Для обучающегося знание предстает как дисциплина, а для обучающего — как доктрина.
И поэтому с позиции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказывается совокупностью доктрин.
4. Что характерно для дисциплинарного образа науки? Для дисциплинарного образа науки характерны: · трактовка знания как объективно-мыслительной структуры, · ориентация преподавания на унифицированное расчленение и упорядочивание всего знания и · изложение его в различных компендиумах, энциклопедиях и учебниках.
5. Роль университета в Средние века. Величайшим достижением культуры Средних веков явилось создание университетов, выполнявших две функции: · учебного заведения и · лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследования. Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов. В период Средневековья сложилась довольно-таки четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно взаимосвязанная с ней дисциплинарная организация учебного процесса. Формами обучения в это время были лекции и диспуты. На лекциях читали вслух и комментировали какой-либо канонический текст. А основным средством закрепления знаний был диспут. ДИСПУТ — ЭТО РИТУАЛИЗИРОВАННАЯ ФОРМА ОБЩЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ПО СТРОГИМ ПРАВИЛАМ И НОРМАМ. Так как в Средние века преподавание и научная работа были неразрывно связаны друг с другом, то диспут к XII в. становится ведущей формой организации не только учебного процесса, но и научной работы. В Средние века существовали многообразные варианты дисциплинарного расчленения наук. · В ОСНОВЕ ОДНОЙ ИЗ НИХ ЛЕЖИТ ХРИСТИАНСКИЙ МИФ О СОТВОРЕНИИ МИРА. И все существовавшие в то время науки классифицировались по дням творений.
Такой образ наук был наивно догматичен и представлял собой своего рода комментарий к Библии на основе существовавших в то время сведений по тем или иным вопросам. Наряду с этим существовал и другой дисциплинарный образ науки: · РАСЧЛЕНЕНИЕ НАУК ПО УРОВНЮ АБСТРАКТНОСТИ И ОТДАЛЕННОСТИ ОТ ЧУВСТВЕННОГО БЫТИЯ, ПО ЦЕЛЯМ, ЗАДАЧАМ, СРЕДСТВАМ РАЗЛИЧНЫХ НАУК И Т.Д. Одна из первых попыток такого рода — классификация Августина в «Христианской доктрине». Она строилась на основе ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ ЧУВСТВЕННОГО ЗНАНИЯ К АБСТРАКТНОМУ, что соответствовало задачам образования того времени. В основе этой классификации лежала история, от нее через географию осуществлялось восхождение к астрономии, а потом к арифметике, риторике и диалектике. · Но наиболее известной и признанной была СИСТЕМА СЕМИ «СВОБОДНЫХ» ИСКУССТВ, предложенная Марцианом Капеллой. В соответствии с этой системой, в качестве спутниц ВЫСШЕЙ МУДРОСТИ — ФИЛОЛОГИИ выступает на начальном этапе познания тривиум: · грамматика, · риторика, · диалектика, а на последующем- квадривиум: · арифметика, · геометрия, · астрономия, · музыка. Эти свободные искусства были положены в основу средневекового образования и рассматривались как канон обучения и совокупность всего «мирского» знания. А после реформы образования Карлом Великим эта система стала эталоном всего европейского образования. Но уже и в это время намечаются попытки расширить состав квадривиума, включив в него такие дисциплины, как астрология, медицина, механика и т.д.
6. Подрыв идеалов и норм средневековой научности в эпоху Возрождения. На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) происходит существенный культурно-исторический сдвиг в отношении человека к природе и вслед за этим и к природознанию, подрываются идеалы и нормы средневековой учености. НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ НАЧИНАЮТ РАЗВЕРТЫВАТЬСЯ ВНЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ (УНИВЕРСИТЕТОВ И МОНАСТЫРЕЙ).
Они перемещаются в кружки интеллектуалов, любителей философии, истории, литературы и т.д. А в XVI в. в Италии возникают такие новые формы организации интеллектуальной жизни, как АКАДЕМИИ. Гуманисты Возрождения выступают против принудительного характера преподавания, культивируемого в Средние века, требуют от воспитания не только умственного, но и физического развития, радикально меняют содержание изучаемых дисциплин и сам характер образования. ОНИ ВЫДВИГАЮТ НОВЫЙ ИДЕАЛ — ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОСТНОСТИ ЕЕ СПОСОБНОСТЕЙ.
7. Идеал универсально энциклопедического знания в эпоху Возрождения. На первых порах гуманисты возродили идеал универсально энциклопедического знания. В противовес дисциплинарной иерархии Средневековья систему образования они видят как схему круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом. Но этот способ организации знания в эпоху Возрождения все же не привился. И к середине XVI в. идея систематически энциклопедического изложения всего массива знаний начинает исчезать. Это связано как с бурным ростом знания, происходящим в это столетие, так и с новыми формами организации науки.
8. Трансформация способов трансляции знания в связи с ростом объема научной информации. Ситуация, связанная с ростом объема научной информации, существенным образом трансформировала способы трансляции знания. Образование начинает строиться как ПРЕПОДАВАНИЕ ГРУПП ОТДЕЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения.
9. Четырехблочная дисциплинарная организация науки. В конце XVIII—начале XIX в. завершило долгий путь формирование дисциплинарно организованная наука, включив в себя четыре основных блока научных дисциплин: · математику, · естествознание, · технические и · социально-гуманитарные науки
10. Современное представление о научном знании как о системе научных дисциплин. В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин.
Структура научной дисциплины может быть представлена следующим образом:
· Все те исследования, которые проводятся представителями данной научной дисциплины, можно назвать ПЕРЕДНИМ КРАЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для него характерна определенная последовательность научных публикаций: · статьи, · материалы конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов, · препринты и депоненты.
Более высокий уровень составляют: · обзоры и рефераты, в которых подводятся определенные обобщения проводимых на переднем крае исследований. Завершающий уровень — создание обобщающей монографии.
УСТОЯВШИЕСЯ ДАННЫЕ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИЗЛАГАЮТСЯ В УЧЕБНИКАХ И ТРАНСЛИРУЮТСЯ ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ.
36. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ИХ СПЕЦИФИКА?
ПЛАН Социокультурные предпосылки технических наук. Технические науки как посредник между естествознанием и производством. Две группы факторов, обусловившие становление в культуре технических наук. Являются ли технические науки прикладными исследованиями?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|