В романе «Капитанская дочка» метель приобретает символический смысл – мятеж, бунт. Не так страшна метель природная, как человеческая. Природа в романе «Капитанская дочка» щадит героев, они успешно преодолевают её испытания, а человек не щадит своих же собратьев. «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! »- пишет Пушкин
В повести «Метель» природная стихия является проявлением высшей, божественной воли. В судьбу молодых влюбленных вмешалась метель. Как только Владимир, возлюбленный Маши, отправился в церковь на венчание, снег занес всю дорогу, и он заблудился. Возможно, если бы не метель, влюбленные смогли бы исполнить свое решение. В их планы вмешалась сама судьба. Марья Гавриловна вышла замуж за другого, который стал впоследствии ее судьбой и ее счастьем.
Метель заставляет переночевать под крышей «дымной сакли» Максим Максимыча с путешественником, который, благодаря этой встречи, представил читателю историю Григория Александровича Печорина.
У Гоголя метель связана с проделками чёрта: желая вернуть домой Чуба, тот начинает «разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега». В результате «поднялась метель. В воздухе забелело». Метель, имеющая бесовское происхождение, приводит к череде комических происшествий, в результате которых больше всех страдает сам чёрт. Она является кратким эпизодом в повести: как только месяц вылетел из кармана похитителя, метель прекращается.
Вспомним роды маленькой княгини Лизы и внезапное появление в Лысых Горах князя Андрея, считавшегося погибшим под Аустерлицем. Неожиданно разгулявшаяся под окнами дома Болконских метель демонстрирует волю судьбы-провидения.
Метель “господствует” и “соперничает” с человеком на протяжении всего романа “Юрий Живаго”.
В первой книге романа метель, буря, зима – атрибуты смерти и болезни. С развитием сюжета образ метели получает социальное звучание. Метель становится символом социальных катаклизмов.
ТЕМА МЕЩАНСТВА
Изначально понятие «мещанство» имело сугубо социально-экономический смысл. В дореволюционной России так называли мелкую городскую буржуазию. С середины XIX века, после выхода комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», в данный термин начали вкладывать морально-эстетический и политико-идейный смысл.
В широком смысле мещанство – это моральное качество, которое характеризует не только образ жизни, но и мышление человека. Таким личностям присуща ограниченность жизненных взглядов узколичным интересам, трусость и вульгарность во вкусах. Мещанство близко по значению к пошлости.
А. П. Чехов
А. Д. Дементьев
“Ионыч”
“Человек в футляре”
“Крыжовник”
“Вишневый сад”
Стихотворение «Мещанство»
Старцев сблизился со средой, которую презирал. Среда приняла его. Его интересы изменились и теперь они представляют что-то мелочное (Счет денег по вечерам). Его клиенты теперь не люди, а просто выгодные и невыгодные клиенты. Человек, противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее ярким представителем.
Учитель греческого языка Беликов боится всего и перекладывает ответственность на других. Под его влиянием в городе начали бояться всего. (Громко говорить, посылать письма, читать книги, помогать бедным, учить грамоте). Только смерть помогла избавиться от страхов.
Николай Иванович мечтал вырастить крыжовник в собственном имении. На пути к этой мечте он растерял все человеческое, изменился как внешне, так и внутренне.
Лопахин-представитель буржуазии в России. Он чувствует себя хозяином жизни. Не способен понять, что сад связывает прошлое и настоящее. Нельзя рубить свои корни. Разрушает старое, но взамен не создает нового. Уничтожает красоту ради собственной выгоды.
Мы за мещанство принимаем часто
Смешную бесшабашность дурака.
Не верьте! Настоящее мещанство
Зловеще, словно ненависть врага.
Лишённое романтики и таинств,
Как прежде, надуваясь и сопя,
Оно в душе весь мир нулём считает
И единицей чувствует себя.
Подсиживанье, трусость и так далее,
Слепое поклонение вещам...
А вот, скажите, вы хоть раз видали
На честность ополчившихся мещан?!
О, как они расчётливы, канальи!
И как коварны в помыслах своих!
И сколько душ великих доконали
За то, что те талантливее их.
Мещанство не прощает превосходства,
Завидует успеху и уму.
И если уж за что-нибудь берётся,
Так, значит, это выгодно ему.
Не верьте напускному благодушью,
Когда оно о дружбе говорит.
От чьей руки пал Александр Пушкин?
И чьей рукою Лермонтов убит?!
Мещанство было к этому причастно.
Оно причастно к подлости любой.
Мы Революцию не отдадим мещанству!
И только так. И только смертный бой.