Кто говорит: человек или машина) 3 глава
а. _________________________________________ б. _________________________________________ в. ___________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. По мере того как новорожденный растет и переходит из неонатального периода в младенческий возраст, он продолжает испытывать сильную потребность в ласке. У детей, которые чувствуют, что родители их любят и принимают, в дальнейшем развивается чувство собственного достоинства и вырабатывается позитивная самооценка. Постоянно удовлетворяя потребности малыша, родители способствуют развитию у него чувства доверия к миру. К концу первого года жизни большинство детей могут отличать знакомых людей от незнакомцев. Малыши, у которых уже развито чувство доверия, чувствуют себя в безопасности со знакомыми людьми, но могут «скептически» относиться к незнакомцам. Многих родителей волнует вопрос о том, чем и когда следует кормить ребенка. Чаще всего родители задают два вопроса: «Что полезнее для нашего ребенка — грудное или искусственное вскармливание?» и «Когда лучше кормить ребенка — по часам или когда он сам захочет?» Отвечая на первый вопрос, следует отметить, что грудное вскармливание имеет определенные преимущества. С молоком матери ребенок получает природные компоненты, повышающие иммунитет. У матери нет необходимости тратить деньги на приобретение молочных смесей. Однако при грудном вскармливании свобода матери несколько ограничена, и если женщина испытывает депрессию, относится к ребенку как к обузе и чувствует себя им связанной, то кормление грудью может утомлять ее и вызывать еще большую подавленность. По данным Массена (Mussen and others, 1978), отношение родителей к ребенку и ласковое обращение с ним во время кормления играют более важную роль, чем то, кормят ли его грудью или из бутылочки. Не так уж важно, чем кормить малыша, если родители проявляют к нему внимание и ласково обращаются, разговаривают с ним и берут на руки.
Ответ на второй вопрос — надо ли строго соблюдать режим кормления — зависит от того, какого стиля жизни придерживаются сами родители. Исследования показали, что здоровье младенцев, которых кормят по их требованию, не хуже, чем у тех, кого кормят строго по графику. Кормление должно происходить в спокойной обстановке и быть для ребенка счастливым временем, но необходимо позаботиться и о родителях — их комфорт и соответствие графика кормления режиму их жизни также играют важную роль. Если сами родители встают ровно в 7 часов утра, завтракают в 7.30, в полдень съедают свой ленч, а обедают ровно в 7 часов вечера, то им, вероятно, будет удобнее кормить ребенка по часам. И наоборот, если родители встают между 6 и 10 утра, иногда не завтракают вообще, а устраивают ленч пораньше, после полудня перекусывают на ходу и обедают, когда проголодаются, им, наверное, удобнее и ребенка кормить не по часам, а когда он попросит. При условии, что кормления сопровождаются лаской и проявлениями любви к ребенку, он постепенно привыкнет к любому из этих вариантов. Малышу необходима не только родительская любовь — надо еще и стимулировать его развитие. Даже в первые месяцы жизни младенцы предпочитают все новое и неизведанное (Fantz, 1958). Они любят, когда над кроваткой подвешивают погремушки, а саму кроватку передвигают, чтобы им открылся новый вид. Попав в другую комнату или в новую для себя обстановку, малыши с интересом рассматривают все вокруг. Им необходимо изучать различные предметы и манипулировать ими. Осязательные, обонятельные и слуховые ощущения играют очень важную роль. Когда дети начинают ползать, они становятся еще любопытнее. Хотя манеж очень удобен с точки зрения безопасности, малышам надо давать возможность исследовать окружающий их мир. Им необходимо знакомиться с новыми местами. Прогулки по двору и по улицам, походы в магазин или в гости к знакомым оказывают стимулирующее воздействие на их развитие.
Рис. 6.2. Буквальная интерпретация образных выражений. В первые два года своей жизни ребенок играет один. Он исследует окружающий мир, забавляется игрушками и «понарошку» изображает различные виды деятельности взрослых. Часто во время игры дети разговаривают сами с собой. Развитие речи начинается с «гуления» и лепета. Несмотря на то что обычно годовалый ребенок может понять обращенную к нему простую речь, сам он может сказать только несколько слов. В возрасте от одного до двух лет дети выучивают некоторые словосочетания. Обычно они неправильно произносят слова; например, слово «конфета» у них звучит как «кетка». Вы, вероятно, не раз слышали подобный детский лепет. Надо ли поправлять ребенка, когда он неправильно произносит слова? Большинство психологов советуют не делать этого, потому что ребенка это раздражает. Однако сами родители не должны повторять «детские» искаженные слова. Напротив, они должны произносить слова правильно и четко. Иначе над их ребенком в конце концов будут смеяться другие дети. У двухлетних детей часто возникают проблемы при общении. Им не хватает словарного запаса, поэтому они пытаются добиться, чтобы взрослые их поняли, повторяя сказанное более громким голосом. Представьте себе, что ребенок хочет печенья. Он спрашивает: «Питеня?» Если отец отвечает «Нет», то ребенок повторяет, но уже громче: «Питеня!», как будто отец не слышал или не понял его первую просьбу. Лучше, если родители сообщат ребенку, что его просьба или высказывание ими поняты. В описанной выше ситуации отцу рекомендуется ответить: «Я знаю, что ты хочешь печенья прямо сейчас, но я бы хотел, чтобы сначала ты съел свой завтрак. Доешь кашу, и ты получишь печенье. Если хочешь печенья, поешь каши». С двухлетними детьми надо разговаривать ясным и понятным языком. Часто, услышав идиоматическое или образное выражение, они понимают его в буквальном смысле и пугаются или запутываются. На рис. 6.2 приведены некоторые примеры возникающей в таких случаях путаницы.
Маленькие дети часто боятся оставаться в темной комнате, но не умеют подобрать слова, чтобы рассказать о своих страхах. Чтобы успокоить подобные страхи, достаточно просто опустить шторы, закрыть дверцы шкафов и включить ночник. По представлениям американской культуры, самым важным качеством, которое вырабатывается у ребенка в период младенчества, является самостоятельность. Ребенок, который сначала полностью зависел от родителей, к трем годам постепенно научается понимать речь, говорить, ходить, самостоятельно есть, пользоваться туалетом и надевать кое-что из одежды. Необходимо поощрять всякую попытку ребенка сделать что-либо самостоятельно. По мере взросления он начинает все более и более проявлять независимость. Вероятно, вам приходилось слышать выражение «ужасные двухлетки». Двухлетние дети очень гордятся своими достижениями и хотят, чтобы их личность была признана окружающими. Часто их любимым словом становится «Нет». У них появляются собственные мысли, и они уже не столь охотно, как год назад, соглашаются с правилами, установленными взрослыми. Упрямство «двухлеток» не связано с приобретением новых умений, они их приобретают и после трех (и после четырех и т. д.) лет. Этот период «несдержанности и капризов» приходится обычно на 2,5-3 года и связан с появлением так называемого «Я». Ребенок вдруг понимает, что есть внешний мир, который имеет свои желания, зачастую противоречащие его желаниям..Отчаянные попытки восстановить прежнее ощущение полного контроля над окружением и выливаются в подобные акты упрямства. Упражнение 6.5 Ниже описаны несколько конфликтных ситуаций, когда у родителей возникли разногласия по поводу воспитания их малыша. Представьте себе, что вас попросили помочь этим родителям разрешить их споры. В каждом случае укажите, чье мнение вы разделяете. а. Джордж: С Честером что-то не так: ему не нравятся незнакомые люди. Как только его берет на руки незнакомый человек, он начинает плакать.
Хелен: Честер — вполне нормальный ребенок. Ему уже почти годик, и он умеет отличать наших друзей от незнакомцев. Он доверяет только тем, кого знает, а это абсолютно нормально для его возраста. Джордж _______ или Хелен _____ б. Марша: Не надо класть Лалу в кроватку, чтобы она сосала свою бутылочку в одиночестве. Во время кормления нам надо с ней разговаривать, чтобы она знала, что мы о ней заботимся. Отто: Чепуха! Не надо отвлекать ее от еды. Ей уже полгода, и она должна учиться самостоятельности. Марша ______ или Отто ______ в. Xуанита: Теперь, когда у нас появился ребенок, нам надо стать более организованными. Малыши должны есть через каждые четыре часа. Мне придется попортить себе нервы, стараясь соблюдать режим, но думаю, что так будет лучше для маленького Эллиота. Генри: Думаю, что маленький Эллиот прекрасно обойдется без всякого режима. Почему бы нам не кормить его тогда, когда он голоден? Ведь сами мы едим, как только проголодаемся. Хуанита ________ или Генри ________ г. Патрик: Пусть лучше малышка Бриджит лежит в своей кроватке. Привыкнув к одному месту, она будет чувствовать себя увереннее. Если мы будем носить ее с места на место, у нее в голове все перепутается. К э тл и н: А я считаю, что мы должны дать Бриджит возможность видеть разные вещи. Ее развитие надо стимулировать, а не заставлять ее смотреть из своей кроватки все время на одни и те же предметы. Патрик _______ или Кэтлин ______ д. Сидней: Маленькая Алисия вместо «апельсин» всегда говорит «песин». Думаю, что нам надо стараться четко произносить слово «апельсин», чтобы она научилась выговаривать его правильно. Диана: Но ведь Алисия так забавно коверкает слова! Давай не будем портить себе удовольствие, исправляя ее произношение. Сидней ______ или Диана _______ е. Нелли: Мне кажется, что с Ларри что-то случилось. Ни с того ни с сего он вдруг стал бояться ложиться спать. Он плачет и жалуется, что ему страшно. Я уверена, что он притворяется, чтобы привлечь к себе внимание. Может быть, его надо за это наказывать? Боб: Ларри только два года, и не исключено, что ночью ему и правда страшно. У многих двухлетних детей бывают разные страхи. Не наказывай его. Надо попробовать выяснить, что его беспокоит. Нелли ______ или Боб ________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. РАННЕЕ ДЕТСТВО Раннее детство прежде традиционно называли «дошкольным возрастом». Однако в настоящее время всё возрастающее количество детей в возрасте от трех до шести лет посещают детские сады или другие детские учреждения. В программу этих учреждений входят в основном развивающие игры, а не обучение определенным дисциплинам. Вопрос о влиянии посещения детских учреждений на развитие детей остается пока неясным. Хотя после поступления в детский сад дети достигают некоторых успехов в интеллектуальном развитии, «домашние» дети быстро догоняют «детсадовских», когда начинают посещать то же детское учреждение (Clarke-Stewart, 1989). Исследование развития навыков общения у «детсадовских» детей дает противоречивые результаты (Haskins, 1985;. Phillips et al., 1987). Дело в том, что существующие детские учреждения и принятые в них программы дошкольного воспитания сильно отличаются друг от друга по качеству. В некоторых детских садах детям предлагается разнообразная развивающая деятельность, которой руководят заботливые и любящие свое дело воспитатели, но в то же время есть и такие детские учреждения, где группы переполнены, дети скучают, а воспитателей не хватает. Поэтому на вопрос о том, надо ли рекомендовать родителям отдавать детей в дошкольные учреждения, трудно дать однозначный ответ. В то время как в американской культуре подчеркивается важная роль тесной связи между матерью и ребенком, в полинезийских семьях этой связи не придается столь большого значения. По данным Лоннера (Lonner, 1988), на Самоа примерно половина всех детей за свое детство сменяют несколько приемных семей, и это не оказывает отрицательного влияния на их развитие. По всей вероятности, решающим фактором является качество ухода за детьми.
Для детей раннего возраста важнейшим занятием является игра. Через игровую деятельность маленький ребенок может дать выход агрессии и другим эмоциям. Ребенок, раздраженный приставаниями старших братьев и сестер или товарищей по играм, может выразить свои чувства, швырнув куклу или плюшевую зверюшку в стену или как-нибудь их наказав. Играя, дети выражают и положительные эмоции. Дети раннего возраста часто обнимают и ласкают кукол и плюшевых зверей. Но игра — не только способ выражения эмоций; она значит для ребенка гораздо больше. Дети дошкольного возраста учатся в основном посредством игровой деятельности (Piaget, 1952). До двух-трех лет дети, как правило, играют в одиночку или одновременно, но не вместе с другими детьми. Когда несколько двухлетних детей сидят вместе на полу, обычно каждый из них играет сам по себе. Дети только наблюдают друг за другом и повторяют действия соседа. Примерно с трех лет дети начинают играть действительно вместе. При этом им необходимо научиться понимать друг друга и разговаривать между собой. Родителям следует быть готовыми к тому, что, пока дети еще не научились делиться игрушками или играть ими по очереди, они будут часто ссориться. Психологи считают игры с другими детьми самым важным для дошкольника видом деятельности. Если дошкольнику не с кем играть, то его развитие может пострадать. Если ребенок живет далеко от других детей и у него нет товарищей по играм, то его надо специально водить в такие места, где он может встретиться с детьми и научиться играть вместе с ними. При игровой деятельности у детей развивается и координация движений. Такие занятия, как бег, прыжки, строительство из кубиков, катание на качелях и с горки, способствуют развитию крупных мышц. Раскрашивание, вырезание, приклеивание и складывание несложной мозаики способствуют развитию навыков тонких движений. Обычно в программу дошкольных учреждений включены все эти виды деятельности. Если ребенок не посещает детское учреждение, то следует дать ему возможность дома заниматься этими полезными видами игровой деятельности. Многие дети, которым не с кем играть, проводят много времени перед телевизором. К сожалению, при просмотре телепередач нельзя приобрести важное умение общаться и выработать столь необходимые двигательные навыки. Если дети познают мир в основном путем просмотра телевизионных передач, то у них может сложиться неправильное и предвзятое мнение о людях и об их взаимоотношениях. Родители должны следить за тем, какие передачи смотрят их дети, а также с особой осторожностью относиться к телерекламе. Рекламные ролики оказывают серьезное влияние на вкусы детей, а как правило, в них рекомендуется питаться продуктами с низкой калорийностью. Для большинства родителей вкусы их детей являются источником постоянных мучений. Поскольку в раннем детстве рост ребенка происходит медленнее по сравнению с периодом младенчества, у ребенка ухудшается аппетит. Поэтому дети раннего возраста очень разборчивы в еде. В результате прием пищи часто становится для них продолжением игры, и именно такая ситуация описана в юмористическом отрывке, приведенном в Приложении 6.4. Поскольку аппетит ребенка понижен, перед родителями встает трудная задача накормить ребенка самыми питательными продуктами. Как родители могут добиться, чтобы ребенок съедал все, что они считают нужным? И вообще, какими методами лучше поддерживать дисциплину? По мнению Колберга (Kohlberg, 1969, 1976), у большинства детей раннего возраста моральные принципы и понятия о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», формируются под влиянием поощрений и наказаний. Наказуемые поступки ребенок считает плохими, а поощряемые — хорошими. Маленькие дети основывают свою систему ценностей на установках родителей и других взрослых, мнением которых они дорожат. Жино (Ginott, 1969) советует родителям подвергать критике или порицать не саму личность ребенка, а только его поступки. Например, если маленький мальчик разбросал игрушки на полу в кухне, не нужно обвинять его в том, что он «неряшливый» или «глупый». Лучше направить «огонь критики» на устроенный им беспорядок. Можно сказать: «Я сержусь, когда ты разбрасываешь свои игрушки по всей кухне. В кухне беспорядок, и кроме того, кто-нибудь может споткнуться и упасть». Жино особенно подчеркивает тот факт, что ребенку надо предложить положительную альтернативу. Родители могут добавить: «Если ты уберешь игрушки в коробку, на кухне будет порядок и никто не упадет». Последовав этим советам, родители будут способствовать формированию у ребенка правильной системы ценностей и положительной самооценки. Приложение 6.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ КАК ЕСТЬ ПО-ДЕТСКИ - ИЛИ КАК НЕ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ Горошек. Растереть в пюре и размазать по тарелке тонким слоем. Вдавить вилку в гороховое пюре. Поднять вилку в вертикальное положение, зубцами вверх, и слизывать с нее гороховое пюре. Картофельное пюре. Сделайте из картофельного пюре горку и выровняйте ее вершину. Выкопайте ложкой несколько углублений в пюре. Представьте себе, что это пруды или озера. Наполните озера соусом. С помощью вилки соедините озера реками и наблюдайте, как по ним потечет соус. Украсьте все это горошком. Есть не надо. Альтернативный метод. Сделайте большое углубление в центре горы из картофельного пюре. Налейте в углубление кетчуп. Перемешивайте до тех пор, пока пюре не станет розовым. Ешьте тем же способом, который рекомендуется для горошка. Шпинат. Разделите всю порцию шпината на четыре кучки. Затем все перемешайте и поделите на три кучки. Повторив эту процедуру пять-шесть раз, отодвиньте тарелку и скажите, что вы сыты. Французские сосиски. Разговаривая, помахивайте сосиской в воздухе, чтобы усилить впечатление от сказанного. Вообразите, что вы дирижируете оркестром. Затем засуньте в рот сразу четыре сосиски и попытайтесь их разжевать. Повернитесь лицом к своей сестре, откройте рот и высуньте язык. Закройте рот и проглотите находящуюся там пищу. Улыбнитесь. Источник: Ephron, D. (1979, June). How to eat like a child. Saturday Evening Post. Упражнение 6.6 Представьте себе, что вам поручено составить программу для нового детского сада, который будут посещать дети в возрасте от двух до шести лет. Предложите виды деятельности, которые следует включить в программу по каждому пункту. Первый пункт за вас уже заполнили. а. Групповые игры: необходимо отвести время на то, чтобы дети общались друг с другом. Пусть они играют в групповые игры и занимаются деятельностью, в процессе которой им придется делиться игрушками и играть по очереди. б. Развитие двигательных функций крупных мышц ______________ в. Развитие тонкой моторики г. Просмотр телепередач д. Питание. е. Дисциплина. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ДЕТСТВО Детство, то есть период начальной школы от шести лет до начала полового созревания, приносит с собой много изменений. Несмотря на то что в начале этого периода ребенок растет не особенно быстро, происходят значительные сдвиги в его интеллектуальном, моральном и социальном развитии. Но детям школьного возраста все равно необходимо играть, чтобы развивать координацию движений и быть здоровыми. Дети, которые в школьном возрасте мало двигаются, в дальнейшем подвержены сердечным заболеваниям. Айсмэйл и Грубер (Ismail and Gruber, 1952) обнаружили, что результаты в учебе выше у тех детей, которые регулярно занимаются физическими упражнениями. По данным Пиаже (Piaget, 1952), примерно в 7 лет у большинства детей происходит целый ряд заметных сдвигов в интеллектуальном развитии. Память у них улучшается и становится более систематической. Дети начинают справляться с решением гораздо более трудных задач и объективнее оценивают собственные достижения. Они начинают отличать реальный мир от воображаемого и перестают верить в Деда Мороза. Они сравнивают себя со своими сверстниками по таким показателям, как результаты в учебе, спортивные достижения и популярность среди товарищей. В период учебы в начальной школе дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу. Для игр они объединяются в группы и склонны выбирать себе товарищей среди представителей собственной расы и этноса. Этот возрастной период часто называют «компанейским возрастом». К началу периода полового созревания компании становятся более тесными и состоят обычно из двух-трех близких друзей. Моральное развитие детей происходит постепенно, по мере того как они усваивают моральные принципы и правила своих учителей и друзей. Многие из игр, пользующихся популярностью у младшеклассников, ведутся по правилам. В этот период дети начинают лучше понимать значение правил и выносят суждение о моральности того или иного поступка, основываясь на том, согласуется ли он с установленными правилами или нарушает их (Kohlberg, 1976). Это большой шаг вперед по сравнению с ранним детским возрастом, когда мораль ребенка была ориентирована только на наказания и поощрения. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 14. Какое определение является верным для характеристики ребенка в неонатальный период? а. Недоношенный ребенок б. Новорожденный ребенок в. Возбудимый ребенок г. Нелюбимый ребенок 15. Какое вскармливание, по мнению психологов, полезнее для ребенка? а. Грудное вскармливание. б. Искусственное вскармливание. в. Смешанное вскармливание. г. Вскармливание может быть и грудным и искусственным, поскольку главным фактором является проявление любви к ребенку во время кормления. 16. Какого режима кормления грудного ребенка, по мнению психологов, следует придерживаться родителям? а. Кормить строго через каждые четыре часа б. Кормить строго через каждые три часа в. Кормить ребенка, когда он проголодается г. Выбрать режим кормления, удобный и для ребенка, и для родителей 17. Что необходимо младенцу кроме родительской любви? а. Строгие правила б. Нормы поведения в. Стимулирование развития г. Общение с другими младенцами Рис. 6.3. Помните правила игры в «Иван сказал» '? ' Это игра на внимание. Ведущий договаривается с участниками, что они должны выполнять какие-то действия (скакать, садиться-вставать, вертеть головой и т. д.), только если перед «приказанием» говорится «Иван сказал...». Если распоряжение отдано без этих начальных слов, оно не должно выполняться. Невнимательные — штрафуются. (Прим. науч. ред.)
18. Как следует правильно реагировать родителям, если их маленькая дочка коверкает слова? а. Позволить ей коверкать слова и самим произносить их так же, как она, чтобы она считала, что говорит правильно. б. Позволить ей коверкать слова, но самим произносить их правильно, чтобы она могла слышать верное произношение. в. Делать ей замечания и заставлять повторять слова с правильным произношением. г. Наказывать ее за неправильное произношение и выслушивать только тогда, когда она говорит правильно. 19. Какой вид деятельности важнее всего для ребенка дошкольного возраста? а. Групповые игры б. Чтение в. Просмотр телепередач г. Соблюдение правил 20. Дон — восьмилетний мальчик. Как вы думаете, в какой компании он предпочитает проводить свободное время? а. Группа восьмилетних мальчиков б. Группа восьмилетних девочек в. Один или два восьмилетних мальчика г. Компания, состоящая из одного-двух восьмилетних мальчиков и одной-двух восьмилетних девочек 21. В каком возрастном периоде дети обычно усваивают нормы морали и учатся соблюдать правила? а. Неонатальный период б. Младенчество в. Раннее детство г. Детство Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И ЮНОСТЬ За время, проходящее от момента зачатия до достижения человеком двенадцатилетнего возраста, с ним происходят поразительные перемены. В начале этого периода он представляет собой микроскопический зародыш, а в конце — уже подросшего ребенка. Затем с ним происходят дальнейшие физиологические, социальные и интеллектуальные изменения, в результате которых ребенок должен превратиться во взрослого человека. Период перехода от детства к зрелости называется подростковым возрастом и юностью. Левинсон (Levinson, 1986) рассматривает этот этап как предшествующий взрослости (нулевой этап). Это время, когда молодые люди обретают самостоятельность и перестают зависеть от родителей как материально, так и эмоционально. К концу данного периода у человека появляется чувство независимости и желание жить самостоятельно (этап 1 поЛевинсону). Физиологические изменения Примерно с двенадцатилетнего возраста ребенок вступает в период полового созревания. Начинается развитие вторичных половых признаков: у девочек становятся шире бедра и округляется грудь, а у мальчиков грубеет голос и развиваются мышцы. У подростков обоих полов начинают расти волосы на лобке и под мышками. Половое созревание завершается к тому времени, когда у подростков появляются основные половые функции. У девочек начинаются менструации, а у мальчиков увеличиваются размеры пениса и появляется потенция и способность к эякуляции. Возраст наступления половой зрелости колеблется в широких пределах. Обычно у девочек половое созревание начинается на два года раньше, чем у мальчиков. Изменения в социальном статусе Юность часто считают бурным периодом жизни, временем решающих перемен, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Недавно психологи выяснили, что юность не обязательно бывает беспокойной, как было принято считать прежде. Когда вы вспоминаете свои подростковые годы, то, вероятно, в первую очередь вам приходят на ум некоторые тревоги и страхи, одолевавшие вас в то время. Если вы в том возрасте были таким же, как большинство подростков, то у вас была своя компания или группа друзей, с которыми вы предпочитали проводить время. Эта компания могла иметь официальный статус — например, клуб или студенческое товарищество, — но, скорее всего, это была неформальная группа. Один или два члена компании были вашими близкими друзьями. Наверняка вас сильно волновало, что о вас думают ваши друзья. Большинство юношей и девушек весьма чувствительны к мнению своих сверстников. Они полностью разделяют убеждения и вкусы членов своей компании. Они стараются одеваться так же, как их друзья, и пользуются общим жаргоном. В 50-е годы молодежь употребляла выражения типа «здорово» и «блеск», в 60-е годы появились словечки «классный» и «законный», в 70-е — «обалденно» и «клёво», а в 80-е — «круто» и «улет». Как правило, юноши и девушки выбирают себе друзей, похожих на себя, то есть представителей своей расы, принадлежащих к той же социо-эконо-мической группе и придерживающихся тех же взглядов. Они постоянно оказывают друг на друга давление, чтобы члены группы во всем соответствовали принятым в ней «стандартам». Среди молодежи имеет место сегрегация по этническому признаку. Штейнберг и др. (Steinberg et al., 1972) сообщает, что учащиеся, принадлежащие к одной этнической группе, редко бывают знакомы с членами других этнических групп. При общении с окружающими у подростков часто возникают затруднения. Для подростков характерна застенчивость, и даже такая простая задача, как ответить на вопрос учителя перед всем классом, у некоторых вызывает страх. Рис. 6.4. Этот подросток весьма независимым способом приобщился к духу праздника. Как правило, подросток предпочитает проводить большую часть времени с друзьями, но иногда ему необходимо побыть наедине с самим собой. Юность часто называют временем самоутверждения; иными словами, это период, когда каждая личность должна заявить о своей самостоятельности. Подростки находятся в противоречивом положении: с одной стороны, они стремятся к независимости, а с другой — они во многом зависят от родителей. Юности свойствен дух бунтарства. Бунт против родителей обычно принимает форму недоверия к родительским мнениям, споров и пререканий со старшими и нежелания подчиняться семейным правилам. Невзирая на то что подростки хотят отвоевать свою свободу, им по-прежнему нужна родительская любовь. Если родители неправильно реагируют на бунтарские настроения своих детей, то могут серьезно испортить с ними отношения. Все возрастающую озабоченность вызывает рост самоубийств среди молодежи. С 1950 года их количество в США возросло на 200 %, причем особенно сильный рост их числа наблюдается в общественных слоях со сравнительно высокими доходами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|