Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов




 

Организация выборов является важным этапом избирательного процесса в Российской Федерации. С целью организации выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, Центральная избирательная комиссия разрабатывает методические рекомендации, проводит совещания с представителями Федеральной службы исполнения наказания. Так, в частности, для организации выборов Президента РФ Центральной избирательной комиссией были разработаны «Методические рекомендации по организации голосования в местах временного пребывания избирателей на выборах Президента Российской Федерации»[12], а также методическое пособие по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и находящихся в местах содержания под стражей[13].

Важным этапом в организации выборов в Российской Федерации является образование избирательных участков. Избирательные участки в местах временного пребывания избирателей образуются территориальной избирательной комиссией. Они могут образовываться не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее, чем за три дня до дня голосования. Если решение о создании избирательного участка не было принято в установленный срок, то в течение трёх дней такое решение может быть принято избирательной комиссией субъекта РФ. При этом необходимо учитывать, что на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3 тысяч избирателей.

В следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, при решении вопроса об образовании избирательного участка следует также учитывать необходимость создания условий для реализации избирательных прав находящихся там граждан и специфику деятельности этих учреждений как режимных объектов с учётом требований положений федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Если принято решение не образовывать избирательный участок в следственном изоляторе или помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора, то голосование находящихся в нём граждан Российской Федерации будет осуществляться на общем избирательном участке, на территории которого расположено данное учреждение (п. 1 ст. 66 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Так, на выборах в органы законодательной (представительной) власти Тверской области, состоявшихся 13 марта 2011 г., в СИЗО № 1 и № 3 были организованы отдельные избирательные участки, а СИЗО-2 и больница УФСИН были прикреплены к городским участкам[14].

Если было принято решение о создании избирательной комиссии в следственном изоляторе или помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, избирательная комиссия создаётся в соответствии с общими правилами, установленными ст. 27 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Так, участковая комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов и допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учёбы.

Начальникам мест содержания под стражей совместно с территориальной избирательной комиссией, представительными органами муниципальных образований через соответствующие организации и собрания избирателей, как правило, способствуют внесению предложений о включении в состав участковых комиссий представителей администрации и сотрудников мест содержания под стражей. Эти лица, наряду с выполнением обязанностей, возлагаемых на членов комиссии, смогут обеспечить соответствующий режим и соблюдение правил внутреннего распорядка избирателями, находящимися в местах содержания под стражей. При формировании участковой комиссии необходимо учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 22 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии.

Ещё одним важным этапом в организации выборов является составление списков избирателей. В соответствии с п. 1 ст. 17 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учёта) избирателей.

Для включения гражданина, находящегося в местах содержания под стражей в следственном изоляторе или помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора, в список избирателей на конкретном избирательном участке устанавливается факт нахождения его места жительства на территории этого участка, при условии нахождения его места жительства не на территории избирательного участка, но на территории избирательного округа – факт временного пребывания этого гражданина на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина, находящегося в местах содержания под стражей, на территории избирательного участка избирательного округа устанавливаются начальниками мест содержания под стражей и органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Начальники мест содержания под стражей, представляющие сведения об избирателях, в соответствии с требованиями федерального законодательства несут ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления. Список должен быть составлен не позднее дня, предшествующего дню голосования. Список избирателей, составленный участковой избирательной комиссией, подписывается председателем и секретарём участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

Основанием для включения в список избирателей граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования в местах временного пребывания, является паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, и открепительное удостоверение. По предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения избиратель должен быть включён в список избирателей в день голосования.

Если паспорт или заменяющий его документ находится в уголовном деле, необходимо запросить этот документ в соответствующем следственном подразделении либо суде. Согласно требованию п. 21 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», паспорт заключённого под стражу лица, временно изъятый органом предварительного следствия или судом, должен быть приобщён к личному делу указанного лица, то есть должен быть направлен в место содержания этого гражданина под стражей.

Документ, заменяющий паспорт гражданина – это документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. Перечень документов, заменяющих паспорт гражданина, содержится в подпункте 16 ст. 2 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Для граждан Российской Федерации, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, одним из документов, заменяющих паспорт гражданина, является справка установленной формы. Данная справка выдается гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Форма справки и порядок её выдачи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 г. № 391 «О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме» и совместным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 сентября 2003 года № 292/724/1/23 «Об утверждении формы справки, выдаваемой для участия в выборах или в референдуме гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых» (приложение № 2). Организация изготовления бланков справок возложена на начальников мест содержания под стражей. По информации ФСИН России, на выборах Президента Российской Федерации в 2007 году в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых по открепительным удостоверениям проголосовали в Свердловской области более 50 процентов избирателей, в Республике Башкортостан и Тверской области – более 40 процентов, в Московской области – более 30 процентов, в Ростовской области – около 20 процентов[15].

Избиратели, находящиеся в следственных изоляторах или помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению (приложение № 3), поданному в участковую избирательную комиссию. Заявление должно быть подано в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования.

Указанная участковая избирательная комиссия должна передать информацию об этом в участковую избирательную комиссию, где он уже был включён в список избирателей. Передача информации осуществляется через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая избирательная комиссия, в которую поступила данная информация, в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: «Включён в список избирателей на избирательном участке №» с указанием номера избирательного участка и наименования субъекта Российской Федерации.

Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей территориальной избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина исключения. Эта запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии.

Избиратели, находящиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, и не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее, чем в день голосования.

Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчёта голосов избирателей запрещается.

Если законом предусмотрено использование открепительного удостоверения, то избиратели, находящиеся в местах содержания под стражей, включаются соответствующей комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, и открепительного удостоверения. Поскольку указанные избиратели, участники референдума не имеют возможности самостоятельно получить открепительное удостоверение по месту жительства, где они включены в список избирателей, они могут получить открепительное удостоверение через своих представителей.

Соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума по месту жительства избирателя, находящегося в месте содержания под стражей, выдаёт открепительное удостоверение его представителю на основании письменного заявления гражданина нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности (приложение № 4) с учётом положений ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая доверенность может быть также удостоверена начальниками мест содержания под стражей.

Начальники мест содержания под стражей, где избиратели временно пребывают, совместно с избирательными комиссиями должны заблаговременно провести разъяснительную работу среди этих гражданпо вопросу получения ими открепительного удостоверения. Избирателям, желающим принять участие в выборах, должно быть оказано содействие в подготовке доверенности и оформлении заявления в соответствующую избирательную комиссию. Руководители мест содержания под стражей должны заверять доверенности и предоставлять возможность своевременно (с учётом сроков выдачи открепительных удостоверений) передавать указанные документы на имя представителя гражданина, в том числе по почте, а получивоткрепительное удостоверение от представителя избирателя (в том числе по почте), передать его данному избирателю. Работу по отправлению личных заявлений граждан, находящихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, и заверенных доверенностей на получение открепительных удостоверений их доверенными лицами желательно организовать таким образом, чтобы эти документы могли быть переданы представителем гражданина в соответствующую территориальную избирательную комиссию в период выдачи ею открепительных удостоверений. Это позволит своевременно передать избирателю открепительное удостоверение. При проведении федеральных выборов в соответствии с федеральным законом
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» открепительное удостоверение выдается территориальной (за 45-20 дней до дня голосования) либо участковой комиссией (за 19 и менее дней до дня голосования).

Начальники мест содержания под стражей с учётом положений правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел обеспечивает ознакомление лиц, находящихся в местах содержания под стражей, с информационными плакатами избирательных комиссий, периодическими печатными изданиями, содержащими информационные материалы по вопросам проходящей избирательной кампании, организует вещание по внутренней трансляционной сети (при наличии технической возможности) программ, содержащих информацию о проведении предвыборных мероприятий, в том числе о времени и месте голосования (при отсутствии технических возможностей для вещания по внутренней трансляционной сети начальники мест содержания под стражей доводят информацию по вопросам проходящей избирательной кампании иным способом), разъясняет подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений нормы федерального избирательного законодательства, избирательного законодательства субъекта Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов в части реализации избирательных прав.

Агитационные материалы, поступившие в места содержания под стражей, размещаются начальниками мест содержания под стражей на информационных стендах, находящихся в коридорах либо в иных помещениях. При этом начальникам мест содержания под стражей следует предусмотреть равные условия ознакомления избирателей, участников референдума с агитационными материалами различных кандидатов, политических партий. При этом под агитационными материалами понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (п. 1 ст. 2 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Материал следует признавать агитационным в случае, если он, во-первых, содержит признаки предвыборной агитации; во-вторых, предназначен для массового распространения; в-третьих, указанное распространение проводится в период избирательной кампании. Материал является агитационным, если он направлен на то, чтобы побудить (побуждает) избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы; публичным показом, публичным исполнением или сообщением для всеобщего сведения являются любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. В отношении агитационных материалов, распространяемых на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», под «массовым распространением» следует понимать продажу (подписку, доставку, раздачу) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляцию радио, телепрограмм (вещание), демонстрацию кинохроникальных программ.

Агитационные материалы должны изготавливаться и распространяться в соответствии с рядом правил, установленных федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основными из которых являются, во-первых, распространение исключительно в рамках агитационного периода; во-вторых, предварительная оплата изготовления и распространения из средств избирательного фонда (исключение составляют распространение в рамках предоставленных в соответствии с законом бесплатных эфирного времени или печатной площади, а также распространение с помощью граждан Российской Федерации, лично безвозмездно участвующих в избирательной кампании); в-третьих, наличие определённых, предусмотренных законом реквизитов; в-четвёртых, предварительное представление экземпляров (копий, фотографий) в избирательные комиссии (за исключением агитационных материалов, распространяемых через СМИ); в-пятых, отсутствие призывов к экстремистской деятельности (ст. 2, 49-52, 54, 56, 58 и 59 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

За нарушение ряда правил изготовления и распространения агитационных материалов ст. 5.5, 5.8-5.12 и 5.18-5.20 КоАП РФ установлена административная ответственность. За умышленное уничтожение или повреждение законно изготовленных и распространенных агитационных материалов предусмотрена ответственность по ст. 5.14 КоАП РФ.

Проведение предвыборной агитации посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий и т. п.) с участием лиц, находящихся в местах содержания под стражей, осуществляться не может с учётом режима содержания указанных лиц и в силу ограничений, установленных федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Таким образом, организация выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, осуществляется с учётом особенностей функционирования данных учреждений. При этом реализация избирательных прав граждан РФ должна быть осуществлена в полном объёме.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...