Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) Организация интересного и содержательного досуга и отдыха в рамках паломнических поездок, православных детско-юношеских и молодёжных лагерей и т.д.




Патриарший центр духовного развития детей и молодежи

при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы

 

ШКОЛА МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

по образовательной программе

 

«Организация молодежного служения на приходе»

Москва


 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Молодежное служение на приходе. Общие вопросы 3

создание православного молодежного объединения (ПМО) при храме 12

Библейская катехизация и евангельские кружки на приходе 15

Внебогослужебная молитва 19

«социальное право» Русской Православной Церкви 29

проведение МАССОВЫх молодежных АКЦИй 34

христианское служение трудным детям 36

 


Молодежное служение на приходе. Общие вопросы. (Документы разработаны сучастием Ю.С. Белановского, А.В. Боженова. А.А. Шестакова, прот. Алексия Уминского, игум. Петра (Мещеринова), С.В. Рогунова, Ф.Ф. Ярмоша, А.А. Ракитина, свящ. Тимофея Золотусского, Д.А. Иванина)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Цель документа

Данный документ предназначен для членов Православной Церкви, причастных к организации церковной работы с детьми, молодёжью и семьёй. «Основные положения концепции духовного развития человека» призваны стать теоретической базой для организации этой деятельности.

Церковная жизнь призвана стать подлинной основой для духовного развития человека. Это развитие в свою очередь является задачей всей жизни и объемлет собой все ее стороны.

В таком свете духовное развитие человека должно включать в себя:

1. христианское воспитание, итогами которого должны стать:

- свободное и осмысленное принятие конкретным человеком христианских ценностей в их иерархическом строе;

- иерархическое развитие всех сил, свойств и способностей человека в соответствии с замыслом Божиим о нём и личным призванием.

2. церковную жизнь, направленную на исцеление благодатью Святого Духа расстроенных сил духа, души и тела, и, как результат, восстановление человека в богозданной красоте и гармонии. Это означает, что человеку необходимо стать сознательным членом Церкви. При этом ему должны быть созданы условия для ответственного, осмысленного и свободного участия в церковной жизни.

Обретение личного опыта построения жизни на основании христианских ценностей.

В деле духовного развития детей и молодёжи мы призваны содействовать Богу, дополняя семейное воспитание, школьное образование, физическое, психическое и культурное развитие детей и молодёжи, давая твердую духовно-нравственную опору.

Содействие человеку в его духовном развитии включает:

1. Приобщение человека к основополагающим христианским ценностям и к литургической - таинственной - жизни Церкви.

Содействие человеку в полноценном развитии всех его сил, свойств и способностей, в том числе телесных и душевных (творчества, умственного развития, образования и т.д.).

3. Помощь в обретении самостоятельного опыта жизни человека как гражданина и члена общества.

Основные направления деятельности:

1. Содействие воцерковлению человека, включающее:

а) Церковную образовательную и просветительскую деятельность, направленную на решение задач воцерковления. Эта деятельность должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, а также запросам времени. Образование и просвещение должно быть построено по многоуровневой системе - от приходского и межприходского просвещения до высшего образования.

Первым и базовым элементом образования и просвещения должно стать раскрытие христианских ценностей в их иерархическом строе. Результатами церковного просвещения можно считать приобретение человеком базовых церковных знаний, христианского мировоззрения, осознанное и ответственное вступление в литургическую жизнь, возможность по существу сравнить те или иные религиозные течения.

б) Приобщение к литургической жизни определённой церковной общины, в которой человек сможет обрести духовного наставника.

Под литургической жизнью мы понимаем единство общинно-приходской и личной духовной жизни человека, основанное на Евхаристии. Эту ответственную задачу под руководством опытного священника в состоянии выполнить лишь церковная община в целом. В деле приобщения молодёжи к жизни Церкви священник призван руководствоваться принципами отцовства и пастырского снисхождения. При этом необходимо учитывать духовное развитие, образование, здоровье, возможности и способности конкретного человека.

Важно помнить, что становление личности теснейшим образом связано с божественным даром свободы. Священник может войти лишь в ту область жизни человека, которую этот человек свободно доверит ему как пастырю Христову. При этом пастырь призван осознавать меру своей ответственности перед Богом, этим человеком и его близкими.

Формирование православной детско-юношеской и молодёжной среды.

Человек - существо целостное. В силу этого полноценное психическое, социальное и физическое развитие молодого человека, достигаемое в здоровой христианской среде, в немалой степени является залогом духовного здоровья.

Формированию этой среды способствует:

а) Многогранная работа в творческих мастерских и студиях, военно-патриотических, спортивных и туристических клубах, содействующая культурному, эстетическому и физическому становлению детей и молодёжи. Эта работа должна быть построена на основании христианских ценностей и соответствовать возрастным особенностям и запросам времени.

б) Приобщение молодежи к социальному и миссионерскому служению, а также к созидательному труду.

Таким образом, мы помогаем на практике организовать конструктивное личностное общение, в рамках которого молодой человек, находясь среди таких же, как он - активных, верующих - обретает возможность проявить себя и найти своё место в жизни.

в) Организация интересного и содержательного досуга и отдыха в рамках паломнических поездок, православных детско-юношеских и молодёжных лагерей и т.д.

3. Социально-психологическая помощь и поддержка детей и молодёжи.

а) На первых этапах жизни человека всестороннее его развитие целиком зависит от жизни его семьи. Первым и основным элементом этой деятельности является подготовка молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению и воспитанию детей. В наше время это возможно реализовать с помощью:

- создания церковно-просветительских курсов, на которых желающие могли бы узнать о духовных основах семейной жизни и воспитания детей (наиболее целесообразным видится создание подобных курсов на межприходском уровне);

- организации консультаций с опытными священниками, психологами, педагогами, врачами и юристами;

- создания открытых клубов, где молодые семьи могли бы общаться и помогать друг другу при поддержке и духовном руководстве опытных священников.

б) Опыт показывает, что с каждым годом возрастает поток людей, ожидающих от Церкви помощи в преодолении трудностей развития, воспитания и образования. Многие люди с надеждой ждут содействия при выборе жизненного пути.

Необходимо отметить, что большой опыт в этих вопросах имеют светские специалисты (педагоги и психологи). Часто коррекционные и реабилитационные программы высокого уровня осуществляются государственными и общественными организациями социальной направленности.

В рамках этой работы возможно следующее:

- пастырские, психологические и педагогические консультации;

- индивидуальная и групповая работа по психологической коррекции и реабилитации;

в) Как особый род деятельности необходимо отметить помощь в преодолении последствий алкоголизации, наркомании, психологического травматизма и вовлечения в тоталитарно-деструктивные секты. Сложность вопроса заключается в том, что указанные недуги человека затрагивают все стороны его жизни. Врачи и психологи определяют эту проблему как психосоматический социо-духовный недуг. Таким образом, помочь человеку можно лишь путём организации слаженной комплексной и системной работы, что невозможно без привлечения уникального опыта и помощи соответствующих государственных и общественных организаций.

Дополнительные направления деятельности:

1. Содействие духовному развитию человека может быть организовано только с людьми, доверяющими Церкви. В силу этого задачей, предваряющей указанную деятельность, является пробуждение в обществе доверия к Церкви и формирование положительного образа православного христианина.

2. Осуществление церковной работы с детьми, молодёжью и семьёй ложится на плечи конкретных инициативных людей, от уровня подготовки которых зависит качество её осуществления. Как следствие, для жизнеспособности любых церковных проектов необходимо создание программ подготовки молодёжных лидеров, осуществление которых возможно на межприходском уровне. В наши дни благодаря современным технологиям осуществление учебных программ можно вывести на общецерковный уровень.

3. Необходимо издание методически выверенной литературы, отвечающей запросам времени и соответствующей обозначенным направлениям церковной деятельности. Такая литература должна быть написана компетентными специалистами и профессионалами в своей области. Необходимо издание обновлённых и принципиально новых пособий и руководств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...