Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скорость выработки фонематической и звуковысотной дифференцировок




В табл. 8 представлены данные о скорости выработки фонематической и звуковысотной дифференцировок в разных возрастных группах.

Из таблицы вид
НО, ЧТО скорость ВЫ Таблица 8

работки как фонема тической, так и зву ковысотной диффе­ренцировки на про­тяжении изучаемого возраста значитель­но увеличивается. Число сочетаний, не­обходимое для выра­ботки звуковысотной
Возрастные Среднее количество предъявле­ний, необходимое для выра
группы ботки дифферениировок
  фонематических звуковысотных
I 56 53,5
II 32,4  
III 26  
IV 14  

работки как фонема тической, так и зву ковысотной диффе-ренцировки на про­тяжении изучаемого возраста значитель­но увеличивается. Число сочетаний, не­обходимое для выра­ботки звуковысотной

дифференцировки, уменьшается от I к IV группе в 2,5 раза. Количество предъявлений, необходимое для образования фонематической дифференцировки, сокращается в 4 раза. Из этих результатов можно было бы сделать вывод о том, что скорость фонематической дифференцировки возрас­тает более интенсивно, чем скорость дифференцировки звуковысотной. Однако скорость образования обеих диф­ференцировок в I, II и III возрастных группах приблизи­тельно одинакова: обнаруженные различия не являются статистически достоверными. И только в старшей воз­растной группе наблюдался более интенсивный рост ско­рости, с какой вырабатывалась фонематическая диффе-ренцировка в сравнении со звуковысотной. По средним

дифференцировки, уменьшается от I к IV группе в 2,5 раза. Количество предъявлений, необходимое для образования фонематической дифференцировки, сокращается в 4 раза. Из этих результатов можно было бы сделать вывод о том, что скорость фонематической дифференцировки возрас­тает более интенсивно, чем скорость дифференцировки звуковысотной. Однако скорость образования обеих диф-ференцировок в I, II и III возрастных группах приблизи­тельно одинакова: обнаруженные различия не являются статистически достоверными. И только в старшей воз­растной группе наблюдался более интенсивный рост ско­рости, с какой вырабатывалась фонематическая диффе-ренцировка в сравнении со звуковысотной. По средним


данным этой группы, фонематическая дифференцировка у детей вырабатывается примерно в 1,5 раза быстрее, чем звуковысотная. Эти различия статистически значимы.

Таким образом, если скорость выработки звуковысот-ной и фонематической дифференцировок на протяжении от 6 мес до 2 лет увеличивается равномерно, то после 2 лет наблюдается значительный подъем скорости диф­ференцирования фонем, в результате чего в старшей группе скорость выработки фонематической дифференци-ровки значительно превышает скорость образования звуковысотной.

В каждой возрастной группе отмечены значительные индивидуальные различия по скорости выработки обеих дифференцировок. Наибольший разброс показателей в младшей возрастной группе. Причем, здесь отмечались резкие индивидуальные колебания в показателях детей одного и того же месяца. С возрастом индивидуальные различия по скорости образования обеих дифференци­ровок неуклонно уменьшались. Так, во II возрастной группе дети различались между собой меньше, чем в I, в III — несколько меньше, чем во II, наиболее близкими к среднему показателю были результаты детей IV группы.

Очень важно, что во всех возрастных группах индивидуальные различия детей по скорости выработки фонематической дифференцировки несколько ниже, чем звуковысотной. Особенно это заметно в I возрастной группе: младшие дети значительно больше различались между собой по скорости выработки звуковысотной дифференцировки, чем фонематической. В трех старших группах показатели детей при выработке фонематической дифференцировки также более однородны, чем при вы­работке звуковысотной. Этот факт дает основание пола­гать, что индивидуальные особенности слуховой чувстви­тельности имеют большее значение при различении звуков по высоте, чем при различении фонем.

По соотношению скорости выработки фонематической и звуковысотной дифференцировок всех испытуемых, участвовавших в экспериментах, можно условно разделить на три группы: 1) дети, у которых скорость выработки фонематической дифференцировки превышала скорость выработки звуковысотной; 2) дети, у которых скорость выработки звуковысотной дифференцировки была выше, чем фонематической; 3) дети, у которых обе дифферен­цировки образовывались примерно с одинаковой ско­ростью.


Мы считали скорость образования двух дифферен-цировок неодинаковой только в тех случаях, когда разница в числе необходимых сочетаний составляла не менее 20%. Если разница не достигала 20%, мы считали скорость выработки обеих дифференцировок примерно одинаковой.

Табл. 9 показывает распределение детей разных возрастов по трем выделенным признакам.

Таблица 9
  Число детей, у которых
Возраст- скорость скорость скорость
  фонемати- звуковысот обе-их диф-
  ческой диф- ной диффе- ференциро-
  ференцн- ренцировки вок равна
  ровки выше выше  
i      
и      
in    
IV    

Как видно из табли­цы, у большинства испы­туемых I группы обе дифференцировки обра­зуются примерно с рав­ной скоростью. Только у одного малыша об­наружено превышение скорости выработки звуковысотной диф­ференцировки и у двух — фонематиче­ской. Дети в возрасте от l'/а Д° 2 лет почти равномерно распределяются по трем выделенным признакам. В III возрастной группе уже нет детей, которые вырабатывают обе дифференцировки с одинаковой скоростью. В старшей группе большинство детей вырабатывают фонематическую дифференцировку быстрее, чем звуковысотную. Однако в этой группе имеются дети, у которых скорость образования звуковысотной дифференцировки выше, чем фонематической. Детей, с одинаковой скоростью выра­батывающих дифференцировки, в старшей группе нет.

Эти данные могут говорить о том, что в исследуемом возрастном промежутке фонематический слух развивается более интенсивно и, по-видимому, оказывает интер­ферирующее влияние на развитие звуковысотного слуха. Однако решающие показатели об избирательности детей к определенным параметрам звуков должны дать опыты конфликтной серии, к описанию которых мы переходим Далее.


Зак. 685



Избирательность слуха детей

К фонематическим и звуковысотным параметрам

Звуков

Избирательное предпочтение детей к различным ха­рактеристикам звуков выявлялось в конфликтной серии. Напомним, что всего здесь предъявлялось 6 комплексных сигналов. По среднему количеству ответов на звуковысот-ные и фонематические компоненты комплексных сигналов в каждой возрастной группе мы судили о возрастной динамике предпочтения фонематических и звуковысотных параметров. Данные представлены в табл. 10.

Таблица 10

 

 

Возрасти! ю rpynnii С,)?-днсе чис ю от нет о в В КО\!П ЧСКСНОМ L III HcUlP на компот и i ы Двойной И 1И 10рМО1 но» ответ
ф як мат it ч ее кий 31 у КО ВЫ СОТНЫЙ
       
I 2,2 2,5 1,3
п 2,6 2,4  
III 3,4 2,2 0,4
IV 4,5 1,5

Как видно, с воз­растом увеличивается предпочтение фонема­тических компонентов комплексного сигнала и снижается предпочте­ние звуковысотных ком­понентов. В первых двух возрастных груп­пах дети с равной вероятностью выбира­ют раздражители обеих категорий Причем в этих группах достаточ

но часто встречаются двойные (повороты в разные сторо ны) или тормозные (двигательное торможение, отсутствие поворота) ответы, которые свидетельствуют о невозмож­ности выбрать какой-либо компонент комплексного сиг­нала и об отсутствии избирательного отношения к ним. В старших возрастных группах двойные и тормозные от­веты практически отсутствуют и резко увеличивается число ответов на фонематический компонент комплексного сигнала. Число реакции на звуковысотныи компонент в старших группах соответственно снижается.

По результатам конфликтной серии всех испытуемых можно условно разделить на три группы: 1) дети, предпочитающие фонематические компоненты комплексно­го сигнала; 2) дети, предпочитающие звуковысотные компоненты; 3) дети, не выявившие предпочтения какой-либо категории звуковых параметров (в эту группу входили дети, большинство ответов у которых

1)6


носило двойной или тормозной характер). Предпочитае­мыми мы считали те компоненты комплексного сигнала, которые вызывали не менее 4 ответов из 6 предъявлений конфликтного сигнала.

В табл. 11 показа- Таблица п

 

Возрастные группы Число детей прсдпочн тающих компоненты комплексного сигнале} 4l (.Ли ДЧХИ с отсутстви ем предпоч тении 5 2 1
i и in IV фонемати ческие 2 4 6 9 звуке вы сотные 4 3 1
       

но, как дети разных возрастов распределя­ются по трем указан­ным группам. Сопостав­ляя количество детей, предпочитающих либо фонематические, либо звуковысотные раздра­жители в разных воз­растных группах, мож­но отметить следующие возрастные тенденции: 1) с возрастом увеличивается ко­личество детей, предпочтительно реагирующих на фоне­матические раздражители; 2) число детей, предпочти­тельно реагирующих на звуковысотные компоненты комп­лексного сигнала, во всех возрастных группах остается примерно постоянным; 3) количество детей, у которых от­сутствует избирательность к каким-либо параметрам кон­фликтного сигнала, с возрастом уменьшается, и в стар­шей группе таких детей вообще нет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...