Почему многие авторы включают в сюжеты своих произведений музыку? На мой взгляд, каждый художник слова использует этот прием, чтобы подчеркнуть что-то очень важное в героях и их судьбе.
К. Паустовский
Л. Н. Толстой
И. С. Тургенев
А. И. Куприн
М. Горький
«Старый повар»
«Альберт»
Повесть «Ася»
Повесть «Гранатовый браслет»
Повесть «Детство»
Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.
Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.
В повести звучит лансеровский вальс. Именно эта музыка «потянула» героя произведения отправиться на «встречу с судьбой». Звуки музыки, неясные вначале («скрипка неясно заливалась»), как бы говорят о смутном ожидании героя каких-то изменений в жизни. Он знакомится с Гагиными и проводит с ними вечер.
Господин Н. Н. очарован новыми знакомыми. Он слушает музыку, долетавшую до них, и вдруг осознает, что звуки вальса стали «слаще и нежнее», при этом внимательно наблюдает за Асей. Музыка помогает герою осознать свое душевное состояние.
Вторая соната Бетховена завершает рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет». «Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет… И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
Героиня осознает, что это произведение – символ её самой, воплощенной в музыку, символ его счастья, его жизни, обреченной на неразделенную любовь.
В «Детстве» А. М. Горького встречается эпизод, где герои соприкасаются с музыкой.
«Дядя Яков… сгибался над гитарой и, тихонько пощипывая струны, играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги.
Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, грустное и беспокойное». «И все застывали, очарованные; только самовар тихо поет, не мешая слушать жалобу гитары». Автор передает душевное состояние маленького Алеши, очень тонко воспринимающего музыку, показывает, как преображаются люди под воздействием игры дяди Якова, как обнажаются их чувства.
НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ, ИМЕНА КОТОРЫХ СТАЛИ НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ
базаровщина
каратаевщина
маниловщина
обломовщина
ноздрёвщина
печоринство
хлестаковщина
чичиковщина
Евгений Базаров – герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Платон Каратаев – герой романа Л. Н. Толстого
Манилов - герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Обломов – герой одноименного романа И. А. Гончарова
Ноздрёв - герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Печорин – персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Иван Александрович Хлестаков – герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Павел Иванович Чичиков - герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Базаровщина же — обозначение крайностей мировоззрения базаровых (грубый материализм, нигилистический практицизм, разрушительство и т. д. )
Каратаевщина (слово, выражающее отрицательное отношение к толстовской проповеди «непротивления злу насилием») — по имени кроткого и незлобивого крестьянина Платона Каратаева
Бездуховность, отсутствие подлинного интереса к жизни, неумение и нежелание трудиться, отказ от собственной позиции и собственного мнения – всё это маниловщина.
Писатель начинает повествование о Манилове характерной формулой обобщения: «есть род людей, известных под именем: люди так себе…».
Обломовщина (бездеятельность и лень, безволие и нерешительность как общественное явление) — по имени Обломова из одноименного романа И. А. Гончарова
Всякий раз, когда внешняя общительность и дружелюбие скрывают агрессивность, цинизм, самоуверенность, полнейшее равнодушие ко всему, кроме собственных эгоистичных интересов, можно говорить о ноздрёвщине.
Печоринство — это напускная, деланная разочарованность, внешний демонизм (по имени персонажа)
Хлестаковщина означает беззастенчивое, безудержное хвастовство, ложь, крайнюю несерьёзность.
Талант Гоголя раскрыл нам сущность этого явления. В каждом, кто соприкасается с Иваном Александровичем, появляется что-то «хлестаковское». И поэтому так символично звучат слова зарвавшегося героя: «Я сам себя знаю. Я везде, везде…»
" Чичиковщина" - это олицетворение человека безыдейного, с внутренней пустотой, не способного и не желающего дать людям ничего хорошего. Чичиков – неутомимый и беспринципный хищник, ни перед чем не останавливающийся, обнаруживающий необыкновенное умение приспосабливаться к любым людям и любым обстоятельствам. Безликая внешность – первый своеобразный сигнал: перед нами человек, прячущий своё истинное лицо. Не случайно Гоголь отмечает: «о себе приезжий…избегал много говорить».