Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира.




ПОНЯТИЯ ОТОЖ­ДЕСТВЛЯЮТСЯ С ИХ ОБЪЕКТИВНЫМИ АНАЛОГАМИ, ЧТО ВЫСТУПАЕТ УСЛОВИЕМ ВОЗМОЖНОСТИ ЗНАНИЯ.

Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВОДИТСЯ К ИССЛЕДО­ВАНИЮ ПОСЛЕДНИХ, А НАИБОЛЕЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕКСТЫ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.

Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т.е. являются их СИМВОЛАМИ.

И в зависимости от прибли­женности или отдаленности от Бога, МЕЖДУ СИМВОЛАМИ СУЩЕСТВУЕТ ОП­РЕДЕЛЕННАЯ ИЕРАРХИЯ.

Характеризует систему знаний Средневековья и ТЕЛЕОЛОГИЗМ, выражающийся в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей.

 

4. Как должно осуществляться познание? Исходя из таких установок, познание может осуществляться только под контролем церкви.

Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету.

Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литерату­ры.

Средневековье отказалось от многих провидческих идей антично­сти, не вписывающихся в религиозные представления.

Так как позна­вательная деятельность носит ТЕОЛОГИЧЕСКИ-ТЕКСТОВЫЙ характер, то ис­следуются и анализируются не вещи и явления, а ПОНЯТИЯ.

Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктив­ная логика Аристотеля).

В мире, сотворенным Богом и по его планам, НЕТ МЕСТА ОБЪЕКТИВ­НЫМ ЗАКОНАМ, без которых не могло бы формироваться естествозна­ние.

 

5. Области знания, дающие возможность зарождения науки. Но в это время существуют уже области знаний, которые подго­тавливали возможность рождения науки.

К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др.

Многие исследователи расце­нивают существование этих дисциплин как промежуточное звено меж­ду натурфилософией и техническим ремеслом, так как они представ­ляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

 

6. Средневековая культура как специфический феномен. Средневековая западная культура — специфический феномен.

С одной стороны, ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ АНТИЧНОСТИ, свидетельство тому — существование таких мыслительных комплексов, как созер­цательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизи­рованию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным.

С другой стороны, РАЗРЫВ С АНТИЧНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ: алхимия, астрология, имеющие «ЭК­СПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ» ХАРАКТЕР.

 

 

 

 

26. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. КТО ЯВЛЯЛСЯ ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ?

ПЛАН

1. Теологические ценности и наука.

2. Природа творящая(natura naturans) и природа сотворенная (natura naturata).

3. Семь свободных искусств.

4. Влияние Востока. Схоластический метод.

5. Наука как натуральная магия.

6. Патристика.

7. Вера и разум.

8. Схоластика.

9. Номинализм и реализм.

10. Позиция Аверроэса (Ибн Рушд).

11. Альберт Великий: согласование богословия и науки.

12. Роджер Бэкон: три основных способа познания.

13. Учение Фомы Аквинского.

14. Представления Оккама о процессе познания.

15. Особенности средневековой науки.

 

1. Теологические ценности и наука. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Цер­ковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности.

Философия, как и наука, выступают «СЛУЖАНКАМИ» БОГОСЛОВИЯ.

Поло­жения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.

Поэтому наука в Средние века часто оценивается как СВОЕОБРАЗНОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УСТРЕМЛЕНИЕ, ЛИШЕННОЕ СВОБОДЫ ПОИСКА И СКОВАН­НОЕ ПРЕДРАССУДКАМИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯМИ.

Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.

 

2. Природа творящая(natura naturans) и природа сотворенная (natura naturata). В Средние века постулаты о творении предполагали выделение природы творящей (natura naturans) и природы сотворенной (natura naturata).

 

3. Семь свободных искусств. Средневековье знало СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ:

А) ТРИУМВИУМ:

· грамматика,

· диалектика,

· риторика;

Б) КВАДРИУМ:

· арифметика,

· гео­метрия,

· астрономия,

· музыка.

Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками — искусствами.

 

4. Влияние Востока. Схоластический метод. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры.

Наиболее важ­ные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока.

В науке господствовал СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лиша­ло значимости задачу по исследованию природных закономерностей.

 

5. Наука как натуральная магия. Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских уни­верситетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней НАДЕЖНОЕ И ГЛУБОКОЕ ПОЗНАНИЕ ТАЙН ПРИРОДЫ.

МАГИЯ ПОНИМАЛАСЬ КАК ГЛУБОКОЕ ЗНАНИЕ СКРЫТЫХ СИЛ И ЗАКОНОВ ВСЕЛЕННОЙ БЕЗ ИХ НАРУШЕ­НИЯ, И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, БЕЗ НАСИЛИЯ НАД ПРИРОДОЙ.

 

6. Патристика. Патристика (от лат. патер — отец) — учение ОТЦОВ ЦЕРКВИ — выступила первым эта­пом развития средневековой философии.

С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.

Они обсуждали проблемы:

· сущности Бога,

· движение истории к опре­деленной конечной цели («град божий»),

· соотношение свободы воли и спасения души.

 

7. Вера и разум. Большое значение имело то, что РАЗУМ МЫСЛИЛСЯ КАК СТРЕМЯЩИЙСЯ К РАСШИРЕНИЮ СВОИХ ГРАНИЦ, а УМОПОСТИГАЕМАЯ ПРИ­РОДА ВОЗЛАГАЛА СВОИ НАДЕЖДЫ НА ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА.

Классик средневековой патристики Тертуллиан (160—220) обна­жал пропасть между РЕАЛЬНОСТЬЮ ВЕРЫ и ИСТИНАМИ УМОЗРЕНИЯ, вся­кий раз показывая НЕСОРАЗМЕРНОСТЬ ВЕРЫ И РАЗУМА.

ВЕРА НЕ НУЖДАЕТ­СЯ В РАЦИОНАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АРГУМЕНТАЦИИ, ИСТИНЫ ВЕРЫ ОТКРЫ­ВАЮТСЯ В АКТЕ ОТКРОВЕНИЯ.

Его кредо — «Верую, ибо абсурдно» пока­зывает, что когнитивно-рациональные структуры не имеют силы в сфере притяжения веры.

Представитель ранней патристики Оригена (около 185—253/254) обращал внимание на то, что ПРИРОДА ПРЕВОСХОДИТ САМЫЙ ЯСНЫЙ И ЧИСТЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ УМ.

Мироздание является СОВЕЧНЫМ БОГУ, до на­шего мира и после него были и будут другие миры.

Процесс измене­ния мира в его ХРИСТОЛОГИЧЕСКОМ учении связывался с глубиной паде­ния духов, их возвращением (спасением) в первоначальное благостное состояние, что не являлось окончательным, поскольку духи и в силу свободной воли могли испытать новое падение.

 

8. Схоластика. Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к ОБНОВЛЕНИЮ РЕЛИГИОЗНЫХ ДОГМАТОВ, приспосабливая их к УДОБСТВАМ ПРЕПОДАВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ И ШКОЛАХ.

Большое значе­ние придается ЛОГИКЕ РАССУЖДЕНИЙ, в которой они видят путь пости­жения Бога.

С расцветом схоластической учености связано ОТТАЧИВА­НИЕ ЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА, рассудочных СПОСОБОВ ОБОСНОВАНИЯ ЗНАНИЯ, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргу­менты.

Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподава­тельской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинс-кий, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, на­уки и религии.

Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) считает, что ИСТИНЫ, ДОБЫТЫЕ РАЗУМОМ, НО ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ АВТОРИТЕТУ СВЯЩЕН­НОГО ПИСАНИЯ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАБЫТЫ ИЛИ ОТВЕРГНУТЫ.

Абеляр (1079— 1142) стремится к ЧЕТКОМУ РАЗГРАНИЧЕНИЮ между верой и знанием и предлагает СНАЧАЛА С ПОМОЩЬЮ РАЗУМА ИССЛЕДОВАТЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ ИС­ТИНЫ, а затем СУДИТЬ, ЗАСЛУЖИВАЮТ ОНИ ВЕРЫ ИЛИ НЕТ.

Ему принадле­жит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить».

В от­личие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума.

 

9. Номинализм и реализм. Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий — «УНИВЕРСА­ЛИЙ».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...