Кто говорит: человек или машина) 6 глава
Человека с повышенной потребностью в аффилиации и одобрении можно определить по одежде. Если человек носит значки студенческих обществ, куртки с эмблемами спортивных команд и клубов или старается одеваться как все, то это один из способов заявить о своей потребности принадлежать к какой-нибудь группе. Очень часто подростки проявляют поразительный конформизм в выборе одежды. Мужчины и женщины, часто посещающие бары для одиноких и не пропускающие ни одной вечеринки или танцев, обычно имеют сильную потребность в аффилиации. Специалисты по рекламе используют эту человеческую потребность в любви и стремление принадлежать к какому-либо кругу в своих целях. Многие рекламные ролики начинаются с демонстрации некоего «отрицательного» состояния человека. Джим одинок, и его никто не любит. У него перхоть, растрепанные волосы, лысина, несвежее дыхание, от него разит потом, он не умеет носить одежду. Однако стоит ему воспользоваться рекламируемым товаром, как его проблема сразу же разрешается, и он приобретает всеобщую любовь. Рекламисты эксплуатируют вашу потребность в одобрении. Они надеются внушить вам подлинную веру в то, что их товар поможет вам стать столь же популярным, как Джим. Полистайте журналы и газеты, посмотрите телевизионные ролики, и вы обязательно найдете рекламу такого типа. Упражнение 7.5 Прочитайте следующий сюжет и отметьте предложения, в которых отражается потребность в аффилиации и одобрении. Элен, двадцатилетней студентке колледжа, надоело жить одной. В следующий вторник она переезжает на новую квартиру, где будет жить вместе с другими тремя девушками. Сейчас она составляет план вечеринки в честь переезда. Она собирается пригласить всех своих знакомых. До сих пор Элен еще ни разу не устраивала вечеринок на своей квартире, опасаясь, что это не понравится хозяйке.
Сегодня вечером она идет в гости к подруге и собирается пригласить на свою вечеринку даже всех тех, с кем познакомится в гостях. Ей хочется создать впечатление, что у нее много друзей. Многолюдная вечеринка по случаю переезда послужит подтверждением ее популярности! Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ В западном обществе большое значение придается личным достижениям. В результате у большинства из тех, кто живет на Западе, выработалась потребность в достижениях. Достижения бывают самого различного рода — от владения офисом с красивым видом из окна и личной секретаршей до лучшего во всем общежитии цвета лица. Достижение — это наглядное доказательство успеха. Вспомните, какие достижения, по вашему мнению, укрепили ваше общественное положение? Получали ли вы когда-нибудь на экзамене самую высокую в группе оценку? А может быть, вам удалось самостоятельно заработать деньги на крупную покупку или необычно провести каникулы? Или вы стали победителем какого-нибудь конкурса? Для победы на некоторых конкурсах необходимы знания и умения, но бывают и конкурсы, где все зависит только от удачи. Часто люди считают достижением победу, которая досталась им скорее за счет везения и не является никакой личной заслугой. Людям, пристрастившимся к игре в лото-бинго или на скачках, нравится возможность легкого выигрыша крупных сумм. Исследования показали, что такие люди очень редко добиваются больших успехов в своей профессиональной деятельности. Успешно работающие люди, как правило, хотят ощущать личную ответственность за свои достижения. Азартные игры не требуют совершения серьезных физических и интеллектуальных усилий. По данным Макклелланда (McClelland, 1961), люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда могут сами ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть - в шахматы, а не в покер.
Потребность в достижениях: стремление достичь поставленных целей, добиться успеха; основана на полагании успеха доказательством собственной значимости. Приложение 7.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ СТУДЕНТЫ, КОТОРЫМ ЗА СОРОК Афроамериканцы, которым перевалило за сорок, знают, что жажда знаний свойственна не только молодежи, о чем свидетельствует появление в колледжах всех штатов большого количества студентов старшего возраста. Это явление пока не отражено статистикой, но преподаватели говорят, что за последние пять лет в университетах стали все чаще встречаться студенты зрелого возраста. Роджер Ричардсон (Roger Richardson), директор афроамериканского сектора Нью-Йоркского университета, говорит, что в этом году за информацией о возможности продолжения образования к нему обращалось больше людей зрелого возраста, чем в течение предыдущих четырех лет вместе взятых. «В этом году к нам поступило значительное число студентов в возрасте старше сорока лет», — отмечает он. Почему же теперь, когда по сравнению с началом 1980-х годов общая численность черных студентов уменьшилась, великовозрастные студенты вновь надевают школьные ранцы и по ночам корпят над книгами? Один 47-летний студент университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе говорит, что его заставили в столь почтенном возрасте впервые в жизни поступить в колледж две причины. «Я вынужден был развестись с женой. У моей жены была степень магистра, и я подумал, а почему бы и мне не получить степень. Кроме того, мне хотелось подзадорить нашу чернокожую молодежь». Еще одним примером является Эрик Мортон (Eric Morton), 58 лет, закончивший в этом году Беркли со средним баллом «А» и получивший степень бакалавра по английскому языку и исследованию проблем афроамериканцев, а также диплом с отличием и три награды. В конце 1950-х годов он был студентом факультета журналистики, но, по его собственным словам, тогда относился к учебе несерьезно и постоянно отвлекался от нее, участвуя во всяческих политических движениях и борясь за гражданские права. Но в 1960-е и 1970-е годы политическая жизнь стала менее бурной, и, по словам Мортона, он почувствовал себя «безработным наемником». Тогда он вернулся в мир бизнеса, но вдруг обнаружил, что произошла научно-техническая революция. «Я почувствовал — жизнь обходит меня стороной. Я с трудом справлялся, но продолжал работать, чтобы поставить на ноги детей», — говорит Мортон, один воспитавший троих детей. Поначалу он посещал курсы в колледжах первой ступени, а затем, в 1989 году, узнав об открытии в Беркли программы восстановления бывших студентов, поступил в университет.
Его твердая решимость закончить образование принесла пользу не только ему самому, но и воодушевила его детей. «Я считал, что моя учеба осложнит нашу жизнь, но этого не произошло. Все только выиграли. Моя дочь, которая недавно окончила школу и не очень-то хорошо справлялась с учебой в колледже, вдруг стала серьезней. Она решила, что должна учиться лучше меня», — усмехается он. Сын же, который в то время уже учился в Беркли, тоже начал учиться гораздо лучше и помогал отцу. Он окончил университет на год раньше Эрика. Что же касается Эрика, то он считает, что в университете ощущается острый дефицит профессоров афроамериканского происхождения, которые необходимы для мотивации учебы черных студентов, поэтому он лично и собирается ее восполнить. И не успокоится, пока не получит степень доктора по исследованию проблем афроамериканцев... Источник: Nance-Nash, S. (1992, October/November). Students 40 and over. Upscale. Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха. Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать положительные отзывы окружающих о своей деятельности. Мужчинам и женщинам с высокими потребностями в достижениях нравится, когда их поощрительно похлопывают по плечу. Одобрение окружающих для них важнее денег. Адамс и Стоун (Adams and Stone, 1977) указывают на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с основной работой.
Почему же у некоторых возникает такая сильная потребность в достижениях? Макклелланд обнаружил, что на формирование у ребенка потребности в достижениях влияют установки его родителей. Обычно родители с высокой потребностью в достижениях требуют от своих детей самостоятельности. Их дети в относительно раннем возрасте учатся полагаться на собственные силы. В результате у них развивается чувство уверенности в себе, и собственные достижения приносят им радость. Родители с низкой потребностью в достижениях, как правило, чрезмерно опекают своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выполнять повседневные дела, например одеваться и есть. Таким детям предоставляется меньше свободы, и у них обычно формируется слабая потребность в достижениях. Мотивация достижений сильнее всего у представителей тех культур, в которых ценятся индивидуальные достижения. Несмотря на то что психологи продолжают изучать влияние культурной среды на мотивацию достижений, национальным меньшинствам Америки уделяется явно недостаточно внимания. Адельсон (Adelson, 1980) утверждал, что если проводить исследование мотивации достижений с учетом социально-экономического статуса людей, то оказывается, что мотивация гораздо сильнее зависит от принадлежности к определенному общественному классу, чем от расы. Недавно проведенное исследование (Steinberg et al., 1992) показало, что молодые представители всех национальных меньшинств Америки согласны, что найти хорошую работу легче тем, кто хорошо учится. Но во взглядах на то, каковы шансы получить работу у человека с плохим образованием, ученые обнаружили значительные национальные различия. Американские студенты азиатского происхождения, у которых самая высокая успеваемость среди всех национальных меньшинств, сильнее всего опасались, что слабые успехи в учебе могут помешать им найти работу. Кроме того, они говорили, что плохие отметки расстраивают родителей. В результате они тратили на выполнение домашних заданий вдвое больше времени, чем студенты других национальностей. Афроамериканцы и студенты латиноамериканского происхождения, успеваемость которых ниже, более оптимистично оценивали свои шансы найти приличную работу даже при отсутствии блестящего образования. Они тратили на занятия меньше времени, не склонны были думать, что для успешной учебы надо непременно усердно трудиться, и считали своих родителей не особо заинтересованными в каких-либо достижениях.
Однако сейчас наблюдаются некоторые перемены, что подтверждает выдержка из статьи, приведенная в Приложении 7.2. В то время как молодые афроамериканцы считают, что можно добиться многого и успешно работать даже без хорошего образования, их родители придерживаются другого мнения и все чаще и чаще вновь возвращаются за парту. Изменения в установках родителей, скорее всего, повлияют на будущие поколения. Упражнение 7.6 Пользуясь полученными вами знаниями о человеческой потребности в достижениях, определите, высокую или низкую потребность в достижениях имеют люди, которые являются действующими лицами приведенных ниже сюжетов. Укажите признак, по которому вы отнесли их потребность к той или иной категории. а. Чандра ужасно рассердилась, когда узнала, что в ее новом офисе не будет ковра.______________________________________ б. Отец Уильямс во время службы всегда внимательно следит за лицами своих прихожан. Он хочет быть уверен, что его проповедь воодушевляет аудиторию. ______________________________________ в. В утренние часы работы Клод обычно устраивает небольшой перерыв. Ему необходимо расслабиться, иначе он не в состоянии полноценно концентрировать внимание до обеда. ____________________________ г. Когда Марк узнал, что ему не заплатят за сверхурочную работу, он заявил: «Дудки! Я не буду работать даром!» _____________________ д. Джулиан пользуется любой возможностью, чтобы позаниматься баскетболом. Он хочет научиться забрасывать мяч в корзину из любого положения. е. Начальник попросил Лауру придумать себе такое задание, выполнение которого доставило бы ей удовольствие. Лауре это не понравилось. Она заявила, что терпеть не может придумывать себе работу. Ей больше нравится выполнять чьи-нибудь указания. _________________________ ж. Джошуа — старшеклассник, но он никогда не ходит в школу один. Его провожает мама, которая боится, что он либо попадет под машину, либо его обидят другие ребята. ______________________________ з. Ванда играет на скачках и покупает лотерейные билеты, тратя на это половину своей зарплаты. ______________________________ и. Наоми опасается, что если не будет сейчас хорошо учиться, то потом не сможет найти работу.________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Трудоголики Если потребности в достижениях выходят за все разумные пределы, а работа превращается в страсть, это означает, что человек стал трудоголиком. Трудоголики работают по 12-15 часов в день, включая выходные. Термин «трудоголик» является бытовым и образован от слова «алкоголик», которое имеет отрицательный смысл. Однако, в отличие от алкоголиков, трудоголики обычно всеми уважаемые люди. Они любят свою работу и получают от нее удовольствие. Они добиваются успеха в жизни и вполне довольны собой. С другой стороны, члены семей трудоголиков испытывают, в отличие от сослуживцев, гораздо меньше энтузиазма по поводу такого отношения к работе: трудоголики довольно часто пропускают семейные обеды или ужины, в обществе малоразговорчивы, а работают даже по праздникам и выходным. Трудоголик: человек, предпочитающий работу общению и отдыху. Приложение 7.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ТЕСТ: А НЕ ТРУДОГОЛИК ЛИ ВЫ! Кто такие «трудоголики» и что движет этими людьми? Хорошо или плохо быть трудоголиком? Несмотря на самые разные условия жизни, большинство трудо-голиков обладают общими характеристиками. На основе этих характеристик и был разработан тест, позволяющий выяснить, является ли человек трудоголиком. Если вы хотите проверить себя, кого-нибудь из ваших родственников или сослуживцев, берите в руки карандаш и за работу. 1. Встаете ли вы рано, даже если поздно легли! Как признался один консультант по менеджменту, он возвращается домой и работает до двух часов ночи, а потом встает в пять утра и думает: «Ну разве я не молодец?» 2. Может быть, вы читаете или работаете во время еды, особенно если обедаете в одиночестве! Говорят, Роберт Мозес (Robert Moses), директор нью-йоркских парков, считал, что нет ничего скучнее ленчей, так как из-за них приходится прерывать работу. Поэтому он предпочитал работать за большим столом, чтобы ленч можно было подавать прямо на рабочее место. 3. Составляете ли вы для себя список дел на каждый день недели! Характерным признаком трудоголика является обязательное наличие графика деловых встреч и ежедневника, в котором не осталось ни одной свободной строчки. Доктор Элизабет Вилан (Elizabeth Whelean), эпидемиолог из Гарварда, считает, что трудоголики позволяют себе терять время лишь на поиски потерянных листков со списками дел. 4. Трудно ли вам ничего не делать! Говорят, что Дэвид Махоуни (David Mohoney), симпатичный и трудолюбивый директор корпорации «Norton Simon», бросил занятия трансцендентной медитацией, потому что спокойно просидеть 20 минут, ничего не делая, было для него просто невозможно. 5. Можно ли назвать вас энергичным человеком! Президент Джонсон однажды спросил Дорис Кирнс (Doris Kearns), которая тогда занимала пост советника в Белом доме, энергична ли она. Кирнс ответила: «Я слышала, господин президент, что вам достаточно всего пяти часов сна, но мне хватает и четырех. Получается, что у меня даже больше энергии, чем у вас». 6. Работаете ли вы по праздникам и выходным! В своей книге «О работе» Стаде Теркел (Working, Studs Terkel) рассказывает о президенте одной из чикагских радиостанций, который признался в том, что регулярно работает дома по выходным. «Когда я работаю по праздникам, например в Рождество, Новый Год и День Благодарения, мне приходится делать это тайком, чтобы домашние не догадались, чем я занят», — добавил он. 7. Можете ли вы работать в любое время и в любом месте? Говорят, что двое коллег одной из самых престижных юридических фирм в Манхэттене поспорили, кто из них может проработать больше часов подряд. Один работал круглые сутки, набрал 24 оплачиваемых часа и был уверен в своей победе. Однако его соперник, который в этот день летал в Калифорнию и работал в самолете, набрал 27 часов. 8. Трудно ли вам уйти в отпуск! Когда я спросил Джорджа Луиса (George Lois), который возглавляет рекламное агентство Lois Pitts Gershon о том, когда он в последний раз был в отпуске, ему пришлось задуматься. Наконец он вспомнил, что это было в 1964 году — почти 14 лет назад! 9. Боитесь ли вы пенсии! За годы работы в крупном рекламном агентстве Ширли Поликофф (Shirley Polykoff) создала несколько рекламных плакатов, ставших классическими. И сразу же по выходе на пенсию она открыла собственное рекламное агентство. Теперь, когда с тех пор прошло уже шесть лет, она является президентом фирмы Shirley Polykoff Advertizing в Нью-Йорке и не собирается замедлять темпы работы или бросать свой бизнес. Она говорит: «Сейчас я работаю плодотворнее, чем когда-либо. Я не понимаю, как можно уйти на пенсию, если человек здоров и полон сил. Меня отсюда вынесут только вперед ногами». 10. Действительно ли вам нравится ваша работа! Канадская писательница Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates) однажды в интервью газете New York Times сказала: «Я не ощущаю, что много работаю или "работаю" вообще... Сочинение книг и преподавание всегда доставляли мне такую большую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова». Если вы ответили «да» на 8 или более вопросов, не исключено, что вы — трудоголик, Источник: Machlowitz, М. (1980, July/August). Are you a workaholic? Saturday Evening Post. Возможно, у вас возник вопрос: «А не трудоголикли я сам?» Несомненно, вам когда-то приходилось работать без обеда. Не исключено, что, заканчивая доклад или курсовик, вы не спали всю ночь. Но для трудоголиков такое поведение является жизненной нормой. Почти каждый вечер у них находится какое-нибудь неотложное дело, поглощающее все их внимание. Что бы ни делал трудоголик — регулирует ли двигатель автомобиля, пишет статью в газету или наводит идеальный порядок у себя на кухне, — он не может оторваться от работы. Для него не существует унизительных или неважных дел. Что вас обычно больше радует — наступление понедельника или приход пятницы? Если вы склонны благодарить Бога за то, что пришел понедельник, то вам стоит проверить себя с помощью теста из Приложения 7.3. Упражнение 7.7 Опишите своими словами один положительный и один отрицательный аспект «трудоголизма». а. Положительный _________________________________ б. Отрицательный__________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Боязнь соперничества А что можно сказать о людях, которые боятся достижений? Психологи полагают, что подобная неприязнь к успеху тесно связана с боязнью соперничества, поскольку боязнь соперничества обычно бывает связана с другой потребностью, а именно — с потребностью в любви и привязанности. Некоторые люди боятся, что если они начнут конкурировать с другими, да еще и добьются успеха в этом, то потеряют дружбу и привязанность тех, кого очень ценят. Хорнер (Horner, 1969) была пионером в исследовании неприязни к успеху у женщин. Она провела следующий эксперимент. Студентам колледжа было предложено написать небольшое сочинение, являющееся продолжением данной фразы. Студентам мужского пола предложили такое начало: «После экзаменов за первый семестр Джон, студент медицинского колледжа, оказался на первом месте по успеваемости в своей группе». Студенткам была предложена та же фраза, но имя «Джон» было заменено на «Энн». Мужчины отнеслись к «Джону» положительно. Лишь около 10 % процентов студентов в своих сочинениях написали про него что-либо плохое. Примечательно, что почти две трети женщин отрицательно отнеслись к «Энн». Они описывали ее как непопулярную и всеми отвергаемую личность или признанную обманщицу. Исследования Маккоуби и Джаклин (Maccoby and Jacklin, 1974) и Монаана и Шэйвера (Monahan and Shaver, 1974) подтвердили результаты, полученные Хорнер. Хотя прежде боязнь соперничества была характерна в основном для женщин, исследования последнего времени показали, что мужчины тоже начинают опасаться соперничества. Пайк и Кэйхилл (Pike and Kahill, 1983) повторили опыт Хорнер с «Джоном» и «Энн» и обнаружили, что врачи-мужчины боятся соперничества сильнее, чем врачи-женщины. Многие мужчины опасаются, что профессиональный успех будет достигнут ценой личной дружбы или здоровья. Поскольку современная культура позволяет мужчинам и женщинам выступать в самых разнообразных жизненных ролях, их мотивации постепенно сближаются. Изменение мужских и женских жизненных ролей, происходящее в нашем обществе, будет подробнее рассмотрено в главе 12. Потребность властвовать Некоторые люди постоянно пытаются занять доминирующее положение и управлять другими людьми. Такое поведение мотивируется жаждой власти. Люди с сильной жаждой власти склонны вступать в споры и захватывать инициативу в разговорах.. Им нравятся соревновательные виды спорта вроде тенниса. Они любят коллекционировать всевозможные знаки, свидетельствующие о достигнутых ими успехах. Если у них нет возможности продемонстрировать свою власть, то они часто страдают от хронического повышения артериального давления и плохого самочувствия (McClelland, 1985). Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 7. Какая из следующих ситуаций отражает стремление человека удовлетворить потребность в любви и привязанности? а. Когда Джошуа идет по темному пустому парку, он всегда смотрит, есть ли поблизости полицейский. б. Все свободное время Джилл проводит за чтением книг о людях, принадлежащих к другим культурам. в. Найджел только что переехал в этот город и тотчас же вступил в местный подростковый клуб. г. Чтобы добиться повышения по службе, Нэнси работает по вечерам, по субботам и воскресеньям. 8. Что такое потребность в аффилиации? а. Потребность в любви и привязанности б. Потребность в достижениях в. Физиологическая потребность г. Потребность в удовлетворении любопытства 9. Представьте себе, что вы дали двум группам людей задание вымыть пол зубными щетками. У людей из группы А высокие потребности в общественном одобрении, а у людей из группы Б — низкие. Какой реакции на подобное задание можно ожидать от группы А и от группы Б, имея в виду результаты, полученные Крауном и Марлоу? а. Обеим группам задание понравится. б. Группе А задание понравится больше, чем группе Б. в. Группе А задание понравится меньше, чем группе Б. г. Обе группы откажутся выполнять задание. Жажда власти: стремление доминировать и руководить другими людьми. 10. В рекламном ролике используется следующий сюжет. Супруги сидят за накрытым столом и ждут гостей. Но никто не приходит, потому что у них сегодня булочки не того сорта. Следующая сцена начинается с объявления, что теперь они будут покупать булочки только нужного сорта. Немедленно к ним является целая толпа гостей. Какую человеческую потребность эксплуатируют рекламодатели в этом ролике? а. Физиологическую потребность б. Любопытство в. Потребность в любви и привязанности г. Потребность в достижениях 11. Как лучше всего удовлетворить потребность в положительной оценке окружающих и высокой самооценке? а. С помощью достижений б. С помощью аффилиации в. С помощью любознательности г. С помощью неудач 12. В какой из семей скорее всего вырастут дети с высокой потребностью в достижениях? а. В семье Маршаллов, которые очень опекают своих детей. б. В семье Поттеров, которые поощряют в детях самостоятельность. в. В семье Бернштейнов, которые стараются, чтобы у их детей было много друзей. г. В семье Мерфи, которые сами выбирают, с кем дружить их детям. 13. Какой из перечисленных факторов сильнее всего влияет на желание старшеклассников поступить в высшее учебное заведение? а. Боязнь остаться без хорошей работы б. Оптимистическая оценка своих шансов найти хорошую работу в. Беспокойство о том, что скажут друзья г. Отсутствие такого беспокойства 14. Кого из следующих людей можно отнести к трудоголикам? а. Билл любит во время работы пить пиво. б. Тодд откладывает подготовку к экзамену на последний день, а потом зубрит всю ночь. в. Во время еды Карен, как правило, занимается или составляет список дел. г. Линда предпочитает работать в обществе других людей. 15. Какая потребность наиболее тесно связана с боязнью успеха? а. Любопытство б. Потребность в достижениях в. Потребность в одобрении г. Потребность в любви и привязанности Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ Классификация всех человеческих потребностей представляется невыполнимой задачей. Однако Абрахаму Маслоу (Abraham Maslow, 1970), работы которого внесли значительный вклад в исследование мотивации, удалось классифицировать человеческие потребности и мотивы, построив иерархическую модель мотивации в виде пирамиды. В соответствии с этой моделью потребности, находящиеся на вершине пирамиды, могут влиять на поведение людей лишь после того, как удовлетворены потребности, находящиеся на низлежащих уровнях. В основание пирамиды Маслоу поместил каждодневные физиологические потребности, необходимые человеку: потребности в пище, утолении жажды, отдыхе, выделении из организма продуктов обмена веществ и т. д. На следующий уровень Маслоу поставил потребность во внешних раздражителях. * К этому уровню относится потребность изучать мир и удовлетворять свое любопытство. Затем следует потребность в безопасности. На следующей ступеньке пирамиды находятся потребности в любви и привязанности. На этом, четвертом уровне, появляется потребность в дружбе. Поднимаясь на ступеньку вверх, человек попадает уже на уровень потребности в самоуважении. До последнего уровня поднимаются очень немногие. На нем происходит полная реализация потенциала человека. Маслоу назвал самую верхнюю ступень своей иерархии потребностью в самоактуализации. * В классической иерархии потребностей по Маслоу, традиционно состоящей из пяти уровней — 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и привязанности; 4) потребности в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации — данная потребность входит в первый уровень. (Прим. науч. ред.)
Согласно модели Маслоу, люди в течение всей жизни постоянно двигаются по этой пирамиде вверх-вниз. Даже в течение одного дня они поочередно испытывают различные потребности, то есть перемещаются с одного уровня пирамиды на другой. Но пирамида Маслоу похожа и на лестницу, по которой люди карабкаются всю жизнь, чтобы подняться на следующую ступеньку. Допустим, человек находится на одной из верхних ступенек пирамиды. Например, для некой женщины в определенный момент ее жизни насущными являются потребность в одобрении и оценке со стороны окружающих и чувство собственного достоинства. Вдруг грабитель направляет ей в спину пистолет. Она мгновенно спустится на две ступеньки вниз, чтобы удовлетворить внезапно возникшую потребность в безопасности. Когда одна из нижних ступенек по тем или иным причинам «выпадает», человеку необходимо спуститься на это место и «восстановить» ее, чтобы удовлетворить соответствующие потребности. Однако, как правило, этот человек затем быстро возвращается на прежний, более высокий уровень.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|