Кто говорит: человек или машина) 1 глава
Уже более 40 лет прошло с тех пор, как английский математик Алан М. Тьюринг (Alan М. Turing) разработал простой тест для ответа на вопрос «Может ли машина думать?». Ученые и философы постоянно ведут о головоломке Тьюринга споры, порой весьма ожесточенные. К одному лагерю принадлежат те, кто считает, что мозг — это просто биологическая машина и, несмотря на его невероятную сложность, не существует принципиальных причин, по которым соответствующим образом запрограммированный компьютер не сможет имитировать его работу. Их оппоненты возражают, что человеческий мозг коренным образом отличается от машины и его работу невозможно свести к последовательности вычислительных операций. Специалисты по компьютерам недавно добились значительных успехов в создании так называемого «естественного языка». Уже в течение ряда лет работают программы, с помощью которых персональный компьютер может понимать простые предложения на английском языке. Но эти программы легко допускают ошибки, будучи иногда не в состоянии понять суждения, многие из которых ясны даже ребенку. Компьютерная программа может быть легко сбита с толку информацией, которую человек воспринимает как нечто само собой разумеющееся: например, что ребенок всегда младше своих родителей. Ученые пытаются разработать программу, обладающую «здравым смыслом», на основе базы данных, содержащей те сведения, которыми обычно владеет маленький ребенок. Эта программа, которая должна быть завершена в 1994 году, будет в дальнейшем содержать около миллиарда байт информации и около 100 миллионов суждений (байт — это ряд из единиц и нулей, с помощью которого кодируется основная информация, обрабатываемая цифровыми компьютерами).
Источник: Markoff, J. (1991, November 5). So who's talking: Human or machine? The New York Times. 3. ____ Ствол мозга в. Верхняя часть мозга, которая занимает 85 % объема и отвечает за процесс мышления 4. ____ Мозолистое тело г. Отвечает за логическое мышление и речь 5. ____ Правое полушарие д. Отвечает за образное мышление и воображение 6. ____ Левое полушарие е. Регулирует сердцебиение и дыхание В столбце слева перечислены одиннадцать важных терминов. Найдите определение каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву. 7. ____ Когнитивная а. Суждение деятельность 8. ____ Скрипты б. Неспособность находить для вещей новые применения 9. ____ Логическое в. Процесс мышления мышление 10. ____ Посылка г. Поиск ответа путем случайных догадок 11. ____ Предикативное д. Проверка связи субъектов и предикатов мышление 12. ____ Критическое е. Привычный ход мыслей мышление 13.___ Иррациональное ж. Компьютерные программы для решения проблем мышление 14. ____ Метод проб и ошибок з. Утверждение желаемого 15.____ Мыслительная и. Короткий сюжет, который необходимо дополнить установка 16. ____ Стереотип поведения к. Вынесение обоснованных суждений 17. ____ Искусственный л. Иррациональное мышление под влиянием эмоций интеллект ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. В Приложении 5.3 описывается творческий и не лишенный юмора подход к решению проблемы. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью.
Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Хотя между достижениями и творческими способностями существует некоторая связь, поданным Бэррона и Хэррингтона (Barren and Harrington, 1981) она весьма слаба. Креативность (от англ. creativity — способность к творчеству): способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблем. Упражнение 5.6 Мужчина, изображенный на рис. 5.5, очень доволен своим изобретением. Сочли бы психологи его изобретение творческим достижением или нет? Обоснуйте свой ответ. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Характерные черты творческих личностей Как вы представляете себе творческую личность? Наверное, в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных людей. Андрисон (Andreason, 1987) обнаружил, что писатели более подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятельностью, окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и легко поддающимися смене настроений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Мадиган и Элвуд (Madigan and Elwood, 1984) подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль (George de Mestral) придумал за-стежку-«липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды, де Местраль заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов у него получилась «липучка».
Эврика! Я изобрел первое в мире осветительное устройство, работающее на солнечной энергии! Рис.5.5 Приложение 5.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ Во время Первой мировой войны, когда мистер Хэрриган был во Франции, жена прислала ему отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, — писала она, — и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, — написала миссис Хэрриган мужу, — пришли солдаты и перерыли весь наш сад». «Теперь посади картошку», — ответил Хэрриган. Источник: Baker, L. (1992, September). Simple plot. The Saturday Evening Post. У других творческих личностей процесс творчества происходит примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лауреат Нобелевской премии Томас Манн утверждал, что он усилием воли заставлял себя ежедневно писать не менее чем по три страницы. Упражнение 5.7 Прочитайте приведенный ниже список прилагательных и отметьте те из них, которые, с вашей точки зрения, характеризуют качества, присущие творческим личностям. ______ Покладистый ______ Самоуверенный ______ Независимый ______ Скучный ______ Подверженный частой смене настроений ______ Умный ______ Любознательный ______ Настойчивый Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Развитие творческого мышления Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, то это может привести, с одной стороны, к «удушению» потенциально плодотворных мыслей, а с другой — к постоянному чувству неудовлетворенности.
Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления. Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все этапы ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Папалья и Оулдс (Papalia and Olds, 1988) предлагают несколько советов для развития креативности. • Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи. • Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди. • Старайтесь мыслить широко, при этом не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (например, расовые или половые предрассудки). • Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути. • Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения. • Ищите объяснения странных и непонятных явлений. • Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей. • Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы. • Чтобы «выдать на-гора» как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.* • При оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку. * Иначе этот метод называют «мозговой атакой» или «брейнстормингом» (от англ. brainstorming). «Мозговая атака» проходит по следующему принципу. Группа из 7-12 человек садится в круг, двое из ее членов берут на себя обязанности стенографистов. Выбранный заранее ведущий называет проблему, и участники начинают выдвигать множество идей по принципу «чем больше, тем лучше». Во время «штурма» запрещается критиковать, оценивать любым способом и обсуждать идеи. Их можно только развивать. По окончании «брейнсторминга», через 20-40 минут, «стенографисты» поочередно читают получившиеся списки идей, и только после этого дается «ход» критическому мышлению. (Прим. науч. ред.)
Упражнение 5.8 Мистер С. хочет повысить уровень креативности сотрудников принадлежащей ему компании по производству игрушек. С этой целью он разработал целый ряд предложений. Пометьте знаком «плюс» те из них, которые могут помочь в развитии креативности, и знаком «минус» — которые могут подавлять ее. ______ Избегайте идей, с которыми не справится наш компьютер.
______ Не жалейте времени и выдвигайте как можно больше идей. ______ Не бойтесь мыслить необычно. ______ Обсуждайте свои идеи с коллегами. ______ Отбрасывайте идеи, которые могут потребовать больших затрат. ______ Старайтесь, чтобы ваше изобретение соответствовало имиджу компании по производству игрушек. ______ Постарайтесь придумать, как можно использовать наше оборудование в других целях. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Обучение креативности Для обучения творческому мышлению разработано много методов. Однако, по данным Майера (Мауеr, 1983), при их применении увеличивается креативность только в той области, к которой относятся примеры, используемые при обучении. Полученные навыки, по-видимому, неприменимы в других ситуациях. Вероятно, нам необходим более творческий подход к обучению творческому мышлению! Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 18. Какие из перечисленных видов мышления, присущих человеку, недоступны для компьютера? а. Логическое б. Математическое в. Творческое г. Все вышеупомянутые виды 19. Какое из перечисленных качеств противоположно креативности? а. Ум б. Шаблонность мышления в. Настойчивость г. Оригинальность 20. Билл изобрел спортивный тренажер. Каким должно быть его изобретение, чтобы его сочли творческим достижением? а. Новым и оригинальным б. Привычным и приемлемым в. Работоспособным и недорогим г. Банальным и дорогим 21. Какова взаимосвязь между способностью к творчеству и творческими достижениями? а. Прочная взаимосвязь б. Отрицательная взаимосвязь в. Слабая взаимосвязь г. Взаимосвязи нет 22. Какое из следующих состояний обычно связывают с креативностью? а. Шизофрения б. Паранойя в. Пристрастие к кокаину г. Частые смены настроений 23. Какими двумя качествами часто обладают творческие личности? а. Чувство юмора и конформизм б. Любознательность и упорство в. Импульсивность и несамостоятельность г. Покладистость и робость 24. Какое из следующих утверждений, по вашему мнению, может погубить творческую идею? а. Не жалейте времени б. Разговаривайте сами с собой в. Выдвигайте как можно больше разных идей г. Не делайте так, как обычно делает наш начальник 25. Питер только что закончил творческие курсы поэтического мастерства. Что произойдет с наибольшей вероятностью? а. Его креативность в области стихосложения повысится б. Его креативность в области стихосложения понизится в. Его креативность в области стихосложения так и останется на прежнем уровне г. Повысится его креативность во всех областях Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе. ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Дайте определение познанию и различите три формы мышления. 2. Расскажите об участках мозга, задействованных в процессе мышления. 3. Объясните, как пользуются «скриптами». 4. Опишите последовательность логического мышления и укажите разницу между логическим, предикативным и иррациональным мышлением. 5. Опишите критическое мышление. 6. Выделите четыре основных этапа в решении проблем. 7. Объясните, как стереотипы мышления и привычки могут повредить решению проблем. 8. Определите, что такое искусственный интеллект. 9. Опишите творческое мышление и определите качества, свойственные творчески мыслящим людям. 10. Укажите способы повышения уровня творческого мышления. 11. Определите пределы обучения креативности. Ответы Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте соответствующий раздел главы, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него правильно. Ответы на упражнения 5.1. Ваше правое полушарие будет отвечать за мелодию, рифму и воображение. Левое поможет подобрать слова. Связь между этими двумя полушариями обеспечивается мозолистым телом. 5.2. Вы должны были перечислить любые три пункта из нижеследующих: а. Люди приносят подарки на дни рождения. б. Воздушный змей является вполне приемлемым подарком. в. Воздушные змеи стоят денег. г. Деньги хранятся в свинье-копилке. д. Копилка с деньгами при потряхивании издает определенный звук. е. Пустая копилка при потряхивании не издает никаких звуков. 5.3. а. Следовательно, колледж будет закрыт. б. *. в. *. г. Следовательно, зазвонит телефон (в случае, если посылка является правильной). Рис. 5.6 5.4. а. Попытайтесь рассмотреть утверждение с обеих сторон. (Есть ли у вас причины не жевать ее?) б. Найдите в утверждении непоследовательность. в. Разделите логическую идею и эмоциональные аргументы. г. Не бойтесь усомниться в столь слабом аргументе. 5.5. Посмотрите рисунок 5.6. 5.6. Большинство психологов не сочло бы его изобретение творческим достижением. Окно совершенно обыкновенное, и никакого нового решения не найдено;: 5.7. а. Самоуверенный. б. Независимый. в. Подверженный частой смене настроений. г. Настойчивый. 5.8. - Избегайте идей, с которыми не справится наш компьютер. + Не жалейте времени и выдвигайте как можно больше идей. + Не бойтесь мыслить необычно. + Обсуждайте свои идеи с коллегами. - Отбрасывайте идеи, которые могут потребовать больших затрат. - Старайтесь, чтобы ваше изобретение соответствовало имиджу компании. + Постарайтесь придумать, как можно использовать наше оборудование в других целях. Ответы на вопросы 1.в;2.а;3.е;4.б;5.д;6.г;7.в;8.и;9.к; 10. а; 11. з; 12. д; 13. л; 14. г; 15. е; 16. б; 17. ж; 18.в;19.б;20.а;21.в;22.г; 23.б;24.г; 25. а. Глава 6 развитие Возраст имеет значение только в том случае, если. человек стареет сам. Сейчас, достигнув весьма преклонного возраста, я чувствую себя двадцатилетним. Пабло Пикассо в 80-летнем возрасте Каковы ваши самые первые воспоминания? Помните ли вы события того далекого времени, когда вы были годовалым, двухлетним или трехлетним ребенком? Скорее всего, свое раннее детство вы помните весьма смутно. Однако некоторые происшествия того периода несомненно оказали влияние на формирование вашей личности. На ваше развитие заметно повлияли такие факторы, как состояние здоровья вашей матери во время беременности, наличие или отсутствие у вас отца и стиль воспитания, которого придерживались ваши родители. Ваши воспоминания о событиях, происходивших, когда вы были в школьном возрасте, вероятно, несколько отчетливее. В этот период главное влияние на вас оказывали учителя и сверстники. Роль сверстников в вашей жизни возросла еще сильнее, когда вы вступили в юношеский возраст. В этой главе мы рассмотрим особенности ранних этапов развития человека, обсудим обязанности взрослых людей, а также выясним, какие изменения происходят в среднем и пожилом возрасте. Процесс развития человека берет свое начало с момента зачатия. Как ни трудно в это поверить, но жизнь любого человека начинается всего лишь со слияния двух клеток. Процессы роста и развития человека, происходящие с ним изменения и механизмы адаптации к этим изменениям являются предметом изучения возрастной психологии. Мы начнем эту главу с того, что подчеркнем важность серьезного подхода к принятию решения о том, чтобы стать матерью или отцом, поскольку роль родителя весьма ответственна и требует специальных знаний. Далее мы рассмотрим все возрастные этапы — от внутриутробного состояния до старости — с присущими им характерными особенностями и проблемами. МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО В идеальном варианте люди должны становиться родителями только тогда, когда приняли тщательно продуманное и осознанное решение завести ребенка, но на практике многие оказываются в роли отца или матери по воле случая. Поэтому большое число родившихся детей становятся нежеланными. Постоянно растет число детей, родившихся вне брака у несовершеннолетних матерей. Появление таких младенцев крайне редко бывает радостным для семьи событием. По статистическим оценкам, в США ежегодно делается более миллиона абортов, которыми заканчиваются нежелательные и незапланированные беременности. Выполнение родительских обязанностей — дело очень ответственное и непростое, поэтому психологи считают, что изучать проблемы воспитания детей лучше до беременности. Как правило, после рождения ребенка у родителей появляется столько новых забот и проблем, что им уже некогда учиться. Несмотря на бытующее представление о том, что все женщины благодаря материнскому инстинкту могут без всякой подготовки отлично заботиться о детях, наука не располагает данными, подтверждающими подобное мнение. У женщин такие же таланты в области заботы о детях, как и у мужчин. У человека нет родительских инстинктов — ни материнского у женщин, ни отцовского у мужчин. Для того чтобы стать хорошими родителями, и женщины и мужчины должны специально подготовиться к этим ролям. Обоим будущим родителям полезно не только заранее получить представление о естественных процессах роста и развития ребенка, но и задуматься над тем, как появление детей скажется на жизни их семьи. Хорошо, если супруги совместно обсудят все вопросы и договорятся о том, сколько они хотят иметь детей, какие родительские обязанности будут возложены на каждого из них и каких воспитательных принципов они собираются придерживаться. Как правило, родители, которым удалось выработать единый подход к воспитанию детей путем обсуждения проблем и обмена мнениями, последовательно применяют этот подход и чувствуют себя в своих новых ролях вполне уверенно. Влияние детей на жизнь семьи Иногда супруги, у которых не ладится семейная жизнь, решают обзавестись ребенком, полагая, что появление малыша укрепит семью. Последствия такого решения обычно приводят к распаду семьи. Случаи, когда рождение ребенка «спасает» неудавшийся брак, довольно редки. Присутствие в доме новорожденного является большой эмоциональной нагрузкой как для матери, так и для отца. Им трудно так быстро привыкнуть к своим новым ролям и приспособиться к ним. Малыш всегда появляется «вдруг», и муж и жена должны сразу перейти в новое для себя качество — стать родителями. Этот переход и освоение новых обязанностей должны произойти гораздо стремительнее, чем освоение супружеских ролей. Родительская ответственность серьезнее, чем супружеские узы, потому что родители понимают, что с детьми нельзя «развестись». Шпиц (Spitz, 1965) отметил, что с появлением ребенка часто всплывают проблемы, которые ранее оставались незамеченными. Если муж и прежде не был уверен в том, что жена испытывает к нему глубокое чувство, то теперь, когда все ее внимание сосредоточено на их отпрыске, он начинает испытывать ревность к малышу. Бывает, что супруги, которые не созрели для роли родителей, считают ребенка обузой. Тогда в семье начинаются споры и пререкания по поводу того, кто должен выполнять те или иные обязанности.
Рис. 6.1. Воспитывать настоящего ребенка гораздо труднее, чем переключать телевизионные каналы. Рождение ребенка может вызывать некоторые трения даже в семьях со зрелыми взаимоотношениями между супругами. Но если родители любят друг друга и рады появлению новорожденного, то они с охотой делают все необходимое для адаптации к новым ролям и обязанностям. Количество детей и планирование семьи Довольно часто количество детей в семье не является результатом осознанного выбора родителей. За последнее десятилетие в США произошло заметное увеличение количества бесплодных браков. Если бы вам предоставили возможность выбирать, что бы вы предпочли — быть единственным ребенком в семье, иметь одного брата или сестру или быть членом большой семьи? Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Хотя единственные дети обычно бывают лучше материально обеспечены и получают от взрослых больше внимания, многие из них жалуются на одиночество и сильное давление со стороны родителей. Члены больших семей редко ощущают одиночество, зато одни из них жалуются на постоянное вынужденное пребывание на людях, а другим недостает родительского внимания. Между братьями и сестрами часто возникает соперничество. Такую внутрисемейную конкуренцию психологи определили как сиблинг-соперничество. Хотя единственный ребенок и обладает тем преимуществом, что в его семье нет соперничества между сиблингами, у него могут возникнуть трудности в отношениях с другими детьми, связанные как с соперничеством, так и с тем, что он не привык ничем делиться. Сиблинг-со перничество: конкуренция между братьями и сестрами в семье. Упражнение 6.1 Все приведенные ниже высказывания были сделаны человеком, введенным в заблуждение. Помогите ему отказаться от ошибочных мнений, снабдив его верной информацией. а. «Стоит ли тратить время на изучение детской психологии? Все женщины обладают материнским инстинктом и прекрасно знают, как заботиться о детях». ______________________________________ б. «Мы с женой никак не можем поладить и постоянно ссоримся. И мы решили обзавестись ребенком, чтобы обрести общие интересы».__________ в. «Если я когда-нибудь встречу женщину, на которой захочу жениться, то у нас будет минимум десять детей. В большой семье дети всегда счастливее». г. «Я никогда не заведу второго ребенка. Отсутствие братьев и сестер дает ребенку массу преимуществ и не несет в себе никаких недостатков». Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Роли отца и матери в семье Согласно традициям американской и европейской (в том числе и русской) семьи забота о детях, оказание эмоциональной поддержки членам семьи и домашняя работа были главной обязанностью матерей и жен. Отцы устанавливали семейные правила и властвовали. Кроме того, они отвечали за материальное обеспечение семьи и за ее положение в обществе. Несмотря на то что в некоторых семьях еще сохраняется такое традиционное разделение обязанностей, появляется все больше семей, в которых матери работают вне дома, а отцы участвуют в домашних делах и воспитании детей, таким образом выпуская из своих рук бразды правления. Многие из будущих отцов начинают готовиться к своей новой роли еще во время беременности жены. Несмотря на то что роль женщины, конечно, важнее; поскольку она вынашивает ребенка, роль будущего отца тоже ответственна и заключается в оказании жене эмоциональной поддержки. Если женщина во время беременности делится с мужем своими переживаниями и заботами, то отношения супругов, как правило, становятся глубже, а если замыкается в себе и не рассказывает супругу о своих чувствах, он может подумать, что она им пренебрегает. Обычно мужчины испытывают такой же энтузиазм по поводу будущего ребенка, как и женщины. В нескольких научных работах были получены любопытные данные, указывающие на то, что будущие отцы порой беспокоятся о благополучии малыша даже больше, чем их жены (Lamb, 1979; Greenberg and Morris, 1974;Lynn, 1974). По данным же, полученным при обследовании родителей-одиночек, отцы демонстрируют тот же уровень компетентности в области заботы о детях, что и матери (Lamb, 1987). С ростом количества разводов и повторных браков появляется все больше семей, где воспитываются дети от предыдущего брака одного или обоих супругов. Даже если у супругов прекрасные отношения, при воспитании пасынка или падчерицы часто возникают проблемы. Обычно такой ребенок раньше жил только с матерью или отцом, теперь же он вынужден привыкать к ее/его новой роли. В Приложении 6.1 приводится выдержка из статьи, в которой содержатся некоторые полезные советы для мачех и отчимов. (В главе 12 роли мужчины и женщины в брачных отношениях будут рассмотрены подробнее.) Приложение 6.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ДЕТИ ОТ ПРЕДЫДУЩЕГО БРАКА В НОВОЙ СЕМЬЕ В семьях, где воспитываются дети от предыдущего брака кого-либо из родителей, могут возникать проблемы, связанные с послушанием, поскольку мать (отец) и мачеха (отчим) по-разному относятся к детям и пользуются в семье неодинаковым авторитетом. Часто родители-одиночки не любят заниматься вопросами дисциплины и, вступив в брак, надеются, что эти обязанности возьмет на себя их супруг. Но в начальный период жизни новой семьи детей мало волнует, одобрит ли их поведение отчим (мачеха), и поэтому они не слушаются. Только настоящая мать (отец) пользуется авторитетом, достаточным для того, чтобы устанавливать семейные правила и следить за их выполнением, поэтому необходимо, чтобы сначала она (он) играла активную роль, а супруг был только «помощником родителя», как окрестила себя одна мачеха.... Но со временем у отчима (мачехи) должны сложиться глубокие личные отношения с детьми, и тогда он(а) заслужит право на то, чтобы дети его (ее) слушались. Психологи советуют неродным родителям обращаться с детьми так же, как с ними обращались в первой семье — сначала ласка, а дисциплина потом. Очень большое значение имеет помощь родной матери или отца. Если прежде они жили вдвоем с ребенком и были эмоционально очень близки, то теперь им бывает нелегко смириться с тем, что в сердце ребенка найдется место и для отчима (мачехи). Это может быть воспринято как потеря. Но на самом деле теплые отношения между детьми и неродными родителями способствуют объединению семьи и более равноправному распределению власти между взрослыми. Детям необходимо проводить какое-то время наедине с каждым из родителей, чтобы не ощущать оторванности от матери (отца) и в то же время ближе познакомиться с отчимом (мачехой). Важно также завести семейные традиции и обычаи, которые всем доставляли бы радость и становились бы потом общими воспоминаниями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|