Что мешает людям на первом этапе воцерковления.
Диаконом Константином Горбуновым, руководителем службы приходского консультирования Ильинского храма в Воскресной школе для взрослых, группе мирян из 40 человек, было дано письменное задание: перечислить проблемы и затруднения, возникавшие у них и их знакомых на начальном этапе воцерковления. Внимательное изучение материалов этого исследования могут помочь консультантам правильно определить причину, мешающую человеку на пути к Богу, соотнести задаваемый вопрос с его мировоззрением, взглядами, убеждениямл и представлением о вере. В результате анализа ответов было выяснено, что проблемы эти, можно условно разделить на 4 группы: I. Проблемы внутриличностного характера. П. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников. Ш. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма. IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира. I. Проблемы, присущие личности воцерковляющегося: - атеистические стереотипы и «штампы» прошлого мышления, в т.ч. эволюционные; - приверженность своим устоявшимся, нецерковным взглядам, в т.ч. оккультным; - маловерие и неверие в помощь Божию, отсутствие деятельной веры и любви к Богу; - непонимание существа веры, её ценности, смысла, содержания и характера жизни по вере; - суеверия и вера в различные невежественные приметы, астрологические прогнозы; - религиозная безграмотность, неопытность и дезориентация; - надежда более на себя, чем на Бога, выражающаяся в стремлении во всём справиться самому без обращения к Богу; - отсутствие православного воспитания, мировоззрения и образа жизни; - получение религиозных знаний из дезориентирующих источников «кто-то сказал..», «я слышал...», «я прочитал из СМИ...» и т. д.;
- мирские соблазны, увлечения, греховные привычки и привязанности к радостям земной жизни; - духовная расслабленность, леность, безответственность и самооправдание; - житейская озабоченность, многопопечительность, суета или наоборот - праздность; -материальная обеспеченность, самодовольство, самонадеянность и самооправдание своей бездуховной жизни; - мнение о себе как о человеке добром и порядочном, без особых грехов и серьёзной вины перед кем-либо; - мнение о себе как о тяжком грешнике, которому нет оправдания и спасения; - ложный стыд, страх и стеснение засвидетельствовать свою веру перед другими (родными, друзьями, сотрудниками и знакомыми); - непонимание того, что без Бога своих греховных страстей и привычек не преодолеть; -непонимание церковной жизни, важности богослужения, церковнославянского языка, смысла поста, молитвы и воцерковления; - незнание с чего начать воцерковление, т. к. все по-разному говорят...; - боязнь и незнание как обратиться к священнику, неумение и боязнь исповедоваться; - боязнь и стеснение перед другими обнаружить свою безграмотность и невежество; - нежелание и лень к участию в богослужениях, молитве, посту и подготовке к таинствам (некоторые считают, что верить в Бога можно и дома, без Церкви); -эгоистические привычки «прошлой жизни», сформировавшие худой нрав, характер отношений, стиль поведения и образ жизни; - привычка отдыхать в выходные дни, заниматься «своими делами - им же несть числа», без посещения храма и богослужений; - примитивное или невежественное восприятие Церкви, непонимание её назначения и связи с Богом; - пристрастно-критическое, вплоть до осудительного, отношение к Церкви, с восприятием только внешней стороны церковной жизни, с непониманием истинных смыслов богослужения и церковной жизни; - внецерковная, безукладная, нехристианская семейная жизнь, без учёта Заповедей Божиих, без духовного руководства, без постов и праздников;
- неспособность признать себя виновным, неумение прощать и просить прощение у Бога и людей; - незнание и непонимание разницы между истинной Церковью и сектами, между Православием и другими христианскими исповеданиями; - чувство собственной ненужности в храме, отчуждённости и нежелание идти на контакт с другими членами прихода и церковной общины. II. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников: - семейные стереотипы нехристианской, нецерковной, безукладной, и безмолитвенной жизни, без учёта церковного календаря, постных и праздничных дней; - семейный круг не хочет отпускать человека в храм, наблюдается гамма негативных отношений: от внутреннего сопротивления и напряжения к раздражению и агрессии с ругательным осуждением всего, что связано с Церковью; такое отношение родных чаще связано с их неверием (атеистичностью), с их предвзятым недоверием Церкви и выбору уверовавшего родственника; отсутствием опыта церковной жизни или наличием иного исповедания; -неправильное распределение времени в домашнем быту также приводит к затруднению в посещении церковных служб; - привычка в выходные дни всей семьёй выбираться за город (на дачу, на рыбалку или за грибами, ягодами в лес), или к родным-близким в гости, или следовать культурной программе - выставки, кино, театр..., различные увлечения спортом, играми, походами... III. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма: - крайняя затруднительность в доступе к священнику для исповеди, когда много людей и мало исповедующих священнослужителей, ограниченность во времени, порождающие недоброкачественность (поверхностность и формализм, граничащий с имитацией происходящего); -большая занятость священства и труднодоступность возможности беседы со священником после богослужения и треб; - невнимательность священников, грубость работников и прихожан храма; - трудно найти духовника, соответствующего представлению о нём; - зачастую священники не ведут систематических учебных занятий с людьми и не направляют их для обучения в ЦПВШ, хотя могли бы это делать; - многих беспокоит разнообразие духовнических практик, касающихся:
а) объёма утренних и вечерних молитв, в том числе молитв перед Причащением; б) меры и продолжительности поста в т.ч. перед Причащением; в) частоты и образа подготовки к таинствам Исповеди и Причащения (порой бывает в одном храме различие практик, а уж в разных храмах различия присутствуют тем более и людей это беспокоит, они не знают на какую практику ориентироваться, чему следовать); - бывает, со стороны некоторых священников наблюдаются необоснованные затруднения с доступом людей к Причащению; - недоброжелательность в храме к вновь пришедшим (бывает, что подошедшего к Причастию без Исповеди отгоняют, говорят «отойдите», не объяснив, что нужно человеку делать дальше; аналогично, когда приносят детей на Литургию Преждеосвященных Даров, говорят: «мы детей не причащаем», отгоняют их в сторону, и никто не объясняет, когда же мы их причащаем или когда можно причастить; - некоторых людей беспокоит наличие платы за требы, ее частое, порой необоснованное повышение, а также корыстолюбие и соблазнительное поведение некоторых священнослужителей, будто светских, не имеющих сана людей; -вечно унылый вид некоторых прихожан; замечания с раздражением в адрес вновь приходящих, некоторых уборщиц, работников храма и прихожан. IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира: - непонимание сослуживцев, отвержение ряда окружающих всего того, что связано с верой, религией и Церковью, воспринимается как сектантство; - плотная занятость на производстве приводит к трудности совмещения церковных служб с режимом работы; - довольно поверхностное, скудное и порой искажённое освещение религиозных и церковных праздников и событий в СМИ, которые быстро вытесняются противоположными по смыслу, часто пошлыми по содержанию программами: а) массово навязывается культ преуспевающего в земных делах «успешного» человека; б) о духовных ценностях Православия говорится очень редко, вскользь и размыто; в) развращающее воздействие прессы, рекламы и телевидения, в которых насаждается психология общества потребления, развлечения, наслаждения и блуда «нам упорно предлагают порно...», «играй и выигрывай», «живи в удовольствие», «оттянись со
- превалирование в окружающей жизни общества образов нечестия вместо благочестия, где грех всё более возводится в норму, захватывая буквально все сферы социальной жизни. Жить и не грешить в таком обществе и в таких условиях просто невозможно. Вот такие обнаружились проблемы, и нужно учить правильно относиться к ним и правильно их решать, делая соответствующие выводы. С дежурными приходской консультативной службы целесообразно провести по данной теме отдельный семинар.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|