Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.




Всеобщее избирательное право означает признание за всеми гражданами Российской Федерации, достигшими определённого возраста, без каких либо ограничений право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право). Конституция РФ гарантирует это право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

В соответствии со ст. 4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право избирать возникает с 18-летнего возраста, по данным Межпарламентской ассамблеи ООН, это среднестатистический возраст, при достижении которого за гражданином (подданным) признаётся активное избирательное право. Право быть избранным возникает у гражданина РФ при достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законодательством субъектов РФ. Депутатом Государственной Думы РФ может быть избран гражданин, достигший 21 года (ч. 1 ст. 97 Конституции РФ), Президентом РФ – гражданин РФ, достигший возраста 35 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

Выезд гражданина РФ за пределы страны для постоянного или временного проживания не лишает его избирательных прав. Такой гражданин сохраняет всю полноту избирательных прав. В свою очередь, Российская Федерация обязана обеспечить такому гражданину возможность реализовать свои избирательные права по месту его постоянного или временного проживания через дипломатические и консульские представительства.

Граждане Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными, если они признаны судом недееспособными, а также находятся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, ограничиваются в избирательном праве при наличии одного условия: в отношении него должен вступить в законную силу приговор суда, предусматривающий в отношении гражданина применение такой меры ответственности, как лишение свободы. Таким образом, если гражданин РФ осуждён к лишению свободы условно, он сохраняет избирательное право. В то же время граждане РФ, в отношении которых приговор суда предусматривает отбывание наказания в виде лишения свободы, и на день проведения голосования приговор вступил в законную силу, не имеют право голосовать.

Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, за исключением вышеуказанных лиц, обладают равными избирательными правами. Право на участие в выборах лиц, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, предполагает наличие таких же возможностей на реализацию прямого избирательного права при тайном голосовании, что и у всех остальных граждан РФ. Нахождение таких граждан РФ в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, не может служить основанием для ущемления их конституционного права избирать. Особенно сложно реализовать данное конституционное право граждан РФ в помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, в случае их территориальной удаленности.

Следует отметить, что законодательством зарубежных государств предусматриваются различные подходы к ограничению активного и пассивного избирательного права граждан как находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, так и содержащихся под стражей. Например, в Соединенном Королевстве Великобритании активным и пассивным избирательным правом (по Акту о народном представительстве 1983 г.) не обладают лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Избирательных прав лишаются также и условно освобождённые от наказания (без изоляции от общества). Конституция Италии лишает лиц избирательных прав в случае окончательного уголовного приговора, причём также не обязательно к лишению свободы.

Закон о выборах публичных должностных лиц Японии (принят в 1950 г.), лишает избирательных прав: а) осуждённых за уголовные преступления, б) лишённых права голосовать по приговору суда за мелкие правонарушения, в) совершеннолетних, находящихся под опекой. По японскому уголовному праву временно лишается избирательных прав нарушитель закона о выборах на публичную должность. Схожие с японским избирательным законодательством положения содержит Конституция Люксембурга.

Избирательный закон Гондураса за незаконное финансирование политических партий и кандидатов предусматривает основное наказание в виде штрафа в размере 200 процентов незаконно перечисленных или полученных сумм и дополнительное – приостановление активного и пассивного избирательного права правонарушителя на срок от двух до трёх лет. В США практически во всех штатах осуждённые за так называемые позорящие преступления лишаются избирательных прав по решению суда, а в некоторых штатах – даже права быть присяжными заседателями.

Что касается подходов законодателей различных стран к вопросу ограничения избирательных прав лиц, находящихся в местах содержания под стражей, то согласно Конституции Республики Беларусь, а также статьи 89 Конституции Туркменистана лишаются избирательных прав лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (как в России). В Белоруссии и Туркменистане лица, содержащиеся под стражей, лишены активного избирательного права.

Таким образом, вопросы ограничения избирательных прав, в том числе лиц, находящихся в местах содержания под стражей, рассматриваются в тех или иных государствах по-разному, в зависимости от построения правовой системы страны[10].

Равное избирательное право означает участие избирателей в выборах на равных началах. Равные основания участия в выборах обеспечиваются следующими обязательными элементами:

- наличием у избирателей равного количества голосов (если у одного избирателя одни голос, то и у других избирателей тоже только один голос);

- включением избирателей только в один список избирателей (таким образом, каждый избиратель может проголосовать на выборах только один раз);

- примерно равным числом избирателей в каждом избирательном округе (что позволяет сохранить равное представительство мнений избирателей);

- соблюдением установленных норм представительства (прежде всего при формировании избирательных участков);

- предоставлением равных юридических возможностей участия в избирательной компании для кандидатов (в том числе при проведении предвыборной агитации в средствах массовой информации);

- едиными правилами проведения выборов на всё время проведения избирательной компании (с момента назначения выборов и до объявления официальных результатов голосования);

- равной правовой защитой избирательных прав всех граждан и их общественных объединений (в административном и судебном порядке).

Принцип равного избирательного права распространяется в равной степени, на активное и пассивное избирательное право, и взаимосвязан с принципом всеобщего избирательного права. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, также имеют право на реализацию принципа равного избирательного права, наряду с другими избирателями. Они в обязательном порядке включаются в списки избирателей. Администрация учреждений выдает справки тем избирателям, которые не имеют паспорта, для того, чтобы они приняли участие в выборах. Избиратели, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, должны быть обеспечены литературой о выборах и агитационными материалами. Кроме того, им предоставляется возможность принять участие в голосовании наравне с другими гражданами РФ, для этих целей в учреждениях могут быть образованы избирательные участки, или голосование проходит вне помещений для голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц, администрации учреждения) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах лично. Этот принцип также распространяется на выборы, проводимые на всех уровнях органов государственной власти и местного самоуправления. Избиратель не может передоверить своё право избирать и быть избранным другим гражданам РФ или организациям. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своём намерении воспользоваться помощью другого лица.

В соответствии с федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования – открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые, если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого) (ч. 6-7 ст. 68 Закона).

Тайное голосование – обязательный атрибут демократических выборов. Принцип тайного голосования означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю должна быть предоставлена возможность использовать закрытую кабинку для заполнения бюллетеня. Избирательные бюллетени не должны иметь идентифицирующих признаков, которые позволили бы определить личность избирателя. Реализация этого принципа в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, осуществляется путём оборудования специальных помещений для голосования или путём голосования по месту содержания под стражей. В этих условиях коллегиальность избирательной комиссии является обязательным условием соблюдения принципа тайного голосования.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации волен самостоятельно принять решение о явке на избирательный участок.

Свободные выборы являются частью более широкого принципа свободы личности, получившего выражение в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 17, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; ч. 1 ст. 22 установлено, что каждый имеет право на свободу; ст. 29 гарантирует в ч. 1 свободу мысли, а в ч. 3 запрещает принуждать к отказу от своих мнений и убеждений; ч. 1 ст. 45 и ч. 1 и 2 ст. 46 гарантируют государственную, в частности, судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина. Всё это относится и к свободному волеизъявлению во время голосования.

В целях обеспечения свободного характера народного волеизъявления предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав гражданами Российской Федерации, нарушение тайны их голосования (ст. 141 УК РФ). Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются деяния, соединённые с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершённые лицом с использованием своего служебного положения, либо совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Административная ответственность установлена за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (ст. 5.1 КоАП РФ).

Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, обязаны подчиняться определённым режимным требованиям администрации учреждения, в том числе и связанным с передвижением по территории учреждения. Явка избирателей, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, традиционно является очень высокой и достигает фактически 100 %. В свете этого возникает вопрос, всегда ли участие в выборах является добровольным волеизъявлением граждан РФ? Для реализации принципа свободного участие в выборах администрации учреждений исполняющих наказания не должны нести ответственность за явку избирателей.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами её территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объёме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 ф едерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчёте голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Избирательные комиссии не могут принимать свои решения, связанные с подготовкой и проведением народных голосований, за «закрытыми дверями». Принцип гласности же требует обязательного опубликования решений избирательных комиссий и факультативного опубликования отчётов о заседаниях и действиях избирательных комиссий и их должностных лиц. Комиссии и их должностные лица не вправе запрещать опубликование таких отчётов, препятствовать получению информации о деятельности комиссий и распространению этой информации. Все нормативные акты избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов или референдума, подлежат официальному опубликованию, другие решения, относящиеся к подготовке и проведению выборов или референдума, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путём[11].

Выборы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В федеральном избирательном законодательстве, а также в других соответствующих отраслях законодательства под вмешательством понимается, в частности, воспрепятствование работе избирательных комиссий, а также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией её полномочий, установленных законодательством о выборах с целью повлиять на её решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, подсчёта голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции избирательных комиссий (ч. 1 и 3 ст. 141 УК РФ).

В то же время сотрудники следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, активно способствуют организации и проведению выборов на всех этапах, в том числе и в качестве членов избирательных комиссий. Участие сотрудников уголовно-исполнительной системы в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, является обязательным условием, так как, прежде всего, они обеспечивают выполнение режимных требований, с которыми иные члены избирательных комиссий, как правило, не знакомы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...