Стереотипы пищедобывательного поведения
Пищедобывательное поведение животных относится к уровню стереотипов семейства, объединяя домашних собак с другими псовыми, а во многом – и уподобляя их другим хищникам. Глобальное значение пищедобывательных стереотипов в жизни животного определяется тем, что они, собственно, и задают необходимые для выживания темп и ритм мыслительных процессов, соответствующий времени реакции на поведение добычи. Если, например, для травоядных темп мыслительного процесса не играет большой роли ввиду полной неподвижности их пищи, то хищник обязан отслеживать поведение добычи и реагировать на него “в режиме реального времени”. Поэтому и темпоритмы мышления, определяющие собой характер реакции на внешние события, с необходимостью соответствуют темпоритмам движения жертвы в пространстве и ее размерам. Общие темпоритмы мыслительных процессов, диктуемые пищедобывательным поведением, переносятся и на другие поведенческие формы. Человек использует пищедобывательные стереотипы, присущие домашней собаке, во многих функциональных применениях, а следовательно, от их развития во многом зависит и полезность собаки. К числу пищедобывательных стереотипов поведения относятся: * поиск добычи (выслеживание, засада и т.п.); * распознавание добычи; * преследование; * захват добычи; * способы “разделки” добычи (характер укуса). Поиск добычи требует от хищника хорошей ориентации в пространстве, знания типичных мест обитания добычи и умения определить ее местонахождение в данный момент. Эти функции реализуются за счет развития зрительного, слухового и обонятельного анализаторов, надежного запоминания информации, а также способности определять направление движения жертвы и экстраполяционного мышления. Эти способности собаки используются человеком не только в охоте, но и в пастьбе, охране и в других специальных применениях.
Распознавание добычи, как и любое распознавание образов, обеспечивается зрением, обонянием, памятью, а также развитой способностью к сравнению с хранящимися в памяти эталонами на основании существенных дифференциальных признаков. Здесь же включается и столь важная функция, как многофакторный анализ объектов и ситуаций. Анализ дифференциальных признаков при распознавании образов обуславливает развитие логического мышления. Необходимо подчеркнуть, что для эффективного распознавания объектов требуется определенный уровень развития абстрактного мышления, позволяющий пренебречь теми признаками, которые не имеют значения для данной ситуации (например, окрас добычи в одних условиях может оказаться несущественным, а в других – определит ее съедобность). В роли признака, определяющего собой съедобность добычи, могут выступать самые разные ее характеристики – вплоть до некоторых заболеваний. Для одних хищников семейства псовых запах гниения падали играет роль запрета на съедобность, а для других – повышает привлекательность добычи. Эти мыслительные способности собаки используются человеком как полезные качества во всех без исключения применениях, в том числе и в быту. Успешное преследование требует от зверя не только хорошего физического развития и координации движений, но и способности к построению эффективной стратегии. Именно в преследовании добычи особо важна скорость реакции на изменение направления движения и общего поведения жертвы. Поскольку псовые хищники часто охотятся группой, то эффективные стратегии преследования предполагают согласование алгоритмов действий партнеров и постоянное уточнение стратегии при каждом значимом изменении ситуации. Таким образом развиваются скоростные характеристики поведения, а на более высоком уровне психики – наблюдательность, способность к учету множества быстро меняющихся связанных и не связанных между собой факторов, аналитическое мышление. Обязательным этапом психической деятельности в ходе преследования является и вероятностное мышление, обеспечивающее прогнозирование дальнейших событий. Эти способности эксплуатируются человеком во всех рабочих применениях собаки.
Захват добычи связан со знанием уязвимых мест жертвы, а также способов ее самозащиты. Эти способности обеспечиваются развитой памятью и гибкостью (приспособляемостью) психики. Развитие этих качеств, независимо от функциональной области их применения, чаще всего оцениваются человеком как “ум” собаки, от которого зависит степень удовлетворенности общением с собакой. Сами же стереотипы захвата добычи используются главным образом в охоте и охранных функциях. Поведение «разделки добычи» играет значительно меньшую роль, чем все остальные формы пищедобывательного поведения, и не используется в качестве самостоятельного стереотипа, но учитывается при выработке у собаки навыков единоборства с человеком, входящих в охранные функции. Это: то, за какое место берет добычу собака; манера укуса (удар клыками; «жевание», «вспарывание», рывок и т.д.); однократный захват с последующим удержанием или многократные укусы. Зная стереотипы «разделки добычи», можно наиболее эффективно организовать обучение собаки единоборству с врагом. В зоопсихологической практике встречаются и такие ситуации, когда приходится расследовать случай укуса, нанесенного собакой, и тогда знание породных вариантов "разделки добычи" помогает выяснить истинную картину происшествия и предположительно определить, могла ли травма быть результатом конфликта с собакой, какой именно собакой она была нанесена и т.п. Локализация укуса дает информацию о мотивации собаки: укус за лицо отвечает воспитательным действиям старшего по отношению к младшему (как правило, в семье); укус за руки говорит о неправильных жестах и тоне голоса человека (например, провокация со стороны прохожего): укус за ноги соответствует нарушению территориальных прав собаки (обычно – в зоне безопасности – см. ниже).
Важнейшим следствием факта одомашнивания является то, что одним из основных условий выживания и главным критерием пищедобывательного поведения собаки становится то, насколько она полезна человеку и насколько способна удовлетворить его требования. Самостоятельное пищедобывательное поведение (охота или поиск) в подавляющем большинстве случаев подавляется и запрещается хозяином, а соответствующие механизмы заменяются разными формами поведения, желательными для человека-хозяина. На эту пищевую зависимость от человека опирается, в частности, и вкусопоощрительный метод дрессировки, однако в действительности пищевая зависимость может быть использована гораздо шире, например, при коррекции социального уровня психики. Второе весьма значительное следствие изменений в пищедобывательном поведении домашней собаки по сравнению с дикими предками обычно уходит от внимания специалистов. Состоит оно в том, что те способности и психические качества, которые естественным образом формируются в процессе добывания пищи, у большинства домашних животных требуют дополнительного развития. В противном случае соответствующие свойства и возможности психики собаки не развиваются, структура психики становится дефицитной, что выражается в поведенческих отклонениях от нормы. Эту связь между пищевым поведением и другими видами психической деятельности необходимо учитывать при коррекции поведения собаки и ее отношений с хозяином. В частности, ограничения на пищедобывательное поведение могут использоваться для определения критерия состава стаи ("свой-чужой") и для обучения различению близких и дальних знакомых. Тем не менее, развитие пищедобывательных стереотипов крайне важно для полноценного формирования психики. Несмотря на то, что именно этот вид поведения претерпел у одомашненных животных максимальные изменения, ее врожденное пищедобывательное поведение во многом определяет собой полезные качества животного, к которым человек предъявляет весьма существенные требования. Поэтому формирование желательного пищедобывательного поведения становится особенно важным для собак, ориентированных на те виды деятельности, которые основываются именно на разных формах пищедобывательного поведения – это не только охотничьи собаки, но и ищейки. Практически это осуществляется в игре. У собак, предназначенных для охраны, пищедобывательное поведение обычно подавляется (например, навык отказа от найденного корма). Это важно не только с практической точки зрения, но и для снижения роли соответствующих мотиваций, а следовательно – для усиления приоритетности мотиваций конкуренции (см. раздел 3.3), на которых строится охранная деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|