Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто говорит: человек или машина) 4 глава




Еще одной серьезной молодежной проблемой является употребление наркоти­ков и алкоголя. Если родители являются алкоголиками или наркоманами, то их дети-подростки как правило, следуют их примеру. Но еще более сильное влияние оказы­вают на подростков их сверстники. Несмотря на то что скорость прироста числа нар­команов в США в настоящее время несколько уменьшилась, в городах и пригородных зонах проблема наркомании стоит очень остро. В России дело обстоит еще тяжелей; проблемой профилактики распространения наркотиков в подростковой среде сейчас по-настоящему никто не занимается. Причем наркомании подвер­жены подростки практически всех слоев общества — соответственно, по разным причинам.

Интеллектуальное развитие

Превращение ребенка во взрослого, которое происходит в юности, требует так­же и расширения возможностей мышления. В юношеском возрасте человек начина­ет глубже осознавать смысл абстрактных понятий и учится ими оперировать. Под­ростки начинают понимать, что у каждого человека должны быть права и чувство собственного достоинства. С осознанием этого у них обостряется чувство справед­ливости и совесть. По данным Роджерса (Rogers, 1972), у подростков также улуч­шается умение планировать свое будущее. Средний пятнадцати-шестнадцатилетний подросток способен строить планы на 10-20 лет вперед и готовиться к грядущим переменам в жизни.

Упражнение 6.7

Ниже приведены примеры изменений, происходящих с людьми в юношеском возрасте. Укажите, к какой категории относятся изменения, описанные в каждом примере, — к физиологическим, социальным или интеллектуальным?

а. ______ Четырнадцатилетний Тони прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съеживаться и краснеть, когда роди­ тели просят его сыграть что-нибудь для своих гостей.

б. ______ Пятнадцатилетняя Шакти пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как

родители попросили ее вынуть тарелки из посудомоечной машины. Она кричала: «Все

указывают мне, что я должна делать! У меня не остается времени для себя!»

в. ______ Теперь, когда Питеру исполнилось 16 лет, он стал терпимее относиться к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьей в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями.

г. ______ Бедняга Нэд! После того как ему исполнилось 13 лет, его исключили из хора мальчиков. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «дает петуха».

д. ______ С тех пор как Гайе стукнуло 13, она отказывается носить многие из своих прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определенной наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу казаться "белой вороной"».

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Последние исследования процесса развития взрослого человека показали, что все люди в той или иной степени проходят в своей жизни через одни и те же этапы (Levinson, 1986). Жизнь взрослого человека имеет вполне определенную цикличе­скую структуру.

Некоторые люди развиваются таким образом, что эта структура несколько ус­ложняется, а иногда и изменяется, но, как правило, все проходят через одни и те же этапы развития:

Этап Описание Возраст
  До вступления во взрослую жизнь От зачатия до 22 лет
  Переход в молодость 17-22
  Начало жизненного цикла молодости 22-28
  Переход тридцатилетнего рубежа 28-33
  Кульминация жизненного цикла молодости 33-40
  Переход через середину жизни 40-45
  Переход пятидесятилетнего рубежа 50-55
  Кульминация жизненного цикла зрелости 55-60
  Переход в пожилой возраст 60-65

 

Молодость

Невозможно точно установить момент окончания юности. Многие из тех, кому за тридцать, все еще не справились с юношескими проблемами, хотя порой выпол­няют некоторые обязанности, свойственные вполне взрослым людям, уже к 20 го­дам. Люди, которые дольше обычного срока получают образование или продолжа­ют жить в родительском доме, взрослеют медленнее. Молодой человек, получив­ший диплом бакалавра, затем магистра и продолжающий учебу, чтобы получить докторскую степень, склонен общаться с людьми моложе себя. Если он постоянно обращается к родителям за деньгами и уклоняется от работы и общественных обя­занностей, то он задержался в юношеском возрасте. Обычно взрослая ответствен­ность приходит к человеку вместе с важными решениями. Самые серьезные из них — это выбор спутника жизни и профессии (см. главы 12 и 16). Молодость обыч­но начинается с планов и надежд. Шихай и Гулд (Sheehy, 1976; Gould, 1975) независимо друг от друга опросили молодых людей в возрасте между 20 и 30 годами и вы­яснили, что для этого возраста характерны честолюбие и целеустремленность. Ши-хай назвал этот возрастной этап «декадой попыток». Левинсон (Levinson, 1986) рассматривал возраст от 20 до 30 как начало взросления.*

* В оригинале употребляется термин early adulthood (англ. ранняя взрослость). (Прим. науч. ред.)

 

Это возраст, когда люди выбрали для себя жизненный стиль и получили пол­ную независимость.

Шихай (Sheeny, 1976), Гулд (Gould, 1975) и Левинсон (Levinson, 1986) обсле­довали также молодых людей в возрасте от 30 до 40 лет и пришли к выводу, что после тридцати лет наступает время переоценки достигнутых результатов (этап 3 по Левинсону). Люди стремятся восполнить пробелы в своей жизни. Бездетные суп­ружеские пары начинают подумывать о том, чтобы обзавестись детьми. Женщины, до сих пор занимавшиеся домом и семьей, ищут возможность начать работать. Мно­гие из супружеских пар, женатых более семи лет, начинают испытывать неудовлет­воренность своим браком и «оглядываться по сторонам». С приближением к сорока годам к людям, как правило, приходит ощущение стабильности своей жизни и удов­летворенности (этап 4 по Левинсону). Шихай назвал этот период временем «пуска­ния корней».

В возрасте от 20 до 40 лет с человеком происходит много изменений. После двадцати лет в его характере еще часто присутствуют черты, свидетельствующие о незрелости личности, но к завершению этапа молодости они, как правило, исчеза­ют. По каким признакам можно определить, является ли личность человека зрелой?

Большинство психологов считают, что для зрелой личности характерны чув­ство ответственности и наличие ряда индивидуальных особенностей. Ниже приво­дится перечень атрибутов зрелости, по которому вы можете проверить, являетесь ли вы зрелым человеком.

• Способность самостоятельно мыслить. Если вы — зрелая личность, то вы способны иметь по любому вопросу собственное мнение, основанное на ва­шей системе ценностей. Вы, конечно, можете советоваться с другими людь­ми, но окончательные решения всегда принимаете сами.

• Готовность принять на себя ответственность за свои поступки. Если вы со­вершили ошибку, то готовы признать свои недостатки и взять вину на себя.

• Умение преодолевать страх и сдерживать гнев. Несмотря на то что вы по-прежнему иногда испытываете тревогу или раздражение, вы научились вла­деть собой. Вы больше не впадаете в панику, не разражаетесь слезами и уме­ете контролировать свой гнев.

• Желание работать. Вместо того чтобы уклоняться от ответственности, вы хотите приносить пользу обществу и добиться полной финансовой незави­симости. Вы предпочитаете, чтобы ваше материальное положение не зави­село от родителей и родственников.

• Способность к любви и построению прочных отношений с партнером. Вы умеете проявлять свои чувства и понимать чувства другого человека и спо­собны поддерживать глубокие и близкие отношения.

Упражнение 6.8

Прочитайте сюжет и подчеркните одной чертой все поступки героини, харак­терные для незрелой личности, а двумя — характерные для зрелой.

Двадцативосьмилетняя Натали работает парикмахером. Ей нравится ее работа, но хо­зяин парикмахерской подумывает о том, чтобы ее уволить. Дело в том, что Натали сердится на клиентов и грубит им, если они недовольны ее работой. Вчера она заявила одному клиен­ту, что его отвратительные волосы вообще невозможно хорошо уложить, потому что они слишком редкие и тонкие. Хозяин сказал ей, что если она не научится прилично себя вести, то он не позволит ей продолжать работать в его парикмахерской.

У Натали есть близкий приятель, которому она рассказала о своих проблемах. Он вы­слушал и посочувствовал ее трудностям. Но Натали никак не может решить, следует ли ей поменять профессию. Она собирается сегодня вечером позвонить маме, чтобы та посовето­вала, как поступить.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ЗРЕЛОСТЬ

После того как люди примерно к сорока годам обустраивают свою жизнь и, по выражению Шихая, «пускают корни», на пятом десятке к ним, как правило, опять приходит ощущение неудовлетворенности, которое можно назвать «вырыванием корней». Становятся все более заметными признаки физиологического старения. После сорока на лице появляются морщины, фигура теряет стройность, волосы се­деют или редеют. Однако те мужчины и женщины, которые довольны своим обра­зом жизни и достижениями, обычно легче приспосабливаются к переменам, проис­ходящим в зрелом возрасте.

Изменения, характерные для зрелого возраста, породили ряд выражений типа «бунт среднего возраста», «кризис середины жизни» и «кризис среднего возраста». Все эти выражения указывают на осознание человеком того факта, что молодость прошла и надо смириться с приближением старости. Левинсон (Levinson, 1986) на­звал этот этап, пятый по счету, «срединным переходом». Это время переоценки цен­ностей и подведения итогов достигнутого, когда приходит понимание, что времени осталось не так уж много. Первая половина жизни прошла. Приведенная в Прило­жении 6.5 выдержка из статьи дает современное представление о проблемах, с ко­торыми люди сталкиваются в среднем возрасте.

В дополнение к собственным проблемам людям зрелого возраста приходится заботиться о своих стареющих родителях, а иногда и пережить смерть одного или обоих из них. В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены.

В недавнем прошлом ученые уделяли большое внимание проблемам, связан­ным с климаксом, наступающим у женщин в зрелом возрасте.

Здесь необходимо заметить, что климакс свойствен не только женщинам, но и мужчинам. Просто ученые (видимо, в большинстве своем — мужчины) больше уде­ляли внимание протеканию климактерического периода именно у женщин.

За последнее время психологи выяснили, что многие представления о климак­се не имеют научного подтверждения. Например, депрессия совершенно не обяза­тельно бывает связана с гормональными изменениями, происходящими в организме женщины при переходе к менопаузе. Симптомы депрессии могут иметь психологи­ческие причины. Кроме того, интерес женщин к половой жизни и получаемое от нее удовольствие с наступлением менопаузы не уменьшаются. Наоборот, половая жизнь приносит больше удовлетворения, поскольку женщина не боится забеременеть. Тем не менее результаты опросов говорят о том, что в обществе преобладают отрица­тельные представления о климаксе и менопаузе, и эти представления вызывают больше проблем, чем сами явления (Adler, 1991). Как правило, работающие женщи­ны адаптируются к наступлению зрелого возраста легче, чем неработающие. Это дает основание считать, что социальные и психологические факторы играют, как минимум, такую же роль в процессе адаптации, как физиологические изменения, происходящие в организме женщины в зрелом возрасте.

В среднем возрасте депрессия встречается одинаково часто как у мужчин, так и у женщин. Мужчин, которые занимаются тяжелой физической работой, часто огорчает то, что их силы слабеют. Те мужчины, которые работают в офисах или на производстве, еще не ощущают ухудшения своей работоспособности, но и они по­степенно осознают, что годы самой плодотворной работы подходят к концу.

Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью и достижениями, обычно лег­ко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удоволь­ствие. По классификации Левинсона, в период зрелости люди проходят через 6, 7 и 8 этапы развития. Они начинают лучше понимать и принимать себя и свой стиль жизни. В идеальном случае в этом возрасте к людям должно прийти более глубокое постижение и приятие себя и своей жизни.

Упражнение 6.9

Льюису и Стелле по сорок лет. Они женаты двадцать лет, и у них есть восем­надцатилетняя дочь. Льюис работает портовым грузчиком на погрузке и разгрузке кораблей. Стелла никогда прежде не работала и теперь подумывает о том, чтобы поискать для себя место. Представьте себе, что они попросили вас помочь им соста­вить жизненные планы на период зрелости. Расскажите им о том, чего им следует ожидать и как лучше приспособиться к грядущим изменениям.

а. Льюис _______________________________________

б. Стелла _________________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ

В прежние времена специалисты по возрастной психологии, в ос­новном интересовались ранними этапами развития человека. Но в по­следнее время появился и постоянно возрастает интерес к геронто­логии, то есть к науке о старении. Средний возраст населения США растет. При переписи населения, проведенной в 1985 году, оказалось, что 13 % населения страны — это люди старше 65 лет.

Геронтология (от греч. gerwn – старый и logox – учение): наука, изу­чающая про­цесс старения человека.

Приложение 6.5. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

НОВОЕ О СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ

Министерство по делам семьи США проводило опрос случайной выборки на­селения, включавшей 1200 американцев, и на вопрос «Когда начинается средний возраст?» 41% респондентов ответили, что он приходит тогда, когда люди начи­нают беспокоиться, хватит ли им денег на печение; 42 % сказали, что это происхо­дит, когда самый младший из детей поки­дает родительский дом; 46 % считали, что люди вступают в средний возраст, когда перестают узнавать названия рок-групп, выступления которых слышат по радио.

Но какое бы мы ни выбрали опреде­ление, средний возраст все равно оста­нется наименее изученным периодом жизни человека. «Это последняя область человеческого развития, для которой еще не составлена карта», — сказала Адель Симмонс (Adele Simmons), прези­дент фонда МакАртура, объявляя в 1989 году о выделении 10 миллионов дол­ларов на финансирование самых широко­масштабных научных работ по исследо­ванию этого периода. Группа ученых под руководством Гилберта Брима (Gilbert Brim) за восемь лет работы приложила большие усилия, пытаясь прояснить мно­гие вопросы, в том числе почему, подой­дя к рубежу середины жизни, одни из нас бьют все рекорды, а другие бьются голо­вой об стену... «В середине жизни проис­ходит много перемен, поворотов и зигза­гов на жизненном пути; он еще не прото­рен, — говорит Брим. — Успехи сменя­ются неудачами, и наоборот».

Ученые из группы Брима особенно критикуют концепцию «кризиса середи­ны жизни». «Это такое туманное поня­тие — его нельзя принимать за медицин­ский диагноз, — говорит Брим и добавля­ет: — Какой прекрасный выход из поло­жения! На "кризис середины жизни" можно свалить все, что угодно: у людей появляется возможность возлагать ответ­ственность за свои чувства на какие-то внешние обстоятельства». Другие уче­ные соглашаются с ним в том, что лишь очень немногие люди переживают пол­ный развал прежних отношений; отпра­вить жену «на свалку» и уйти к молодой подружке — это скорее сюжет для ро­мана или фантастического рассказа, чем событие из реальной жизни. Сказанное относится и к синдрому Гогена, который в 43 года сбежал на Таити. Люди действи­тельно заводят романы на стороне и ме­няют жен, но часто это происходит из-за того, что их семья развалилась по причи­нам, не имеющим ничего общего с кри­зисом середины жизни.

Несмотря на это, миф о кризисе се­редины жизни весьма живуч...

Как считают специалисты, на самом деле в середине жизни многие начинают острее ощущать ограниченность своих возможностей. Поэтому важной задачей становится изменение представлений, ко­торые человек имеет о самом себе. «В первой половине жизни происходит мно­го важных событий, которые являются ис­точниками удовлетворения: успешная учеба, первая работа, быстрое продви­жение по службе, вступление в брак, рождение первенца», — говорит психо­лог Роберт Е. Симмонс (Robert E. Sim-mons). А затем «становится все труднее получать удовлетворение из внешних ис­точников, поскольку их остается не так уж много. Поэтому человеку не остается ничего другого, кроме как обратиться к своей внутренней системе самооценки». Это означает, что надо найти новые ис­точники удовлетворения — например, на­чать тренировать детскую спортивную команду, учиться играть на саксофоне или пойти работать школьным учителем.

В противоположность общепринято­му мнению многие считают, что в возра­сте от 50 до 60 лет человек наоборот чув­ствует себя спокойнее и меньше подвер­жен стрессам. «С точки зрения психичес­кого здоровья середина жизни — самый лучший возраст», — считает Рональд Кес-слер (Ronald Kessler). Одно из биомеди­цинских исследований привело к обнаде­живающим результатам, показав, что между 40 и 60 годами происходит частич­ная гибель клеток, из которых состоит отдел головного мозга, отвечающий за чувство тревоги; этим можно объяснить отчасти то «благодушие», которое мно­гие испытывают в среднем возрасте...

Источник: Beck, M. (1992, December) The new middle age. Newsweek.

Старение вызывает некоторый упадок жизненных сил. Поэтому стареющий человек обычно часто посещает врачей и много думает о смерти (Kalish and Reynolds, 1976). Если с молодости заботиться о своем здоровье, придерживаться разумной диеты и заниматься физическими упражнениями, то старость, скорее всего, не при­несет с собой болезней. Эби Блэйк, известный джазовый пианист и композитор, в возрасте 98 лет шутил: «Если бы я знал, что протяну так долго, я бы лучше о себе заботился».

К сожалению, значительная часть нашего общества, в том числе старшекласс­ники и студенты колледжей, склонны пренебрежительно относиться к пожилым лю­дям. Такое отношение к старости называется эйджизмом. Среди бе­лого населения Америки распространен стереотипный подход к ста­рикам, которым приписывают такие качества, как косность, нежелание менять свои привычки и слабоумие. На самом деле старе­ние совсем не обязательно сопровождается потерей памяти, которая чаще всего происходит в результате болезни. Лишь 6 % пожилых людей страдают ухудшением умственных способностей, ведущей причиной которого является болезньАльцгеймера. Молодые люди, стереотипно относящиеся к старикам, часто раз­говаривают с ними особым тоном, медленно и громко проговаривая слова (Wingfield et al., 1989). В семьях латиноамериканцов и афроамериканцев к старым людям от­носятся, как правило, более уважительно. Дедушки и бабушки присматривают за детьми и принимают участие в решении семейных проблем (Markides and Kraus, 1986).

Эйджизм: негативное отношение к людям пожи­лого возраста.

Уход на пенсию является одним из самых серьезных событий в жизни пожилых людей, особенно если он не предусмотрен заранее. Пожилые люди должны сплани­ровать свои финансовые дела, а также придумать для себя новые интересы и заня­тия. У них имеются самые разнообразные варианты, чем занять себя: путешествия, чтение, различные хобби, общественная работа или даже обучение новой профес­сии. К сожалению, уход на пенсию иногда происходит внезапно. По данным Мини­стерства труда США, уровень самоубийств среди людей, которые стали пенсионе­рами не по своей воле, в двенадцать раз выше среднего. Часто люди совершают са­моубийство из-за того, что чувствуют себя ненужными и не видят больше смысла в жизни.

Приложение 6.6. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ВСТРЕЧА С ГАДАЛКОЙ

Новый пациент дома престарелых был высокого роста и отлично выглядел. Он не пользовался инвалидным креслом и передвигался без костылей и даже без палки. Проходя через холл в столовую или направляясь еще куда-либо, он стал замечать, что одна пожилая дама в инва­лидном кресле постоянно и с нескрывае­мым любопытством наблюдает за ним. Ему это стало надоедать, и однажды он остановился около ее кресла и завел с ней разговор. Представившись, он сказал: «Проходя мимо вас, я случайно заметил, что вы на­блюдаете за мной с несколько повышен­ным интересом. Со мной что-нибудь не так?»

«Нет, все в порядке, просто вы очень похожи на моего четвертого мужа», — отвечала она.

«Весьма интересно, — сказал он. — А сколько же раз, если не секрет, вы были замужем?»

«Три», — ответила дама.

Источник: Townsend, I. M. (1992, July/August) Visit with a fortune teller. Saturday Evening Post.

 

В прошлом стареющие родители, а также бабушки и дедушки жили вместе с детьми и внуками. Сейчас все больше стариков оказываются в общинах пенсионе­ров, домах престарелых и интернатах. В обществе предпринимаются усилия, на­правленные на то, чтобы помочь старикам изменить свое отношение к жизни и уви­деть, что она полна смысла и радости. Статья в Приложении 6.6 является примером того, что и в домах престарелых случаются приятные события!

Поэт Кеннет Коч (Kenneth Koch, 1977) посещал дома престарелых и обучал стариков писать стихи. Одна старая женщина выразила ощущение осмысленности жизни, которое пришло к ней вслед за поэтическим творчеством, в следующем сти­хотворении:

Ни матери, ни отца, ни сестры —

Все ушли и не будет других.

Я так одинока,

И все же где-то в душе

Во мне живет радость жизни,

Когда читаю стихи

О том,что вокруг меня,

О солнце в высоком небе,

У меня рождается надежда.

Мэри Захорджко, 94 года

Результаты исследований (Neugarten, 1980) дают основания надеяться, что установки по отношению к старению могут вскоре измениться. Предполагается, что возраст начинает постепенно терять свое значение. Появилось много «молодых ста­риков», которые полны энергии, бодрости и здоровья. Сам по себе возраст не опре­деляет стиль жизни человека. Все меньше пожилых людей соглашаются с традици­онной ролью, отводимой старикам. И наоборот, все большее количество пожилых людей активно работают, занимаются общественной деятельностью и вообще раду­ются жизни.

Упражнение 6.10

Планирование своей жизни помогает человеку подготовиться к старости и об­легчает адаптацию. Для каждого из перечисленных аспектов жизни предложите за­планировать одно мероприятие, которое помогло бы человеку адаптироваться к ста­рости.

а. Здоровье ____________________________________

б. Финансы ____________________________________

в. Интересы_____________________________________

г. Отношение к жизни ______________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

СМЕРТЬ И ПРОЦЕСС УМИРАНИЯ

Замечали ли вы, что люди стараются избегать употребления слова «смерть»? Друзья и родственники умершей женщины скорее скажут «она нас покинула» или «ее больше нет с нами», чем «она умерла». Даже привыкшие к смерти врачи и меди­цинские сестры обычно используют формулировку «больной скончался». Возмож­но, вы когда-нибудь задумывались и над тем, почему страховка, выплачиваемая в случае смерти, называется «страхованием жизни».

Многим старым людям приходится пережить смерть своего супруга, друзей, братьев и сестер, а иногда —даже собственных детей. Очень часто старикам бывает необходимо как-то выразить свое горе, но окружающие игнорируют эту их потреб­ность.

До недавних пор тема смерти была запретной, и ее старались всячески избе­гать. Даже если человек был болен неизлечимой смертельной болезнью, его род­ственники и друзья убеждали его, что он будет жить. Вайсман (Weisman, 1972) на­звал это «заговором молчания». Умирающий человек не мог рассчитывать на чест­ный ответ, спрашивая о своих перспективах на будущее. Кюблер-Росс (Kubler-Ross, 1969) многое сделала для того, чтобы смерть перестала быть запретной темой. Про­ведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживани­ях пять этапов.

Отрицание. Узнав о том, что его болезнь смертельна, больной уверяет себя, что это ошибка. Он уверен, что диагноз поставлен неправильно или врачи что-то перепутали.

Гнев. Потом больной задает вопрос: «Почему именно я?» и начинает роп­тать на Бога, судьбу или кого-нибудь еще, кого считает виноватым. Очень часто больные обвиняют в своей болезни врачей.

Депрессия. Больной теряет интерес к жизни, его охватывает отчаяние и чув­ство полной безнадежности.

Торг. Больные обещают все, что угодно, в обмен на продление своей жизни. Некоторые из них обещают своим врачам бросить курить, пить или не есть сахара, если те помогут им сохранить жизнь. Другие обещают Богу начать праведную жизнь.

Приятие. На последнем этапе у больных наступает внутреннее опустоше­ние. Хотя они не становятся веселыми, у них в душах воцаряется мир, и в конце концов они смиряются с неизбежностью смерти.

Кастенбаум и Коста (Kastenbaum and Kosta, 1977) подвергли критике предло­женную Кюблер-Росс классификацию этапов процесса умирания. Они утверждали, что не все умирающие проходят через каждый из этих этапов. Кроме того, не всегда сохраняется очередность этапов. Они также выражали озабоченность тем, что друзья и родственники будут относиться к умирающим без должного понимания и сострадания, если им станет известно о суще­ствовании таких этапов. Они будут считать, что какое-либо пережива­ние умирающего — «это просто очередной этап».

Повысившийся в последнее время интерес к смерти и возросшая забота об умирающих послужили толчком для возникновения в США движения по открытию хосписов. Хоспис — это место, где неизлечи­мый больной может спокойно и достойно умереть. Услуги хосписа могут быть предоставлены умирающему больному на дому или в спе­циальном учреждении. Главное внимание в хосписах уделяется тому, чтобы к больным относились с пониманием и уважением. Пациенты и члены их семей делятся друг с другом своими чувствами, разговаривают о смерти и даже планируют похороны. У умирающего вырабатывается более спокойное отно­шение к смерти, в результате чего разрешаются многие эмоциональные, моральные и практические проблемы, связанные со смертью.

Контрольные вопросы

В столбце слева перечислены термины, упоминавшиеся выше. Найдите опре­деление каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву.

22. _____ Юность а. Группа друзей, «тусовка»

23. _____ Вторичные половые признаки б. Бунт против родителей и поиск собственного «Я»

24. _____ Основные половые функции в. Период перехода от детства к взрослой жизни

25. _____ Компания г. Друзья примерно одного возраста

26. _____ Сверстники д. Расширение бедер, развитие молочных желез,

изменение голоса

27. _____ Пускание корней е. Начало менструаций

28. _____ Декада попыток ж. Чувство удовлетворенности жизнью, появляющееся

примерно к сорока годам

29. _____ Кризис самоутверждения з. Место, где можно достойно умереть

30. _____ Переход середины жизни и. Период честолюбивых замыслов и устремлений

31. _____ Геронтология к. Наука, изучающая процесс старения человека

32. _____ Хоспис л. Изменения, происходящие с человеком в возрасте от

40 до 50 лет

Хоспис: больница для не­излечимых боль­ных, где наряду с лечением на первый план выступает вни­мательное отно­шение к паци­ентам, понима­ние их пережи­вании и уваже­ние к их чувству собственного достоинства.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.

ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Ниже приведен список тем для самостоятельной работы.

1. Очертите круг вопросов, изучаемых возрастной психологией.

2. Объясните, почему решение завести ребенка играет такую важную роль в жизни человека.

3. Опишите, как появление детей влияет на жизнь семьи.

4. Перечислите факторы, которые следует учитывать родителям при планиро­вании количества детей в семье, распределении обязанностей и выборе сти­ля воспитания детей.

5. Расскажите, о чем надо позаботиться будущим родителям еще до рождения ребенка.

6. Опишите три подхода к родовспоможению.

7. Перечислите основные возрастные этапы развития человека.

8. Опишите образ жизни новорожденного ребенка.

9. Назовите три основные потребности ребенка в неонатальный период.

10. Расскажите об основных проблемах раннего детства и школьного возраста.

11. Перечислите возрастные этапы развития взрослого человека (по Левинсону) и опишите их особенности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...