Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто говорит: человек или машина) 1 глава




Уже более 40 лет прошло с тех пор, как английский математик Алан М. Тью­ринг (Alan М. Turing) разработал простой тест для ответа на вопрос «Может ли ма­шина думать?». Ученые и философы по­стоянно ведут о головоломке Тьюринга споры, порой весьма ожесточенные.

К одному лагерю принадлежат те, кто считает, что мозг — это просто биологи­ческая машина и, несмотря на его неве­роятную сложность, не существует прин­ципиальных причин, по которым соответ­ствующим образом запрограммирован­ный компьютер не сможет имитировать его работу. Их оппоненты возражают, что человеческий мозг коренным обра­зом отличается от машины и его работу невозможно свести к последовательно­сти вычислительных операций.

Специалисты по компьютерам недав­но добились значительных успехов в со­здании так называемого «естественного языка». Уже в течение ряда лет работа­ют программы, с помощью которых персональный компьютер может понимать простые предложения на английском языке. Но эти программы легко допуска­ют ошибки, будучи иногда не в состоянии понять суждения, многие из которых ясны даже ребенку. Компьютерная про­грамма может быть легко сбита с толку информацией, которую человек воспри­нимает как нечто само собой разумею­щееся: например, что ребенок всегда младше своих родителей.

Ученые пытаются разработать про­грамму, обладающую «здравым смыс­лом», на основе базы данных, содержа­щей те сведения, которыми обычно вла­деет маленький ребенок. Эта програм­ма, которая должна быть завершена в 1994 году, будет в дальнейшем содер­жать около миллиарда байт информации и около 100 миллионов суждений (байт — это ряд из единиц и нулей, с помощью ко­торого кодируется основная информа­ция, обрабатываемая цифровыми компь­ютерами).

Источник: Markoff, J. (1991, November 5). So who's talking: Human or machine? The New York Times.

3. ____ Ствол мозга в. Верхняя часть мозга, которая

занимает 85 % объема и отвечает за процесс мышления

4. ____ Мозолистое тело г. Отвечает за логическое мышление и речь

5. ____ Правое полушарие д. Отвечает за образное мышление и воображение

6. ____ Левое полушарие е. Регулирует сердцебиение и дыхание

В столбце слева перечислены одиннадцать важных терминов. Найдите опреде­ление каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву.

7. ____ Когнитивная а. Суждение деятельность

8. ____ Скрипты б. Неспособность находить

для вещей новые применения

9. ____ Логическое в. Процесс мышления мышление

10. ____ Посылка г. Поиск ответа путем случайных догадок

11. ____ Предикативное д. Проверка связи субъектов и предикатов

мышление

12. ____ Критическое е. Привычный ход мыслей мышление

13.___ Иррациональное ж. Компьютерные программы для решения проблем

мышление

14. ____ Метод проб и ошибок з. Утверждение желаемого

15.____ Мыслительная и. Короткий сюжет, который необходимо дополнить

установка

16. ____ Стереотип поведения к. Вынесение обоснованных суждений

17. ____ Искусственный л. Иррациональное мышление под влиянием эмоций

интеллект

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компь­ютеры, является творческое (креативное) мышление. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако мно­гие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мы­шлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привыч­ного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. В Приложении 5.3 описывается творческий и не лишенный юмора подход к решению проблемы. Психологи едино­душны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же. Согласно многочис­ленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ облада­ют креативностью.

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно полезные результаты, как изобретения, создание произведений искус­ства или сочинение музыкальных произведений. Хотя между достижениями и твор­ческими способностями существует некоторая связь, поданным Бэррона и Хэррингтона (Barren and Harrington, 1981) она весьма слаба.

Креативность (от англ. creativity — способ­ность к творчеству): способность ви­деть вещи в но­вом свете и на­ходить необыч­ные решения проблем.

Упражнение 5.6

Мужчина, изображенный на рис. 5.5, очень доволен своим изобретением. Со­чли бы психологи его изобретение творческим достижением или нет? Обоснуйте свой ответ.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Характерные черты творческих личностей

Как вы представляете себе творческую личность? Наверное, в образе сумасб­родного фантазера, не похожего на нормальных людей. Андрисон (Andreason, 1987) обнаружил, что писатели более подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятель­ностью, окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и легко поддающимися смене настроений.

Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и боль­шой работы. Мадиган и Элвуд (Madigan and Elwood, 1984) подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль (George de Mestral) придумал за-стежку-«липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды, де Местраль заинтересо­вался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микро­скопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов у него получилась «липучка».

 

Эврика! Я изобрел первое в мире осветительное устройство, работающее на солнечной энергии!

Рис.5.5

Приложение 5.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

Во время Первой мировой войны, ког­да мистер Хэрриган был во Франции, жена прислала ему отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, — писала она, — и мне приходится самой вскапывать сад».

В ответ Хэрриган написал: «Не вскапы­вай сад. Там зарыто оружие».

Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопа­ли весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, — написала миссис Хэрриган мужу, — пришли солда­ты и перерыли весь наш сад».

«Теперь посади картошку», — отве­тил Хэрриган.

Источник: Baker, L. (1992, September). Simple plot. The Saturday Evening Post.

У других творческих личностей процесс творчества происходит примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лауреат Нобелевской премии Томас Манн утвер­ждал, что он усилием воли заставлял себя ежедневно писать не менее чем по три страницы.

Упражнение 5.7

Прочитайте приведенный ниже список прилагательных и отметьте те из них, которые, с вашей точки зрения, характеризуют качества, присущие творческим лич­ностям.

______ Покладистый

______ Самоуверенный

______ Независимый

______ Скучный

______ Подверженный частой смене настроений

______ Умный

______ Любознательный

______ Настойчивый

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Развитие творческого мышления

Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно пред­ложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все при­ходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдви­гать только хорошие идеи, то это может привести, с одной стороны, к «удушению» потенциально плодотворных мыслей, а с другой — к постоянному чувству неудов­летворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления. Дайте себе побольше времени на размышления. Некото­рые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схе­му, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разгова­ривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все эта­пы ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Папалья и Оулдс (Papalia and Olds, 1988) предлагают несколько советов для развития креативности.

• Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

• Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

• Старайтесь мыслить широко, при этом не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (например, расовые или половые предрассудки).

• Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и по­пробуйте найти новые пути.

• Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

• Ищите объяснения странных и непонятных явлений.

• Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные спо­собы применения обычных вещей.

• Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать но­вые подходы.

• Чтобы «выдать на-гора» как можно больше идей, используйте метод мозго­вого штурма.*

• При оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они при­надлежат не вам, а другому человеку.

* Иначе этот метод называют «мозговой атакой» или «брейнстормингом» (от англ. brainstorming). «Мозговая атака» проходит по следующему принципу. Группа из 7-12 человек садится в круг, двое из ее членов берут на себя обязанности стенографистов. Выбранный заранее ведущий называет проблему, и участники начинают выдвигать множество идей по принципу «чем больше, тем лучше». Во время «штурма» запрещается критиковать, оценивать любым способом и обсуждать идеи. Их можно только развивать. По окончании «брейнсторминга», через 20-40 минут, «стенографисты» поочередно читают получившиеся списки идей, и только после этого дается «ход» критическому мышлению. (Прим. науч. ред.)

 

Упражнение 5.8

Мистер С. хочет повысить уровень креативности сотрудников принадлежащей ему компании по производству игрушек. С этой целью он разработал целый ряд пред­ложений. Пометьте знаком «плюс» те из них, которые могут помочь в развитии кре­ативности, и знаком «минус» — которые могут подавлять ее.

______ Избегайте идей, с которыми не справится наш компьютер.

______ Не жалейте времени и выдвигайте как можно больше идей.

______ Не бойтесь мыслить необычно.

______ Обсуждайте свои идеи с коллегами.

______ Отбрасывайте идеи, которые могут потребовать больших затрат.

______ Старайтесь, чтобы ваше изобретение соответствовало имид­жу компании по производству игрушек.

______ Постарайтесь придумать, как можно использовать наше оборудование в других целях.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Обучение креативности

Для обучения творческому мышлению разработано много методов. Однако, по данным Майера (Мауеr, 1983), при их применении увеличивается креативность только в той области, к которой относятся примеры, используемые при обучении. Полученные навыки, по-видимому, неприменимы в других ситуациях.

Вероятно, нам необходим более творческий подход к обучению творческому мышлению!

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

18. Какие из перечисленных видов мышления, присущих человеку, недоступны для компьютера?

а. Логическое

б. Математическое

в. Творческое

г. Все вышеупомянутые виды

19. Какое из перечисленных качеств противоположно креативности?

а. Ум

б. Шаблонность мышления

в. Настойчивость

г. Оригинальность

20. Билл изобрел спортивный тренажер. Каким должно быть его изобретение, чтобы его сочли творческим достижением?

а. Новым и оригинальным

б. Привычным и приемлемым

в. Работоспособным и недорогим

г. Банальным и дорогим

21. Какова взаимосвязь между способностью к творчеству и творческими дости­жениями?

а. Прочная взаимосвязь

б. Отрицательная взаимосвязь

в. Слабая взаимосвязь

г. Взаимосвязи нет

22. Какое из следующих состояний обычно связывают с креативностью?

а. Шизофрения

б. Паранойя

в. Пристрастие к кокаину

г. Частые смены настроений

23. Какими двумя качествами часто обладают творческие личности?

а. Чувство юмора и конформизм

б. Любознательность и упорство

в. Импульсивность и несамостоятельность

г. Покладистость и робость

24. Какое из следующих утверждений, по вашему мнению, может погубить твор­ческую идею?

а. Не жалейте времени

б. Разговаривайте сами с собой

в. Выдвигайте как можно больше разных идей

г. Не делайте так, как обычно делает наш начальник

25. Питер только что закончил творческие курсы поэтического мастерства. Что произойдет с наибольшей вероятностью?

а. Его креативность в области стихосложения повысится

б. Его креативность в области стихосложения понизится

в. Его креативность в области стихосложения так и останется на прежнем уровне

г. Повысится его креативность во всех областях

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.

ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Ниже приведен список тем для самостоятельной работы.

1. Дайте определение познанию и различите три формы мышления.

2. Расскажите об участках мозга, задействованных в процессе мышления.

3. Объясните, как пользуются «скриптами».

4. Опишите последовательность логического мышления и укажите разницу между логическим, предикативным и иррациональным мышлением.

5. Опишите критическое мышление.

6. Выделите четыре основных этапа в решении проблем.

7. Объясните, как стереотипы мышления и привычки могут повредить реше­нию проблем.

8. Определите, что такое искусственный интеллект.

9. Опишите творческое мышление и определите качества, свойственные твор­чески мыслящим людям.

10. Укажите способы повышения уровня творческого мышления.

11. Определите пределы обучения креативности.

Ответы

Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте соответствующий раздел главы, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него правильно.

Ответы на упражнения

5.1. Ваше правое полушарие будет отвечать за мелодию, рифму и воображение. Левое поможет подобрать слова. Связь между этими двумя полушариями обеспечивается мозолистым телом.

5.2. Вы должны были перечислить любые три пункта из нижеследующих:

а. Люди приносят подарки на дни рождения.

б. Воздушный змей является вполне приемлемым подарком.

в. Воздушные змеи стоят денег.

г. Деньги хранятся в свинье-копилке.

д. Копилка с деньгами при потряхивании издает определенный звук.

е. Пустая копилка при потряхивании не издает никаких звуков.

5.3. а. Следовательно, колледж будет закрыт.

б. *.

в. *.

г. Следовательно, зазвонит телефон (в случае, если посылка является пра­вильной).

Рис. 5.6

5.4. а. Попытайтесь рассмотреть утверждение с обеих сторон. (Есть ли у вас при­чины не жевать ее?)

б. Найдите в утверждении непоследовательность.

в. Разделите логическую идею и эмоциональные аргументы.

г. Не бойтесь усомниться в столь слабом аргументе.

5.5. Посмотрите рисунок 5.6.

5.6. Большинство психологов не сочло бы его изобретение творческим достиже­нием. Окно совершенно обыкновенное, и никакого нового решения не най­дено;:

5.7. а. Самоуверенный.

б. Независимый.

в. Подверженный частой смене настроений.

г. Настойчивый.

5.8. - Избегайте идей, с которыми не справится наш компьютер.

+ Не жалейте времени и выдвигайте как можно больше идей.

+ Не бойтесь мыслить необычно.

+ Обсуждайте свои идеи с коллегами.

- Отбрасывайте идеи, которые могут потребовать больших затрат.

- Старайтесь, чтобы ваше изобретение соответствовало имиджу компании. + Постарайтесь придумать, как можно использовать наше оборудование в других целях.

Ответы на вопросы

1.в;2.а;3.е;4.б;5.д;6.г;7.в;8.и;9.к; 10. а; 11. з; 12. д; 13. л; 14. г; 15. е; 16. б; 17. ж; 18.в;19.б;20.а;21.в;22.г; 23.б;24.г; 25. а.

Глава 6 развитие

Возраст имеет значение только

в том случае, если. человек стареет сам.

Сейчас, достигнув весьма преклонного возраста,

я чувствую себя двадцатилетним.

Пабло Пикассо в 80-летнем возрасте

Каковы ваши самые первые воспоминания? Помните ли вы события того дале­кого времени, когда вы были годовалым, двухлетним или трехлетним ребенком? Скорее всего, свое раннее детство вы помните весьма смутно. Однако некоторые происшествия того периода несомненно оказали влияние на формирование вашей личности. На ваше развитие заметно повлияли такие факторы, как состояние здоро­вья вашей матери во время беременности, наличие или отсутствие у вас отца и стиль воспитания, которого придерживались ваши родители.

Ваши воспоминания о событиях, происходивших, когда вы были в школьном возрасте, вероятно, несколько отчетливее. В этот период главное влияние на вас оказывали учителя и сверстники. Роль сверстников в вашей жизни возросла еще сильнее, когда вы вступили в юношеский возраст. В этой главе мы рассмотрим осо­бенности ранних этапов развития человека, обсудим обязанности взрослых людей, а также выясним, какие изменения происходят в среднем и пожилом возрасте.

Процесс развития человека берет свое начало с момента зачатия. Как ни труд­но в это поверить, но жизнь любого человека начинается всего лишь со слияния двух клеток. Процессы роста и развития человека, происходящие с ним изменения и механизмы адаптации к этим изменениям являются предметом изучения возраст­ной психологии. Мы начнем эту главу с того, что подчеркнем важность серьезного подхода к принятию решения о том, чтобы стать матерью или отцом, поскольку роль родителя весьма ответственна и требует специальных знаний. Далее мы рассмот­рим все возрастные этапы — от внутриутробного состояния до старости — с прису­щими им характерными особенностями и проблемами.

МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО

В идеальном варианте люди должны становиться родителями только тогда, ког­да приняли тщательно продуманное и осознанное решение завести ребенка, но на практике многие оказываются в роли отца или матери по воле случая. Поэтому боль­шое число родившихся детей становятся нежеланными. Постоянно растет число де­тей, родившихся вне брака у несовершеннолетних матерей. Появление таких мла­денцев крайне редко бывает радостным для семьи событием. По статистическим оценкам, в США ежегодно делается более миллиона абортов, которыми заканчива­ются нежелательные и незапланированные беременности.

Выполнение родительских обязанностей — дело очень ответственное и непро­стое, поэтому психологи считают, что изучать проблемы воспитания детей лучше до беременности. Как правило, после рождения ребенка у родителей появляется столько новых забот и проблем, что им уже некогда учиться. Несмотря на бытующее представление о том, что все женщины благодаря материнскому инстинкту могут без всякой подготовки отлично заботиться о детях, наука не располагает данными, под­тверждающими подобное мнение. У женщин такие же таланты в области заботы о детях, как и у мужчин. У человека нет родительских инстинктов — ни материнского у женщин, ни отцовского у мужчин. Для того чтобы стать хорошими родителями, и женщины и мужчины должны специально подготовиться к этим ролям.

Обоим будущим родителям полезно не только заранее получить представле­ние о естественных процессах роста и развития ребенка, но и задуматься над тем, как появление детей скажется на жизни их семьи. Хорошо, если супруги совместно обсудят все вопросы и договорятся о том, сколько они хотят иметь детей, какие ро­дительские обязанности будут возложены на каждого из них и каких воспитатель­ных принципов они собираются придерживаться. Как правило, родители, которым удалось выработать единый подход к воспитанию детей путем обсуждения проблем и обмена мнениями, последовательно применяют этот подход и чувствуют себя в своих новых ролях вполне уверенно.

Влияние детей на жизнь семьи

Иногда супруги, у которых не ладится семейная жизнь, решают обзавестись ребенком, полагая, что появление малыша укрепит семью. Последствия такого ре­шения обычно приводят к распаду семьи. Случаи, когда рождение ребенка «спаса­ет» неудавшийся брак, довольно редки. Присутствие в доме новорожденного явля­ется большой эмоциональной нагрузкой как для матери, так и для отца. Им трудно так быстро привыкнуть к своим новым ролям и приспособиться к ним. Малыш все­гда появляется «вдруг», и муж и жена должны сразу перейти в новое для себя каче­ство — стать родителями. Этот переход и освоение новых обязанностей должны произойти гораздо стремительнее, чем освоение супружеских ролей.

Родительская ответственность серьезнее, чем супружеские узы, потому что ро­дители понимают, что с детьми нельзя «развестись». Шпиц (Spitz, 1965) отметил, что с появлением ребенка часто всплывают проблемы, которые ранее оставались неза­меченными. Если муж и прежде не был уверен в том, что жена испытывает к нему глубокое чувство, то теперь, когда все ее внимание сосредоточено на их отпрыске, он начинает испытывать ревность к малышу. Бывает, что супруги, которые не созре­ли для роли родителей, считают ребенка обузой. Тогда в семье начинаются споры и пререкания по поводу того, кто должен выполнять те или иные обязанности.

 

Рис. 6.1. Воспитывать настоящего ребенка гораздо труднее, чем пе­реключать телевизионные каналы.

Рождение ребенка может вызывать некоторые трения даже в семьях со зрелы­ми взаимоотношениями между супругами. Но если родители любят друг друга и рады появлению новорожденного, то они с охотой делают все необходимое для адап­тации к новым ролям и обязанностям.

Количество детей и планирование семьи

Довольно часто количество детей в семье не является результатом осознанно­го выбора родителей. За последнее десятилетие в США произошло заметное увели­чение количества бесплодных браков. Если бы вам предоставили возможность вы­бирать, что бы вы предпочли — быть единственным ребенком в семье, иметь одного брата или сестру или быть членом большой семьи? Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Хотя единственные дети обычно бывают лучше материально обеспечены и получают от взрослых больше внимания, многие из них жалуются на одиночество и сильное давление со стороны родителей. Члены больших семей ред­ко ощущают одиночество, зато одни из них жалуются на постоянное вынужденное пребывание на людях, а другим недостает родительского внимания. Между братьями и сестрами часто возникает соперничество. Такую внутрисемейную конкуренцию психологи определили как сиблинг-соперничество. Хотя единственный ребенок и обладает тем преимуществом, что в его семье нет соперниче­ства между сиблингами, у него могут возникнуть трудности в отношениях с другими детьми, связанные как с соперничеством, так и с тем, что он не привык ничем де­литься.

Сиблинг-со перничество: конкуренция между брать­ями и сестра­ми в семье.

Упражнение 6.1

Все приведенные ниже высказывания были сделаны человеком, введенным в заблуждение. Помогите ему отказаться от ошибочных мнений, снабдив его верной информацией.

а. «Стоит ли тратить время на изучение детской психологии? Все женщины обладают материнским инстинктом и прекрасно знают, как заботиться о де­тях». ______________________________________

б. «Мы с женой никак не можем поладить и постоянно ссоримся. И мы решили обзавестись ребенком, чтобы обрести общие интересы».__________

в. «Если я когда-нибудь встречу женщину, на которой захочу жениться, то у нас будет минимум десять детей. В большой семье дети всегда счастливее».

г. «Я никогда не заведу второго ребенка. Отсутствие братьев и сестер дает ре­бенку массу преимуществ и не несет в себе никаких недостатков».

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Роли отца и матери в семье

Согласно традициям американской и европейской (в том числе и русской) се­мьи забота о детях, оказание эмоциональной поддержки членам семьи и домашняя работа были главной обязанностью матерей и жен. Отцы устанавливали семейные правила и властвовали. Кроме того, они отвечали за материальное обеспечение се­мьи и за ее положение в обществе. Несмотря на то что в некоторых семьях еще со­храняется такое традиционное разделение обязанностей, появляется все больше семей, в которых матери работают вне дома, а отцы участвуют в домашних делах и воспитании детей, таким образом выпуская из своих рук бразды правления.

Многие из будущих отцов начинают готовиться к своей новой роли еще во вре­мя беременности жены. Несмотря на то что роль женщины, конечно, важнее; по­скольку она вынашивает ребенка, роль будущего отца тоже ответственна и заклю­чается в оказании жене эмоциональной поддержки. Если женщина во время бере­менности делится с мужем своими переживаниями и заботами, то отношения су­пругов, как правило, становятся глубже, а если замыкается в себе и не рассказывает супругу о своих чувствах, он может подумать, что она им пренебрегает. Обычно мужчины испытывают такой же энтузиазм по поводу будущего ребенка, как и женщины. В нескольких научных работах были получены любопытные данные, ука­зывающие на то, что будущие отцы порой беспокоятся о благополучии малыша даже больше, чем их жены (Lamb, 1979; Greenberg and Morris, 1974;Lynn, 1974). По дан­ным же, полученным при обследовании родителей-одиночек, отцы демонстрируют тот же уровень компетентности в области заботы о детях, что и матери (Lamb, 1987).

С ростом количества разводов и повторных браков появляется все больше се­мей, где воспитываются дети от предыдущего брака одного или обоих супругов. Даже если у супругов прекрасные отношения, при воспитании пасынка или падче­рицы часто возникают проблемы. Обычно такой ребенок раньше жил только с мате­рью или отцом, теперь же он вынужден привыкать к ее/его новой роли. В Приложе­нии 6.1 приводится выдержка из статьи, в которой содержатся некоторые полезные советы для мачех и отчимов. (В главе 12 роли мужчины и женщины в брачных отно­шениях будут рассмотрены подробнее.)

Приложение 6.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ДЕТИ ОТ ПРЕДЫДУЩЕГО БРАКА В НОВОЙ СЕМЬЕ

В семьях, где воспитываются дети от предыдущего брака кого-либо из роди­телей, могут возникать проблемы, свя­занные с послушанием, поскольку мать (отец) и мачеха (отчим) по-разному отно­сятся к детям и пользуются в семье нео­динаковым авторитетом. Часто родите­ли-одиночки не любят заниматься вопро­сами дисциплины и, вступив в брак, наде­ются, что эти обязанности возьмет на се­бя их супруг. Но в начальный период жиз­ни новой семьи детей мало волнует, одобрит ли их поведение отчим (мачеха), и поэтому они не слушаются. Только на­стоящая мать (отец) пользуется автори­тетом, достаточным для того, чтобы ус­танавливать семейные правила и следить за их выполнением, поэтому необходи­мо, чтобы сначала она (он) играла актив­ную роль, а супруг был только «помощ­ником родителя», как окрестила себя од­на мачеха....

Но со временем у отчима (мачехи) должны сложиться глубокие личные от­ношения с детьми, и тогда он(а) заслужит право на то, чтобы дети его (ее) слуша­лись. Психологи советуют неродным ро­дителям обращаться с детьми так же, как с ними обращались в первой семье — сна­чала ласка, а дисциплина потом. Очень большое значение имеет помощь родной матери или отца. Если прежде они жили вдвоем с ребенком и были эмоциональ­но очень близки, то теперь им бывает не­легко смириться с тем, что в сердце ре­бенка найдется место и для отчима (ма­чехи). Это может быть воспринято как по­теря. Но на самом деле теплые отноше­ния между детьми и неродными родите­лями способствуют объединению семьи и более равноправному распределению власти между взрослыми.

Детям необходимо проводить какое-то время наедине с каждым из родите­лей, чтобы не ощущать оторванности от матери (отца) и в то же время ближе по­знакомиться с отчимом (мачехой). Важ­но также завести семейные традиции и обычаи, которые всем доставляли бы ра­дость и становились бы потом общими воспоминаниями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...