Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто говорит: человек или машина) 5 глава




12. Расскажите о физиологических, социальных и интеллектуальных изменени­ях, происходящих с человеком в юности.

13. Перечислите основные проблемы, возникающие в молодости.

14. Дайте определение зрелости и перечислите пять атрибутов зрелой личности.

15. Расскажите о характерных особенностях зрелого возраста.

16. Расскажите об изменении отношения к проблемам старения, которое про­изошло за последнее время.

17. Перечислите пять этапов процесса умирания (по классификации Кюблер-Росс) и назовите три недостатка предложенного ею подхода.

Ответы

Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте соответствующий раздел данной главы, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова — на этот раз правильно.

Ответы на упражнения

6.1. а. У женщин нет материнского инстинкта. Оба родителя должны изучать вопросы, связанные с заботой о детях.

б. Рождение ребенка крайне редко способствует укреплению семьи. Труд­ности, возникающие при воспитании детей, только усугубляют семейные проблемы.

в. Лучше, если супруги заранее договорятся о том, сколько детей будет в их семье. Дети из больших семей далеко не всегда бывают счастливее. Мно­гим из них недостает родительского внимания и приходится конкуриро­вать с многочисленными братьями и сестрами.

г. Несмотря на то что у единственного ребенка есть некоторые преимуще­ства, он часто страдает от одиночества и испытывает трудности при обще­нии с другими детьми.

6.2. а. Демократичный

б. Авторитарный

в. Демократичный

г. Вседозволенность

6.3. Аните нельзя пить кофе, кока-колу и алкогольные напитки. Она должна бро­сить курить. Ей не следует слушаться советов своих друзей. Наркоз может оказать вредное влияние на здоровье ее ребенка.

6.4. а. Укачивать ребенка

б. Разговаривать с ним ласковым, успокаивающим тоном

в. Тихонько напевать

6.5. а. Хелен

б. Марша

в. Генри

г. Кэтлин

д. Сидней

е. Боб

6.6. б. Организовать подвижные игры, включающие в себя бег и прыжки. Пусть дети строят дома из деревянных или пластмассовых кубиков. Если есть такая возможность, то надо посещать парк, где имеются качели и горки.

в. Организовать занятия по вырезанию из бумаги и наклеиванию картинок, а также по раскрашиванию и рисованию. Иметь под рукой несложные разрезные мозаики.

г. Детям следует смотреть учебные и образовательные телепередачи. Таких передач немного, но это даже хорошо, так как детям вредно проводить много времени перед телевизором. Не следует разрешать детям смотреть программы, пропагандирующие насилие и секс. Большую часть времени дети должны посвящать активным играм.

д. Питание детей должно быть как можно более полноценным, но надо отда­вать себе отчет в том, что у детей этой возрастной группы часто бывает плохой аппетит.

е. За хорошее поведение детей надо хвалить. Наказывать детей надо так, чтобы они понимали, за какие поступки их наказывают. Им надо объяс­нять, как правильно вести себя в тех или иных ситуациях.

6.7. а. Социальные

б. Социальные

в. Интеллектуальные

г. Физиологические

д. Социальные

6.8. Признаки незрелости личности: «Натали сердится на клиентов и грубит им», «она заявила одному клиенту, что его отвратительные волосы вообще невоз­можно хорошо уложить» и «она собирается сегодня вечером позвонить маме, чтобы та посоветовала, как поступить».

Признаки зрелости: «работает парикмахером», «ей нравится ее работа», «у Натали есть близкий приятель».

6.9. а. Льюису надо понять, что его физические силы могут начать слабеть. Ему полезно поискать для себя профессию, которая не связана с такой боль­шой физической нагрузкой, как его нынешняя работа. Ему следует также подготовиться к тому, что скоро его дочь покинет дом и тогда его отноше­ния с женой могут измениться.

б. Когда дочь начнет самостоятельную жизнь, Стелла может ощутить оди­ночество. Ей будет легче привыкать к изменениям в жизни семьи, если она найдет себе работу или какое-то интересное занятие вне семьи. Она должна быть готова к тому, что ее отношения с мужем станут более близ­кими.

6.10. а. Вы можете подойти к старости, будучи вполне здоровым человеком, если выберете для себя правильную диету, будете заниматься физическими уп­ражнениями и заботиться о своем здоровье.

б. Когда перед вами встанет реальная перспектива ухода на пенсию, то сле­дует проконсультироваться в пенсионном фонде и спланировать свои бу­дущие доходы.

в. Поскольку у вас появится больше свободного времени, то вы можете вы­брать для себя интересные занятия. г. Если вы будете вести активную жизнь, богатую интересами и идеями, то

она принесет вам радость и удовлетворение.

Ответы на вопросы

1. ложно; 2. ложно; 3. истинно; 4. истинно; 5. ложно; 6. истинно; 7. ложно; 8. истинно; 9. ложно; 10. истинно; 11. ложно; 12. ложно; 13. ложно; 14.6; 15. г; 16. r; 17. в; 18. б; 19. а; 20. а; 21. r; 22. в; 23. д; 24. е; 25. а; 26. г; 27. ж; 28. и; 29. 6; 30. л; 31. к; 32.3.

Глава 7 МОТИВАЦИЯ

Koвapcmso высшее в последнем искушении:

Все сделать верно, но из ложных побуждений.

Т. С.Элиот

Из автобуса, прибывшего на автовокзал в Чикаго, выходят двадцать семь пас­сажиров. Восемь человек целенаправленно устремляются в туалет. Четверо с рас­простертыми объятиями бросаются к встречающим их родственникам и друзьям. Еще четверо отправляются в буфет. Молодая женщина тщательно проверяет со­хранность замков своих многочисленных сумок и чемоданов. Она вни­мательно рассматривает поверхность каждого замка, чтобы удостове­риться, что на нем нет царапин. Двое мужчин, явно познакомившихся в автобусе, спрашивают, где находится ближайший бар. Растерянная девочка-подросток нервно оглядывается по сторонам. Три пожилые женщины направляются к выходу из здания вокзала и, запрокинув го­ловы, рассматривают высотные здания. Двое мужчин средних лет располагаются в зале ожидания. Один из них читает газету, а второй просто уставился в простран­ство. Женщина сердито отчитывает плачущего двухлетнего мальчика, чтобы он не шумел.

Возможно, вам уже случалось задумываться, почему разные люди, находясь в одних и тех же условиях, ведут себя столь различно. Каковы же причины столь раз­личного поведения людей? К сожалению, никогда нельзя быть абсолютно уверен­ным, что удалось установить истинную причину того или иного человеческого по­ступка. Психологи, занимающиеся проблемами мотивации, исследуют причины, оп­ределяющие тот или иной выбор. И в этой главе мы подробней поговорим о мотива­циях, то есть о причинах именно такого, а не иного поведения каждого конкретного человека в каждой конкретной ситуации.

Мотивация: потребности и стимулы, определяющие выбираемые людьми формы поведения.

Психологи, изучающие мотивацию, исследуют факторы, которые являются причинами определенных форм поведения. Такими факторами могут быть мысли, чувства, поступки, а также любые их сочетания. Побудительные мотивы поведе­ния — это чрезвычайно сложная тема. В некоторых случаях вы можете указать свои мотивы, но часто вам это не удается. Независимо от того, осознаете вы это или нет, иногда в основе вашей мотивации лежат физиологические потребности, такие как голод, жажда или необходимость в отдыхе. В других случаях мотивация отражает психологические потребности, такие как желание получить одобрение или жажда любви. Ваша мотивация может зависеть от установок ваших родителей и друзей. В этой главе будут исследованы наиболее важные потребности и цели человека. Будет также рассмотрен вопрос об усилении мотивации под воздействием побуди­тельных стимулов и влияния извне.

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?

Весьма вероятно, приступая к чтению этой главы, вы предполагали, что моти­вация тесно связана с достижениями и успехами. И действительно, между мотива­цией и успехом существует сильная зависимость. Тем не менее мотивация возмож­на и без достижений, и без успехов. Когда человек ест, пьет, спит, управляет авто­мобилем или даже прогуливает уроки, он все равно каким-либо образом мотивирует свои действия. Если у человека отсутствует мотивация, то это означает, что он либо мертв, либо находится в коме. В основе мотивации лежат внутренние потребности, которые управляют человеком и толкают его на различные поступки. Если вы смо­жете осознать свои потребности, то вы сможете объяснить причины своего поведе­ния. Вы сможете идентифицировать свою мотивацию.

Сознательная и бессознательная мотивация

Определить потребности и выяснить побудительные мотивы не всегда легко. Когда человека просят объяснить свое поведение, он часто испытывает серьезные затруднения. Особенно щекотливая задача — найти оправдание сво­им дурным поступкам. Есть весьма «остроумный» способ скрывать ис­тинные мотивы своего поведения отговоркой вроде «бес попутал». При этом предполагается, что сам по себе человек совершенно не спосо­бен осознанно и намеренно сделать что-нибудь плохое. Причем мно­гие психологи даже вполне готовы согласиться с этим и заявить, что человеком в таких случаях руководит его бессознательное.

Случалось ли вам заходить в тупик при попытке найти объясне­ние собственному поведению? Слишком плотно поужинав, вы относи­тельно легко найдете причину своей неумеренности в еде — вы были голодны. Усердную работу можно объяснить желанием получить по­вышение по службе или заслужить хорошую награду. Все это приме­ры сознательной мотивации. Но люди часто совершают поступки, ко­торые они не могут объяснить. Быть может, иной раз вы ловили себя на том, что бесцельно слоняетесь по комнате. Или садитесь за руль своей машины, не имея при себе ключей. Последователи 3. Фрейда считают, что многие человеческие поступки мотивируются бессознательно, то есть большинство людей часто не осознают истинные причины тех или иных своих поступков. Некото­рые, например, постоянно опаздывают. Они специально стараются выйти порань­ше, но все равно не успевают к назначенному сроку. Фрейдисты объяснили бы та­кую склонность к опозданиям наличием бессознательной мотивации, например бес­сознательным желанием привлечь к себе внимание, явившись позже всех.

Бессознательная мотивация: чувства и по­требности, не­осознаваемые человеком, но тем не менее влияющие на его поведение.

Вытеснение: забывание, вы­званное бессо­знательной бло­кировкой пуга­ющих или угро­жающих мыслей или воспомина­ний о неприят­ных событиях.

Другой формой бессознательной мотивации является вытеснение, подробно рассмотренное в главе 4. Вытеснение — это мотивированное забывание. Студент, который не сдал летнюю сессию и должен явиться в кабинет декана, может забыть о назначенной встрече. Он говорит правду — он на самом деле забыл! Мысль о том, как декан будет его стыдить, настолько расстраивает студента, что его сознание от­казывается об этом думать. В результате у него возникает бессознательная мотива­ция избавиться от любых мыслей о неприятной встрече. Бессознательная мотива­ция помогает избавиться от чувства вины за свои поступки, поскольку они (или их отсутствие) считаются непроизвольными.

Упражнение 7.1

Для каждого из приведенных ниже примеров укажите, какую мотивацию име­ет описанное в них поведение — сознательную или бессознательную.

а. Мэг ужасно скучает на лекциях по экономике, по­тому что преподаватель читает их очень монотон­но. Чтобы не заснуть, Мэг приходится усилием воли заставлять себя вести конспект. ___________

б. Путь домой Джорджу преграждает лестница, при­слоненная к стене дома. Джордж посмеивается над суеверными людьми, считающими, что пройти под лестницей — значит навлечь на себя несчастье. Но все-таки он сходит с тротуара и обходит лестницу по мостовой. ____________

в. Сандра записывает дни рождения своих родствен­ников и друзей в специальную записную книжку и гордится тем, что никогда не забывает посылать поздравительные открытки. Однако, хотя день рождения ее младшей сестры и записан в книжке, Сандра все же забывала посылать ей поздравление в течение последних четырех лет. ____________

г. Когда Трай катался на лыжах в экстравагантной шапочке в красную полоску, ему несколько раз ка­залось, что на него обращали внимание симпатич­ные девушки. Когда Трай снова поедет кататься на лыжах, он наденет эту шапочку. ___________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Потребности и стимулы

Движущей силой мотивации являются потребности и стимулы. Некоторые наши мотивы основаны на физиологических или эмоциональных потребностях, вы­нуждающих нас поступать определенным образом. К потребностям относятся: по­требность в еде, питье, защите и т. д. Другая форма мотивации возникает тогда, ког­да нас привлекает что-нибудь заманчивое, например кусок пиццы, хо­лодный лимонад или незаурядный представитель противоположного пола. Представьте себе участника конкурса едоков, заглатывающего десятый кусок пирога. Вряд ли его действиями руководит голод. Го­раздо вероятнее, что его привлекает, например, денежный приз, лавры победителя или просто оказываемое ему внимание.

Как вы, вероятно, догадываетесь, мотивация чаще всего определяется сочета­нием различных движущих сил. Людям чего-нибудь не хватает — например пищи, сна, одобрения или уважения окружающих, и они совершают поступки, направлен­ные на удовлетворение своей потребности в них. Потребности подталкивают лю­дей. Кроме того, люди иногда могут просто очень заинтересоваться чем-либо. И тог­да даже при отсутствии какой-либо особой потребности их может привлекать нечто соблазнительное.

Какой бы ни была мотивация человеческих поступков — сознательной или бес­сознательной, — диапазон их потребностей весьма широк, а некоторые имеются у всех людей. Например, все хотят жить и быть здоровыми. Потребности в пище, от­дыхе и кислороде являются общими для всех. Но у каждого человека есть и индиви­дуальные потребности. Некоторые, например, испытывают потребность разъезжать на спортивной машине последней модели и носить одежду только из престижных магазинов. Другие жить не могут без путешествий и общения с представителями других культур. Вы, конечно, слышали о людях, которые испытывают самую насто­ящую потребность совершать восхождения на горные вершины или работать мисси­онерами в слаборазвитых странах. Как ни странно, существуют даже личности, ощу­щающие потребность писать книги по психологии!

Упражнение 7.2

Представьте себе, что в жаркий летний день соседские дети организовали на улице торговлю лимонадом. Вы занимаетесь стрижкой газона или какой-нибудь дру­гой работой во дворе своего дома. Проработав около часа, вы ощущаете потребность утолить жажду и покупаете большой стакан лимонада. Когда вы покупаете второй стакан, дети ужасно радуются и объясняют, что вы — их первый постоянный поку­патель. Вам больше не хочется пить, но вы покупаете третий стакан лишь для того, чтобы доставить им удовольствие.

Объясните, чем отличалась мотивация покупки первых двух стаканов от моти­вации покупки третьего? Что вас «вынуждало»? И что «стимулировало»?

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Стимулы: награды, мотивирующие поведение.

Физиологические потребности

Большинство людей не испытывают серьезных затруднений при удовлетворе­нии своих физиологических потребностей. Физиологические потребности: по­требности, необходимые для поддержания жизни. Возможно, были случаи, когда вам казалось, что вы умираете от голода или жажды. Но те ваши потребности могут показаться незначительными, если сравнить их с потребностями людей, которые были лишены, воды или пищи в течение многих дней.

Кейс (Keys, 1950) обследовал мужчин, которым приходилось голодать в годы Второй мировой войны. Эти люди получали ровно столько пищи, столько было не­обходимо для поддержания жизни. Обследование показало, что все их внимание было поглощено мыслями о еде и фантазиями на кулинарные темы. Они полюбили рассматривать кулинарные книги и рассказывать о своих любимых блюдах. Жен­щины и секс оказались не нужны им, ставшим вялыми, раздражительными и уны­лыми.

Существует множество данных, свидетельствующих о том, что, например, чув­ство жажды острее чувства голода, что если какие-либо физиологические потребно­сти человека не удовлетворены, это, как правило, отражается на состоянии его лич­ности. Известно, что люди, лишенные сна на длительное время, испытывают трево­гу и у них бывают галлюцинации. Случалось ли вам в течение долгого времени переносить постоянную сильную боль? Если случалось, то, возможно, вы заметили некоторые изменения в вашем поведении. Ско­рее всего, вы были раздражительны и не могли ни на чем сосредото­читься. Все ваши интересы и устремления сводились к тому, чтобы как-то облегчить боль и улучшить свое самочувствие.

Человеческий организм постоянно стремится к поддержанию равновесия или некоего стабильного состояния. Механизм поддержания этого со­стояния называется гомеостазом. Гомеостаз регулирует температуру вашего тела, действуя как термостат. Когда ваше тело разогревается слишком сильно, вы потее­те, а когда вам холодно, вы дрожите (вырабатываете тепло). Или снимаете (надева­ете) свитер. Точно так же вы едите, когда ощущаете голод, а когда чувствуете удов­летворение или сытость, прекращаете есть.

 

Рис. 7.1. Похоже, что оплата лечения у стоматолога является для него тем самым основополагаю­щим стимулом.

Гомеостаз: механизм, под­держивающий стабильность основных жиз­ненных функций человеческого организма.

Почему некоторые люди едят больше других? Некоторые ученые считают, что у разных людей механизм, регулирующий вес (его по аналогии с тер­мостатом можно условно назвать «жиростатом»), работает различно. У каждого человека существует своя точка равновесия, которая от­ражает его обычный вес. Случалось ли вам похудеть на несколько фун­тов, а потом снова быстро набрать прежний вес? Беннет и Гьюрин (Bennet and Gurin, 1982) считают, что, когда человек сидит на диете, его вес опускается ниже точки равновесия. Организм чувствует себя «обделенным», и человек начинает есть больше. Этим и объясняется быстрое вос­становление веса после прекращения диеты.

Упражнение 7.3

Некоторые научные исследования указывают на то, что дети, которые перед уходом в школу съедают хороший питательный завтрак, как правило, лучше учатся. Основываясь на полученных вами сведениях о проблемах, возникающих у людей, которым приходилось голодать, объясните, каким образом организация завтраков в школе может способствовать повышению успеваемости.

Точка равновесия: механизм, поддерживаю­щий обычный (нормальный) для данного человека вес.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Любознательность и возбуждение

Большинство людей не испытывают потребности в постоянной смене впечат­лений. Можно сказать, что эти люди не любят скучать, но и не озабочены постоян­ным поиском новых ощущений. Если вы в одиночестве дома и вам нечего делать, то можно включить стереосистему или телевизор или почитать журнал. С другой стороны, если вы находитесь на вечеринке, где полно наро­да, гремит музыка и все громко разговаривают, вам может захотеться свежего воздуха и тишины.

Люди сильно отличаются друг от друга своей потребностью в раз­дражителях. Фарли (Farley, 1986) описал два типа личностей, кото­рые резко отличаются друг от друга по силе потребности к внешним впечатлениям, назвав их личность типа «Т» (прописная Т) и лич­ность типа «t» (строчная t). Личности типа «Т» — любители острых ощущений. Они жаждут приключений и риска сильнее других людей. Они любят экспериментировать, предпочитают все новое и неизведанное, им нра­вятся конфликты и волнующие переживания. На другом полюсе находятся личности типа «t». Этим людям нравится надежность, стабильность и ощущение покоя. Потребности большинства людей во внешних впечатлениях являются умеренными и находятся где-то посередине между потребностями личностей типа «Т» и типа «t».

Личность типа «Т»: личность, ищущая острых ощущений.

Личность типа «t»: личность, избе­гающая острых ощущений.

Приложение 7.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

НЕКОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ЛИХАЧАМИ, ВЫПИВ... ПЛАЦЕБО

Исследования последних лет показа­ли, что у людей со склонностью к повы­шенному риску, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, гораздо больше шансов попасть в транспортную аварию, чем у тех, кто выпил столько же, но не от­носится к искателям острых ощущений.

Не так давно психолог Дэвид Макмиллэн (David McMillen) из университета шта­та Миссисипи обнаружил интересную подробность: любители острых ощуще­ний часто становятся лихачами даже тог­да, когда только считают себя пьяными, на самом же деле таковыми не являясь.

«Большинство людей мыслят следую­щим образом:раз я немного выпил, зна­чит, надо быть осторожнее, — говорит Макмиллэн. — Но существует тип людей, которые думают совсем иначе. Напри­мер, любители острых ощущений. Они считают, что выпивка фактически "развя­зывает им руки" для потенциально опас­ного поведения».

В эксперименте участвовали 96 сту­дентов колледжа, которые в соответ­ствии с результатами ранее проведенно­го теста были разделены на группы «лю­бителей острых ощущений» и тех, кто склонен избегать риска.

Сначала испытуемые пробовали свои силы на симуляторе. Они «ехали» по шос­се, имея возможность обгонять другие машины и изменять скорость движения с помощью педали. Их попросили управ­лять «видеомашиной» так, будто это их собственный автомобиль.

Затем ^частникам эксперимента предложили спиртные и прохладитель­ные напитки, и некоторым из них вместо алкоголя дали плацебо. Ученые обнару­жили, что «любители острых ощущений», считавшие себя выпившими, съезжали на соседнюю полосу и совершали обгоны значительно чаще, чем те из них, кто про­должал считать себя трезвым; причем результаты опыта не зависели от того, что пили участники на самом деле — спиртное или плацебо. Студенты, не яв­лявшиеся любителями риска, поступали совсем наоборот: считая, что выпили, они меняли полосу движения и совершали обгоны значительно реже студентов из их же группы, «остававшихся» трезвыми.

Эти результаты согласуются с вывода­ми других ученых: люди, которым свой­ственна склонность к острым ощущениям и повышенная агрессивность, чаще дру­гих попадают в аварии.

Источник: DeAngelis.T. (1991.May). Some «drive» recklessly after drinking placebos. АРА Monitor.

Фарли (Farley, 1992) подчеркивает, что при благоприятных условиях дети, от­носящиеся к типу «Т», могут проявлять высокую творческую одаренность (креатив­ность). Однако если таким детям не помогают правильно сориентироваться, они могут искать волнующих переживаний, занимаясь хулиганством, употребляя нар­котики или совершая какие-либо другие опасные или противоправные поступки. В Приложении 7.1 рассказывается о том, как студенты колледжа (относящиеся к «Т»-типу), считавшие, что выпили немного спиртного (хотя на самом деле им было дано плацебо), проявляли склонность к лихачеству при вождении автомобиля. Они использовали свое мнимое опьянение в качестве оправдания желания получить удо­вольствие от рискованного вождения. Фарли рекомендует родителям детей, относя­щихся к Т-типу, выявить их склонность к риску как можно раньше и стараться на­править их энергию в русло созидательной деятельности, такой как туристические походы по выходным, занятия спортом, развивающие и увлекательные хобби.

Рис. 7.2

Упражнение 7.4

Взгляните на рис. 7.2 и расскажите, к какому типу личности можно отнести Эдгара и почему?

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Потребность в безопасности и защищенности

Скорее всего, вы всячески стараетесь обеспечить свою безопасность, У вас есть крыша над головой — квартира, дом, вигвам или хижина. Ваш кров защищает вас от дождя, снега и других неблагоприятных воздействий. Но, несомненно, ваша за­бота о безопасности и защищенности своего существования не ограничивается толь­ко удовлетворением потребности в крыше над головой. Есть ли у вас решетки на окнах и замки на дверях? А как насчет сигнализации и аварийного освещения? Если вы возите в машине запасное колесо и застраховали свою жизнь и имущество, то это вызвано вашей мотивацией удовлетворить потребность в безопасности. Любая стра­на содержит армию; во всех городах есть полиция и пожарная охрана. Все эти орга­низации обеспечивают удовлетворение нашей потребности в безопасности.

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

1. Что изучают психологи, занимающиеся исследованием мотивации?

а. Поступки и поведение людей

б. Причины поведения

в. Достижения и успехи

г. Вытеснение

2. В чем заключается различие между сознательной и бессознательной моти­вацией?

а. Бессознательная мотивация приводит к чувству вины, а сознательная — нет.

б. Сознательная мотивация вытесняется, а бессознательная — нет.

в. Люди осознают бессознательные мотивы и не осознают сознательные.

г. Люди осознают сознательные мотивы и не осознают бессознательные.

3. Какой из перечисленных ниже факторов является примером стимула?

а. Пища

б. Голод

в. Жажда

г. Любопытство

4. Какая из перечисленных потребностей является самой сильной?

а. Голод

б. Жажда

в. Потребность в безопасности

г. Потребность в возбуждающих стимулах

5. Какие функции выполняет гомеостаз?

а. Увеличивает возбуждение

б. Поддерживает стабильное состояние организма

в. Удовлетворяет потребности в безопасности и надежности

г. Выявляет бессознательные мотивы

6. Тэд является личностью типа «Т». Какой вид деятельности он скорее всего предпочтет?

а. Сидеть и рассматривать комнатное растение

б. Читать книгу

в. Кататься с «американских горок»

г. Спать

Проверьте себя до разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.

Рис. 7.3. У некоторых людей потребности в безопасности и защищенности могут быть очень сильными!

ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ

Потребности в любви и привязанности иногда называют аффилиационными потребностями. Если вы когда-либо чувствовали одиночество и отчуждение, то вы испытывали потребность в аффилиации. Аффилиация* — это не только романти­ческая или родительская любовь. Человеку нужны еще и друзья, кото­рые принимают его таким, какой он есть. У разных людей потребно­сти в аффилиации выражены в разной степени. Некоторым достаточ­но иметь одного-двух близких друзей. Другие стремятся к поверхнос­тным приятельским отношениям с большим количеством людей. Третьи поддерживают и приятельские отношения с целыми компания­ми, и близкую личную дружбу. Обычно круг друзей по мере развития личности человека меняется. Люди стараются сделать приятное окру­жающим и заслужить их одобрение. Но, как правило, большинство из них «желает дружить» только с определенными людьми. Да и действительно, невоз­можно заслужить одобрение всех и каждого!

* От греч. apo — «из, от» и filiadxw — «стремление к дружбе, любви, привязанности». (Прим. ред)

 

Потребность людей в аффилиации и общественном одобрении используется также в целях преодоления вредных привычек, для чего создаются общества ано­нимных алкоголиков и группы желающих похудеть. Многие, чтобы подавить чув­ство одиночества и собственной ненужности, пьют или предаются чревоугодию.

Потребность в аффилиации: стремление к объединению с другими людь­ми, желание «принадле­жать», стать «одним из...», «своим».

Несмотря на то что еда и питье являются физиологическими потребностями, не­удовлетворенная потребность в аффилиации часто приводит к злоупотреблениям в них. Когда вы едите на официальном приеме или просто пьете пиво с друзьями, удовлетворение потребностей в пище и питье не является вашей единственной це­лью. Анонимные алкоголики и желающие похудеть обычно очень хорошо осознают социальное значение еды и питья. И эти группы становятся теми коллективами, в которых одобряется воздержание от спиртного и умеренность в еде. Чтобы заслу­жить право быть членом такой группы, человек должен вести трезвую жизнь и сле­дить за своим весом.

Каждому человеку необходимо определенное количество и определенный тип друзей; точно так же и степень интенсивности этой потребности быть принятым окружающими и принадлежать к какой-либо группе у разных людей различна. Кра-ун и Марлоу (Crowne and Marlowe, 1964) разработали тест для оценки потребности в социальном одобрении. После проведения теста они попросили людей, получив­ших самые высокие и самые низкие баллы, принять участие в следующем экспери­менте. Испытуемым было дано задание сложить в коробку двенадцать катушек, при­чем брать их нужно было обязательно по одной. Затем им было ведено высыпать катушки из коробки и снова сложить их по одной в коробку. (Этот эксперимент вы­глядит, по крайней мере, несерьезно, не правда ли.) Интересно отметить, что испы­туемые, у которых по результатам теста была сильная потребность в одобрении, заявили, что задание им понравилось. Они сочли, что их участие в эксперименте принесет пользу науке, и поэтому отнеслись к складыванию катушек с гораздо боль­шим энтузиазмом, чем те, у кого потребность в одобрении была низкой. Испытуе­мые же с высокой потребностью в одобрении даже утверждали, что этот экспери­мент их чему-то научил. Те, кто меньше нуждался в одобрении, вполне справедливо нашли подобное задание скучным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...