Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что мешает людям на первом этапе воцерковления.




Диаконом Константином Горбуновым, руководителем службы приходского кон­сультирования Ильинского храма в Воскресной школе для взрослых, группе мирян из 40 человек, было дано письменное задание: перечислить проблемы и затруднения, возни­кавшие у них и их знакомых на начальном этапе воцерковления.

Внимательное изучение материалов этого исследования могут помочь консуль­тантам правильно определить причину, мешающую человеку на пути к Богу, соотнести задаваемый вопрос с его мировоззрением, взглядами, убеждениямл и представлением о вере.

В результате анализа ответов было выяснено, что проблемы эти, можно условно разделить на 4 группы:

I. Проблемы внутриличностного характера.

П. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников.

Ш. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма.

IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира.

I. Проблемы, присущие личности воцерковляющегося:

- атеистические стереотипы и «штампы» прошлого мышления, в т.ч. эволюционные;

- приверженность своим устоявшимся, нецерковным взглядам, в т.ч. оккультным;

- маловерие и неверие в помощь Божию, отсутствие деятельной веры и любви к Богу;

- непонимание существа веры, её ценности, смысла, содержания и характера жиз­ни по вере;

- суеверия и вера в различные невежественные приметы, астрологические прогно­зы;

- религиозная безграмотность, неопытность и дезориентация;

- надежда более на себя, чем на Бога, выражающаяся в стремлении во всём спра­виться самому без обращения к Богу;

- отсутствие православного воспитания, мировоззрения и образа жизни;

- получение религиозных знаний из дезориентирующих источников «кто-то ска­зал..», «я слышал...», «я прочитал из СМИ...» и т. д.;

- мирские соблазны, увлечения, греховные привычки и привязанности к радостям земной жизни;

- духовная расслабленность, леность, безответственность и самооправдание;

- житейская озабоченность, многопопечительность, суета или наоборот - празд­ность;

-материальная обеспеченность, самодовольство, самонадеянность и самооправ­дание своей бездуховной жизни;

- мнение о себе как о человеке добром и порядочном, без особых грехов и серьёз­ной вины перед кем-либо;

- мнение о себе как о тяжком грешнике, которому нет оправдания и спасения;

- ложный стыд, страх и стеснение засвидетельствовать свою веру перед другими (родными, друзьями, сотрудниками и знакомыми);

- непонимание того, что без Бога своих греховных страстей и привычек не пре­одолеть;

-непонимание церковной жизни, важности богослужения, церковнославянского языка, смысла поста, молитвы и воцерковления;

- незнание с чего начать воцерковление, т. к. все по-разному говорят...;

- боязнь и незнание как обратиться к священнику, неумение и боязнь исповедо­ваться;

- боязнь и стеснение перед другими обнаружить свою безграмотность и невеже­ство;

- нежелание и лень к участию в богослужениях, молитве, посту и подготовке к та­инствам (некоторые считают, что верить в Бога можно и дома, без Церкви);

-эгоистические привычки «прошлой жизни», сформировавшие худой нрав, ха­рактер отношений, стиль поведения и образ жизни;

- привычка отдыхать в выходные дни, заниматься «своими делами - им же несть числа», без посещения храма и богослужений;

- примитивное или невежественное восприятие Церкви, непонимание её назначе­ния и связи с Богом;

- пристрастно-критическое, вплоть до осудительного, отношение к Церкви, с вос­приятием только внешней стороны церковной жизни, с непониманием истинных смы­слов богослужения и церковной жизни;

- внецерковная, безукладная, нехристианская семейная жизнь, без учёта Запове­дей Божиих, без духовного руководства, без постов и праздников;

- неспособность признать себя виновным, неумение прощать и просить прощение у Бога и людей;

- незнание и непонимание разницы между истинной Церковью и сектами, между Православием и другими христианскими исповеданиями;

- чувство собственной ненужности в храме, отчуждённости и нежелание идти на контакт с другими членами прихода и церковной общины.

II. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников:

- семейные стереотипы нехристианской, нецерковной, безукладной, и безмолит­венной жизни, без учёта церковного календаря, постных и праздничных дней;

- семейный круг не хочет отпускать человека в храм, наблюдается гамма негатив­ных отношений: от внутреннего сопротивления и напряжения к раздражению и агрессии с ругательным осуждением всего, что связано с Церковью; такое отношение родных ча­ще связано с их неверием (атеистичностью), с их предвзятым недоверием Церкви и вы­бору уверовавшего родственника; отсутствием опыта церковной жизни или наличием иного исповедания;

-неправильное распределение времени в домашнем быту также приводит к за­труднению в посещении церковных служб;

- привычка в выходные дни всей семьёй выбираться за город (на дачу, на рыбалку или за грибами, ягодами в лес), или к родным-близким в гости, или следовать культурной программе - выставки, кино, театр..., различные увлечения спортом, играми, похо­дами...

III. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма:

- крайняя затруднительность в доступе к священнику для исповеди, когда много людей и мало исповедующих священнослужителей, ограниченность во времени, порождающие недоброкачественность (поверхностность и формализм, граничащий с имитацией происходящего);

-большая занятость священства и труднодоступность возможности беседы со священником после богослужения и треб;

- невнимательность священников, грубость работников и прихожан храма;

- трудно найти духовника, соответствующего представлению о нём;

- зачастую священники не ведут систематических учебных занятий с людьми и не направляют их для обучения в ЦПВШ, хотя могли бы это делать;

- многих беспокоит разнообразие духовнических практик, касающихся:

а) объёма утренних и вечерних молитв, в том числе молитв перед Причащением;

б) меры и продолжительности поста в т.ч. перед Причащением;

в) частоты и образа подготовки к таинствам Исповеди и Причащения (порой бы­вает в одном храме различие практик, а уж в разных храмах различия присутствуют тем более и людей это беспокоит, они не знают на какую практику ориентироваться, чему следовать);

- бывает, со стороны некоторых священников наблюдаются необоснованные за­труднения с доступом людей к Причащению;

- недоброжелательность в храме к вновь пришедшим (бывает, что подошедшего к Причастию без Исповеди отгоняют, говорят «отойдите», не объяснив, что нужно челове­ку делать дальше; аналогично, когда приносят детей на Литургию Преждеосвященных Даров, говорят: «мы детей не причащаем», отгоняют их в сторону, и никто не объясняет, когда же мы их причащаем или когда можно причастить;

- некоторых людей беспокоит наличие платы за требы, ее частое, порой необоснованное повышение, а также корыстолюбие и соблазнительное поведение некоторых священнослужителей, будто светских, не имеющих сана людей;

-вечно унылый вид некоторых прихожан; замечания с раздражением в адрес вновь приходящих, некоторых уборщиц, работников храма и прихожан.

IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира:

- непонимание сослуживцев, отвержение ряда окружающих всего того, что связа­но с верой, религией и Церковью, воспринимается как сектантство;

- плотная занятость на производстве приводит к трудности совмещения церков­ных служб с режимом работы;

- довольно поверхностное, скудное и порой искажённое освещение религиозных и церковных праздников и событий в СМИ, которые быстро вытесняются противопо­ложными по смыслу, часто пошлыми по содержанию программами:

а) массово навязывается культ преуспевающего в земных делах «успешного» человека;

б) о духовных ценностях Православия говорится очень редко, вскользь и размыто;

в) развращающее воздействие прессы, рекламы и телевидения, в которых насаж­дается психология общества потребления, развлечения, наслаждения и блуда «нам упор­но предлагают порно...», «играй и выигрывай», «живи в удовольствие», «оттянись со
вкусом», «не отказывай себе...», «купи новинку...», «совершенствуйся во всём...», «хо­рошо меняться», где реклама разных видов косметики, причёсок, модной одежды, мобильных телефонов, автомашин, нового жилья и новых партнёров;

- превалирование в окружающей жизни общества образов нечестия вместо благочестия, где грех всё более возводится в норму, захватывая буквально все сферы социаль­ной жизни. Жить и не грешить в таком обществе и в таких условиях просто невозможно. Вот такие обнаружились проблемы, и нужно учить правильно относиться к ним и правильно их решать, делая соответствующие выводы. С дежурными приходской кон­сультативной службы целесообразно провести по данной теме отдельный семинар.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...