Организация молодежного объединения на начальном этапе.
1. Формирование доверительных отношений с настоятелем прихода (руководителем иной организации). Для организации православного молодежного объединения (ПМО) при приходе в первую очередь необходимо не только представиться и аттестоваться настоятелю, но и приложить все усилия для того, чтобы сформировать с ним максимально доверительные отношения. Настоятель должен приобрести доверие к молодежному лидеру как (а) к человеку, (б) как к христианину, (в) как профессионалу своего дела, (г) человеку, богословски образованному или имеющему базовые, необходимые для церковной работы познания в области вероучения. Крайне желательно установить с настоятелем личный контакт, что явится гарантией от возможных сложностей и конфликтов с сотрудниками и обслуживающим персоналом храма. Крайне желательно также установить прямую связь с настоятелем по мобильному телефону и электронной почте, а также находиться в постоянном контакте, конструктивных и доверительных отношениях с ближайшими сотрудниками настоятеля по приходской жизни и помощником, курирующим круг вопросов, связанных с церковным просвещением. 2. Аттестация православного молодежного лидера. Для налаживания успешной, и последовательно эффективной работы молодежному лидеру крайне желательно иметь «церковную санкцию», повышающую его канонические и учительские права в незнакомом ему приходе. Такой санкцией может служить то или иное свидетельство о полученной подготовке и уровне образования, какой-либо представительский документ, адресующий интересующегося к вышестоящему церковному начальству (служебное удостоверение сотрудника церковной структуры), или рекомендательное письмо от правящего архиерея, благочинного или председателя соответствующей епархиальной комиссии или Синодального отдела.
3. положительный эффект оказывают и нередко бывают необходимы рекомендации, характеризующие начинающего миссионера с различных сторон. Практика показывает, что повышают доверие к церковно-просветительской молодежной работе на приходе следующие документальные подкрепления деятельности: (а) рекомендация от знакомого настоятелю и уважаемого им человека, подтверждающая личностные качества, степень воцерковленности и образовательный уровень ответственного за работу с молодежью; (б) краткое резюме, информирующее о имеющемся опыте церковно-просветительской, молодежной, преподавательской и иной работы; (в) список книг, пособий, монографий, учебников, на которых будет основываться молодежная работа и/или которые являются мировоззренческой базой молодежного работника, характеризующей его как христианина. Такой список литературы свидетельствует также о полученной самоподготовке, что повышает доверие к работе молодежному лидеру как церковного дидаскала. 4. Налаживание отношений с административным ответственным работником и техническим персоналом храма. Этот шаг крайне важен и является абсолютно необходимым для регулярного проведения молодежной работы на приходе. В первую очередь необходимо наладить отношения со сторожами, грамотно и корректно заявив о себе, о своих правах и обязанностях, а также об установленных с настоятелем прихода договоренностях. Практика показывает, что установление доверительных отношений с сотрудницами трапезной также способствует более спокойной работе и позволяет на месте решить могущие возникнуть сложности, задачи и недоразумения, связанные с организацией многих элементов «досуговой» молодежного служения на приходе. Могут быть названы следующие сотрудники храма, с которыми необходимо установить конструктивные и доверительные рабочие отношения: сторожа, старший алтарник, регент левого хора, повариха, казначей, помощник старосты/настоятеля, ключница, бабушки-свечницы, технические работники в случае их наличия (электрик, сантехник). Крайне полезным оказывается установление доверительных отношений взаимопомощи с кем-либо из молодых клириков, желательно священников, и с кем-либо из певчих, участвующих в большинстве богослужений.
5. Ответственному за работу с молодежью на приходе (православному молодежному лидеру) необходимо добиться официального представления его приходу во время воскресных/праздничных богослужений (желательным является представление в течение нескольких праздничных/воскресных дней подряд с целью информирования всех прихожан, в том числе нерегулярно участвующих в богослужениях). Еще важнее является официальное представление молодежного работника всем сотрудникам храма. Это возможно организовать без непосредственного участия настоятеля, с помощью ответственного сотрудника прихода, но в любом случае официальное представление является этапом, отсутствие которого многократно снижает эффективность молодежного приходского служения и может повлечь трудно преодолимые проблемы в молодежной работе – вплоть до доносов и прекращения деятельности. 6. Обозначение четкого (с допуском) режима, затрат и ответственности. Молодежному лидеру, начинающему заниматься просветительской молодежной работой при храме, необходимо быть готовым предоставить настоятелю (а также по необходимости – другим техническим работникам прихода) четкую и обоснованную информацию о времени проведения тех или иных мероприятий, необходимом помещении, режиме занятости помещений, крайнем сроке освобождения храма и приходских помещений в вечернее время. Необходимо оговорить перспективу (или её отсутствия) совместного чаепития, при этом четко обозначив ответственного за мытье чашек, полов и т.п. Необходимо также утвердить и представить настоятелю и техническому персоналу единого ответственного за «сдачу» в полной чистоте помещения, за оставление помещения в закрытом на ключ виде и за сдачу ключа соответствующему храмовому работнику. Ответственному за работу с молодежью на приходе необходимо отдавать себе отчет, что в период становления молодежной работы роль ответственного за все сферы и аспекты, в том числе бытового характера, приходского молодежного служения будет он сам. Это вносит дополнительные особенности в задачу планирования времени и утверждения с настоятелем храма режима занятости помещений.
7. Предоставление программы и расписания занятий. Мышление большинства людей старше сорока лет строится по парадигмам, редко действующим в настоящее время в полном объеме. В ряду «схем» мышления стоят стереотипы о том, что любой процесс взаимодействия с людьми, носящий образовательный характер, должен строиться по схеме «учитель - ученик», «информатор – передача знаний – обучаемый». В силу этого в большинстве случае от настоятеля поступают просьбы предоставить тематический план, расписание на конкретный период и программу «занятий». В случае организации и регулярного проведения встреч евангельского кружка в решении этой задачи могут возникнуть определенные сложности. Поскольку встречи евангельского кружка в достаточной степени условно могут быть названы занятиями, предоставление программы и тематического план такого рода «занятий» - при невозможности обойти таковую просьбу настоятеля стороной – должно принять условный, декларативный характер. В том случае, если порядок евангельских чтений молодежной группы по изучению Священного Писания известен ведущему заранее, выходом из создавшегося противоречия может служить вычленение ключевой темы или самого яркого эпизода из грядущего отрывка Писания и формулирования на основе найденной «идеи» темы «занятия». Подобным образом найденная и сформулированная тема должна удовлетворять нескольким характеристикам: (а) соответствовать евангельскому отрывку; (б) быть актуальной для молодежной аудитории, в первую очередь для невоцерковленной ее части; (в) соответствовать православному вероучению, христианскому мировоззрению, предметно актуальному для современного общества, и задачам современного молодежного служения Церкви, тем самым представляя интерес для духовенства храма; (г) являться значимыми для самого православного молодежного лидера – ведущего евангельского кружка. Программой в данном случае может служить в необходимой степени подробное описание метода и задач проведения евангельских чтений с приведением ссылок на вспомогательные пособия, в том числе святоотеческие, и на авторитетные суждения представителей священноначалия и высшей церковной власти, подтверждающие правомерность проведения евангельских чтений. Согласованные с настоятелем расписание встреч и тематический план должны висеть на установленных местах вместе с объявлением (плакатом) о проведении встреч евангельского кружка или иной деятельности православного молодежного объединения при приходе.
8. При подготовке к регулярному проведению встреч молодежной группы по изучению Священного Писания ведущему (ответственному за работу с молодежью при приходе) необходимо предоставить настоятелю, а также, желательно, священнику, с которым установлен более близкий контакт, список основной литературы предполагаемой к использованию при подготовке и проведения кружка, включая наиболее доступные творения святых отцов – комментаторов Писания. Ведущему необходимо самостоятельно, в доступных, но в то же время, соответствующих истинному положению вещей, категориях изложить методику проведения евангельских кружков, основные особенности, различия и элементы встречи. Необходимо уметь аргументировано с позиций православного богословия, хздравого смысла и поставленных Священноначалием и самой жизнью задач описать возможность и необходимость проведения встреч молодежи, посвященных размышлению над словами Библии, уверенно изложить положительный опыт, плоды и «эффективность» подобной формы молодежного религиозного общения. Особое место в описании методов и задач необходимо уделить молитве – как встраиванию группы в контекст церковного богослужения, так и в первую очередь тому, каким образом во время или после встречи совершается совместная молитва участников собрания. 9. Аргументы в пользу возможности и необходимости проведения евангельских кружков. Ведущему евангельского кружка необходимо озаботиться наличием и быть готовым предоставить настоятелю авторитетное письменное и типографским способом изданное описание методики проведения евангельского кружка и. Единственным наиболее подробным и авторитетным описанием методики проведения евангельских кружков, изданным в соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) и при прямой поддержке председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископа бывшего Костромского и Галичского Александра, является монография преподавателя кафедры теологии РГСУ Владимира Сергеевича Стрелова. При проработке с настоятелем темы проведения встреч евангельского кружка (библейской группы) при приходе молодежный лидер не должен забывать, что молодежный евангельский кружок, действующий в ограде храма, - наиболее эффективная миссионерская «площадка», в силу чего в контексте кружка должны действовать иные – более похожие на инновации – законы, чем в пространстве храмового богослужения. Этот аспект приходского молодежного служения Русской Православной Церкви на современном этапе необходимо оговорить и утвердить изначально. Подробную и авторитетную аргументацию в пользу проведения молодежных встреч по изучению Библии и иных внебогослужебных молитвенных собраний молодежи при приходе можно найти в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде 14 сентября 2009 года.
10. Объявления и рекламные материалы. При завершающем этапе подготовке к открытию православного молодежного объединения (ПМО), евангельского кружка или иной формы молодежного служения на приходе необходимо иметь информационный материал: рекламные плакаты/объявления, расписание и тематический план «занятий», раздаточные листовки. Желательно и является эффективным заготовить заранее несколько вариантов объявлений – с тем, чтобы настоятель мог выбрать наиболее подходящий по различным критериям. Объявления должны быть составлены на грани традиционализма, приличного для внутрихрамового пространства, и современной молодежной стилистики. Практика показывает, что излишняя некомпетентная стилизация объявлений под современную молодежную субкультуру не оправдывает ожиданий, в то же время, указание о том, что кружок действует по благословению настоятеля данного храма, приносит определенные плоды. Опыт свидетельствует в пользу тех объявлений, которые составлены живо, с использованием иллюстративных материалов, текст которых написан максимально информативно, но кратко, а главное – искренно. 11. Помощники/команда. Молодежному лидеру, ведущему евангельского кружка, ответственному за работу с молодежью иного рода необходимо иметь нескольких молодых помощников. Опыт показывает, что при отсутствии помощников молодежное служение затруднено даже в том случае, если оно совершается в родном для лидера приходе (этот факт может даже, напротив, ощутимо осложнять его работу). Наиболее эффективное число помощников – два человека, иногда – три. Крайне желательным является установление дружеских перспективных и одновременно конструктивных сотруднических отношений с молодым прихожанином-энтузиастом, исполняющим какое-либо церковное послушание на данном приходе (певчая, алтарник). В выборе сотрудника среди прихожан полезно проявлять осмотрительность, так как не всегда человек, склонный к совместной деятельности, является энтузиастом миссионерской молодежной работы. С помощью такого человека можно многократно облегчить и ускорить коммуникацию с храмом и приходом с целью своевременного размещения новых объявлений. 12. При описании настоятелю положительного воздействия евангельского кружка на духовную жизнь молодого человека необходимо в возможно предметной форме описать ожидаемый результат деятельности группы. В описании результата, «выхода» и перспектив необходимо проявлять осторожность и дипломатичность, так как полагание автономной цели служения по отношению к людям. Ищущим богообщения, может негативно отразиться на ожиданиях молодежного лидера, настоятеля, участников молодежного объединения и тем самым затормозить поступательное церковное развитие молодежи, поставив под сомнение необходимость приходского молодежного служения. При обозначении перспектив и результата деятельности молодежной группы необходимо иметь в виду два аспекта «практического выхода» кружка: (а) практическая польза приходу и выгода храму; (б) положительное воздействие общения на душу молодого человека и ожидаемую возможность скорого вхождения участников евангельского кружка, недавно уверовавших в Бога, в контекст полноценной церковной жизни. В этой связи необходимо заранее установить с настоятелем договоренности об оказании поддержки тем молодым людям и девушкам, кто изъявит желание – возможно, впервые в жизни – поисповедоваться в доверительной и не ограниченной по времени обстановке. В то же время, ответственный за работу с молодежью на приходе должен трезво оценивать групповую динамику, ставить себе новые задачи относительно духовного роста, личностного становления и психологического развития его «подопечных», а также стараться определить для себя временную перспективу появления личной и групповой ответственности у молодежи за жизнь храма и прихода, при необходимости найдя нужные аргументы в беседе с настоятелем на тему бытового бесплатного массового молодежного труда в пользу храма.
Библейская катехизация и евангельские кружки на приходе. – С.В. Рогунов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|