Основной рекламный текст (ОРТ)
ОРТ должен предоставить потребителю важную, исчерпывающую и аргументированную информацию о товаре: что представляет собой продукт, чем он будет полезен, где его можно купить, сколько он стоит. Потребитель не склонен тратить время на рассуждения обо всем на свете, поэтому целесообразно исключить из ОРТ все несущественное, не связанное с рекламной идеей. Существует несколько классификаций ОРТ: • по способу изложения рекламной информации; • в зависимости от цели рекламного сообщения; • по композиции; • по длине текста. Основная мысль рекламы лучше и полнее воспринимается в том случае, если она четко сформулирована в начале или, что еще благоприятнее, в конце композиции. Это объясняется психологически законом памяти: лучше всего запоминается то, что находится в начале или конце рекламного текста. Если самую важную информацию и аргументацию располагать в начале текста, а второстепенные аргументы - ближе к финалу, мы выстраиваем так называемую перевернутую пирамиду. То, что наиболее важная информация располагается в начале текста, является большим преимуществом рекламы, так как средний потребитель не склонен читать весь текст, а, как правило, пробегает глазами только его начало. Повышает эффективность ОРТ прием амплификации - в начале текста другими словами повторяется мысль, вынесенная в заголовок. Амплификация, с одной стороны, усиливает выразительность, а с другой (что очень важно именно для рекламы) — увеличивает запоминаемость [28, с. 45]. Обычно реклама имеет точную цель. Призыв купить должен сочетаться со стимулом к немедленному совершению действия. Нужно быть убедительным, сообщая потребителю, что он должен делать. Рекламное сообщение не оставит покупателю времени для сомнений и колебаний, если предлагает ему сделать что-то конкретное: «Вышлите запрос». «Позвоните вашему представителю в парламенте», «Побеседуйте с подрядчиком», «Закажите буклет», «Вырежьте купон». Всегда следует сообщать, куда идти читателю за покупкой или где можно получить более подробную информацию.
В зависимости от способа изложения рекламной информации выделяют несколько разновидностей ОРТ. Информационный ОРТ предполагает минимум информации, необходимой для передачи сути рекламного предложения. Слова используются в своих прямых значениях. ~ Меховой салон-ателье «Ренард» предлагает новую услугу — чистку меховых изделий. Тел. 44-26-55: ~ Турбаза «Колос» предлагает путевки на выходные и праздничные дни. Стоимость одних суток - 210 рублей. Группам студентов и школьников — скидки. Логический ОРТ строится на основе веских аргументов и логических доказательств. Цель такого текста не только проинформировать потребителя, но и убедить его. Например: ~ Избыточный нес? Нарушение обмена веществ? Психотерапия в комплексе с рефлексотерапией помогут не только похудеть, но и сохранить результат. Образный ОРТ апеллирует к эмоциям потребителя, к его ассоциативно-образному мышлению. В образном ОРТ активно используются средства языковой выразительности: речевые фигуры, тропы, особые синтаксические конструкции, призванные усилить производимое впечатление, и т.и. Конечно, в таких текстах сохраняется и логическая аргументация, что связано с общими задачами рекламного текста, однако главную роль все же играет эмоционально-образная его подача. Например:
~ «Весомые» проблемы решаются легко. Улучшить качество жизни Вам помогут в медицинском центре «Преображение». Новый подход к стройности. - Любой бриллиант высокого качества — настоящее чудо природы. Каждый такой камень — отражение Вашей индивидуальности и успеха... Преподнесите ей такой бриллиант. Редкий и бесценный дар. Как и женщина, которую Вы любите. Алмазная компания «Де Бирс».
ОРТ смешанного типа затрагивает как логическую, так и эмоциональную сферу восприятия. Например: - Мы узнали, что в Западной Европе чаще всего покупают пылесосы «Миле», и не только из-за их феноменальной надежности. Тесты, проведенные в Германии, доказали, что при той же мощности пылесос «Миле» по эффективности всасывания оставляет всех конкурентов далеко позади. А когда мы увидели наш «Миле», все сомнения отпали. Красивый, удобный, снабженный мягким опоясывающим бампером для защиты мебели, он вызвал всеобщий восторг!
В зависимости от ц е л и рекламного сообщения выделяются следующие типы. Развлекающее рекламное сообщение, которое должно поддержать внимание и интерес целевой аудитории к товару. Для таких реклам характерны занимательность изложения, юмор, интересные наблюдения, добродушный и доброжелательный тон сообщения. Информирующее рекламное сообщение, которое должно дать новое представление о рекламируемом товаре. Основное требование к информирующему сообщению — оно не должно содержать спорный момент о», так как его цель — информировать и повлиять на выбор целевой аудитории, а не вызывать размышления о товаре. Выделяется три подтипа информирующих сообщений: — повествование — различные истории с использованием товара: — описание — описываются основные характеристики товара (состав, способ применения, технические характеристики и т.п.); — объяснение — реклама отвечает на вопросы почему? зачем? с какой целью? Воодушевляющее рекламное сообщение обращается к таким понятиям, как традиция, личность, вера, этические нормы и т.п., и напрямую затрагивает чувства (справедливость и несправедливость, родительская привязанность, любовь к Отечеству, благодарность, преданность, потребность в уюте и ласке и т.п.). Часто этот тип используется в политической и социальной рекламе. - Позвоните родителям! - Будущее в наших руках. Убеждающее рекламное сообщение. В основе лежит агитация в пользу товара на основе логической или образной аргументации В первую очередь сюда относятся рекламные сообщения, построенные на сравнении или использующие различные свидетельства.
Рекламное сообщение, призывающее к действию (побуждающее). Целевая аудитория должна почувствовать потребность сделать то, к чему ее призывает реклама. В таких сообщениях часто используются формы повелительного наклонения. Часто это реклама страхования, различных банков, реклама в телемагазинах и т.д. ~ Купите наше чудо-средство и получите в подарок.... ~ Позвоните прямо сейчас, и... ~ Заплати налоги и спи спокойно! ~ Не тормози — сникерсни! ~ Не дай себе засохнуть! Выбор модели ОРТ диктуется в первую очередь целями и задачами рекламного сообщения, требованиями заказчика, спецификой товара, возможностями размещения рекламного сообщения и т.д. В зависимости от композиции (построения текста рекламы) выделяется несколько моделей ОРТ. Одна из классификаций дана в книге X. Кафтанджиева «Тексты печатной рекламы». Мы выделяем следующие модели. Драматизированная реклама: реклама, построенная как драматическое действие, в котором есть сюжет, герои, развитие конфликта и его разрешение с помощью рекламируемого товара (услуги). Принципы развития драматических сюжетов схожи и для рекламы, и для театра, и для литературы. В целом можно выделить несколько этапов развития сюжета: беда — появление товара («волшебного средства») — разрешение проблемы — аргументация в пользу товара.- Нарративная реклама: реклама — рассказ о каком-то случае пли ряде случаев. Так же как и в драматизированной рекламе, в нарративе присутствует конфликт, однако здесь все начинается не сразу с «беды», а с экспозиции (место, время, характеристика героя и т.п.), «беда» же является вторым этапом. К нарративной модели часто обращаются в рекламе продуктов питания, ресторанов, алкоголя, пива, автомобилей и т.п. Можно выделить основные характеристики нарратива: — маленький объем; — короткая интрига; — мало героев, и у них мало отличительных черт;
— ограниченное время действия; — в конце может быть некоторое поучение, характерное для сказок. — это дополнительная аргументация, которая напрямую не связана с остальным текстом. Приведем пример нарратива.
~ Renault Vel Satis. Уют на колесах. Прошел уже час после того, как он попал в пробку. Поток машин, окружающих его, даже не пытался сдвинуться с места. Он давно опоздал на работу. За окном шел мерзкий дождь, в трубку телефона рычал начальник. Но ему не хотелось никуда бежать. Ему было просто приятно спокойно сидеть в своей новой машине Renault Vel Satis, где было все. Салон, отделанный тончайшей кожей Connoly и натуральным деревом, DVD-проигрыватель с экраном, куда можно вывести изображение с видеокамеры или игровой приставки; музыкальная установка с CD-чейнджером на шесть дисков и спутниковая навигационная система GPS. Пробка рассосалась, и машина рванула с места. «А жизнь не так уж плоха», — подумал водитель.
Рекламирование по аналогии (сравнительная реклама): в рекламе сопоставляются однородные представления, предметы и явления с целью объяснения одного через другое. У рекламы по аналогии есть ряд преимуществ: — легче объяснить незнакомое через знакомое; — реклама становится более наглядной; — характеристики рекламируемых товаров (услуг) можно по-разному интерпретировать; — повышается оригинальность и выразительность текста, так как на основе сравнений можно создавать яркие тропы; — при сравнении двух товаров происходит перенос части положительных характеристик известного на неизвестный. Реклама-инструкция: рекламные аргументы подаются в форме инструкции по использованию рекламируемого товара (услуги). В тексте-инструкции выдерживается последовательность протекании действия. Основные преимущества этой модели: • создается оригинальный рекламный текст, который выделяем на общем фоне и, следовательно, привлекает внимание; • такие тексты очень подходят для описания действий: • действия описываются через глаголы, что создает высокую глагольную температуру, а значит, повышает читаемость текста; • инструкция дает возможность более четко структурировать сообщение. Однако нужно стараться не ставить в конце текста какую-нибудь дополнительную неуместную информацию. ОРТ как перечисление: различные виды списков, которые используются в зависимости от требований к рекламируемому товару Эта модель чаще всего используется в рекламе одновременно нескольких разнообразных товаров. Задача такой рекламы — дать в одном сообщении общий (не детальный) обзор всех товаров, которые предлагает соответствующая фирма.
Модель-загадка: ОРТ начинается с вопроса. Мы можем выделить в этой модели два типа: • в начале текста — риторический вопрос. Это лжезагадка, так как потребитель заранее знает ответы. Это могут быть общеизвестные факты, ответы могут быть даны в заголовке или в рекламном изображении и т.п.; • в начале текста — настоящая загадка. Цель этой модели ОРТ — заинтересовать потребителя. Такая реклама выгодно отличается от обычных вариантов подачи информации и способна не только привлечь внимание, но и запомниться в первую очередь благодаря форме построения. Однако стоит помнить, что для потребителя ваша реклама — не единственная и он может быть не заинтересован в трате времени на разгадывание ваших загадок. Поэтому нужно уметь находить гармоничное соотношение между самой загадкой, изображением, заголовком и т.п. С одной стороны, в заголовке и начале ОРТ может содержаться сама загадка, а с другой — уже заголовок может давать ответ на загадку. Схема ОРТ модели-загадки в целом сходна со схемами других моделей: — введение загадки; — появление героя (фирмы), который в состоянии решить эту загадку; — построение системы аргументов; — обобщение. Как правило, модель-загадка предполагает введение в начале ОРТ одного - двух вопросов, но для усиления эффекта можно использовать и больше вопросов. Здесь также нужно быть осторожным, чтобы не допустить перебора и не перегрузить текст: потребитель не будет разопреть вашу «кучу - малу» из вопросов и аргументов. Иногда содержание рекламного текста на первый взгляд не соответствует его идее. Достоинства этого приема — занимательность, неожиданность, непредсказуемость, помогающие разжечь любопытство потенциальных потребителей и активизировать их восприятие. Например: «Ушел мальчик! Особые приметы: рост... волосы... нос уши... мальчик, слет в... Не ищите мальчика. Он ушел, чтобы купить мороженое». Далее следует реклама мороженого. Через некоторое Rpe. мя публикуется продолжение: «Нашелся мальчик! Да, он вернулся сам Особые приметы все те же: рост I метр 32 сантиметра, волосы светлые слегка вьющиеся, нос в веснушках... Он сходил за мороженым. И вот он вернулся — восторженный, довольный своим путешествием. Стоило уходить!» Такой прием хорошо использовать с элементами иконизации, например: «Просто, как (рядом — изображение целого и отрезанной половины апельсина в оранжево-малиновом цвете). Обналичим доллары, рубли, украинские карбованцы. Перевод денежных средств в любую точку мира. Телефон...». По длине текста большинство рекламных сообщений — средние, гораздо реже встречаются очень длинные или короткие. Текст рекламы с минимальным ОРТ состоит из одного-двух предложений. Как правило, в такой рекламе основную роль играет изображение. Текст в такой ситуации дополняет, уточняет, конкретизирует смысл рекламного обращения. Конечно, любой товар или услуга могут быть отрекламированы кратко, но чаше всего это используется в рекламе алкоголя, сигарет, парфюмерии, бижутерии. Кроме того, редко, но встречается и подобная реклама одежды, обуви, продуктов питания, часов и т.д. Выделяются два семантических типа коротких текстов: • эмоционально-образные тексты, смысл которых размыт и неоднозначен (потребитель должен самостоятельно интерпретировать смысл сообщения, при этом ассоциации могут быть достаточно вольными). Это в большинстве случаев реклама тех товаров, основные качества которых трудно передать через изображение или слово: сигареты, парфюмерия, алкогольные напитки и т.д.; • конкретные, ясные, четко построенные высказывания, не нуждающиеся в дополнениях и расшифровке значений. Как правило, в качестве одного из основных требований к рекламному тексту выдвигается требование его лаконичности, краткости. Однако это не всегда достижимо и целесообразно по следующим причинам: а) существуют такие товары и услуги, которые требуют подробного, детального описания (автомобили, недвижимость, страховка, туристические поездки, видеотехника и т.д.). Эти товары являются достаточно дорогими, поэтому потребители заинтересованы в максимальной информации о них; б) некоторые коммуникативные стратегии не могут быть реализованы в коротких текстах (например, нарратив или инструкция); в) на фоне коротких текстов длинный выделяется и привлекает внимание. Следовательно, длинные ОРТ также имеют право на существование. Значительно облегчает восприятие длинного текста его четкое структурирование – введение параграфов (обычно от 3 до 5). Параграфы - части длинного ОРТ, состоящие из одного или нескольких предложений, имеющие смысловую законченность, и на печати, выделяющиеся красной или висячей строкой. Каждый параграф имеет свое название - подзаголовок. Функции подзаголовков: — улучшают читаемость длиннот текста, разбивая его на фрагменты; — выражают основную мысль параграфа: — вызывают интерес и «переводят» просматривание текста в прочитывание. Следует помнить, что подзаголовками могут быть не только отдельные слова или словосочетания. Интересны подзаголовки - вопросы, подзаголовки - предложения. Обычно в одной и той же рекламе есть и подзаголовки-вопросы, и выражения, и целые предложения. Главное, не забывать о том, что хотя цель параграфов — наиболее четко структурировать текст, необходимо, чтобы он воспринимался как единое целое, а не как собрание отдельных, не связанных между собой частей. С точки зрения шрифтового оформления подзаголовок может быть набран прописными буквами, выделен жирным шрифтом или набран другим цветом. Кроме того, подзаголовок может быть дан красной строкой или введен как первая фраза параграфа.
Эхо-фраза
Эхо-фраза — это фраза, заключающая рекламное сообщение. Эхо-фраза играет значительную роль в рекламе, прежде всею, потому, что средний потребитель читает начало (заголовок) и конец (эхо-фразу) рекламы. Поэтому именно эхо-фраза, воспроизводящая основную мысль ОРТ, способна увеличить эффективность рекламного сообщения в целом. Чаще всего используют такие варианты эхо - фразы: • имя бренда; • имя бренда и сломи; • имя бренда и выражение, созданное специально для этой рекламы.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные компоненты рекламного текста. 2. Перечислите требования к слогану. 3. Какие этапы составляют схему рекламной коммуникации? 4. Какая информация учитывается при создании слогана? 5. Назовите виды заголовков. Какими преимуществами обладает каждый 6. Что нужно учитывать для создания эффективного заголовка? 7. Приведите примеры заголовков с использованием различных коммуникативных техник. 8. Какие способы используются при изложении рекламной информации в ОРТ? 9. От чего зависит выбор длины ОРТ'? 10. Какие композиционные типы ОРТ вы знаете? Можно ли утверждать, что один из них является более эффективным, чем остальные?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|