Методические указания по изучению темы
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. По своей сути – это форма самоконтроля. Идея экоаудита пришла в Россию из стран Запада. С начала 70-х гг. XX в. компании стран Европы и США стали привлекать к ответственности за воздействия на окружающую среду, появились дополнительные финансовые потери, и компании начали оценивать соответствие своей деятельности нормам экологического законодательства. В соответствии с законом США о защите окружающей среды от загрязнения (Pollution Prosecution Act, 1990), нарушения, выявленные добровольно или исправленные благодаря программе экологического аудита, не являются составом административного или уголовного преступления (Серов, 2000). Аудит деятельности хозяйствующего субъекта проводится аудитором (аудиторской компанией) по заказу клиента. Клиентом может быть как сам хозяйствующий субъект, так и иное лицо. Принципы и процедуры аудита содержатся в Государственных стандартах РФ, см. Национальный Стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 19011-2003 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента"(принят постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. № 432-ст), который содержит определение: аудит (проверка) - систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
К принципам проведения аудита относят: а) этичность поведения (ethical conduct) - основа профессионализма. Существенными при аудите являются ответственность, неподкупность, умение хранить тайну и осмотрительность; б) беспристрастность (fair presentation) - обязательство представлять правдивые и точные отчеты. Выводы аудитов, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Неразрешенные проблемы или разногласия между аудиторской группой и проверяемой организацией отражают в отчетах (актах); в) профессиональная осмотрительность (due professional care) - прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита; г) независимость (independence) - основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита. Аудиторы независимы в своей деятельности и свободны от предубеждений и конфликтов интересов. Аудиторы сохраняют объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе выводов и заключений находятся только свидетельства аудита; д) подход, основанный на свидетельстве (evidence-based approach), - разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита. Свидетельство аудита основано на выборках существующей информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Соответствующее использование выборок тесно связано с доверием, с которым относятся к заключениям по результатам аудита[49]. В 2007 г. в Иркутский районный суд при рассмотрении гражданского дела по иску Автономной некоммерческой экологической организации Х о признании недействительными постановлений главы Иркутского района, договора купли-продажи, применения последствий его недействительности, прекращении деятельности гостиничного комплекса N (в защиту неопределенного круга лиц) ответчиком было представлено Заключение экологического аудита по проверке соблюдения требований природоохранного законодательства на объекте «Гостиничный комплекс N».
Экологический аудит был проведен по заказу ответчика Научным центром оценки воздействий на окружающую среду «Иркутскинтерэко», имеющий Аттестат аккредитации № 04-051 от 01.04.2004 г., выданный «Экологической аудиторской палатой» (г. Москва), и содержал вывод о том, что размещение гостиничного комплекса N не противоречит действующему природоохранному законодательству. Заключение экологического аудита сыграло положительную для ответчика роль в системе доказательств; в иске было отказано [50]. Определение понятия «государственный экологический надзор» содержится в ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды». Государственный экологический надзор, в соответствии с п. 2 данной статьи включает в себя: - государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; -государственный земельный надзор; - государственный надзор в области обращения с отходами; - государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; - государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; - государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации; - государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; - государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации; - государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал; - федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); - федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; - федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; - федеральный государственный охотничий надзор; - государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; - государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Ст.ст 67-68 ФЗ «Об охране окружающей среды» регулируют порядок осуществления производственного и общественного экологического контроля. В первых редакциях данного закона содержались нормы о муниципальном экологическом контроле; в настоящее время такие нормы отсутствуют. Вопросы для самоконтроля
1. Что такое ISO 14000? 2. Может ли суд рассматривать заключение экологического аудита в качестве самостоятельного доказательства? 3. Кто имеет право быть экологическим аудитором? 4. В чем польза экологического аудита для проверяемого субъекта? 5. Какие органы власти уполномочены на осуществление государственного экологического надзора в области охраны озера Байкал? 6. Обязательно ли проверяемому субъекту выполнять рекомендации, полученные по результатам экологического аудита? 7. В каком порядке производится государственный экологический надзор на режимных объектах? 8. Какие документы должны быть у инспектора государственного экологического надзора, направляющегося на проверку? 9. Какие документы выходят «из-под пера» инспектора государственного экологического надзора? 10. Какова юридическая сила акта проверки общественного экологического контроля? Задания и задачи
1. В Иркутской области зарегистрировано около 60000 хозяйствующих субъектов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом 40 крупнейших предприятий дают 90% от общей суммы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов. Составьте для Иркутской области годовой план проверок, осуществляемых органами, уполномоченными в сфере государственного экологического надзора. 2. Приведите данные о соотношении количества проверок государственного экологического надзора и выявленных правонарушениях в субъекте РФ (по выбору). 3. Составьте схему взаимодействия производственного экологического контроля и государственного экологического надзора. 4. Дайте юридическую консультацию гражданину по вопросу деятельности общественного экологического контроля.
5. Мир многогранен. Надо защищать природу от природопользователя. Но и последний должен быть защищен от возможного произвола проверяющих лиц. Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[51] установлено, что продолжительность контрольных мероприятий не должна превышать одного месяца; плановые мероприятия в отношении одного лица не могут проводиться более чем один раз в два года. Опишите оптимальные, с точки зрения проверяемой организации, действия ее должностных лиц, ответственных в сфере охраны окружающей среды, при проведении внезапной внеплановой проверки органами государственного экологического надзора. 6. Несколько лет назад в ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» обратилась японская фирма «Мицубиши» с предложением провести экологический аудит БЦБК, без каких-либо разъяснений о целях аудита. В каких случаях организация может отказаться от подобных предложений? Обоснуйте. 7. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды», общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право предъявлять в суд иск в защиту прав неограниченного круга лиц о возмещении вреда окружающей среде. Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» создана учредительной конференцией 23 декабря 2005 г. и зарегистрирована в установленном порядке 22 мая 2006 г. Реализуя свою уставную деятельность, ООО «Зеленый патруль» 1 сентября 2006 г. направила письмо в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, в котором указала, что деятельность ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» по строительству газопровода в Жигаловском районе носит незаконный характер: произведена самовольная рубка деревьев за пределами трассы газопровода. На этом основании Управление Росприроднадзора в период с 8 по 12 сентября 2006 г. провело комплексную внеплановую проверку соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» при осуществлении строительства газопровода Ковыкта –Саянск –Иркутск. Выявленные нарушения легли в основу искового заявления ООО «Зеленый патруль» в Арбитражный суд Иркутской области о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, о приостановлении хозяйственной деятельности ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания», оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Могло ли Управление Росприроднадзора по Иркутской области проигнорировать обращение ООО «Зеленый патруль»? В каком порядке осуществляется взаимодействие между государственным экологическим надзором и общественным экологическим контролем? В каком порядке назначаются внеплановые проверки государственного экологического надзора?
8. Составьте алгоритм оспаривания (в досудебном и судебном порядке) акта проверки государственного экологического надзора. 9. Действия инспектора государственного экологического надзора при наличии признаков преступления, а не правонарушения, выявленных в результате проверки. 10. Опишите границы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, внутренних морских вод, территориального моря РФ. Нормативные правовые акты
Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета – 2002. – 12 января. Об охране атмосферного воздуха: федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. - № 18. – Ст. 2222. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3833. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №51. - Ст.6273. О континентальном шельфе Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. -1995. - №49. - Ст.4694. Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№12. - Ст.1024. Об охране озера Байкал: федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94 - ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - №18. - Ст.2220. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ// СЗ РФ. - 2001 г. - № 33 (Часть I). - Ст. 3436. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. №370: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 // СЗ РФ – 2004 г. - №32. – Ст. 3347. О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю: постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум. «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»: постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 53 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум. «Об утверждении Порядка осуществления муниципального лесного контроля на территории муниципального образования города Братска»: постановление администрации муниципального образования города Братска от 20 января 2016 г. № 43 // Поисково-справочная система «Консультант плюс». ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению: Госстандарт России // М.: ИПК Изд-во стандартов, 1998. Дополнительная литература
Астафьева О.Е. Правовые основы природопользования и охрана окружающей среды: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования. – М.: Издат. Центр «Академия», 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа:. ЭЧЗ "Библиотех". - ISBN 978-5-7695-9505-9. Бринчук М-М. Производственный экологический контроль как мера охраны природы / М.М. Бринчук, О.И. Саморукова // Экологическое право. 2007. №3.-С. 12-17. Бринчук М.М. Экологический контроль: понятие, виды, место в правовом механизме, проблемы / М.М. Бринчук, И.Ю. Бортник // Пробелы в российском законодательстве. 2010. - № 1. - С. 126-129 Васянович А.В. Заключение экологического аудита в системе доказательств в гражданском и арбитражном процессе //Развитие судебных систем России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: история, современное состояние, тенденции и перспективы: материалы Междунар. науч.- практ. конф. Иркутск, 29-30 июня 2011 г.: Рос. акад. правосудия; Вост. – Сиб. фил. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – С. 120 – 122. Васянович А.В., Ахтиманкина А.В. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды (функции систем управления): Учебное пособие. Иркутск: Иркут.ун-т, 2013. – 134 с. Вологжина С.Ж. Экологический менеджмент и аудит: учеб. пособие. – Иркутск, Изд-во ИГУ, 2012. – 139 с. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационные основы. – М.: Экзамен, 2000. – 768 с. Сирина Н.В., Потапова Е.В., Якимова Е.М. Экологический аудит: учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. – 175 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|