Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация консультативной службы на




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Приходскому консультированию

Учебно-методическое пособие

Санкт - Петербург 2008


Рекомендовано

Отделом религиозного образования

И духовного просвещения

Cанкт - Петербургской епархии

Данное учебно-методическое пособие - это попытка обобщения опыта работы кон­сультативных служб на приходах в Санкт-Петербургской епархии с целью распростра­нения этого опыта.

Пособие содержит рекомендации по организации консультативной службы на при­ходе, практические советы дежурным и материалы исследований различных во­просов, связанных с деятельностью приходской консультативной службы.

В третьей части пособия представлен перечень вопросов, встречающихся в практи­ке приходского консультирования, и даны краткие ответы. При составлении ответов ис­пользовалась литература по азам православия и пастырские рекомендации.

«Практическое руководство по приходскому консультированию» предназначе­но для священнослужителей, имеющих желание организовать подобную службу на сво­их приходах и для проверки уровня знаний при подборе дежурных для консультативной службы. Оно также может использоваться мирянами, уже участвующими в работе кон­сультативной службы или имеющими благословение проводить первичные катехизиче­ские беседы с вновь пришедшими в Церковь людьми.

С пособием было бы полезно ознакомиться и другим работникам храмов - свечницам, уборщицам, сторожам и смотрителям, прежде всего там, где необходимость при­ходской консультативной службы очевидна, но она пока не создана.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея организации приходского консультирования была продиктована самой жиз­нью. Во многих густо населённых городах с новостройками мы видим множество мно­гоквартирных домов и мизерное количество небольших православных храмов, которые не способны вместить всех приходящих. Особенно это касается родительских поми­нальных суббот, воскресных и праздничных дней. В такие дни людской поток много­кратно превышает обычное число прихожан. Бывает такое чаще на Рождество Христово, на Пасху и в Троицу. Не меньше бывает людей и в Крещение Господне при раздаче свя­той крещенской воды, в дни двунадесятых праздников, в Великую Субботу, когда освя­щают куличи и крашеные яйца.

В эти дни к вечеру свечницы просто изнемогают от бесконечно повторяющихся вопросов: куда поставить свечу, где канун, где какая икона... Вопросы сыплются самые разнообразные, есть даже богословские, но в основном конкретные, жизненные, про­стые. Как подготовиться к крещению, к исповеди, к причастию; чем католики отличают­ся от православных; как пользоваться святой водой; куда поставить свечу, если сын пло­хо учится, а куда, если ещё муж пьёт и в семье скандалы; кто моя небесная покровитель­ница, почему она, как и я, мученица?...

И ещё - срез горя, скорбей, болезней и масса недоуменных вопросов... К батюш­ке очередь, а у свечниц и прислуживающих в храме женщин выше головы своих прямых обязанностей, им не до ответов...

Именно поэтому в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов по благословению на­стоятеля храма святого пророка Божия Илии протоиерея Александра Будникова возник­ла служба приходского консультирования. Сейчас этот опыт распространяется и совер­шенствуется в ряде храмов нашей епархии.

Появление такой службы во многом обусловлено объективным фактом наличия в современной Церкви, так называемой категории «захожан» — людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни. Большая часть из них, веруя, тянется к Богу и Церкви. Они знают эти несколько дней в году, когда надо идти в храм, чтобы поставить свечки, подать записки, что-либо освятить или взять домой. Эту категорию людей можно даже назвать «потенциальными прихожанами». У них есть вопросы, и при виде церковного человека, а чаще всего им оказывается уборщица, свечница или просто бабушка с при­хода, они их задают: «Вы все знаете, скажите, пожалуйста...». Но какой они получают ответ?

Конечно, в наших храмах трудятся и образованные свечницы и уборщицы, но час­то можно встретить и «бабушкино богословие», состоящее из обрядоверия, сверхстрогих правил или околоцерковных суеверий.

Довольно часто православных укоряют: сектанты стоят на каждом углу, стучатся в дома, снимают для проповедей стадионы, а где же ваши миссионеры? Самый главный «катехизатор» в православном храме сегодня - бабушка-уборщица. Она на виду, вот и обрушивается на нее весь шквал вопросов «захожан». Однажды в откровенной беседе женщина, работающая в храме, призналась, что её «терпения хватает только на первые пять-десять вопросов, а потом и не заметишь, как сорвёшься и «гавкнешь» - грех, конеч­но...»

Таким образом, ситуация приходского консультирования возникает почти во всех храмах, находящихся в черте города, особенно в густонаселенных районах. А если такая ситуация существует, почему бы тогда не подготовить для этого общения церковно об­разованных и опытных мирян?

При этом наличие или отсутствие в храме установленного дежурства священника не влияет на целесообразность введения службы приходского консультирования. Не всякий человек, впервые пришедший в храм, решится обратиться к священнику (по при­чине неуверенности в себе и незнания, как это правильно сделать). Консультант может выслушать такого человека, ответить на некоторые простые вопросы, а при наличии бо­лее сложных - посоветовать обратиться к священнику, подсказать в какое время и как это сделать.


Однако важно, чтобы эта служба не воспринималась как «ноу-хау». Пояснение о церковной жизни для начинающих приобщаться к ней было в Церкви всегда. Одни - ма­лоцерковные, спрашивали, а другие - поопытней, объясняли. А теперь при таком духов­ном одичании, вследствие долгого, массового и насильного отлучения людей от веры и Церкви, необходимость в ответах с пояснениями для вопрошающих самая острая. При­ходское консультирование, ориентирующее людей в начале их воцерковления, должно стать естественной составляющей многогранной жизни прихода, (первоначальной фор­мой приходской катехизации), сферой приложения имеющегося церковного опыта, сил и знаний, полученных прихожанами на занятиях в Воскресной школе, на миссионерских, катехизаторских или богословских курсах.

Предлагаемое пособие - это лишь первая попытка подробно описать опыт органи­зации и работы приходских консультативных служб. Надеемся, что наши читатели не будут к нам слишком строги. В дальнейшем предполагается доработка данного пособия.

С благодарностью примем все замечания, вопросы и предложения по электронно­му адресу: eoro@matt.ru


Часть 1

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ СЛУЖБЫ НА

ПРИХОДЕ

Практические советы и рекомендации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...