ВОЗНИКАЮЩЕГО И УНИЧТОЖАЮЩЕГОСЯ. В античности известны ДВА ПУТИ решения этой проблемы: ВСЕ СУЩЕЕ ПОСТРОЕНО ИЗ ДВУХ НАЧАЛ: А) начала неуничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного и Б) начала разрушения, изменчивости, невещественности и бесформенного. · Первое — атом («нерассекаемое»), второе — пустота, ничем не наполненная протяженность. Такое решение было предложено Левкиппом (V в. до н. э.) и Демокритом (около 460—370 гг. до н. э.). БЫТИЕ ДЛЯ НИХ НЕ ЕДИНО, А ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БЕСКОНЕЧНЫЕ ПО ЧИСЛУ НЕВИДИМЫЕ ВСЛЕДСТВИЕ МАЛОСТИ ОБЪЕМОВ ЧАСТИЦЫ, КОТОРЫЕ ДВИЖУТСЯ В ПУСТОТЕ; КОГДА ОНИ СОЕДИНЯЮТСЯ, ТО ЭТО ПРИВОДИТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ВЕЩЕЙ, А КОГДА РАЗЪЕДИНЯЮТСЯ, ТО — К ИХ ГИБЕЛИ. Основа качественного многообразия мира — это многообразие геометрических форм и пространственных положений атомов.
· Второй путь решения проблемы Парменида связывают с Эмпедоклом (около 490—430 гг. до н. э.). По его мнению, Космос образован четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: ЛЮБОВЬЮ и ВРАЖДОЙ. Элементы не подвержены качественным изменениям, они вечны и непреходящи, однородны, способны вступать друг с другом в различные комбинации в разных пропорциях. Все вещи состоят из элементов.
· Платон (427—347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества. В «Тимее» философ утверждает, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их называть началами и принимать за СТИХИИ (— т.е. «буквы»). Платон, а это вытекает из структурно-геометрического склада его мышления, приписывает частицам, из которых состоят элементы, формы четырех правильных многогранников — куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра. Им соответствуют земля, огонь, воздух, вода.
23. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
ПЛАН 1. Эпоха эллинизма как период становления науки. 2. Физика и этика стоиков. 3. Физика и этика у Эпикура. 4. «Начала» Евклида. 5. Эллинизм и развитие письменности.
1. Эпоха эллинизма как период становления науки. Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. — I в. до н. э.) считают важным периодом становления научного знания. Основной чертой эллинистической культуры стал ИНДИВИДУАЛИЗМ. Это отразилось как на основных философских системах эллинизма — стоицизме, скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях. Так, в физике стоиков Зенона Катионского (336—264 гг. до н. э.), Клеанфа из Ассоса (331—232 гг. до н. э.), Хрисиппа из Сол (281—205 гг. до н. э.) большое значение придавалось законам, по которым существует Природа, т. е. мировому порядку, которому, осознав его, должны подчиняться люди. 2. Физика и этика стоиков. В физике стоиков использовались аристотелевские представления о первоэлементах, в которые ими вносились новые идеи: А) соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную «пневмой» (— «теплое дыхание»), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает индивидуальность вещи, обеспечивая ее единство и целостность, выражает ЛОГОС вещи, т.е. закон ее существования и развития. Пневма является активным мировым агентом в отличие от физического тела, которое — пассивный участник природных процессов.
Согласно стоикам, МИР ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЕДИНЫМ И ВЗАИМОСВЯЗАННЫМ ПОТОКОМ СОБЫТИЙ, ГДЕ ВСЕ ИМЕЕТ ПРИЧИНУ И СЛЕДСТВИЕ. И эти всеобщие и необходимые связи они называли роком или судьбой. Наряду с ПРИЧИННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬЮ явлений, существует их ОПРЕДЕЛЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ к благой, прекрасной и РАЗУМНОЙ ЦЕЛИ. Следовательно, кроме судьбы стоики признают и БЛАГОТВОРНОЕ ПРОВИДЕНИЕ, что свидетельствует о тесной связи стоической физики и этики.
3. Физика и этика у Эпикура. Также тесно связаны физика и этика у Эпикура (342—270 гг. до н. э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться. Поэтому атом Эпикура — это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.
4. «Начала» Евклида. В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний. Так, Евклиду (конец IV — начало III в. до н. э.) принадлежит выдающаяся работа античности — «Stoicheia» (т.е. «Элементы», что в современной литературе получило название «Начала»). Этот 15-томный труд явился результатом систематизации имевшихся в то время знаний в области математики, часть из которых, по утверждению исследователей, принадлежит предшественникам Евклида. Но созданный им МЕТОД АКСИОМ позволил изложить геометрию как единое, логически связанное математическое учение, носящее имя «геометрия Евклида».
5. Архимед. Успехами в разработке методов вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел отмечена жизнь Архимеда (около 287—212 гг. до н. э.). Но в большей степени Архимед известен как гениальный механик и инженер. Он вывел закон о рычаге, изобрел и построил винт для поднятия воды («архимедов червяк»), установил закон о плавучести тел и др. Многие его изобретения использовались в военных целях.
6. Эллинизм и развитие письменности. Наряду с тем вкладом, который эллинистический век внес в математику и механику, необходимо отметить и развитие письменности. Начинают использовать пергамент, который был более практичным, чем используемый ранее папирус. Возникают библиотеки, наиболее крупной из которых была Александрийская. К концу данного периода письменность входит в обыденную повседневную жизнь, вовлекается в процесс обучения. II—I вв. до н.э. характеризуются упадком эллинистических государств как под воздействием взаимных войн, так и под ударами римских легионеров, теряют свое значение культурные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает.
24. СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ФОРМИРУЮЩУЮСЯ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
ПЛАН 1. Книжно-компиляторский характер римской учености. 2. Римские энциклопедии. 3. Труды «больших знатоков своего дела». ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Книжно-компиляторский характер римской учености. Расцвет Римской империи, связанный с захватом соседних территорий и РОСТОМ МОГУЩЕСТВА, сопровождался ФОРМИРОВАНИЕМ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ. ВЕСЬ СТРОЙ ЖИЗНИ РИМЛЯН БЫЛ ПОДЧИНЕН ВОЕННЫМ ЗАДАЧАМ. Хотя престиж заимствованной системы знаний эллинов был достаточно высок, но дух своей избранности, предначертанной богами, приводил к мнению, что римлянину и без науки есть чем гордиться. ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ — ЭТО УДЕЛ ИНОЗЕМЦЕВ, и поэтому римляне изучали геометрию, чтобы «измерить свой надел», в то время как ГРЕКИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ МИР. Это не могло не отразиться на КНИЖНО-КОМПИЛЯТОРСКОМ характере римской учености. Рим не дал миру ни одного мыслителя, который по своему уровню мог быть приближен к Платону, Аристотелю, Архимеду. Все это компенсировалось созданием компилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий.
2. Римские энциклопедии. Большой славой пользовалась девятитомная энциклопедия Марка Терренция Варрона (116—27 гг. до н.э.), содержавшая знания из области грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, теории музыки, медицины и архитектуры. Веком позже шеститомный компендиум, посвященный сельскому хозяйству, военному делу, медицине, ораторскому искусству, философии и праву, составляет Авл Корнелий Цельс. Наиболее известное сочинение этой поры поэма Тита Лукреция Кара (ок. 99—95 гг. — ок. 55 г. до н.э.) «О природе вещей», в которой дано наиболее полное и систематическое изложение эпикурейской философии. Энциклопедическими работами были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23—79 гг. н.э.), Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.).
3. Труды «больших знатоков своего дела». Кроме этих компиляций, были созданы труды больших знатоков своего дела: это сочинения Витрувия «Об архитектуре», Секста Юлия Фронтина «О римских водопроводах», Луция Юния Модерета Колемеллы «О сельском хозяйстве» (I в. н.э.). Ко II в. н.э. относится деятельность величайшего врача, физиолога и анатома Клавдия Галена (129—199 гг.) и астронома Клавдия Птолемея (умер около 170 г. до н.э.), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и поэтому в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической астрономии. В связи с завоевательными войнами и освоением новых территорий успешно развивается география. В трудах римских юристов были заложены основы теории гражданского права — цивилистики. В АНТИЧНОСТИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТАКИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ КАК ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, КОТОРЫЕ ПОРЫВАЛИ С НАТУРФИЛОСОФСКИМИ СХЕМАМИ И ПРЕТЕНДОВАЛИ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ.
25. СИСТЕМА ЗНАНИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
ПЛАН 1. «Мрачность» эпохи Средневековья. 2. Монастыри как центры научных знаний. 3. Особенность средневекового миросозерцания и знание. 4. Как должно осуществляться познание? 5. Области знания, дающие возможность зарождения науки. 6. Средневековая культура как специфический феномен.
1. «Мрачность» эпохи Средневековья. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду: А) общий упадок цивилизации, Б) крушение Римской империи, В) нашествие варваров, Г) проникновение религии во все сферы духовной культуры. Возникшее в I в. среди простолюдинов христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей. В 325 г. Римская империя была разделена на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия (позже переименованная в Константинополь). Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г. н.э., а Византия существовала еще около тысячи лет.
2. Монастыри как центры научных знаний. В середине IX в. под началом епископа Льва, прозванного Математиком, была открыта высшая школа, где собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал БУКВЫ КАК МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры. В центры научных знаний превращались монастыри. При монастырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечивающие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования. Но по сравнению с римской эпохой содержание преподаваемых знаний было значительно урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов и т.д. В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.
3. Особенность средневекового миросозерцания и знание. Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к ВСЕОХВАТЫВАЮЩЕМУ ЗНАНИЮ, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: ПОДЛИННОЕ ЗНАНИЕ — ЭТО ЗНАНИЕ ВСЕОБЩЕЕ, АПОДИКТИЧЕСКОЕ (ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ). Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. В ЭТОЙ ПАРАДИГМЕ НЕТ МЕСТА ЗНАНИЮ НЕТОЧНОМУ, ЧАСТНОМУ, ОТНОСИТЕЛЬНОМУ, НЕИСЧЕРПЫВАЮЩЕМУ. Так как все на земле сотворено, то СУЩЕСТВОВАНИЕ ЛЮБОЙ ВЕЩИ ОПРЕДЕЛЕНО СВЫШЕ, следовательно, она не может быть несимволической.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|