Скорость выработки фонематической и звуковысотной дифференцировок
В табл. 8 представлены данные о скорости выработки фонематической и звуковысотной дифференцировок в разных возрастных группах. Из таблицы вид
работки как фонема тической, так и зву ковысотной диффе-ренцировки на протяжении изучаемого возраста значительно увеличивается. Число сочетаний, необходимое для выработки звуковысотной
дифференцировки, уменьшается от I к IV группе в 2,5 раза. Количество предъявлений, необходимое для образования фонематической дифференцировки, сокращается в 4 раза. Из этих результатов можно было бы сделать вывод о том, что скорость фонематической дифференцировки возрастает более интенсивно, чем скорость дифференцировки звуковысотной. Однако скорость образования обеих диф-ференцировок в I, II и III возрастных группах приблизительно одинакова: обнаруженные различия не являются статистически достоверными. И только в старшей возрастной группе наблюдался более интенсивный рост скорости, с какой вырабатывалась фонематическая диффе-ренцировка в сравнении со звуковысотной. По средним
данным этой группы, фонематическая дифференцировка у детей вырабатывается примерно в 1,5 раза быстрее, чем звуковысотная. Эти различия статистически значимы. Таким образом, если скорость выработки звуковысот-ной и фонематической дифференцировок на протяжении от 6 мес до 2 лет увеличивается равномерно, то после 2 лет наблюдается значительный подъем скорости дифференцирования фонем, в результате чего в старшей группе скорость выработки фонематической дифференци-ровки значительно превышает скорость образования звуковысотной. В каждой возрастной группе отмечены значительные индивидуальные различия по скорости выработки обеих дифференцировок. Наибольший разброс показателей в младшей возрастной группе. Причем, здесь отмечались резкие индивидуальные колебания в показателях детей одного и того же месяца. С возрастом индивидуальные различия по скорости образования обеих дифференцировок неуклонно уменьшались. Так, во II возрастной группе дети различались между собой меньше, чем в I, в III — несколько меньше, чем во II, наиболее близкими к среднему показателю были результаты детей IV группы. Очень важно, что во всех возрастных группах индивидуальные различия детей по скорости выработки фонематической дифференцировки несколько ниже, чем звуковысотной. Особенно это заметно в I возрастной группе: младшие дети значительно больше различались между собой по скорости выработки звуковысотной дифференцировки, чем фонематической. В трех старших группах показатели детей при выработке фонематической дифференцировки также более однородны, чем при выработке звуковысотной. Этот факт дает основание полагать, что индивидуальные особенности слуховой чувствительности имеют большее значение при различении звуков по высоте, чем при различении фонем.
По соотношению скорости выработки фонематической и звуковысотной дифференцировок всех испытуемых, участвовавших в экспериментах, можно условно разделить на три группы: 1) дети, у которых скорость выработки фонематической дифференцировки превышала скорость выработки звуковысотной; 2) дети, у которых скорость выработки звуковысотной дифференцировки была выше, чем фонематической; 3) дети, у которых обе дифференцировки образовывались примерно с одинаковой скоростью. Мы считали скорость образования двух дифферен-цировок неодинаковой только в тех случаях, когда разница в числе необходимых сочетаний составляла не менее 20%. Если разница не достигала 20%, мы считали скорость выработки обеих дифференцировок примерно одинаковой. Табл. 9 показывает распределение детей разных возрастов по трем выделенным признакам.
Как видно из таблицы, у большинства испытуемых I группы обе дифференцировки образуются примерно с равной скоростью. Только у одного малыша обнаружено превышение скорости выработки звуковысотной дифференцировки и у двух — фонематической. Дети в возрасте от l'/а Д° 2 лет почти равномерно распределяются по трем выделенным признакам. В III возрастной группе уже нет детей, которые вырабатывают обе дифференцировки с одинаковой скоростью. В старшей группе большинство детей вырабатывают фонематическую дифференцировку быстрее, чем звуковысотную. Однако в этой группе имеются дети, у которых скорость образования звуковысотной дифференцировки выше, чем фонематической. Детей, с одинаковой скоростью вырабатывающих дифференцировки, в старшей группе нет.
Эти данные могут говорить о том, что в исследуемом возрастном промежутке фонематический слух развивается более интенсивно и, по-видимому, оказывает интерферирующее влияние на развитие звуковысотного слуха. Однако решающие показатели об избирательности детей к определенным параметрам звуков должны дать опыты конфликтной серии, к описанию которых мы переходим Далее. Зак. 685 Избирательность слуха детей К фонематическим и звуковысотным параметрам Звуков Избирательное предпочтение детей к различным характеристикам звуков выявлялось в конфликтной серии. Напомним, что всего здесь предъявлялось 6 комплексных сигналов. По среднему количеству ответов на звуковысот-ные и фонематические компоненты комплексных сигналов в каждой возрастной группе мы судили о возрастной динамике предпочтения фонематических и звуковысотных параметров. Данные представлены в табл. 10.
Как видно, с возрастом увеличивается предпочтение фонематических компонентов комплексного сигнала и снижается предпочтение звуковысотных компонентов. В первых двух возрастных группах дети с равной вероятностью выбирают раздражители обеих категорий Причем в этих группах достаточ но часто встречаются двойные (повороты в разные сторо ны) или тормозные (двигательное торможение, отсутствие поворота) ответы, которые свидетельствуют о невозможности выбрать какой-либо компонент комплексного сигнала и об отсутствии избирательного отношения к ним. В старших возрастных группах двойные и тормозные ответы практически отсутствуют и резко увеличивается число ответов на фонематический компонент комплексного сигнала. Число реакции на звуковысотныи компонент в старших группах соответственно снижается.
По результатам конфликтной серии всех испытуемых можно условно разделить на три группы: 1) дети, предпочитающие фонематические компоненты комплексного сигнала; 2) дети, предпочитающие звуковысотные компоненты; 3) дети, не выявившие предпочтения какой-либо категории звуковых параметров (в эту группу входили дети, большинство ответов у которых 1)6 носило двойной или тормозной характер). Предпочитаемыми мы считали те компоненты комплексного сигнала, которые вызывали не менее 4 ответов из 6 предъявлений конфликтного сигнала. В табл. 11 показа- Таблица п
но, как дети разных возрастов распределяются по трем указанным группам. Сопоставляя количество детей, предпочитающих либо фонематические, либо звуковысотные раздражители в разных возрастных группах, можно отметить следующие возрастные тенденции: 1) с возрастом увеличивается количество детей, предпочтительно реагирующих на фонематические раздражители; 2) число детей, предпочтительно реагирующих на звуковысотные компоненты комплексного сигнала, во всех возрастных группах остается примерно постоянным; 3) количество детей, у которых отсутствует избирательность к каким-либо параметрам конфликтного сигнала, с возрастом уменьшается, и в старшей группе таких детей вообще нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|