Кумир Андрея Болконского – Наполеон. Герой ищет признания, свой Тулон (Тулон – город, ставший для Наполеона первой ступенькой к успеху). Для славы Андрей готов пожертвовать всем: «смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».
Получая ранение у Аустерлица, Болконский пересматривает свои взгляды на жизнь: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками»
«Наполеоновская» сторона теории Раскольникова: деление людей на два типа. Обыкновенные («тварь дрожащая») и необыкновенные (способные «сказать новое слово»). Необыкновенным позволяется переступать через жизни обыкновенных.
В кабинете Онегина стоит бюст Наполеона, Татьяна понимает заинтересованность Онегина идеями Бонапарта, оказавшись в его библиотеке:
Мы все глядим в Наполеоны Двуногих тварей миллионы.
Стихотворение рассказывает о фантастическом путешествии, чудесном посмертном явлении императора Наполеона. Вспоминая свою страну, он видит в сыне преемника своих деяний и наследника завоёванного:
Зовет он любезного сына, Опору в превратной судьбе; Ему обещает полмира, А Францию — только себе.
ОБРАЗ НЕБА
Влияние образа НЕБА было велико и в литературе. Уже в " Слове о полку Игореве" все, что происходило на небе, носит мистический и символический смысл. Небо предвещает Игорю поражение в битве, сопереживает и сочувствует русичам.
В произведениях русских поэтов и писателей (Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева) природа отражается уже в личностной значимости для авторов и их героев, подчеркивая их переживания, душевные движения, а порою и порождая их.
А. Н. Островский
Л. Н. Толстой
И. А. Бунин
Велимир Хлебников
З. Гиппиус
Драма «Гроза»
Роман-эпопея «Война и мир»
Стихотворение «Раскрылось небо»
Стихотворение
«Мне мало надо! »
Стихотворение «Мешается, сливается…»
Для Катерины небо - символ свободы, освобождение от страданий: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? »
Образ неба на страницах романа появляется не однажды. Первое его описание – это Аустерлицкое небо, которое является для князя Андрея пересмотром жизненных ценностей: Это небо раскрывает перед князем Андреем всю тщету его честолюбивых мечтаний: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками». Потом пред нами предстаёт небо под Смоленском. " Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце, но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато-красную мглу".
А по земле идут французы на Москву (как облака), а " буровато-красная мгла" заката вызывает настойчивые ассоциации с кровью.
Небо играет немаловажную роль и в жизни Безухого. Пьер, мятущаяся душа, часто обращает к нему свой взор. Вспомним: " Тёмное, звездное небо…", " Обсыпанная со всех сторон звездами, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая, что предвещала, как говорили всякие ужасы и конец света… Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду…" Для него эта комета и небо вокруг неё - не конец света, а символ новой жизни, пробужденной любовью к Наташе.
Говоря об образе неба, нельзя не вспомнить стихотворение Бунина «Раскрылось небо». По мнению поэта, небо олицетворяет жизнь:
Раскрылось небо голубоеМеж облаков в апрельский день. В лесу все серое, сухое, И паутиной пала тень.
Мне мало надо! Краюшку хлебаИ капля молока. Да это небо, Да эти облака!
Для поэта небо – это непосредственное олицетворение жизни, жизни бесконечной, долгой. Для него жизнь – это целая Вселенная. Возможно, под молоком поэт подразумевает Млечный Путь (молоко – млеко), а под краюшкой хлеба – край Земли, которого по сути и нет. Этим он показывает неограниченность жизни и планеты, и человека, как бы ненароком указывая на жизнь человека и после смерти.
Мешается, сливаетсяДействительность и сон, Все ниже опускаетсяЗловещий небосклон -И я иду и падаю, Покорствуя судьбе, С неведомой отрадоюИ мыслью - о тебе.
ТЕМА ПАМЯТИ в ЛИРИКЕ
Память - понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви…
В. А. Жуковский
А. С. Пушкин
А. Т. Твардовский
Степан Щипачев
Поэма
“Певец во стане русских воинов”
Стихотворение
«Два чувства дивно близки нам»
Поэма «По праву памяти»,
Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины
" Павшим"
В тематике стихотворений В. А. Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812-1814 гг.
Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма “Певец во стане русских воинов”, в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками.
Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого “мертвые срама не имут”; Дмитрия Донского, который “летит погибельной грозой на рать иноплеменных”. Здесь и Петр I, с его победой под Полтавой, и “грозный наш Суворов”. Вспоминая о славных предках Жуковский заканчивает замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине:
За них, друзья, всю нашу кровь!
На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы
По мнению Пушкина, именно в духовной связи–любви с предками и отчим домом присутствует залог сохранения и величия потомков:
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была без них мертва, Как пустыня И как алтарь без божества.
Формально стихотворение не закончено, однако оно поражает завершённостью смысла, выраженного в весомых нравственных формулах: «любовь к родному пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «животворящая святыня». В них заложена мысль о значении наследственной памяти, о связи с национальным прошлым.
В поэме «По праву памяти» чувствуется не дающая покоя «живая боль», чувство вины и сыновнего неописанного долга перед родителями, размышления о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой – эти мотивы определяют драматическую напряженность и исповедальность произведений Твардовского. Пафос поэмы «По праву памяти» определяет борьба с грозной опасностью исторического забвения:
Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопитьЖивую боль…
Лирическое осмысление себя во времени и в отношении к трагической эпохе, унесшей миллионы, звучит и в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…». Оно обладает формой, отличающейся незавершенностью, прерванностью чувств, которые сильнее рассудка. Нет вины перед мертвыми, погибшими «ради жизни на земле». Но она есть, эта вина, в проявлениях совести, столкнувшейся с беспамятством
Память людская вечна. Мы не имеем права забыть тех, кто погиб, защищая Родину, погиб, защищая нас, наше светлое будущее. Об этом и строки стихотворения поэта:
Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мнойПогибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они?