Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для обучающегося знание предстает как дисциплина, а для обучающего — как доктрина.




И поэтому с позиции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказывается совокупностью доктрин.

 

4. Что характерно для дисциплинарного образа науки? Для дисциплинарного об­раза науки характерны:

· трактовка знания как объективно-мыслитель­ной структуры,

· ориентация преподавания на унифицированное рас­членение и упорядочивание всего знания и

· изложение его в различ­ных компендиумах, энциклопедиях и учебниках.

 

5. Роль университета в Средние века. Величайшим достижением культуры Средних веков явилось со­здание университетов, выполнявших две функции:

· учебного заведе­ния и

· лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследо­вания.

Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов.

В период Средневековья сложилась довольно-таки четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно взаимосвязанная с ней дисциплинарная организа­ция учебного процесса.

Формами обучения в это время были лекции и диспуты.

На лек­циях читали вслух и комментировали какой-либо канонический текст.

А основным средством закрепления знаний был диспут.

ДИСПУТ — ЭТО РИТУАЛИЗИРОВАННАЯ ФОРМА ОБЩЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ПО СТРОГИМ ПРАВИЛАМ И НОРМАМ.

Так как в Средние века преподавание и научная работа были неразрывно связаны друг с другом, то диспут к XII в. становится ведущей формой организации не только учебного процес­са, но и научной работы.

В Средние века существовали многообразные варианты дисцип­линарного расчленения наук.

· В ОСНОВЕ ОДНОЙ ИЗ НИХ ЛЕЖИТ ХРИСТИАН­СКИЙ МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА.

И все существовавшие в то время науки классифицировались по дням творений.

Такой образ наук был наивно догматичен и представлял собой своего рода комментарий к Библии на основе существовавших в то время сведений по тем или иным воп­росам.

Наряду с этим существовал и другой дисциплинарный образ на­уки:

· РАСЧЛЕНЕНИЕ НАУК ПО УРОВНЮ АБСТРАКТНОСТИ И ОТДАЛЕННОСТИ ОТ ЧУВСТВЕННОГО БЫТИЯ, ПО ЦЕЛЯМ, ЗАДАЧАМ, СРЕДСТВАМ РАЗЛИЧНЫХ НАУК И Т.Д.

Одна из первых попыток такого рода — классификация Августи­на в «Христианской доктрине».

Она строилась на основе ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ ЧУВСТВЕННОГО ЗНАНИЯ К АБСТРАКТНОМУ, что соответствовало задачам образования того времени.

В основе этой классификации лежала ис­тория, от нее через географию осуществлялось восхождение к астро­номии, а потом к арифметике, риторике и диалектике.

· Но наиболее известной и признанной была СИСТЕМА СЕМИ «СВОБОДНЫХ» ИСКУССТВ, предложенная Марцианом Капеллой.

В соответствии с этой системой, в качестве спутниц ВЫСШЕЙ МУДРОСТИФИЛОЛОГИИ выступает на на­чальном этапе познания триви­ум:

· грамматика,

· риторика,

· диалектика,

а на последующем- квадривиум:

· арифметика,

· геометрия,

· астрономия,

· му­зыка.

Эти свободные искусства были положены в осно­ву средневекового образования и рассматривались как канон обучения и совокупность всего «мирского» знания.

А после реформы образова­ния Карлом Великим эта система стала эталоном всего европейского образования.

Но уже и в это время намечаются попытки расширить состав квадривиума, включив в него такие дисциплины, как астроло­гия, медицина, механика и т.д.

 

6. Подрыв идеалов и норм средневековой научности в эпоху Возрождения. На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) происходит суще­ственный культурно-исторический сдвиг в отношении человека к при­роде и вслед за этим и к природознанию, подрываются идеалы и нор­мы средневековой учености.

НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ НАЧИНАЮТ РАЗВЕРТЫ­ВАТЬСЯ ВНЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ (УНИВЕРСИТЕТОВ И МОНАСТЫРЕЙ).

Они перемещаются в кружки интеллектуалов, люби­телей философии, истории, литературы и т.д.

А в XVI в. в Италии возникают такие новые формы организации интеллектуальной жиз­ни, как АКАДЕМИИ.

Гуманисты Возрождения выступают против прину­дительного характера преподавания, культивируемого в Средние века, требуют от воспитания не только умственного, но и физического раз­вития, радикально меняют содержание изучаемых дисциплин и сам характер образования.

ОНИ ВЫДВИГАЮТ НОВЫЙ ИДЕАЛ — ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОСТНОСТИ ЕЕ СПОСОБНОСТЕЙ.

 

7. Идеал универсально энциклопедического знания в эпоху Возрождения. На первых порах гуманисты возродили идеал универсально эн­циклопедического знания.

В противовес дисциплинарной иерархии Средневековья систему образования они видят как схему круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом.

Но этот способ организации знания в эпоху Возрождения все же не привился. И к середине XVI в. идея систематически энциклопеди­ческого изложения всего массива знаний начинает исчезать. Это свя­зано как с бурным ростом знания, происходящим в это столетие, так и с новыми формами организации науки.

 

8. Трансформация способов трансляции знания в связи с ростом объема научной информации. Ситуация, связанная с ростом объема научной информации, су­щественным образом трансформировала способы трансляции знания.

Образование начинает строиться как ПРЕПОДАВАНИЕ ГРУПП ОТДЕЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения.

 

9. Четырехблочная дисциплинарная организация науки. В конце XVIII—начале XIX в. завершило долгий путь формиро­вание дисципли­нарно организованная наука, включив в себя четыре основных бло­ка научных дисциплин:

· математику,

· естествознание,

· технические и

· социально-гуманитарные науки

 

10. Современное представление о научном знании как о системе научных дисциплин. В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин.

Структура научной дис­циплины может быть представлена следующим образом:

 

· Все те ис­следования, которые проводятся представителями данной научной дисциплины, можно назвать ПЕРЕДНИМ КРАЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Для него характерна определенная последовательность научных публикаций:

· статьи,

· материалы конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов,

· препринты и депоненты.

 

Более высокий уровень составляют:

· обзоры и рефераты, в которых подводятся определенные обобщения прово­димых на переднем крае исследований.

Завершающий уровень — со­здание обобщающей монографии.

 

УСТОЯВШИЕСЯ ДАННЫЕ НАУЧНОЙ ДИС­ЦИПЛИНЫ ИЗЛАГАЮТСЯ В УЧЕБНИКАХ И ТРАНСЛИРУЮТСЯ ПОСЛЕДУЮЩИМ ПО­КОЛЕНИЯМ.

 

 

 

 

36. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ИХ

СПЕЦИФИКА?

 

ПЛАН

Социокультурные предпосылки технических наук.

Технические науки как посредник между естествознанием и производством.

Две группы факторов, обусловившие становление в культуре технических наук.

Являются ли технические науки прикладными исследованиями?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...