Проблема воспроизводства субъекта науки (ученых).
1. Начало науки как профессиональной деятельности. Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы в ПЕРИОД БУРНОГО ПОДЪЕМА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Несмотря на большое значение великих прозрений античности, влияние науки арабов средневекового Востока, гениальных идей эпохи Возрождения, естествознание до XVII в. находилось в зачаточном состоянии. Представления о Вселенной ничем не отличались от тех, что были изложены еще в сочинениях Птолемея. А предложенная Коперником система мира была достоянием узкого круга лиц и воспринималась ими в большей степени как математическая гипотеза. Еще ничего не знали о законах движения тел.
2. Фрэнсис Бэкон и наука как профессиональная деятельность. У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон (1561—1626), утверждавший, что ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ НИЧТОЖНЫ И ЧТО ОНА НУЖДАЕТСЯ В ВЕЛИКОМ ОБНОВЛЕНИИ. И чтобы создать новое естествознание, необходимы: · правильный метод (ИНДУКТИВНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ); · мудрое управление наукой (это ЗАДАЧА ПРАВИТЕЛЕЙ, которые должны создавать ученые учреждения, библиотеки, приобретать орудия и инструменты, обеспечивать людей науки вознаграждением, освобождающим их от забот и создающим свободное время для творчества); · общее согласие в работе, восполняющее недостаток сил одного человека. Идеально организованный коллектив ученых («Дом Соломона») описал Бэкон в «Новой Атлантиде». Среди членов этого сообщества существует разделение труда: · одни собирают сведения о различных опытах из книг, · другие делают опыты, · третьи обрабатывают данные опытов и составляют таблицы,
· «истолкователи природы» из наблюдений и опытов выводят общие законы и причины. В «Доме Соломона»: · проводятся общие собрания всех его членов, · обсуждаются рефераты, работы, выведенные законы и принципы, · решается, какие открытия и опыты должны быть опубликованы.
Для ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ в «Доме» обязательно должны быть и молодые ученые. Посещая разные города, государства, ученые должны на основе изучения природы предсказывать неурожаи, бури, эпидемии, землетрясения и давать советы гражданам, как, по возможности, избежать этих бедствий.
3. Первые академии в Европе. Идея организованной, коллективной, государственной науки воплотилась в создании первых естественнонаучных обществ (или первых академий) в Европе. Уже начиная с эпохи Возрождения академии по типу платоновских возникали в разных городах Италии. Но чаще всего это были небольшие и недолговечные кружки любителей философии, теологии, литературы, искусства.
28 ноября 1660 г. в Лондоне 12 ученых на своем собрании составили «Меморандум», в котором записали о желании создать «Коллегию» для развития физико-математического экспериментального знания.
Позднее она будет названа ЛОНДОНСКИМ КОРОЛЕВСКИМ ОБЩЕСТВОМ, научная программа которого предполагала развивать естествознание средством опытов.
Вслед за Лондонским королевским обществом были созданы Парижская академия наук (1666 г.), Берлинская академия наук (1700 г.), Петербургская академия (1724 г.) и др.
4. Книга как главная форма закрепления и трансляции научного знания. В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний стала книга, в которой должны были излагаться основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала как базисом обучения, так и главным средством фиксации новых результатов исследования природы.
5. Построение целостной картины мира как задача ученого. Перед ученым этого периода стояла весьма сложная задача. ЕМУ НЕДОСТАТОЧНО БЫЛО ПОЛУЧИТЬ КАКОЙ-ЛИБО ЧАСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, В ЕГО ОБЯЗАННОСТИ ВХОДИЛО ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРОЗДАНИЯ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА НАЙТИ СВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ДОСТАТОЧНО ОБЪЕМНОМ ФОЛИАНТЕ.
Ученый обязан был не просто ставить отдельные опыты, но заниматься НАТУРФИЛОСОФИЕЙ, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в нее соответствующие изменения.
Так работали все выдающиеся мыслители этого времени — Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт и др.
В ТО ВРЕМЯ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ К ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ОСНОВАНИЯМ НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ПОЛНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ ДАЖЕ ЧАСТНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ЯВЛЕНИЯМ. 6. Переписка между учеными как особая форма закрепления и передачи научных знаний. Но по мере развития науки и расширения исследований формируется потребность в такой коммуникации ученых, которая могла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов научных изысканий. В XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными.
ПИСЬМА СЛУЖИЛИ НЕ ТОЛЬКО ДРУЖЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ, НО И ВКЛЮЧАЛИ В СЕБЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВОДИМЫХ ИМИ ИССЛЕДОВАНИЙ, И ОПИСАНИЕ ТОГО ПУТИ, КОТОРЫМ ОНИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ.
7. Специализация научной деятельности. Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов.
Коммуникации между ними начинают осуществляться на национальном языке, а не на латыни.
Появляются научные журналы, через которые происходит обмен информацией.
Первоначально они выполняли особую функцию объединения исследователей, стремясь показать, что и кем делается, но затем наряду с обзорами начали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией.
В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В СВЯЗИ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ОБЪЕМА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАРЯДУ С АКАДЕМИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, НАЧИНАЮТ ВОЗНИКАТЬ ОБЩЕСТВА, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ (ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ, ХИМИИ И Т.Д.).
8. Проблема воспроизводства субъекта науки (ученых). Новые формы организации науки порождали и новые формы научных коммуникаций, и поставили проблему воспроизводства субъекта науки. ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ, ЧЕМУ СПОСОБСТВОВАЛИ УНИВЕРСИТЕТЫ.
Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.
35. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ ПЛАН 1. Дисциплинарная организация науки как решение проблемы трансляции научного знания следующим поколениям. 2. Что такое научная дисциплина? 3. Когда возникает дисциплинарно организованное знание? 4. Что характерно для дисциплинарного образа науки? 5. Роль университета в Средние века. 6. Подрыв идеалов и норм средневековой научности в эпоху Возрождения. 7. Идеал универсально энциклопедического знания в эпоху Возрождения. 8. Трансформация способов трансляции знания в связи с ростом объема научной информации. 9. Четырехблочная дисциплинарная организация науки. 10. Современное представление о научном знании как о системе научных дисциплин.
1. Дисциплинарная организация науки как решение проблемы трансляции научного знания следующим поколениям. Великие открытия и идеи, характеризующие поступательное развитие науки, принадлежат так сказать переднему краю науки. Существует определенная разница между передним краем науки и способами трансляции научного знания в культуру. ПЕРЕДНИЙ КРАЙ НАУКИ ОРГАНИЗОВАН ПРОБЛЕМНО: множество разных исследовательских групп предлагают свои методы и методики решения научной проблемы, в научных спорах и дискуссиях рождается истина. В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рамках дисциплинарно организованной науки.
2. Что такое научная дисциплина? Научная дисциплина понимается как ОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, связанная:
· с его ИНСТИТУАЛИЗАЦИЕЙ, · с ОСОЗНАНИЕМ ОБЩИХ НОРМ И ИДЕАЛОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, · с формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы (обзоров и учебников), · с определенными формами коммуникации между учеными, · с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и передается знание в системе образования.
3. Когда возникает дисциплинарно организованное знание? Дисциплинарно организованное знание возникает именно в том случае, когда ВСЕ НАКОПЛЕННОЕ ЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОД УГЛОМ ЗРЕНИЯ ТРАНСЛЯЦИИ ЕГО ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|