Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема воспроизводства субъекта науки (ученых).




 

 

1. Начало науки как профессиональной деятельности. Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы в ПЕРИОД БУРНОГО ПОДЪЕМА ЕСТЕСТВОЗНА­НИЯ.

Несмотря на большое значение великих прозрений античности, влияние науки арабов средневекового Востока, гениальных идей эпо­хи Возрождения, естествознание до XVII в. находилось в зачаточном состоянии.

Представления о Вселенной ничем не отличались от тех, что были изложены еще в сочинениях Птолемея. А предложенная Коперником система мира была достоянием узкого круга лиц и вос­принималась ими в большей степени как математическая гипотеза. Еще ничего не знали о законах движения тел.

 

2. Фрэнсис Бэкон и наука как профессиональная деятельность. У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френ­сис Бэкон (1561—1626), утверждавший, что ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ НИЧ­ТОЖНЫ И ЧТО ОНА НУЖДАЕТСЯ В ВЕЛИКОМ ОБНОВЛЕНИИ.

И чтобы создать новое естествознание, необходимы:

· правильный метод (ИНДУКТИВНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ);

· мудрое управление наукой (это ЗАДАЧА ПРАВИТЕ­ЛЕЙ, которые должны создавать ученые учреждения, библиотеки, при­обретать орудия и инструменты, обеспечивать людей науки возна­граждением, освобождающим их от забот и создающим свободное время для творчества);

· общее согласие в работе, восполняющее недо­статок сил одного человека.

Идеально организованный коллектив ученых («Дом Соломона») описал Бэкон в «Новой Атлантиде».

Среди членов этого сообщества существует разделение труда:

· одни собирают сведения о различных опытах из книг,

· другие делают опыты,

· третьи обрабатывают данные опытов и составляют таблицы,

· «истолкователи природы» из наблю­дений и опытов выводят общие законы и причины.

В «Доме Соломо­на»:

· проводятся общие собрания всех его членов,

· обсуждаются рефера­ты, работы, выведенные законы и принципы,

· решается, какие откры­тия и опыты должны быть опубликованы.

 

Для ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМ­СТВЕННОСТИ в «Доме» обязательно должны быть и молодые ученые.

Посещая разные города, государства, ученые должны на основе изу­чения природы предсказывать неурожаи, бури, эпидемии, землетря­сения и давать советы гражданам, как, по возможности, избежать этих бедствий.

 

3. Первые академии в Европе. Идея организованной, коллективной, государственной науки воп­лотилась в создании первых естественнонаучных обществ (или первых академий) в Европе.

Уже начиная с эпохи Возрождения академии по типу платоновских возникали в разных городах Италии. Но чаще всего это были небольшие и недолговечные кружки любителей фило­софии, теологии, литературы, искусства.

 

28 ноября 1660 г. в Лондоне 12 ученых на своем собрании состави­ли «Меморандум», в котором записали о желании создать «Колле­гию» для развития физико-математического экспериментального зна­ния.

 

Позднее она будет названа ЛОНДОНСКИМ КОРОЛЕВСКИМ ОБЩЕСТВОМ, научная программа которого предполагала развивать естествознание средством опытов.

 

Вслед за Лондонским королевским обществом были созданы Парижская академия наук (1666 г.), Берлинская академия наук (1700 г.), Петербургская академия (1724 г.) и др.

 

 

4. Книга как главная форма закрепления и трансляции научного знания. В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний стала книга, в которой должны были излагаться основопола­гающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала как ба­зисом обучения, так и главным средством фиксации новых результа­тов исследования природы.

 

5. Построение целостной картины мира как задача ученого. Перед ученым этого периода стояла весьма сложная задача.

ЕМУ НЕДОСТАТОЧНО БЫЛО ПОЛУЧИТЬ КАКОЙ-ЛИБО ЧАСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, В ЕГО ОБЯ­ЗАННОСТИ ВХОДИЛО ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРОЗДАНИЯ, КОТО­РАЯ ДОЛЖНА НАЙТИ СВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ДОСТАТОЧНО ОБЪЕМНОМ ФОЛИАНТЕ.

 

Ученый обязан был не просто ставить отдельные опыты, но зани­маться НАТУРФИЛОСОФИЕЙ, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в нее соответствующие изменения.

 

Так работа­ли все выдающиеся мыслители этого времени — Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт и др.

 

В ТО ВРЕМЯ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ К ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ОСНОВАНИЯМ НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ПОЛНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ ДАЖЕ ЧАСТНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ЯВЛЕНИЯМ.

6. Переписка между учеными как особая форма закрепления и передачи научных знаний. Но по мере развития науки и расширения исследований формиру­ется потребность в такой коммуникации ученых, которая могла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и про­межуточных результатов научных изысканий.

В XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между уче­ными.

 

ПИСЬМА СЛУЖИЛИ НЕ ТОЛЬКО ДРУЖЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ, НО И ВКЛЮ­ЧАЛИ В СЕБЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВОДИМЫХ ИМИ ИССЛЕДОВАНИЙ, И ОПИСАНИЕ ТОГО ПУТИ, КОТОРЫМ ОНИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ.

 

 

7. Специализация научной деятельности. Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось уг­лубление специализации научной деятельности.

В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов.

 

Коммуникации между ними начинают осуществляться на национальном языке, а не на латыни.

 

Появляются научные журналы, через которые происходит обмен информацией.

 

Первоначально они выполняли особую функцию объединения исследователей, стремясь показать, что и кем делается, но затем наряду с обзорами начали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией.

 

В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В СВЯЗИ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ОБЪЕМА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАРЯДУ С АКАДЕМИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯ­МИ, НАЧИНАЮТ ВОЗНИКАТЬ ОБЩЕСТВА, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, РАБО­ТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ (ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ, ХИМИИ И Т.Д.).

 

8. Проблема воспроизводства субъекта науки (ученых). Новые формы организации науки порождали и новые формы на­учных коммуникаций, и поставили проблему воспроизводства субъекта науки.

ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ, ЧЕМУ СПОСОБСТВОВАЛИ УНИВЕРСИТЕТЫ.

 

Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая спе­цифического образования, имеющая свою структуру и организацию.

 

 

 

 

 

35. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ

НАУКИ

ПЛАН

1. Дисциплинарная организация науки как решение проблемы трансляции научного знания следующим поколениям.

2. Что такое научная дисциплина?

3. Когда возникает дисциплинарно организованное знание?

4. Что характерно для дисциплинарного образа науки?

5. Роль университета в Средние века.

6. Подрыв идеалов и норм средневековой научности в эпоху Возрождения.

7. Идеал универсально энциклопедического знания в эпоху Возрождения.

8. Трансформация способов трансляции знания в связи с ростом объема научной информации.

9. Четырехблочная дисциплинарная организация науки.

10. Современное представление о научном знании как о системе научных дисциплин.

 

1. Дисциплинарная организация науки как решение проблемы трансляции научного знания следующим поколениям. Великие открытия и идеи, характеризующие поступательное раз­витие науки, принадлежат так сказать переднему краю науки.

Суще­ствует определенная разница между передним краем науки и способа­ми трансляции научного знания в культуру.

ПЕРЕДНИЙ КРАЙ НАУКИ ОРГА­НИЗОВАН ПРОБЛЕМНО: множество разных исследовательских групп пред­лагают свои методы и методики решения научной проблемы, в науч­ных спорах и дискуссиях рождается истина.

В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рам­ках дисциплинарно организованной науки.

 

2. Что такое научная дисциплина? Научная дисциплина понимается как ОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА СИСТЕ­МАТИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, связанная:

· с его ИНСТИТУАЛИЗАЦИЕЙ,

· с ОСОЗ­НАНИЕМ ОБЩИХ НОРМ И ИДЕАЛОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,

· с формирова­нием научного сообщества, специфического типа научной литерату­ры (обзоров и учебников),

· с определенными формами коммуникации между учеными,

· с созданием функционально автономных организа­ций, ответственных за образование и подготовку кадров.

Дисципли­нарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспе­чивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в науч­ные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учеб­ники, излагается и передается знание в системе образования.

 

3. Когда возникает дисциплинарно организованное знание? Дисциплинарно организованное знание возникает именно в том случае, когда ВСЕ НАКОПЛЕННОЕ ЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОД УГЛОМ ЗРЕ­НИЯ ТРАНСЛЯЦИИ ЕГО ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...