Фонетика рекламного текста
Аллитерации. Использование одинаковых или сходных звуков называется аллитерацией. Смыслом обладают не только слова, но и звуки [9]. Например, звук [р] воспринимается как динамичный, решительный, мужественный; [п] и [б] — как солидные, основательные и надежные; [л] и [н] — как женственные, легкие, нежные. Основа адекватной фонетики рекламной фразы — ее благозвучие и соответствие звукового состава смыслу рекламного сообщения. Это достигается с помощью использования слов, в которых преобладают звуки с семантикой, сходной с общим смыслом рекламного сообщения. В целом рекомендуется использовать в рекламе простые слова: они возникли первыми и наиболее ярко передают соответствие звукового состава изображаемому предмету или явлению. Например, в слове «легкий» звонкий [л] и пронзительный [и] передают идею невесомости, воздушности, тонкости; в слове «толстый» тяжелое глухое [т] и округлое сытое [о] создают впечатление пухлой, объемной формы предмета. С помощью удачного звукового решения слоган может передать не только общую идею, но и дать подсознательную ориентировку на товарную категорию, способ и ситуацию использования товара. Например: ~ Зубная щетка «Аквафреш»: Чистит с блеском — действует с головой ([ч], [ст], [тс] и [ск] — звуки щетки во время чистки зубов). ~ Напиток «Миринда»: Взрыв вкуса! ([взр] и [ввк] — передают идею взрыва). Созвучия и рифма. Созвучие — один из эффективных способов облегчить потребителю восприятие рекламного текста, в первую очередь — слогана. Наличие в слогане двух и более созвучных слов значительно увеличивает его запоминаемость. Объектом созвучия должен быть значимая информация: имя бренда, УТП, товарная категория. Созвучие имеет смысл только тогда, когда оно служит запоминанию нужной информации. Например:
~ Rowenta: Радость в вашем доме. ~ Торговая фирма «Домино»: Наш дом — «Домино». ~ Моющее средство «Санлайт»: Солнечная чистота - «Санлайт»!
~ Ваша киска купила бы «Вискас» («киска» и «Вискас» — имя бренда и товарная категория). ~ «Ваниш» — легко белье от пятен избавишь («Ваниш» — имя бренда). Рифма подразумевает созвучие окончаний слов. Иногда созвучие и рифма могут совмещаться в рамках одного слогана. В рекламе рифма используется часто, но не всегда оправданно. Видимо, срабатывает ассоциативный ряд: реклама — искусство — поэзия как наивысшее проявление творческого начала. С одной стороны, рифма увеличивает запоминаемость в полтора раза, но ухудшает вовлечение более чем в полтора раза, вероятно, из распространенного пренебрежительного мнения о легкомысленности рифмоплетства. Рифма должна быть функциональна: во-первых, рифмоваться должны значимые слова, а во-вторых, рифма должна быть стилистически и семантически связана с общим смыслом рекламного сообщения. ~ Фирма «Сам Самыч»: Пельмешки без спешки. ~ «Балтмебель»: Спаленки для больших и маленьких! ~ «Бонин» — означает, что в дороге вас не укачает! ~ Стиральный порошок «Миф»: Свежесть белья — заслуга моя! Рифма обычно хорошо работает в рекламе для детей или молодежи и в рекламе, связанной в массовом сознании с весельем, отдыхом, юмором (реклама жвачки, сладостей, игрушек, молодежной одежды и т.п.). Например: ~ Dannet от Dannon — очень вкусный он!
~ Молоко вдвойне вкусней, если это Milky Way! ~ «Несквик» — напиток замечательный, шоколадный и питательный! ~ M&Ms: В любом месте веселее вместе! Ритм. Ритм — определенное сочетание ударных и безударных слогов в слогане, делает его более структурированным. Это улучшает восприятие и запоминание. Ритм увеличивает запоминаемость примерно в полтора раза. Ритм присутствует не только в рифмованных слоганах. Без рифмы и характерного разбиения на строки наличие ритма не считывается большинством потребителей, но на уровне подсознания ритмизация фразы помогает запомнить слоган. Особенно эффективен ритм длинном слогане. Например: - Обогреватели Scarlett: Включите солнце в вашем доме (ямб). ~ Кондиционер для белья Sensashia: Сенсационная мягкость. Сенсационная свежесть (дактиль) ~ «Суперсистема «Шесть»: Чтобы полной была только жизнь (анапест). ~ Зубная щетка «Колгейт-зигзаг»: Чистит глубже. Чистит лучше (хорей). ~ Гель «Клерасил»: Каждый день очищает лицо. Каждый день побеждает прыщи (анапест). ~ Пиво «Бизон»: Крепкое пиво для крепких парней (дактиль).
Преднамеренные орфографические ошибки.
~ Пиво «Клинское»: Живи припе /иваючи!
Передача произношения в тексте. ~ Фирма «Торг-сервис»: Вкус, знакомый с детства. Жувачка. ~ Стоматологическая клиника: Береги жубы ш дештва! Использование элементов старой или иноязычной орфографии. Такие приемы часто используются в названиях и позволяют создать уникальный графический образ. Элементы старой орфографии порождают определенные коннотации — солидные традиции дореволюционного бизнеса. ~ Названия газет и журналов: «Коммерсантъ», «Иностранец». Внутрифразовые повторы. ~ Бульонные кубики Knorr: Knorr — вкусен и скорр! Графические выделения (слова-матрешки), создающие возможность двойного прочтения фразы или текста. Часто графические выделения используются в слоганах и заголовках для того, чтобы выделить и обыграть в каламбурной фразе название товара или фирмы. Часть одного из слов выделяется графически и становится самостоятельным словом с собственным значением: ~ Fantaстическая экзотика! ~ Молоко «Вкусника»: Вкуснее вкуснОГО! ~ Фирма «ОТОН»: вОТ ОН какой! ~ Холодильники ЗИЛ: Ну, замороЗИЛ!
~ «Компьютеры марки Sens: Sensanna, которую Вы ждали. ~ Торговый дом «На Смольной»: АВТОритетные автомобили. ~ Volvo: Безопасное удоVolvствие.
В некоторых случаях создается целый «двойной» текст, совмещающий в себе два рекламных послания. При первом взгляде на него в глаза бросается графически выделенное более короткое сообщение сконструированное из фрагментов, входящих во второе, более длинное со общение. Отношения между двумя сообщениями могут быть разными. Короткое сообщение может подчеркивать наиболее важную часть длинного сообщения, может дополнять его, могут быть и более сложные отношения, вплоть до противоположности. ~ Агентство недвижимости «СТАН»: ВАС может УСТРОИТь сто ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ... мы согласны, ПРИХОДИТЕ. ~ Фирма ЮНИССТРОЙ: МЫ предлагаем только то, что СТРОИМ. ~ Чай Madison: (He) пробуй, (а то) понравится. Неологизмы. Значительно реже в русскоязычной рекламе встречаются игровые неологизмы, то есть новые слова или новые формы слов. Как правило, в рекламе создается такой неологизм, который заведомо не может прижиться в языке, утратив свою игровую функцию: ~ Видеотехника Samsung: Вприкуску? Вприглядку! ~ X-stile: Не буксуй — иксуй! ~ Моюшие пылесосы DeLonghi: Всемоющий. Всемогущий. ~ «Гермес-Финанс»: Гермес-Финанс. Ваши прибыли. ~ Напиток «Пепси-Кола»: Пепсиний день календаря. Бездонная пеп-синева. Пепсизм-Кола-лизм. ~ Батончик «Сникерс»: Не тормози! Сникерсни! Каламбур. Каламбур — это игра на многозначности слова, созвучности двух слов (или словосочетаний) или их смысловом сходстве. Антиципация — это стилистический прием, при котором в одном предложении используется одно слово с разным, а иногда и противоположным значением. ~ «Комбеллга»: Связь в удовольствие! ~ «Суперсистема «Шесть»: Чтобы полной была только жизнь. ~ «Хопер-инвест» — отличная компания. От других. ~ Чашечка кофе в Вашем кармане. Порционные пакетики Копико». ~ Фильтры Instapure: Человек на 70% состоит из воды. Фильтруешь. ~ фирма «Тракт», производитель рабочей одежды: Всегда в рабочей форме.
~ Паста Pepsodent: Блестящий результат! ~ Реклама автопогрузчиков: Поднимаем все. Даже настроение. ~ Водка «Топаз». 40 градусов в тени. ~ Реклама кроссовок: Наступай! ~ Mentos: Свежее решение. ~ Стиральный порошок «Лоск»: Хорошие хозяйки любят «Лоск». Сюда же относятся переделки, трансформации клишированных ~ Карл для Клары покупает в «Коралле». ~ Мы с тобой одной кровли! ~ Сеть мебельных магазинов: Перпетуум мебели. * Копировальные аппараты: Плодите и размножайте!
Лексика Смысловое и эмоциональное восприятие отдельных слов и выражений имеет некоторые особенности. При создании рекламных текстов, как правило, используются ключевые слова. Два самых впечатляющих и надежных слова — «новый» и «бесплатный» и все их вариации. К самым употребительным можно отнести следующие слова: сейчас, теперь, здесь, сегодня; представляем вам, предлагаем, объявляем, извещаем вас, советуем; это то, что надо; только что поступил в продажу; улучшение; впервые; желательно; эффективный; натуральный; экономия, прибыль, выгодная сделка; быстро, легко; потребность; поиск; вот правда о...; восхитительно, изумительно, сенсация, революция и т.д. ~ Купи окна по специальной цене зимой, а фирма «Поли» бесплатно установит их весной! Специфика использования раз личных частей речи. Глаголы. Теория возникновения языка утверждает, что глаголы были первичны: сначала возникли слова, обозначающие действие, а затем от них образовались существительные и прилагательные, обозначающие предметы, состояния и признаки. Так как глагол обозначает действие, то обладает скрытой динамикой, движением и имеет гораздо большую побудительную силу, чем именные части речи. Использование глагольной формы в качестве основного слова увеличивает запоминание примерно в полтора раза, так как глаголы являются более яркими с точки зрения представления картинки и практически все конкретны, а следовательно, ближе к реальности. Поэтому стоит отказаться от отглагольных существительных в тех случаях, когда можно построить более простую конструкцию при помощи глаголов. В рекламе следует применять глаголы преимущественно в настоящем времени и использовать активный, а не пассивный залог, который ослабляет идею и затрудняет понимание. Например, лучше сказать «я Следует высказываться утвердительно и побудительно. Лучше исключать предложения в вопросительной форме с глаголом-сказуемым в сослагательном наклонении: «Почему бы Вам не купить наш товар?» Вместо этого уместно предложение: «Купите наш товар прямо сейчас» Использование глаголов в повелительном наклонении является спорным: с одной стороны, в силу побудительной семантики они могут вызывать отторжение и противодействие, с другой стороны, очень много российской и иностранной рекламы построено именно на императивах—и они срабатывают. Например:
~ Впиши себя в историю России (Всероссийская перепись населения). ~ Sprite: He дай себе засохнуть! ~ Сигареты Blend: Останови мгновение... попробуй Швецию. ~ Батончик Snickers: He тормози — сникерсни! Сникерсни в своем формате! ~ Остановите мгновение. Новый NOKIA 7650 —это больше, чем просто телефон, ведь в нем есть встроенная цифровая камера. Выберите объект, используйте цветной дисплей в качестве видоискателя, сделайте снимок и наслаждайтесь этим мгновением бесконечно! Сохраните изображение в фотоальбоме, памяти которого хватит на множество картинок, или отошлите фото другу. Местоимения. Как правило, в рекламе используется обращение на «вы». Говоря в рекламном тексте «мы», вы имеете в виду себя — производителя, розничного торговца, банкира или рекламного автора. Говоря «вы», вы адресуетесь непосредственно к потребителю. Обращение на «вы» потребитель воспринимает, обращение «мы» пропускает мимо ушей. Потребителям безразлично, как ловко вел свои дела основатель вашей фирмы и как здорово налажена ваша новая фасовочная линия. У него на первом месте свои заботы, свои интересы, ему, клиенту, нужна не ваша продукция, а та польза, которую она ему принесет. ~ Ведь Вы этого достойны. ~ Пиво «Сибирская легенда». Мир, созданный для тебя. ~ Ты, я и Ротманс. ~ Ford Explorer. Главное открытие в вашей жизни. Прилагательные. Не стоит употреблять штампованные, затасканные или лишние прилагательные, в первую очередь в превосходной степени типа: «самый лучший», «самый дешевый», «самый качественный» и т.д. Если рекламируемый товар действительно уникален слова «более», «самый» и т.п. неуместны. Более того, не стоит злоупотреблять уточнениями «очень», «единственный», «особенный» и т.п. Кроме того, нужно избегать переноса в рекламу стиля товарных накладных: «сыр голландский», «чай индийский», «гвозди кровельные и т.п. Приведем пример удачного использования описательного потенциала прилагательных. ~ LANCOME. Головокружительный изгиб. Новинка FLEXTENCILS Сказочно длинные и загнутые ресницы. Ресницы, о которых Вы так мечтали: фиксирующий комплекс PowerSHAPE. и эксклюзивная щеточка Brushing сделают ресницы загнутыми, длинными и необыкновенно мягкими, придав Вашим глазам выразительность и неповторимость» РЕЗУЛЬТАТ: в мгновение ока Ваши ресницы удлиняются на 30%, а угол изгиба достигает 30е. ВЕРИТЬ В КРАСОТУ. ~ Обворожительный взмах густых, ухоженных ресниц — это высшая похвала новой туши Clarins. Mascara Brushing et Soit. Новинка. Ах! Какие длинные ресницы и как долго они остаются изогнутыми. Ах! Какие они блестящие и шелковистые. И с каждым днем они будут еще красивее. Откройте для себя эту новую великолепную тушь. Несомненно, с Clarins жизнь становится красивее. Использование фразеологизмов. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, составляющих единое целое с точки зрения значения. Они представляют собой метафоры, образное выражение понятия или явления. Фразеологизмы широко используются в рекламе, это яркий, красочный, заведомо удачный и легкоузнаваемый прием. Привычность и узнаваемость фразеологизма повышает способность потребителя воспринимать, запоминать и воспроизводить слоган. Употребляя фразеологизм в обычной речи, люди автоматически вспоминают рекламу. Фразеологизмы, как правило, конкретны: выражают сложно представимые абстрактные понятия с помощью зримых картин. В рекламе фразеологизмы используются в четырех формах: • Парафраз — замена одного из слов, например: ~ Напиток Bravo: Граждане России имеют Bravo на отдых и Bravo на труд. ~ Gallina Blanca: Это любовь с первой ложки! ~ Компания Dial: В жизни всегда есть место технике. ~ Volvo: «Вольному — Вольво!» ~ Fruttis: «Молочные реки — фруктовые берега». • Чистый фразеологизм — используется готовое словосочетание, в к объекту рекламы, практически подвергая его формальному измене- ~ Пиво по-Руски. Душа нараспашку ~ Лекарство от простуды Coldrex: Семь бед - один ответ! ~ Процессоры Intel Pentium: Сказано - сделано ~ Средство от комаров Autan: Комар носу не подточит ~ Водка Флагман: Какую водку пить - это дело принципа! ~ Лекарство «Ренни»: Скорая помощь вашему желудку. • Переосмысленнный фразеологизм - целостное значение фразеологизма распадается на отдельные значения составляющих его слов в результате выражение приобретает новый смысл, неразрывно связанный в сознании потребителя с объектом рекламы. Такие фразеологизмы действуют эффективнее, чем в своем обычном значении: ~ Сухие сливки Completa: Сливки общества. ~ Аэрофлот: Легок на подъем. ~ Компания «Максвел» (оборудование для ванных): Купайтесь в роскоши! • Использование фразеологизма для обыгрывания имени бренда: ~ Компания «ИнтерАртБазар» (канцелярские принадлежности): Следи за Базаром! ~ Клей «Момент»: Цени момент! Абстрактные и конкретные слова. Абстрактные слова обозначают, как правило, абстрактные понятия или концепции, которые нельзя воспринять при помощи имеющихся у человека органов чувств, например: любовь, надежность, качество, красота, комфорт, уют, чистота, свежесть, в отличие от конкретных слов, обозначающих предметы или явления реального мира, которые можно увидеть, потрогать, понюхать. Чем более конкретное сообщение получает человек, тем более точное представление в виде образа, звука или чувства он формирует. Поэтому в рекламе эффективнее работают точные, четкие, конкретные, сильные существительные и глаголы. Не стоит использовать много абстрактных существительных и давать описание товара «в принципе» — такой товар не будет выделяться в ряду конкурирующих. Преимущества товара легко описать абстрактными словами: размытый обобщенный смысл в большей или меньшей степени исключает несовпадение личных ожиданий от товара с самим предлагаемым товаром, однако злоупотребление абстрактной лексикой приводит к созданию невыразительных, шаблонных рекламных текстов, слоганов, когда одну и ту же фразу можно легко соотнести с разными товарными категориям. Таким словом, например, стало слово «вкус»; ~ Неповторимый устойчивый вкус (Stimorol) ~ Совершенный, удивительно стойкий вкус (Wrtgleys). ~ Великолепный вкус и защита от кариеса (Orbit), ~ Вкус здоровой жизни (J7). ~ Все, что нужно для лучшего вкуса (Kalve), ~ Превосходный вкус (Rama). Знак хорошего вкуса (Upton), Абстрактная лексика ухудшает вовлекающую силу рекламы, но ее полное отсутствие ухудшает восприятие. Модальные операторы необходимости — это слова «должен», «нужно», «надо», «обязан», «необходимо», «непременно», «однозначно» и т.п. Введенные в текст рекламного сообщения, они нередко вызывают эффект сопротивления: «Вы обязаны купить...», «Вам необходим...», «Вы непременно посетите...» [4, с. 174]. Вообще-то потребитель никому ничего не обязан и не должен. Эти слова, «берущие за горло» потребителя, лишают выбора и требуют конкретных действий. Иногда такой же эффект вызывают глаголs повелительного наклонения: «возьми, купи, приобрети». Это трудный вопрос, не имеющий четкого ответа. Однако и здесь можно найти удачные примеры использования операторов необходимости: «Громада... Места знать надо!» Слово «надо», входящее в фразеологизм, как бы теряет свое «принуждающее» значение. Еще один удачный пример: «Faberlic. Необходим как воздух». Психологи считают, что целевые аудитории, менталитет которых сформирован тоталитарной идеологией, особенно восприимчивы к побудительным рекламным призывам. В рекламе часто используются такие побудительные глаголы, которые обозначают абстрактное действие, не ограничивающее потребителя в выборе и предлагающее что-нибудь вроде: ~ Land Cruiser, Покоряй мир вместе с ним. ~ «Дирол». Живи с улыбкой. ~ Минеральная вода «Благовест». Открой волшебный вкус природы. Существует несколько приемов, позволяющих «обмануть бдительность» потребителя. Иллюзия выбора — формирование рамки, в пределах которой клиент может «свободно выбирать». Например: ~ Когда Вы купите нашу мебель? ~ Когда Вы желаете зайти в нашу парикмахерскую? Этот прием усиливается, если в число вариантов добавить негативную альтернативу. Например: слоган предвыборной кампании Б.Ельцина - «Голосуй или проиграешь!» призывал не просто голосовать, а голосовать за Ельцина. Предписание поведения или оценки, например; ~ «Карлсберг». Пожалуй, лучшее пиво в мире. ~ Вы понимаете, насколько важно для человека чистить зубы?
Модальные операторы возможности - это слова, которые предлагают потребителю выбор: все производные от глагола «мочь» (возможность, можете...), «выбор», «хотеть», «желать», «вариант», «свобода», «независимость» и др. ~ «Фронда» — свобода выбора!
Слова негативного воздействия - «боль», «пустота», «укол», «утомление», «раздражение», «разочарование», «стыд», «уродливость», «разорение» и т.д. Включение таких слов в рекламу нежелательно даже с частицей «не» или приставкой «без...»: ~ Не стыдно показаться друзьям. ~ Безболезненное лечение зубов. ~ Вы не разочаруетесь в нашем автомобиле. ~ Приходите — и вы не пожалеете. Однако существуют примеры достаточно удачного использования отрицаний и негативных слов: ~ «Майский». Потому что ничто не заменит чай. ~ Rexona. Нет защиты лучше. ~ Rexona. Никогда не подведет. ~ Always. Никаких неожиданностей. ~ Strepsils. Беспощадный с болью, нежный с тобою.
Комментарии. Слова «удачно», «к счастью», «интересно», «удивительно» и другие позволяют придать высказыванию эмоциональную или смысловую окраску. ~ Странно, что Вы еще не знаете про супермаркет «Славянский». ~ Claims: Несомненно, с Clarins жизнь становится прекрасней. Обращение к внутренним ресурсам - использование слов «душа», «личный опыт», «интуиция», «внутренний голос», «знания», «память» и т.д. Обращаясь к этим понятиям, вы не только подчеркиваете уважительное отношение к личности покупателя, но и помогаете ему сделать более правильный выбор. ~ Сигареты Davidoff: Понимание приходит с опытом. ~ Brim. Почувствуй разницу. ~ Сигареты Blend: Останови мгновение... почувствуй Швецию. ~ «Старый мельник». Душевное пиво. Семантические поля. Для рекламиста полезно составить для себя словарик, разделив его на несколько семантических групп [4 с. 174]. Слова, отвечающие основным потребностям (по А. Маслоу): а) физиологические потребности: здоровье, самочувствие, питание, рацион, экологически чистый, гигиена, полезно, продукты, сбалансированность, вкусно, «пальчики оближешь», голод, рекомендовать, укрепляет, советуют врачи-диетологи, разнообразное, калорийность и т.д.; слова, характеризующие вкус и запах, и т.д. ~ «Эрмигурт Эрман» — больше жизни! ~ «Аэроэффект»: И вкусно — и горло в порядке! ~ «Вкусника»: Вкуснее вкусного! б) потребность в безопасности: предохранять, безопасно, защита, ~ Кто застрахован в «АСКО», улыбается чаще. ~ Налоговая полиция: Заплати налоги и живи спокойно. ~ Тампоны Ob: Непревзойденная защита. в) потребность в любви, привязанности, причастность к группе: ~ Кофе Elgresso: Вкус нашей любви. г) социально-престижные потребности: уважение, статус, положение, престиж, признание, компетентность, значимость (личная), карь ~ Одежда от Valentino: Мужчина, одетый от Valentino, привлекает внимание. ~ Колготки Levante: Энергия вашего успеха. ~ Центр профессионального образования: Ваш бизнес на новых орбитах! д) самореализация: знания, понимание, расширение границ, духовность, интеллект, развитие, способности, совершенствование, впечатления, озарение, прозрение, учиться, изменение (личное) этика ~ Nescafe Gold: Стремление к совершенству. ~ Hugo Boss: Твори сама — не подражай! e) прагматичность: выгода, польза, материальная, цена, вложение денег, бесплатно, скидка, дешево, накопление, заработок, деньги бюджет, смысл, планирование, экономия и т.д. ~ Батарейки Duracell: Работает в 10 раз дольше! ~ Новый жемчуг. Ценность, доступная каждой семье. ~ Ролтон: В 3 раза дешевле — в 100 раз вкуснее! Слова основных фоновых эмоций в рекламе: а) сила: удивление, восхищение, поражает, потрясает, шокирует, ~ Пиво «Бизон»: Крепкое пиво для крепких парней. ~ Шампунь Fructis: Новая сила и блеск волос. ~ Пиво «Три богатыря»: Вместе мы сила! ~ Кроссовки Adidas: Контроль над стихией. б) сексуальный подтекст: привлекать, ласкать, прикасаться, влажно, тепло, чувствовать, желание, нагая, обнажаться, раздеваться, дыхание, кожа, входить, проникать и т.д. «Так!», «О да!» и т.д. ~ «Статус» одевает мужчину... которого она раздевает. в) радость: смешно, забавно, курьез, шутка, хохотать, веселье и т.д. ~ Fanta: Распробуй веселье! г) умиление — любовь к детям и зверятам: забавно, ребенок, детеныш, слабый, беззащитный, наивный, искренний, окрепнуть, безоблачный, детство, мама, согреть, обожать (котят, щенят) и т.д. ~ Магазин «Милена»: Лучшее для ваших малышей. ~ Подгузники Pampers: Pampers знает, что ваш малыш желает. д) слова эстетично-эмоционального значения: чудесно, утонченно, элегантно, грациозно, очаровательно, шик-блеск, изящно, филигранно, праздник, сюрприз, дарить, приз, везение и т.д. ~ «Чудо-молоко»: Страна чудес молочных. ~ Кофе Nescafe: Наслаждение совершенством не требует слов; ~ Кофе Avbassador: Богатый вкус и изысканный аромат колумбийского кофе. Слова возрастных и социальных групп: употребление слов, характерных для определенной группы, например, молодежи (молодежный сленг: прикинь, крутой, «а я такая стою (думаю и т.д.), просекать, прибамбасы и т.п.); людей одной профессии (профессиональный жаргону людей старшего возраста (возможна устаревшая лексика); детей и т.д. ~ «Миринда»: Оттянись со вкусом! Школа по приколу! ~ «Сникерс»: Не тормози — сникерснй! Синтаксис Реклама не терпит многословия и усложненно-аморфных синтаксических оборотов, так как по своей природе должна быть динамичной (должна призывать к действию). Как правило, в текстовой рекламе преобладают простые предложения, способствующие повышению усвояемости рекламного обращения, усилению экспрессивности. Фразы более сложного синтаксического строения надо чередовать с простыми предложениями (из 3—4 слов). Краткий текст лучше воспринимается читателем: — текст из 5 слов запоминается весь; — из 10 слов запоминается примерно 4—5; — из 25 слов — 4—8. Но иногда для убеждения требуется большой рекламный текст. Тогда большое значение имеет динамический, экспрессивный синтаксис [17]. Рассмотрим варианты использования синтаксических конструкций. Прием парцеллирования — это членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Простое или сложноподчиненное предложение делится на более короткие самостоятельные отрезки. Приведем примеры: ~ Новый ОМО INTELLIGENT. Распознает и отстирывает пятна. Без следа. ~ Моменты Kodak. Каждый день. ~ Ariel: Безупречный вид одежды. Надолго. ~ Gucci: Итальянская утонченность и швейцарское качество. Для истинных ценителей. ~ Батончик Nuts: Заряди мозги! Если они есть. ~ Зубная щетка Oral-В: Помогает сохранить зубы здоровыми. На всю жизнь. ~ Реклама мини-пекарен: Наше оборудование уникально, потому что оно долговечно. Потому, что оно не требует дополнительных энергетических затрат. Потому, что оно приносит быструю прибыль ~ Не важно, верите ли вы в приметы. Ингосстрах платит. Всегда. Сегментированная конструкция - это такая конструкция в первой части которой называется предмет или явление с целью вызвать представление о нем (выражен именительным' падежом существительного). В последующем тексте предмет или явление получает второе обозначение в форме местоимения, реже — в форме синонима. Например: ~ Йогурты. Что конкретно мы знаем об их полезности? ~ Фирма «Белая Орхидея». Чем прославилось это предприятие? ~ Новая квартира. В какое агентство лучше обратиться, чтобы не прогадать?
Номинативные предложения используются для того, чтобы подчеркнуть уникальность и качество рекламируемого товара. Например: ~ Braun. Качество. Надежность. Дизайн. ~ Big Store. Легенда в мире джинсов. Вопросно-ответные конструкции заимствованы рекламой из разговорного синтаксиса. Вопросно-ответные конструкции используются, чтобы привлечь внимание потребителя рекламы к содержанию сообщения, подтолкнуть его к самостоятельному мышлению (исключая вопросы, которые лишены конкретного содержания и неуместны). Такие конструкции создают непринужденность изложения. С помощью данного приема как бы предугадываются вопросы читателя, рекламист-текстовик выносит их в заголовок и сам же дает обстоятельный ответ. Например: ~ Проблемы в личной жизни? Заплати налоги и спи спокойно! ~ Sprite: Что пьют красивые, очень красивые люди? То же, что и все остальные. Прием антитезы построен на противоположных понятиях и используется для усиления выразительности и лучшего запоминания текста. Например: ~ Indesit. Мы работаем — вы отдыхаете. ~ Крем для загара Ambre solaire; Наслаждаться солнцем сегодня - и не жалеть об этом завтра. ~ Реклама универмага: Минимум времени - максимум покупок! ~ Простые решения сложных задач. Инфосистемы «Джет».
Антитезу можно охарактеризовать как связь и сопоставление противоположных идей, которые используются для достижения большей ясности образов или для более сильного выражения чувств и идей. В случае использования данного стилистического приема эффект достигается от контраста и приобретает более оригинальное звучание, а значение определяется более точно из-за наложения на это объяснение его противоположного значения. Антитеза часто используется в рекламных заголовках и слоганах. Одна из функций слогана - помочь выделить фирму или марку среди ее конкурентов. Не случайно именно идея контраста лежит в основе целого ряда современных рекламных стратегий — уникальное торговое предложение, стратегия позиционирования, стратегия преимущества. Контраст может быть создан как на информационной основе, так и чисто риторическим путем, он может быть подан в явном виде или только подразумеваться — в любом случае такие фразы обладают большим воздействующим потенциалом: ~ Ariel. Отстирает даже то, что другим не под силу. ~ Это не просто сигареты — это Davidoff. ~ «Сэлдом». Не просто, а очень просто. Семантически очень близок к антитезе оксюморон — через него связываются понятия, которые исключаются логически. И антитеза, и оксюморон реализуются с помощью антонимов (слова с противоположным значением). Прием градации — это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже — уменьшающееся) значение, благодаря чему создается наращение (реже — ослабление) производимого впечатления. Обычно градацию применяют, когда приводят различные фактические или цифровые сопоставления и располагают их по мере усиления. Таким образом, градацию можно охарактеризовать как прием, в котором наслаиваются однородные синтаксические конструкции' Идея выражается, через эти конструкции, которые градуируются по восходящей или нисходящей линии и соответственно делятся на восходящую и нисходящую градацию. В рекламе в основном используется восходящая градация, посредством которой рекламируют товар или услугу по нарастающей. Использование градации в заголовке увеличивает его длину, поэтому в некоторых случаях заголовок исполняет функции и основного рекламного текста. Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-либо ~ Только сегодня и только для Вас... ~ Уважаемые родители! ~ Наше предложение для Вас, ценители искусства! Восклицательные предложения играют роль сигналов - указывают на важность рекламной информации и придают особую экспрессивность высказыванию. Использование восклицательных предложений, как и экспрессивных обращений, способствует созданию необходимого эмоционального настроя, подготовке адресата к совершению действия. Например: ~ Как изучить иностранный язык дома? Поступайте в ЕШКО! ~ Мыс вами по всей России! Единая пейджинговая: 68 городов России. ~ CANON — лучший выбор для вашего офиса! ~ Суперскидка —10%! В рекламных текстах широко используются приемы разговорного синтаксиса. • Прямая речь — используется для оживления рекламного текста: а) высказывания от лица адресата: ~ «Альфа-банк»: Да, это мой банк! ~ Распродажа иномарок: Теперь она моя! ~ L'Oreal: Ведь я этого достойна! ~ Туристическая фирма: Под музыку волн к волшебным странам умчи меня, «Примэкспресс»!
б) высказывания от лица близких адресата: ~ Реклама компьютеров: Папа! Купи мне «Амату»! ~ Серия детских книг «Карапуз»: Мама! Купи мне эту книжку! ~ Обувной магазин: Дорогая! Это обувь! ~ Корма Kitekat: Для меня-у.
• Диссонанс реальной и ожидаемой коммуникативной функции высказывания: а) смещение в сторону ослабления: - Чай Madison: He пробуй, а то понравится. - Никогда не пей RED DEVIL. He хочешь быть знаменитым - никогда не пей RED DEVIL;
б) смещение в сторону усиления: ~ Напиток Dr.Pepper: Делай то, что доктор прописал. • Разговорные конструкции: ~ Все. Опаздывать больше нельзя. На дворе 2001 год практически Время Сверхчеловеков, Поступков и Информации. Теперь ты просто обязана узнавать новости раньше всех и успевать всюду. Без журнала Yes! Тебе не обойтись. Подпишись и получи подарок! ~ Смех... Слезы... А ваша тушь сможет выдержать такое? Стойкая -хоть смейся, стойкая — хоть плачь. • Неполные предложения — это предложения неполной грамматической структуры или неполного состава — отсутствует один или несколько значимых членов предложения. Чаше всего отсутствует глагол-сказуемое, который легко восстанавливается из контекста или ситуации, например: ~ Swatch Skin: Ультратонкие от Swatch. ~ «Европродукт»: Добавьте удовольствие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|