Кто говорит: человек или машина) 4 глава
Еще одной серьезной молодежной проблемой является употребление наркотиков и алкоголя. Если родители являются алкоголиками или наркоманами, то их дети-подростки как правило, следуют их примеру. Но еще более сильное влияние оказывают на подростков их сверстники. Несмотря на то что скорость прироста числа наркоманов в США в настоящее время несколько уменьшилась, в городах и пригородных зонах проблема наркомании стоит очень остро. В России дело обстоит еще тяжелей; проблемой профилактики распространения наркотиков в подростковой среде сейчас по-настоящему никто не занимается. Причем наркомании подвержены подростки практически всех слоев общества — соответственно, по разным причинам. Интеллектуальное развитие Превращение ребенка во взрослого, которое происходит в юности, требует также и расширения возможностей мышления. В юношеском возрасте человек начинает глубже осознавать смысл абстрактных понятий и учится ими оперировать. Подростки начинают понимать, что у каждого человека должны быть права и чувство собственного достоинства. С осознанием этого у них обостряется чувство справедливости и совесть. По данным Роджерса (Rogers, 1972), у подростков также улучшается умение планировать свое будущее. Средний пятнадцати-шестнадцатилетний подросток способен строить планы на 10-20 лет вперед и готовиться к грядущим переменам в жизни. Упражнение 6.7 Ниже приведены примеры изменений, происходящих с людьми в юношеском возрасте. Укажите, к какой категории относятся изменения, описанные в каждом примере, — к физиологическим, социальным или интеллектуальным? а. ______ Четырнадцатилетний Тони прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съеживаться и краснеть, когда роди тели просят его сыграть что-нибудь для своих гостей.
б. ______ Пятнадцатилетняя Шакти пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как родители попросили ее вынуть тарелки из посудомоечной машины. Она кричала: «Все указывают мне, что я должна делать! У меня не остается времени для себя!» в. ______ Теперь, когда Питеру исполнилось 16 лет, он стал терпимее относиться к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьей в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями. г. ______ Бедняга Нэд! После того как ему исполнилось 13 лет, его исключили из хора мальчиков. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «дает петуха». д. ______ С тех пор как Гайе стукнуло 13, она отказывается носить многие из своих прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определенной наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу казаться "белой вороной"». Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА Последние исследования процесса развития взрослого человека показали, что все люди в той или иной степени проходят в своей жизни через одни и те же этапы (Levinson, 1986). Жизнь взрослого человека имеет вполне определенную циклическую структуру. Некоторые люди развиваются таким образом, что эта структура несколько усложняется, а иногда и изменяется, но, как правило, все проходят через одни и те же этапы развития:
Молодость Невозможно точно установить момент окончания юности. Многие из тех, кому за тридцать, все еще не справились с юношескими проблемами, хотя порой выполняют некоторые обязанности, свойственные вполне взрослым людям, уже к 20 годам. Люди, которые дольше обычного срока получают образование или продолжают жить в родительском доме, взрослеют медленнее. Молодой человек, получивший диплом бакалавра, затем магистра и продолжающий учебу, чтобы получить докторскую степень, склонен общаться с людьми моложе себя. Если он постоянно обращается к родителям за деньгами и уклоняется от работы и общественных обязанностей, то он задержался в юношеском возрасте. Обычно взрослая ответственность приходит к человеку вместе с важными решениями. Самые серьезные из них — это выбор спутника жизни и профессии (см. главы 12 и 16). Молодость обычно начинается с планов и надежд. Шихай и Гулд (Sheehy, 1976; Gould, 1975) независимо друг от друга опросили молодых людей в возрасте между 20 и 30 годами и выяснили, что для этого возраста характерны честолюбие и целеустремленность. Ши-хай назвал этот возрастной этап «декадой попыток». Левинсон (Levinson, 1986) рассматривал возраст от 20 до 30 как начало взросления.* * В оригинале употребляется термин early adulthood (англ. ранняя взрослость). (Прим. науч. ред.)
Это возраст, когда люди выбрали для себя жизненный стиль и получили полную независимость. Шихай (Sheeny, 1976), Гулд (Gould, 1975) и Левинсон (Levinson, 1986) обследовали также молодых людей в возрасте от 30 до 40 лет и пришли к выводу, что после тридцати лет наступает время переоценки достигнутых результатов (этап 3 по Левинсону). Люди стремятся восполнить пробелы в своей жизни. Бездетные супружеские пары начинают подумывать о том, чтобы обзавестись детьми. Женщины, до сих пор занимавшиеся домом и семьей, ищут возможность начать работать. Многие из супружеских пар, женатых более семи лет, начинают испытывать неудовлетворенность своим браком и «оглядываться по сторонам». С приближением к сорока годам к людям, как правило, приходит ощущение стабильности своей жизни и удовлетворенности (этап 4 по Левинсону). Шихай назвал этот период временем «пускания корней».
В возрасте от 20 до 40 лет с человеком происходит много изменений. После двадцати лет в его характере еще часто присутствуют черты, свидетельствующие о незрелости личности, но к завершению этапа молодости они, как правило, исчезают. По каким признакам можно определить, является ли личность человека зрелой? Большинство психологов считают, что для зрелой личности характерны чувство ответственности и наличие ряда индивидуальных особенностей. Ниже приводится перечень атрибутов зрелости, по которому вы можете проверить, являетесь ли вы зрелым человеком. • Способность самостоятельно мыслить. Если вы — зрелая личность, то вы способны иметь по любому вопросу собственное мнение, основанное на вашей системе ценностей. Вы, конечно, можете советоваться с другими людьми, но окончательные решения всегда принимаете сами. • Готовность принять на себя ответственность за свои поступки. Если вы совершили ошибку, то готовы признать свои недостатки и взять вину на себя. • Умение преодолевать страх и сдерживать гнев. Несмотря на то что вы по-прежнему иногда испытываете тревогу или раздражение, вы научились владеть собой. Вы больше не впадаете в панику, не разражаетесь слезами и умеете контролировать свой гнев. • Желание работать. Вместо того чтобы уклоняться от ответственности, вы хотите приносить пользу обществу и добиться полной финансовой независимости. Вы предпочитаете, чтобы ваше материальное положение не зависело от родителей и родственников. • Способность к любви и построению прочных отношений с партнером. Вы умеете проявлять свои чувства и понимать чувства другого человека и способны поддерживать глубокие и близкие отношения. Упражнение 6.8 Прочитайте сюжет и подчеркните одной чертой все поступки героини, характерные для незрелой личности, а двумя — характерные для зрелой. Двадцативосьмилетняя Натали работает парикмахером. Ей нравится ее работа, но хозяин парикмахерской подумывает о том, чтобы ее уволить. Дело в том, что Натали сердится на клиентов и грубит им, если они недовольны ее работой. Вчера она заявила одному клиенту, что его отвратительные волосы вообще невозможно хорошо уложить, потому что они слишком редкие и тонкие. Хозяин сказал ей, что если она не научится прилично себя вести, то он не позволит ей продолжать работать в его парикмахерской.
У Натали есть близкий приятель, которому она рассказала о своих проблемах. Он выслушал и посочувствовал ее трудностям. Но Натали никак не может решить, следует ли ей поменять профессию. Она собирается сегодня вечером позвонить маме, чтобы та посоветовала, как поступить. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ЗРЕЛОСТЬ После того как люди примерно к сорока годам обустраивают свою жизнь и, по выражению Шихая, «пускают корни», на пятом десятке к ним, как правило, опять приходит ощущение неудовлетворенности, которое можно назвать «вырыванием корней». Становятся все более заметными признаки физиологического старения. После сорока на лице появляются морщины, фигура теряет стройность, волосы седеют или редеют. Однако те мужчины и женщины, которые довольны своим образом жизни и достижениями, обычно легче приспосабливаются к переменам, происходящим в зрелом возрасте. Изменения, характерные для зрелого возраста, породили ряд выражений типа «бунт среднего возраста», «кризис середины жизни» и «кризис среднего возраста». Все эти выражения указывают на осознание человеком того факта, что молодость прошла и надо смириться с приближением старости. Левинсон (Levinson, 1986) назвал этот этап, пятый по счету, «срединным переходом». Это время переоценки ценностей и подведения итогов достигнутого, когда приходит понимание, что времени осталось не так уж много. Первая половина жизни прошла. Приведенная в Приложении 6.5 выдержка из статьи дает современное представление о проблемах, с которыми люди сталкиваются в среднем возрасте. В дополнение к собственным проблемам людям зрелого возраста приходится заботиться о своих стареющих родителях, а иногда и пережить смерть одного или обоих из них. В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены. В недавнем прошлом ученые уделяли большое внимание проблемам, связанным с климаксом, наступающим у женщин в зрелом возрасте. Здесь необходимо заметить, что климакс свойствен не только женщинам, но и мужчинам. Просто ученые (видимо, в большинстве своем — мужчины) больше уделяли внимание протеканию климактерического периода именно у женщин.
За последнее время психологи выяснили, что многие представления о климаксе не имеют научного подтверждения. Например, депрессия совершенно не обязательно бывает связана с гормональными изменениями, происходящими в организме женщины при переходе к менопаузе. Симптомы депрессии могут иметь психологические причины. Кроме того, интерес женщин к половой жизни и получаемое от нее удовольствие с наступлением менопаузы не уменьшаются. Наоборот, половая жизнь приносит больше удовлетворения, поскольку женщина не боится забеременеть. Тем не менее результаты опросов говорят о том, что в обществе преобладают отрицательные представления о климаксе и менопаузе, и эти представления вызывают больше проблем, чем сами явления (Adler, 1991). Как правило, работающие женщины адаптируются к наступлению зрелого возраста легче, чем неработающие. Это дает основание считать, что социальные и психологические факторы играют, как минимум, такую же роль в процессе адаптации, как физиологические изменения, происходящие в организме женщины в зрелом возрасте. В среднем возрасте депрессия встречается одинаково часто как у мужчин, так и у женщин. Мужчин, которые занимаются тяжелой физической работой, часто огорчает то, что их силы слабеют. Те мужчины, которые работают в офисах или на производстве, еще не ощущают ухудшения своей работоспособности, но и они постепенно осознают, что годы самой плодотворной работы подходят к концу. Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью и достижениями, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие. По классификации Левинсона, в период зрелости люди проходят через 6, 7 и 8 этапы развития. Они начинают лучше понимать и принимать себя и свой стиль жизни. В идеальном случае в этом возрасте к людям должно прийти более глубокое постижение и приятие себя и своей жизни. Упражнение 6.9 Льюису и Стелле по сорок лет. Они женаты двадцать лет, и у них есть восемнадцатилетняя дочь. Льюис работает портовым грузчиком на погрузке и разгрузке кораблей. Стелла никогда прежде не работала и теперь подумывает о том, чтобы поискать для себя место. Представьте себе, что они попросили вас помочь им составить жизненные планы на период зрелости. Расскажите им о том, чего им следует ожидать и как лучше приспособиться к грядущим изменениям. а. Льюис _______________________________________ б. Стелла _________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ В прежние времена специалисты по возрастной психологии, в основном интересовались ранними этапами развития человека. Но в последнее время появился и постоянно возрастает интерес к геронтологии, то есть к науке о старении. Средний возраст населения США растет. При переписи населения, проведенной в 1985 году, оказалось, что 13 % населения страны — это люди старше 65 лет. Геронтология (от греч. gerwn – старый и logox – учение): наука, изучающая процесс старения человека. Приложение 6.5. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ НОВОЕ О СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ Министерство по делам семьи США проводило опрос случайной выборки населения, включавшей 1200 американцев, и на вопрос «Когда начинается средний возраст?» 41% респондентов ответили, что он приходит тогда, когда люди начинают беспокоиться, хватит ли им денег на печение; 42 % сказали, что это происходит, когда самый младший из детей покидает родительский дом; 46 % считали, что люди вступают в средний возраст, когда перестают узнавать названия рок-групп, выступления которых слышат по радио. Но какое бы мы ни выбрали определение, средний возраст все равно останется наименее изученным периодом жизни человека. «Это последняя область человеческого развития, для которой еще не составлена карта», — сказала Адель Симмонс (Adele Simmons), президент фонда МакАртура, объявляя в 1989 году о выделении 10 миллионов долларов на финансирование самых широкомасштабных научных работ по исследованию этого периода. Группа ученых под руководством Гилберта Брима (Gilbert Brim) за восемь лет работы приложила большие усилия, пытаясь прояснить многие вопросы, в том числе почему, подойдя к рубежу середины жизни, одни из нас бьют все рекорды, а другие бьются головой об стену... «В середине жизни происходит много перемен, поворотов и зигзагов на жизненном пути; он еще не проторен, — говорит Брим. — Успехи сменяются неудачами, и наоборот». Ученые из группы Брима особенно критикуют концепцию «кризиса середины жизни». «Это такое туманное понятие — его нельзя принимать за медицинский диагноз, — говорит Брим и добавляет: — Какой прекрасный выход из положения! На "кризис середины жизни" можно свалить все, что угодно: у людей появляется возможность возлагать ответственность за свои чувства на какие-то внешние обстоятельства». Другие ученые соглашаются с ним в том, что лишь очень немногие люди переживают полный развал прежних отношений; отправить жену «на свалку» и уйти к молодой подружке — это скорее сюжет для романа или фантастического рассказа, чем событие из реальной жизни. Сказанное относится и к синдрому Гогена, который в 43 года сбежал на Таити. Люди действительно заводят романы на стороне и меняют жен, но часто это происходит из-за того, что их семья развалилась по причинам, не имеющим ничего общего с кризисом середины жизни. Несмотря на это, миф о кризисе середины жизни весьма живуч... Как считают специалисты, на самом деле в середине жизни многие начинают острее ощущать ограниченность своих возможностей. Поэтому важной задачей становится изменение представлений, которые человек имеет о самом себе. «В первой половине жизни происходит много важных событий, которые являются источниками удовлетворения: успешная учеба, первая работа, быстрое продвижение по службе, вступление в брак, рождение первенца», — говорит психолог Роберт Е. Симмонс (Robert E. Sim-mons). А затем «становится все труднее получать удовлетворение из внешних источников, поскольку их остается не так уж много. Поэтому человеку не остается ничего другого, кроме как обратиться к своей внутренней системе самооценки». Это означает, что надо найти новые источники удовлетворения — например, начать тренировать детскую спортивную команду, учиться играть на саксофоне или пойти работать школьным учителем. В противоположность общепринятому мнению многие считают, что в возрасте от 50 до 60 лет человек наоборот чувствует себя спокойнее и меньше подвержен стрессам. «С точки зрения психического здоровья середина жизни — самый лучший возраст», — считает Рональд Кес-слер (Ronald Kessler). Одно из биомедицинских исследований привело к обнадеживающим результатам, показав, что между 40 и 60 годами происходит частичная гибель клеток, из которых состоит отдел головного мозга, отвечающий за чувство тревоги; этим можно объяснить отчасти то «благодушие», которое многие испытывают в среднем возрасте... Источник: Beck, M. (1992, December) The new middle age. Newsweek. Старение вызывает некоторый упадок жизненных сил. Поэтому стареющий человек обычно часто посещает врачей и много думает о смерти (Kalish and Reynolds, 1976). Если с молодости заботиться о своем здоровье, придерживаться разумной диеты и заниматься физическими упражнениями, то старость, скорее всего, не принесет с собой болезней. Эби Блэйк, известный джазовый пианист и композитор, в возрасте 98 лет шутил: «Если бы я знал, что протяну так долго, я бы лучше о себе заботился». К сожалению, значительная часть нашего общества, в том числе старшеклассники и студенты колледжей, склонны пренебрежительно относиться к пожилым людям. Такое отношение к старости называется эйджизмом. Среди белого населения Америки распространен стереотипный подход к старикам, которым приписывают такие качества, как косность, нежелание менять свои привычки и слабоумие. На самом деле старение совсем не обязательно сопровождается потерей памяти, которая чаще всего происходит в результате болезни. Лишь 6 % пожилых людей страдают ухудшением умственных способностей, ведущей причиной которого является болезньАльцгеймера. Молодые люди, стереотипно относящиеся к старикам, часто разговаривают с ними особым тоном, медленно и громко проговаривая слова (Wingfield et al., 1989). В семьях латиноамериканцов и афроамериканцев к старым людям относятся, как правило, более уважительно. Дедушки и бабушки присматривают за детьми и принимают участие в решении семейных проблем (Markides and Kraus, 1986). Эйджизм: негативное отношение к людям пожилого возраста. Уход на пенсию является одним из самых серьезных событий в жизни пожилых людей, особенно если он не предусмотрен заранее. Пожилые люди должны спланировать свои финансовые дела, а также придумать для себя новые интересы и занятия. У них имеются самые разнообразные варианты, чем занять себя: путешествия, чтение, различные хобби, общественная работа или даже обучение новой профессии. К сожалению, уход на пенсию иногда происходит внезапно. По данным Министерства труда США, уровень самоубийств среди людей, которые стали пенсионерами не по своей воле, в двенадцать раз выше среднего. Часто люди совершают самоубийство из-за того, что чувствуют себя ненужными и не видят больше смысла в жизни. Приложение 6.6. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ВСТРЕЧА С ГАДАЛКОЙ Новый пациент дома престарелых был высокого роста и отлично выглядел. Он не пользовался инвалидным креслом и передвигался без костылей и даже без палки. Проходя через холл в столовую или направляясь еще куда-либо, он стал замечать, что одна пожилая дама в инвалидном кресле постоянно и с нескрываемым любопытством наблюдает за ним. Ему это стало надоедать, и однажды он остановился около ее кресла и завел с ней разговор. Представившись, он сказал: «Проходя мимо вас, я случайно заметил, что вы наблюдаете за мной с несколько повышенным интересом. Со мной что-нибудь не так?» «Нет, все в порядке, просто вы очень похожи на моего четвертого мужа», — отвечала она. «Весьма интересно, — сказал он. — А сколько же раз, если не секрет, вы были замужем?» «Три», — ответила дама. Источник: Townsend, I. M. (1992, July/August) Visit with a fortune teller. Saturday Evening Post.
В прошлом стареющие родители, а также бабушки и дедушки жили вместе с детьми и внуками. Сейчас все больше стариков оказываются в общинах пенсионеров, домах престарелых и интернатах. В обществе предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы помочь старикам изменить свое отношение к жизни и увидеть, что она полна смысла и радости. Статья в Приложении 6.6 является примером того, что и в домах престарелых случаются приятные события! Поэт Кеннет Коч (Kenneth Koch, 1977) посещал дома престарелых и обучал стариков писать стихи. Одна старая женщина выразила ощущение осмысленности жизни, которое пришло к ней вслед за поэтическим творчеством, в следующем стихотворении: Ни матери, ни отца, ни сестры — Все ушли и не будет других. Я так одинока, И все же где-то в душе Во мне живет радость жизни, Когда читаю стихи О том,что вокруг меня, О солнце в высоком небе, У меня рождается надежда. Мэри Захорджко, 94 года Результаты исследований (Neugarten, 1980) дают основания надеяться, что установки по отношению к старению могут вскоре измениться. Предполагается, что возраст начинает постепенно терять свое значение. Появилось много «молодых стариков», которые полны энергии, бодрости и здоровья. Сам по себе возраст не определяет стиль жизни человека. Все меньше пожилых людей соглашаются с традиционной ролью, отводимой старикам. И наоборот, все большее количество пожилых людей активно работают, занимаются общественной деятельностью и вообще радуются жизни. Упражнение 6.10 Планирование своей жизни помогает человеку подготовиться к старости и облегчает адаптацию. Для каждого из перечисленных аспектов жизни предложите запланировать одно мероприятие, которое помогло бы человеку адаптироваться к старости. а. Здоровье ____________________________________ б. Финансы ____________________________________ в. Интересы_____________________________________ г. Отношение к жизни ______________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. СМЕРТЬ И ПРОЦЕСС УМИРАНИЯ Замечали ли вы, что люди стараются избегать употребления слова «смерть»? Друзья и родственники умершей женщины скорее скажут «она нас покинула» или «ее больше нет с нами», чем «она умерла». Даже привыкшие к смерти врачи и медицинские сестры обычно используют формулировку «больной скончался». Возможно, вы когда-нибудь задумывались и над тем, почему страховка, выплачиваемая в случае смерти, называется «страхованием жизни». Многим старым людям приходится пережить смерть своего супруга, друзей, братьев и сестер, а иногда —даже собственных детей. Очень часто старикам бывает необходимо как-то выразить свое горе, но окружающие игнорируют эту их потребность. До недавних пор тема смерти была запретной, и ее старались всячески избегать. Даже если человек был болен неизлечимой смертельной болезнью, его родственники и друзья убеждали его, что он будет жить. Вайсман (Weisman, 1972) назвал это «заговором молчания». Умирающий человек не мог рассчитывать на честный ответ, спрашивая о своих перспективах на будущее. Кюблер-Росс (Kubler-Ross, 1969) многое сделала для того, чтобы смерть перестала быть запретной темой. Проведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживаниях пять этапов. • Отрицание. Узнав о том, что его болезнь смертельна, больной уверяет себя, что это ошибка. Он уверен, что диагноз поставлен неправильно или врачи что-то перепутали. • Гнев. Потом больной задает вопрос: «Почему именно я?» и начинает роптать на Бога, судьбу или кого-нибудь еще, кого считает виноватым. Очень часто больные обвиняют в своей болезни врачей. • Депрессия. Больной теряет интерес к жизни, его охватывает отчаяние и чувство полной безнадежности. • Торг. Больные обещают все, что угодно, в обмен на продление своей жизни. Некоторые из них обещают своим врачам бросить курить, пить или не есть сахара, если те помогут им сохранить жизнь. Другие обещают Богу начать праведную жизнь. • Приятие. На последнем этапе у больных наступает внутреннее опустошение. Хотя они не становятся веселыми, у них в душах воцаряется мир, и в конце концов они смиряются с неизбежностью смерти. Кастенбаум и Коста (Kastenbaum and Kosta, 1977) подвергли критике предложенную Кюблер-Росс классификацию этапов процесса умирания. Они утверждали, что не все умирающие проходят через каждый из этих этапов. Кроме того, не всегда сохраняется очередность этапов. Они также выражали озабоченность тем, что друзья и родственники будут относиться к умирающим без должного понимания и сострадания, если им станет известно о существовании таких этапов. Они будут считать, что какое-либо переживание умирающего — «это просто очередной этап». Повысившийся в последнее время интерес к смерти и возросшая забота об умирающих послужили толчком для возникновения в США движения по открытию хосписов. Хоспис — это место, где неизлечимый больной может спокойно и достойно умереть. Услуги хосписа могут быть предоставлены умирающему больному на дому или в специальном учреждении. Главное внимание в хосписах уделяется тому, чтобы к больным относились с пониманием и уважением. Пациенты и члены их семей делятся друг с другом своими чувствами, разговаривают о смерти и даже планируют похороны. У умирающего вырабатывается более спокойное отношение к смерти, в результате чего разрешаются многие эмоциональные, моральные и практические проблемы, связанные со смертью. Контрольные вопросы В столбце слева перечислены термины, упоминавшиеся выше. Найдите определение каждого из них в правом столбце и напишите на оставленном для этого месте в левом столбце соответствующую букву. 22. _____ Юность а. Группа друзей, «тусовка» 23. _____ Вторичные половые признаки б. Бунт против родителей и поиск собственного «Я» 24. _____ Основные половые функции в. Период перехода от детства к взрослой жизни 25. _____ Компания г. Друзья примерно одного возраста 26. _____ Сверстники д. Расширение бедер, развитие молочных желез, изменение голоса 27. _____ Пускание корней е. Начало менструаций 28. _____ Декада попыток ж. Чувство удовлетворенности жизнью, появляющееся примерно к сорока годам 29. _____ Кризис самоутверждения з. Место, где можно достойно умереть 30. _____ Переход середины жизни и. Период честолюбивых замыслов и устремлений 31. _____ Геронтология к. Наука, изучающая процесс старения человека 32. _____ Хоспис л. Изменения, происходящие с человеком в возрасте от 40 до 50 лет Хоспис: больница для неизлечимых больных, где наряду с лечением на первый план выступает внимательное отношение к пациентам, понимание их переживании и уважение к их чувству собственного достоинства. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе. ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Очертите круг вопросов, изучаемых возрастной психологией. 2. Объясните, почему решение завести ребенка играет такую важную роль в жизни человека. 3. Опишите, как появление детей влияет на жизнь семьи. 4. Перечислите факторы, которые следует учитывать родителям при планировании количества детей в семье, распределении обязанностей и выборе стиля воспитания детей. 5. Расскажите, о чем надо позаботиться будущим родителям еще до рождения ребенка. 6. Опишите три подхода к родовспоможению. 7. Перечислите основные возрастные этапы развития человека. 8. Опишите образ жизни новорожденного ребенка. 9. Назовите три основные потребности ребенка в неонатальный период. 10. Расскажите об основных проблемах раннего детства и школьного возраста. 11. Перечислите возрастные этапы развития взрослого человека (по Левинсону) и опишите их особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|