Глава 8. Приемы речевого воздействия в рекламе
Языковое манипулирование Языковое манипулирование - это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи. Как правило, языковое манипулирование предполагает такое воздействие на потребителя рекламы, которое тот не осознает и воспринимает как часть объективной информации о товаре. Говоря о языковом манипулировании, мы затрагиваем сложную и все еще недостаточно разработанную область психолингвистики, хотя можно назвать несколько авторов, ведущих исследования в этом направлении: Е. Доценко [5]; Ю. Гребенкин [4]; В. Жельвис [7]; Л. Киселева [15]; Е. Клюев [16]; Р. Мокшанцев [21]; В. Петренко [24]; А. Баранов, Ю. Пирогова, П. Паршин [30]. Несмотря на то, что языковое манипулирование используется практически во всех сферах применения языка, особенно часто оно применяется в политике, образовании, психотерапии и рекламе. Вряд ли можно отрицать то, что, каждый день общаясь друг с другом, мы пытаемся периодически навязать кому-нибудь свою точку зрения: свое личное отношение к человеку ситуации, свой взгляд на проблему и ее решение и т.п. Таким образом, уже само наше существование в обществе диктует нам правила использования языка и его психолингвистических возможностей. Что же касается рекламы, то она в силу своих основных задач (повлиять на выбор потребителя в пользу товара) может быть признана практически целиком манипулятивной сферой приложения языка. Однако при всей эффективности манипулятивных приемов нужно помнить о том, что реклама ни при каких условиях не должна вводить потребителя в заблуждение, давая заведомо ложную или двусмысленную информацию. Суть языкового манипулирования в рекламе заключается в следующем: рекламная информация подается таким образом, чтобы потребитель на ее основе самостоятельно сделал определенные выводы. Так как потребитель приходит к этим выводам сам, он автоматически принимает такое знание за свое собственное, а, следовательно, относится к информации менее критично и с большим доверием.
Кроме того, русский язык обладает настолько богатыми и выразительными средствами всех уровней, что позволяет одно и то же явление, предмет, одни и те же ситуации описывать по-разному. А это приводит к возможности создавать манипулятивные картины действительности, которые, с одной стороны, ориентированы на подсознательное психологическое воздействие на потребителя, а с другой - создают образ такой действительности, которая целиком подчинена авторской позиции и моделирует авторскую точку зрения на рекламируемый объект. Например, одного и того же человека, который «любит рассказывать небылицы», мы можем, с одной стороны, назвать «фантазером и мечтателем», а с другой — «вруном, лжецом, обманщиком». Или одну и ту же встретившуюся нам собаку — «песиком, собачкой» или «псиной, дворнягой, Шавкой». Более того, если я опишу вам свежеприобретенную в магазине вещь как «ужасную, страховидную тряпку», это вовсе не означает, что она на самом деле является такой - здесь вы столкнетесь с моим индивидуальным, субъективным взглядом на предмет. А может быть, кому-то из вас она покажется «забавной и оригинальной вещицей»? Таким образом, сталкиваясь с языковым манипулированием, мы имеем дело не с объективным описанием действительности, а с вариантами ее субъективной интерпретации. Существует три основных направления языкового манипулирования, которые используются в рекламе. Эмоции. Для рекламы очень важным является воздействие именно на эмоциональную сферу, так как:
— общая эмоциональная реакция на рекламу товара автоматически переносится на сам товар и оказывает значительное влияние в ситуации потребительского выбора; — эмоциональная память является одним из самых устойчивых видов памяти; — эмоции сильнее и непосредственнее логических рассуждений, Общеизвестно, что выделяются положительные и отрицательные эмоции. Бесспорно, в рекламе важно обращаться именно к положительным эмоциям, чтобы впоследствии связать их с товаром. Не случайно реклама пестрит разного рода экспрессивными высказываниями типа:
~ Наслаждение совершенством не требует слов. Молчание — золото. Nescafe Gold — стремление к совершенству. ~ В чем секрет индивидуальности? Когда появляется магия? Что придает неповторимость вкусу? Новый Voque. Легкий акцент в настроении. ~ Свежее дыхание утра дополни волшебным ароматом великолепного чая Greenfild. И пусть каждый твой день станет прекрасным. Чай Greenfild. То, что ты ценишь. Безусловно, не все положительные эмоции можно отнести к одному уровню: вряд ли можно отнести к одноуровневым эмоциям восхищение совершенством и удовольствие от еды или секса. Поэтому мы будем выделять два уровня положительных эмоций. — уровень идеального — любовь, творчество, восхищение, красота, совершенство, стремление к идеалу, мечта, нежность и т.д. ~ Margaret Astor. Как ты прекрасна! — уровень физического — удовольствие от еды, сексуальное наслаждение, ощущение комфорта и пр. ~ Love-радио. Регулярно и с удовольствием. ~ Удовольствие нельзя показать. Его надо почувствовать. Mars. Когда тебе хочется. Такое разделение, конечно, не является абсолютным, так как часто мы не в состоянии провести четкую границу между идеальным и материальным: например, где заканчиваются идеальные любовные эмоции и начинаются сексуальные? Так, например, в слогане косметики «Красная линия» («Нежнее нежного») присутствует и идеальное, и физическое значение. Однако такое разделение делает нашу классификацию более полной и обоснованной. Обращение к негативным эмоциям в рекламе нежелательно: мы уже говорили о переносе эмоций от рекламы на товар. Однако существует ряд товаров, основная задача которых — решение проблемы, а потому при описании проблемы приходится использовать негативные эмоции. Реклама лекарств, видов страхования, социальная реклама активно работает с отрицательными эмоциями. Важно помнить, что в таком случае реклама должна строиться следующим образом: проблема (отрицательные эмоции) — товар (акцент на эффективности) — решение проблемы (положительные эмоции). Приведем несколько примеров использования негативных эмоций:
~ Прыщи и угри — это болезнь, которую можно и нужно лечить. Пользуясь «Зинеритом», уже через 2 недели Вы будете выглядеть намного лучше. «Зинерит» — надежное средство от прыщей! ~ Хотите иметь здоровую кожу ног? Кожа стоп у Вас утолщена, шелушится, иногда краснеет, покрывается пузырьками, зудит? Чаще всего это грибковое заболевание. Не отчаивайтесь!.. ~ Orbit: Еда - это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во рту нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса... Социальные установки. Для любого человека очень важными являются отношения «я — общество — я в обществе». Поэтому реклама часто манипулирует различными социальными установками человека: самооценка, самоутверждение, общественное мнение и пр. Здесь можно выделить несколько основных позиций: • стремление к лидерству, успеху:
~ Canon: Ставка на лидера. ~ Nivea for Men: Для мужчин, способных позаботиться о себе. ~ Ноутбуки Sharp: Новая формула успеха. ~ Peugeot: Я непобедим! Уверенность, которая всегда с тобой; • включение в группу «звезд», профессионалов: ~ Filodoro. Колготки для маленьких принцесс. ~ Lux. Мыло красоты для звезд экрана. ~ Max Factor International. Косметика для профессионалов;
• место в социальной иерархии: ~ Chevrolet Blazer: Мы свое место в жизни нашли; • причастность к «эталонным» городам, странам и их жителям: ~ L&M. Свидание с Америкой! ~ Lucky Strike — настоящая Америка! ~ «Электролюкс». Швеция. Сделано с умом. ~ Сегодня в России вы можете ощутить восхитительный мир Парижа. Картина мира. Каждый человек имеет собственные представления о мире и его законах. Знания, навыки, опыт, эмоции и ощущения постепенно складываются в единую картину действительности, в своей объективной основе совпадающую с общепринятой, но, безусловно, различающуюся субъективными личностными оценками. Как следствие, в рекламе мы имеем дело не с объективной картиной мира, а с ее интерпретацией. Такая разница в восприятии позволяет рекламщикам создавать собственные «версии мира» (его эмоционально-оценочные образы) и выдавать их за реальные.
Выделим три основных направления в рамках картины мира, которые использует реклама. • Образ действительности. Реклама выстраивает собственный
~ «Леккер»: Просто, как все гениальное. ~ Украшения Dolphin Ore: Прелесть мира - в разнообразии ~ Пиво Patra: Жизнь прекрасна, пока прыгает пробка ~ Пиво «3олотая бочка»: «Золотая бочка». Жизнь прекрасна!
В телевизионной рекламе мыла Dove используются сплошные установки на образ действительности. При этом нам внушают явное отличие мыла Dove от другого мыла, на чем и построена вся реклама.
~ Мыло сушит кожу. Dove отличается от обычного мыла. Он на четверть состоит из увлажняющего крема. Попробуйте увлажнение Dove.
• Система ценностей. Любой человек в течение жизни усваивает ~ Новая «Капля-ультра» с улучшенной формулой эффективна даже в холодной воде. ~ Трусики «Либеро». Остаются сухими дольше. ~ Не все так доступно, как Низкие цены Теле 2 GSM. ~ Оргбанк: Стабильность надежного бизнеса. ~ Компьютеры марки Desten — надежная опора вашего бизнеса. ~ Сетевое оборудование 3COM и CISCO: Остров стабильности в океане бизнеса. • Стереотипные рецепты деятельности. Реклама может использовать и наши представления о типичном поведении в повторяющихся
~ «Нурофен» — и боль прошла! ~ Zippo — однажды и на всю жизнь. ~ «Ваниш» — легко белье от пятен избавишь. ~ Шампунь Organic: Для прекрасных волос сегодня и завтра. ~ Асе. Бережное удаление пятен. ~ С «Оливиком» вкус мягче и нежнее. Одно из средств языкового манипулирования - это явные сравнения. Как известно, использование в рекламных текстах явных (открытых) сравнений с конкурентами является крайне нежелательным: откровенное принижение чужого товара может грозить судебным разбирательством. Не случайно поэтому мы постоянно слышим о загадочных «обычных порошках» и «других прокладках», всем скопом не выдерживающих никакого сравнения с рекламируемых средством. Однако рекламщики нашли еще один способ использования сравнений — это скрытые сравнения, которые на первый взгляд как бы только излагают преимущества товара, но при этом утверждают, что он «единственный», «уникальный», «сверхновый», «новинка», «первый» «революционный» и т.п. Таким образом, создается представление о неповторимости товара, рядом с которым все остальные подобные товары просто теряются. Рассмотрим основные виды сравнений (они могут быть и явными, и скрытыми), использующихся в рекламе. Расширенное сравнение. Такое сравнение образуется за счет сопоставления рекламируемого объекта с товарами этой же товарной категории. ~ «Супер-джинс». Никогда еще качественная мобильная связь не была такой доступной. ~ Новый Pampers. Он впитывает быстрее других подгузников и помогает сохранять кожу вашего малыша сухой. Суженное сравнение. Сравниваются товары одной и той же марки. ~ Новый утюг от «Филлипс» создает больше пара, гарантируя превосходный результат. ~ Новый Dirol. Живи с улыбкой. ~ Новая «Капля-ультра» с улучшенной формулой эффективна даже в холодной воде. ~ Новый гель для душа Timotey — ванильная фантазия. Прикосновение природы. Смещенное сравнение. Сравниваются товары разных товарных категорий. ~ Телефоны Samsung. Лучшее, что может дать сотовая связь. ~ M&M's. Молочный шоколад. Тает во рту, а не в руках. Неопределенное сравнение. Товар сравнивается неизвестно с чем (непонятно с чем). ~ Кофе «Максвелл-хаус». Удивляет новым приятным, насыщенным вкусом. Готовься к новым ощущениям. ~ Samsung. Вы видите больше, чем когда-либо. ~ «Имуннелия». Новая идея здоровья. Идея новой жизни. ~ Не все так доступно, как низкие цены Теле 2 GSM. ~ «Чибо». Давать самое лучшее.
Вырожденное сравнение. Это не столько сравнение, сколько констатация уникальности товара и его безусловного превосходства (часто искусственно созданного) над остальными: единственный, уникальный, революционный и т.п. ~ Когда защита ослабевает, на помощь приходят особые бактерии которые есть только в Актимель. ~ Dura 1+1. Уникальное мыло с линиями природных экстрактов. ~ Краска для волос L'Oreal. Уникальная технология цвета. ~ Жокей. Всегда, когда хочешь кофе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|