Избирательная реакция детей 1-го года жизни на звуки человеческого голоса
В данной главе анализируется возрастная динамика в реакциях младенцев на звуковые раздражители, имеющие разные источники — голос взрослого человека или физический объект. Исследования М. И. Лисиной (19746, г) показали, что особенно сильные и яркие реакции ребенка вызывали воздействия, включающие речь взрослого. Было высказано предположение, что речь выступает для младенца как специфический отличительный признак взрослого человека. Чтобы проверить это предположение, необходимо было сравнить эффект чисто голосовых воздействий взрослого человека с эффектом воздействия других звуковых раздражителей. Выявление избирательного отношения ребенка к голосу взрослого человека подтвердило бы особое значение этого признака в связи с потребностью ребенка в общении со взрослым. В психологической литературе данные о реакциях детей на звуки человеческого голоса и физи-т£пИХ °бъект°в противоречивы (Е. К- Каверина, 1У50; М. И. Лисина, 19746, г). Поэтому мы исходили из вероятности следующего результата: дети могут реагировать избирательно на голос взрослого, при этом реагировать по-разному на звуки с разными физическими характеристиками, что, по-видимому, маски- рует избирательность. Различия в реакциях возможны как количественные (по интенсивности, числу реакций), так и качественные (разная эмоциональная окраска и структура реакции). Мы стремились отделить влияние физических характеристик звуков и влияние свойства, которое придает звукам с этими характеристиками их источник — голос человека или физический объект (музыкальный инструмент). Для этого и звуки человеческого голоса, и звуки музыкального инструмента использовались в нескольких вариантах, различающихся сложностью состава, характером звуковысотного движения или ударно-ритмической организацией их ряда. Чтобы устранить влияние возможного непостоянства реакций, характерных для детей этого возраста, звуковые раздражители применялись многократно, с каждым ребенком проводилось три опыта. На реакции детей могло влиять несколько факторов: последовательность звуков, их соседство в ряду, положение в начале или в конце ряда и некоторые другие. Устранить эти влияния, предъявляя в отдельном опыте только один раздражитель, невозможно, так как это внесло бы новую трудность. Мы нейтрализовали нежелательные влияния, так организовав подачу раздражителей, чтобы в каждом опыте предъявлялись все выбранные нами варианты обоих источников звуков — голоса и музыкального инструмента — в определенном порядке. Мы отказались от случайного порядка раздражителей, так как при нем соседние раздражители могут влиять друг на друга особенно неблагоприятно и не позволят выявить качественную характеристику реакции на тот или иной раздражитель. Устранить такие влияния возможно очень большим числом опытов, что привело бы к угасанию реакций.
Выстраивая в опытах ряд раздражителей, мы стремились нейтрализовать влияние на общие результаты двух противоположных тенденций: 1) ослабления реакций на звуковые раздражители по мере их предъявления, а также на очень сходные раздражители; 2) усиления реакций по мере усложнения и обогащения качественных характеристик раздражителей. Ряд строился то от простых к сложным раздражителям, то, наоборот, в пределах каждой группы, различающейся источником звуков. Звуки голоса и звуки музыкального инструмента не перемежались в беспо- рядке, а предъявлялись как два последовательных ряда — ряд звуков музыкального инструмента и ряд звуков голоса. В разных опытах раздражители каждой группы (голоса и инструмента) ставились то в положение первых, то в положение вторых в общем ряду. Одновременно изменялся порядок предъявления отдельных видов раздражителей внутри каждой группы — то от простых к сложным, то наоборот. В одних опытах каждый раздражитель применяли подряд троекратно. В других опытах раздражитель применяли в ряд> однократно, а весь ряд предъявлялся трижды. Делали три замера реакций детей на предлагаемые каждый раз в особом порядке звуковые раздражители.
/ замер — физические звуковые раздражители: 1) от дельный звук, 2) интонация, 3) мелодия, 4) стук, затем звуки голоса, 5) отдельный звук а, 6) пение, 7) звук у, 8) интонация, 9) фраза без интонации, 10) фраза с интонацией (речь). Каждый раздражитель предъявлялся троекратно. // замер — порядок обратный I замеру, но каждый раздражитель в ряду предъявляется троекратно. /// замер — порядок соответствует / замеру, но каждый раздражитель в ряду предъявляется однократно, а весь ряд — трижды. Каждый раздражитель действовал 10 с, таковы же паузы между раздражителями. Экспериментатор, скрытый от испытуемого ширмой, наблюдал за его поведением и фиксировал с помощью ручного секундомера длительность всех реакций на звуковые раздражители. Было выделено /основных видов реакций: три ориентировочных (установочная — фиксация взором направления источника звука, поисковая, замирание); четыре эмо циональных (оживление, вокализация, улыбка, плач). Реакции на звуковые раздражители анализировали по следующим параметрам: 1) оценивалась общая интенсивность комплексной реакции на каждый раздражитель; 2) определялось качественное своеобразие реакции на раздражители (интенсивность каждого из двух основных компонентов — ориентировочного и эмоционального, длительность каждого вида реакций, сочетание разных реакций в комплексной реакции). При обработке данных анализировали результаты, полученные в каждом замере, а затем суммировали результаты, полученные в трех замерах. Эта процедура нейтрализовала эффекты, обусловленные именно поряд- Зак 685 о ком предъявления раздражителей в некоторых замерах, и выделяла эффект, обусловленный особенностями самих раздражителей.
В наших опытах предусматривалось решение двух задач: получение надежного ответа на вопросы, есть ли своеобразие в реакциях детей на звуки человеческого голоса, в отличие от реакций на любые иные звуки, и насколько отчетливо выражено это своеобразие; анализ возрастной динамики в реакциях детей на звуки голоса в отличие от иных звуков. Ответ на первый вопрос мы пытались получить, во-первых, сопоставляя суммарно реакции на группу звуков голоса и группу звуков музыкального инструмента, оценивая различия в среднем, статистически; во-вторых, сопоставляя реакции на звуки разных источников в отдельности для каждой качественной разновидности звука (отдельный звук, интонация, мелодия и звукосочетание, характеризующееся в физическом варианте ударно-ритмической структурой, а в социальном наряду с этим — фонематическими особенностями звуков). Сопоставление первого рода было направлено на то, чтобы выявить значительность -различий в реакциях на звуки разных источников: если эти реакции различаются достаточно существенно, то даже при наличии различий в реакциях на звуки с разной физической характеристикой в каждой из сравниваемых групп эта тенденция должна обнаружиться. Сопоставление второго рода преследовало цель установить наличие или отсутствие различий в.реакциях на звуки с идентичной физической характеристикой, за исключением тех оттенков, которые вносит их источник — голос или объект физической природы. Статистических оценок при этом не производилось, устанавливалась только тенденция. Исходным для такого сопоставления было представление о том, что не просто голос, произносящий любой звук, является особенным раздражителем, а звуки голоса, имеющие определенные качественные характеристики. При данном сопоставлении рассматривались два типа звуков человеческого голоса — звукосочетания музыкального мелодического характера и звукосочетания тембрового ', речевого характера, а также их комбинации. ' Мы используем здесь термин «тембровые», имея в виду фонема тические различия звуков, хотя другие авторы (А. Н. Леонтьев. Ю. Б. Гиппенрейтер, О. В. Овчинников) пользуются в этих случаях термином «тембральные». Второй вопрос решался при анализе поведения детей. Были исследованы 23 ребенка из Центрального дома ребенка Москвы. Они составляли четыре возрастные группы: от 3 до 4 мес, от 4 до 5 мес, от 6 до 7 мес, от 10 -до II мес. В группе от 6 до 7 мес было 8 человек, в остальных — по 5 человек. Анализ полученных данных начнем с изложения суммарных результатов у детей всех возрастных групп, а затем рассмотрим возрастную динамику реакций детей на звуки двух категорий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|