Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто говорит: человек или машина) 6 глава




Человека с повышенной потребностью в аффилиации и одобрении можно определить по одежде. Если человек носит значки студенческих обществ, куртки с эмблемами спортивных команд и клубов или старается одеваться как все, то это один из способов заявить о своей потребности принадлежать к какой-нибудь груп­пе. Очень часто подростки проявляют поразительный конформизм в выборе одеж­ды. Мужчины и женщины, часто посещающие бары для одиноких и не пропускаю­щие ни одной вечеринки или танцев, обычно имеют сильную потребность в аффи­лиации.

Специалисты по рекламе используют эту человеческую потребность в любви и стремление принадлежать к какому-либо кругу в своих целях. Многие реклам­ные ролики начинаются с демонстрации некоего «отрицательного» состояния чело­века. Джим одинок, и его никто не любит. У него перхоть, растрепанные волосы, лысина, несвежее дыхание, от него разит потом, он не умеет носить одежду. Одна­ко стоит ему воспользоваться рекламируемым товаром, как его проблема сразу же разрешается, и он приобретает всеобщую любовь. Рекламисты эксплуатируют вашу потребность в одобрении. Они надеются внушить вам подлинную веру в то, что их товар поможет вам стать столь же популярным, как Джим. Полистайте жур­налы и газеты, посмотрите телевизионные ролики, и вы обязательно найдете рек­ламу такого типа.

Упражнение 7.5

Прочитайте следующий сюжет и отметьте предложения, в которых отражает­ся потребность в аффилиации и одобрении.

Элен, двадцатилетней студентке колледжа, надоело жить одной. В следующий втор­ник она переезжает на новую квартиру, где будет жить вместе с другими тремя девушками. Сейчас она составляет план вечеринки в честь переезда. Она собирается пригласить всех своих знакомых. До сих пор Элен еще ни разу не устраивала вечеринок на своей квартире, опасаясь, что это не понравится хозяйке.

Сегодня вечером она идет в гости к подруге и собирается пригласить на свою вечерин­ку даже всех тех, с кем познакомится в гостях. Ей хочется создать впечатление, что у нее много друзей. Многолюдная вечеринка по случаю переезда послужит подтверждением ее популярности!

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ

В западном обществе большое значение придается личным достижениям. В результате у большинства из тех, кто живет на Западе, выработалась потреб­ность в достижениях. Достижения бывают самого различного рода — от владе­ния офисом с красивым видом из окна и личной секретаршей до луч­шего во всем общежитии цвета лица. Достижение — это наглядное доказательство успеха. Вспомните, какие достижения, по вашему мнению, укрепили ваше общественное положение? Получали ли вы когда-нибудь на экзамене самую высокую в группе оценку? А может быть, вам удалось самостоятельно заработать деньги на крупную по­купку или необычно провести каникулы? Или вы стали победителем какого-нибудь конкурса?

Для победы на некоторых конкурсах необходимы знания и уме­ния, но бывают и конкурсы, где все зависит только от удачи. Часто люди считают достижением победу, которая досталась им скорее за счет везения и не является никакой личной заслугой. Людям, пристрастившимся к игре в лото-бинго или на скачках, нравится возможность легкого выигрыша крупных сумм. Иссле­дования показали, что такие люди очень редко добиваются больших успехов в своей профессиональной деятельности. Успешно работающие люди, как правило, хотят ощущать личную ответственность за свои достижения.

Азартные игры не требуют совершения серьезных физических и интеллекту­альных усилий. По данным Макклелланда (McClelland, 1961), люди, испытываю­щие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собствен­ные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задача­ми, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда могут сами ее пла­нировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть - в шахматы, а не в покер.

Потребность в достижениях: стремление достичь постав­ленных целей, добиться успеха; основа­на на полагании успеха доказа­тельством собственной значимости.

Приложение 7.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

СТУДЕНТЫ, КОТОРЫМ ЗА СОРОК

Афроамериканцы, которым перева­лило за сорок, знают, что жажда знаний свойственна не только молодежи, о чем свидетельствует появление в колледжах всех штатов большого количества студен­тов старшего возраста. Это явление пока не отражено статистикой, но преподава­тели говорят, что за последние пять лет в университетах стали все чаще встречать­ся студенты зрелого возраста.

Роджер Ричардсон (Roger Richard­son), директор афроамериканского сек­тора Нью-Йоркского университета, гово­рит, что в этом году за информацией о возможности продолжения образования к нему обращалось больше людей зре­лого возраста, чем в течение предыду­щих четырех лет вместе взятых. «В этом году к нам поступило значительное число студентов в возрасте старше сорока лет», — отмечает он.

Почему же теперь, когда по сравне­нию с началом 1980-х годов общая чис­ленность черных студентов уменьши­лась, великовозрастные студенты вновь надевают школьные ранцы и по ночам корпят над книгами? Один 47-летний сту­дент университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе говорит, что его застави­ли в столь почтенном возрасте впервые в жизни поступить в колледж две причины. «Я вынужден был развестись с женой. У моей жены была степень магистра, и я подумал, а почему бы и мне не получить степень. Кроме того, мне хотелось под­задорить нашу чернокожую молодежь».

Еще одним примером является Эрик Мортон (Eric Morton), 58 лет, закончив­ший в этом году Беркли со средним бал­лом «А» и получивший степень бакалавра по английскому языку и исследованию проблем афроамериканцев, а также дип­лом с отличием и три награды. В конце 1950-х годов он был студентом факуль­тета журналистики, но, по его собствен­ным словам, тогда относился к учебе не­серьезно и постоянно отвлекался от нее, участвуя во всяческих политических дви­жениях и борясь за гражданские права. Но в 1960-е и 1970-е годы политическая жизнь стала менее бурной, и, по словам Мортона, он почувствовал себя «безра­ботным наемником». Тогда он вернулся в мир бизнеса, но вдруг обнаружил, что произошла научно-техническая револю­ция. «Я почувствовал — жизнь обходит меня стороной. Я с трудом справлялся, но продолжал работать, чтобы поставить на ноги детей», — говорит Мортон, один воспитавший троих детей. Поначалу он посещал курсы в колледжах первой сту­пени, а затем, в 1989 году, узнав об от­крытии в Беркли программы восстановле­ния бывших студентов, поступил в универ­ситет.

Его твердая решимость закончить об­разование принесла пользу не только ему самому, но и воодушевила его де­тей. «Я считал, что моя учеба осложнит нашу жизнь, но этого не произошло. Все только выиграли. Моя дочь, которая не­давно окончила школу и не очень-то хо­рошо справлялась с учебой в колледже, вдруг стала серьезней. Она решила, что должна учиться лучше меня», — усмеха­ется он. Сын же, который в то время уже учился в Беркли, тоже начал учиться го­раздо лучше и помогал отцу. Он окончил университет на год раньше Эрика.

Что же касается Эрика, то он считает, что в университете ощущается острый дефицит профессоров афроамерикан­ского происхождения, которые необхо­димы для мотивации учебы черных сту­дентов, поэтому он лично и собирается ее восполнить. И не успокоится, пока не получит степень доктора по исследова­нию проблем афроамериканцев...

Источник: Nance-Nash, S. (1992, October/November). Students 40 and over. Upscale.

Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой та­кие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха. Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать поло­жительные отзывы окружающих о своей деятельности. Мужчинам и женщинам с высокими потребностями в достижениях нравится, когда их поощрительно похло­пывают по плечу. Одобрение окружающих для них важнее денег. Адамс и Стоун (Adams and Stone, 1977) указывают на то, что такие люди даже свое свободное вре­мя часто посвящают деятельности, связанной с основной работой.

Почему же у некоторых возникает такая сильная потребность в достижениях? Макклелланд обнаружил, что на формирование у ребенка потребности в достиже­ниях влияют установки его родителей. Обычно родители с высокой потребностью в достижениях требуют от своих детей самостоятельности. Их дети в относительно раннем возрасте учатся полагаться на собственные силы. В результате у них разви­вается чувство уверенности в себе, и собственные достижения приносят им радость.

Родители с низкой потребностью в достижениях, как правило, чрезмерно опе­кают своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выпол­нять повседневные дела, например одеваться и есть. Таким детям предоставляется меньше свободы, и у них обычно формируется слабая потребность в достижениях.

Мотивация достижений сильнее всего у представителей тех культур, в кото­рых ценятся индивидуальные достижения. Несмотря на то что психологи продолжа­ют изучать влияние культурной среды на мотивацию достижений, национальным меньшинствам Америки уделяется явно недостаточно внимания. Адельсон (Adelson, 1980) утверждал, что если проводить исследование мотивации достижений с уче­том социально-экономического статуса людей, то оказывается, что мотивация го­раздо сильнее зависит от принадлежности к определенному общественному классу, чем от расы. Недавно проведенное исследование (Steinberg et al., 1992) показало, что молодые представители всех национальных меньшинств Америки согласны, что найти хорошую работу легче тем, кто хорошо учится. Но во взглядах на то, каковы шансы получить работу у человека с плохим образованием, ученые обнаружили зна­чительные национальные различия. Американские студенты азиатского происхож­дения, у которых самая высокая успеваемость среди всех национальных мень­шинств, сильнее всего опасались, что слабые успехи в учебе могут помешать им най­ти работу. Кроме того, они говорили, что плохие отметки расстраивают родителей. В результате они тратили на выполнение домашних заданий вдвое больше времени, чем студенты других национальностей. Афроамериканцы и студенты латиноамери­канского происхождения, успеваемость которых ниже, более оптимистично оцени­вали свои шансы найти приличную работу даже при отсутствии блестящего образо­вания. Они тратили на занятия меньше времени, не склонны были думать, что для успешной учебы надо непременно усердно трудиться, и считали своих родителей не особо заинтересованными в каких-либо достижениях.

Однако сейчас наблюдаются некоторые перемены, что подтверждает выдерж­ка из статьи, приведенная в Приложении 7.2. В то время как молодые афроамериканцы считают, что можно добиться многого и успешно работать даже без хорошего образования, их родители придерживаются другого мнения и все чаще и чаще вновь возвращаются за парту. Изменения в установках родителей, скорее всего, повлияют на будущие поколения.

Упражнение 7.6

Пользуясь полученными вами знаниями о человеческой потребности в дости­жениях, определите, высокую или низкую потребность в достижениях имеют люди, которые являются действующими лицами приведенных ниже сюжетов. Укажите признак, по которому вы отнесли их потребность к той или иной категории.

а. Чандра ужасно рассердилась, когда узнала, что в ее новом офисе не будет ковра.______________________________________

б. Отец Уильямс во время службы всегда внимательно следит за лицами своих прихожан. Он хочет быть уверен, что его проповедь воодушевляет аудито­рию. ______________________________________

в. В утренние часы работы Клод обычно устраивает небольшой перерыв. Ему необходимо расслабиться, иначе он не в состоянии полноценно концентри­ровать внимание до обеда. ____________________________

г. Когда Марк узнал, что ему не заплатят за сверхурочную работу, он заявил: «Дудки! Я не буду работать даром!» _____________________

д. Джулиан пользуется любой возможностью, чтобы позаниматься баскетбо­лом. Он хочет научиться забрасывать мяч в корзину из любого положения.

е. Начальник попросил Лауру придумать себе такое задание, выполнение ко­торого доставило бы ей удовольствие. Лауре это не понравилось. Она заяви­ла, что терпеть не может придумывать себе работу. Ей больше нравится вы­полнять чьи-нибудь указания. _________________________

ж. Джошуа — старшеклассник, но он никогда не ходит в школу один. Его про­вожает мама, которая боится, что он либо попадет под машину, либо его обидят другие ребята. ______________________________

з. Ванда играет на скачках и покупает лотерейные билеты, тратя на это поло­вину своей зарплаты. ______________________________

и. Наоми опасается, что если не будет сейчас хорошо учиться, то потом не смо­жет найти работу.________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Трудоголики

Если потребности в достижениях выходят за все разумные пре­делы, а работа превращается в страсть, это означает, что человек стал трудоголиком. Трудоголики работают по 12-15 часов в день, вклю­чая выходные. Термин «трудоголик» является бытовым и образован от слова «алкоголик», которое имеет отрицательный смысл. Однако, в отличие от алкоголиков, трудоголики обычно всеми уважаемые люди. Они любят свою работу и получают от нее удовольствие. Они добиваются успеха в жизни и вполне довольны собой. С другой стороны, члены семей трудоголиков испытывают, в отличие от со­служивцев, гораздо меньше энтузиазма по поводу такого отношения к работе: тру­доголики довольно часто пропускают семейные обеды или ужины, в обществе мало­разговорчивы, а работают даже по праздникам и выходным.

Трудоголик: человек, пред­почитающий работу обще­нию и отдыху.

Приложение 7.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ

ТЕСТ: А НЕ ТРУДОГОЛИК ЛИ ВЫ!

Кто такие «трудоголики» и что движет этими людьми? Хорошо или плохо быть трудоголиком? Несмотря на самые раз­ные условия жизни, большинство трудо-голиков обладают общими характеристи­ками. На основе этих характеристик и был

разработан тест, позволяющий выяснить, является ли человек трудоголиком.

Если вы хотите проверить себя, кого-нибудь из ваших родственников или со­служивцев, берите в руки карандаш и за работу.

1. Встаете ли вы рано, даже если поздно легли!

Как признался один консультант по менеджменту, он возвращается до­мой и работает до двух часов ночи, а потом встает в пять утра и дума­ет: «Ну разве я не молодец?»

2. Может быть, вы читаете или работаете во время еды, особенно если обедаете в одиночестве!

Говорят, Роберт Мозес (Robert Moses), директор нью-йоркских пар­ков, считал, что нет ничего скучнее ленчей, так как из-за них приходит­ся прерывать работу. Поэтому он предпочитал работать за большим столом, чтобы ленч можно было подавать прямо на рабочее место.

3. Составляете ли вы для себя список дел на каждый день недели!

Характерным признаком трудоголика является обязательное наличие графика деловых встреч и ежедневника, в котором не осталось ни од­ной свободной строчки. Доктор Элизабет Вилан (Elizabeth Whelean), эпидемиолог из Гарварда, считает, что трудоголики позволяют себе терять время лишь на поиски потерянных листков со списками дел.

4. Трудно ли вам ничего не делать!

Говорят, что Дэвид Махоуни (David Mohoney), симпатичный и трудо­любивый директор корпорации «Norton Simon», бросил занятия транс­цендентной медитацией, потому что спокойно просидеть 20 минут, ни­чего не делая, было для него просто невозможно.

5. Можно ли назвать вас энергичным человеком!

Президент Джонсон однажды спросил Дорис Кирнс (Doris Kearns), ко­торая тогда занимала пост советника в Белом доме, энергична ли она. Кирнс ответила: «Я слышала, господин президент, что вам достаточно всего пяти часов сна, но мне хватает и четырех. Получается, что у меня даже больше энергии, чем у вас».

6. Работаете ли вы по праздникам и выходным!

В своей книге «О работе» Стаде Теркел (Working, Studs Terkel) расска­зывает о президенте одной из чикагских радиостанций, который при­знался в том, что регулярно работает дома по выходным. «Когда я ра­ботаю по праздникам, например в Рождество, Новый Год и День Бла­годарения, мне приходится делать это тайком, чтобы домашние не до­гадались, чем я занят», — добавил он.

7. Можете ли вы работать в любое время и в любом месте?

Говорят, что двое коллег одной из самых престижных юридических фирм в Манхэттене поспорили, кто из них может проработать больше часов подряд. Один работал круглые сутки, набрал 24 оплачиваемых часа и был уверен в своей победе. Однако его соперник, который в этот день летал в Калифорнию и работал в самолете, набрал 27 часов.

8. Трудно ли вам уйти в отпуск!

Когда я спросил Джорджа Луиса (George Lois), который возглавляет рекламное агентство Lois Pitts Gershon о том, когда он в последний раз был в отпуске, ему пришлось задуматься. Наконец он вспомнил, что это было в 1964 году — почти 14 лет назад!

9. Боитесь ли вы пенсии!

За годы работы в крупном рекламном агентстве Ширли Поликофф (Shirley Polykoff) создала несколько рекламных плакатов, ставших клас­сическими. И сразу же по выходе на пенсию она открыла собственное рекламное агентство. Теперь, когда с тех пор прошло уже шесть лет, она является президентом фирмы Shirley Polykoff Advertizing в Нью-Йорке и не собирается замедлять темпы работы или бросать свой биз­нес. Она говорит: «Сейчас я работаю плодотворнее, чем когда-либо. Я не понимаю, как можно уйти на пенсию, если человек здоров и по­лон сил. Меня отсюда вынесут только вперед ногами».

10. Действительно ли вам нравится ваша работа!

Канадская писательница Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates) однаж­ды в интервью газете New York Times сказала: «Я не ощущаю, что мно­го работаю или "работаю" вообще... Сочинение книг и преподавание всегда доставляли мне такую большую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова».

Если вы ответили «да» на 8 или более вопросов, не исключено, что вы — трудоголик,

Источник: Machlowitz, М. (1980, July/August). Are you a workaholic? Saturday Evening Post.

Возможно, у вас возник вопрос: «А не трудоголикли я сам?» Несомненно, вам когда-то приходилось работать без обеда. Не исключено, что, заканчивая доклад или курсовик, вы не спали всю ночь. Но для трудоголиков такое поведение является жиз­ненной нормой. Почти каждый вечер у них находится какое-нибудь неотложное дело, поглощающее все их внимание. Что бы ни делал трудоголик — регулирует ли двигатель автомобиля, пишет статью в газету или наводит идеальный порядок у себя на кухне, — он не может оторваться от работы. Для него не существует унизитель­ных или неважных дел. Что вас обычно больше радует — наступление понедельни­ка или приход пятницы? Если вы склонны благодарить Бога за то, что пришел поне­дельник, то вам стоит проверить себя с помощью теста из Приложения 7.3.

Упражнение 7.7

Опишите своими словами один положительный и один отрицательный аспект «трудоголизма».

а. Положительный _________________________________

б. Отрицательный__________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Боязнь соперничества

А что можно сказать о людях, которые боятся достижений? Психологи полага­ют, что подобная неприязнь к успеху тесно связана с боязнью соперничества, по­скольку боязнь соперничества обычно бывает связана с другой потребностью, а именно — с потребностью в любви и привязанности. Некоторые люди боятся, что если они начнут конкурировать с другими, да еще и добьются успеха в этом, то поте­ряют дружбу и привязанность тех, кого очень ценят.

Хорнер (Horner, 1969) была пионером в исследовании неприязни к успеху у женщин. Она провела следующий эксперимент. Студентам колледжа было предло­жено написать небольшое сочинение, являющееся продолжением данной фразы. Студентам мужского пола предложили такое начало: «После экзаменов за первый семестр Джон, студент медицинского колледжа, оказался на первом месте по успе­ваемости в своей группе». Студенткам была предложена та же фраза, но имя «Джон» было заменено на «Энн». Мужчины отнеслись к «Джону» положительно. Лишь око­ло 10 % процентов студентов в своих сочинениях написали про него что-либо пло­хое. Примечательно, что почти две трети женщин отрицательно отнеслись к «Энн». Они описывали ее как непопулярную и всеми отвергаемую личность или признан­ную обманщицу. Исследования Маккоуби и Джаклин (Maccoby and Jacklin, 1974) и Монаана и Шэйвера (Monahan and Shaver, 1974) подтвердили результаты, получен­ные Хорнер.

Хотя прежде боязнь соперничества была характерна в основном для женщин, исследования последнего времени показали, что мужчины тоже начинают опасать­ся соперничества. Пайк и Кэйхилл (Pike and Kahill, 1983) повторили опыт Хорнер с «Джоном» и «Энн» и обнаружили, что врачи-мужчины боятся соперничества силь­нее, чем врачи-женщины. Многие мужчины опасаются, что профессиональный ус­пех будет достигнут ценой личной дружбы или здоровья. Поскольку современная культура позволяет мужчинам и женщинам выступать в самых разнообразных жиз­ненных ролях, их мотивации постепенно сближаются. Изменение мужских и женс­ких жизненных ролей, происходящее в нашем обществе, будет подробнее рассмот­рено в главе 12.

Потребность властвовать

Некоторые люди постоянно пытаются занять доминирующее положение и уп­равлять другими людьми. Такое поведение мотивируется жаждой власти. Люди с сильной жаждой власти склонны вступать в споры и захватывать инициативу в разговорах.. Им нравятся соревновательные виды спорта вроде тенниса. Они любят коллекционировать всевозмож­ные знаки, свидетельствующие о достигнутых ими успехах. Если у них нет возможности продемонстрировать свою власть, то они часто страдают от хрони­ческого повышения артериального давления и плохого самочувствия (McClelland, 1985).

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правиль­ный ответ на каждый вопрос.

7. Какая из следующих ситуаций отражает стремление человека удовлетворить потребность в любви и привязанности?

а. Когда Джошуа идет по темному пустому парку, он всегда смотрит, есть ли поблизости полицейский.

б. Все свободное время Джилл проводит за чтением книг о людях, принад­лежащих к другим культурам.

в. Найджел только что переехал в этот город и тотчас же вступил в местный подростковый клуб.

г. Чтобы добиться повышения по службе, Нэнси работает по вечерам, по субботам и воскресеньям.

8. Что такое потребность в аффилиации?

а. Потребность в любви и привязанности

б. Потребность в достижениях

в. Физиологическая потребность

г. Потребность в удовлетворении любопытства

9. Представьте себе, что вы дали двум группам людей задание вымыть пол зуб­ными щетками. У людей из группы А высокие потребности в общественном одобрении, а у людей из группы Б — низкие. Какой реакции на подобное задание можно ожидать от группы А и от группы Б, имея в виду результаты, полученные Крауном и Марлоу?

а. Обеим группам задание понравится.

б. Группе А задание понравится больше, чем группе Б.

в. Группе А задание понравится меньше, чем группе Б.

г. Обе группы откажутся выполнять задание.

Жажда власти: стремление доминировать и руководить дру­гими людьми.

10. В рекламном ролике используется следующий сюжет. Супруги сидят за на­крытым столом и ждут гостей. Но никто не приходит, потому что у них сегодня булочки не того сорта. Следующая сцена начинается с объявления, что теперь они будут покупать булочки только нужного сорта. Немедленно к ним является целая толпа гостей. Какую человеческую потребность эксп­луатируют рекламодатели в этом ролике?

а. Физиологическую потребность

б. Любопытство

в. Потребность в любви и привязанности

г. Потребность в достижениях

11. Как лучше всего удовлетворить потребность в положительной оценке окру­жающих и высокой самооценке?

а. С помощью достижений

б. С помощью аффилиации

в. С помощью любознательности

г. С помощью неудач

12. В какой из семей скорее всего вырастут дети с высокой потребностью в дос­тижениях?

а. В семье Маршаллов, которые очень опекают своих детей.

б. В семье Поттеров, которые поощряют в детях самостоятельность.

в. В семье Бернштейнов, которые стараются, чтобы у их детей было много друзей.

г. В семье Мерфи, которые сами выбирают, с кем дружить их детям.

13. Какой из перечисленных факторов сильнее всего влияет на желание стар­шеклассников поступить в высшее учебное заведение?

а. Боязнь остаться без хорошей работы

б. Оптимистическая оценка своих шансов найти хорошую работу

в. Беспокойство о том, что скажут друзья

г. Отсутствие такого беспокойства

14. Кого из следующих людей можно отнести к трудоголикам?

а. Билл любит во время работы пить пиво.

б. Тодд откладывает подготовку к экзамену на последний день, а потом зуб­рит всю ночь.

в. Во время еды Карен, как правило, занимается или составляет список дел.

г. Линда предпочитает работать в обществе других людей.

15. Какая потребность наиболее тесно связана с боязнью успеха?

а. Любопытство

б. Потребность в достижениях

в. Потребность в одобрении

г. Потребность в любви и привязанности

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ

Классификация всех человеческих потребностей представляется невыполни­мой задачей. Однако Абрахаму Маслоу (Abraham Maslow, 1970), работы которого внесли значительный вклад в исследование мотивации, удалось классифицировать человеческие потребности и мотивы, построив иерархическую модель мотивации в виде пирамиды. В соответствии с этой моделью потребности, находящиеся на вер­шине пирамиды, могут влиять на поведение людей лишь после того, как удовлетво­рены потребности, находящиеся на низлежащих уровнях.

В основание пирамиды Маслоу поместил каждодневные физиологические по­требности, необходимые человеку: потребности в пище, утолении жажды, отдыхе, выделении из организма продуктов обмена веществ и т. д. На следующий уровень Маслоу поставил потребность во внешних раздражителях. * К этому уровню от­носится потребность изучать мир и удовлетворять свое любопытство. Затем следует потребность в безопасности. На следующей ступеньке пирамиды находятся по­требности в любви и привязанности. На этом, четвертом уровне, появляется по­требность в дружбе. Поднимаясь на ступеньку вверх, человек попадает уже на уро­вень потребности в самоуважении. До последнего уровня поднима­ются очень немногие. На нем происходит полная реализация потенци­ала человека. Маслоу назвал самую верхнюю ступень своей иерархии потребностью в самоактуализации.

* В классической иерархии потребностей по Маслоу, традиционно состоящей из пяти уровней — 1) фи­зиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и привязанности; 4) потребности в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации — данная потребность вхо­дит в первый уровень. (Прим. науч. ред.)

 

Согласно модели Маслоу, люди в течение всей жизни постоянно двигаются по этой пирамиде вверх-вниз. Даже в течение одного дня они поочередно испытывают различные потребности, то есть переме­щаются с одного уровня пирамиды на другой. Но пирамида Маслоу похожа и на лестницу, по которой люди карабкаются всю жизнь, что­бы подняться на следующую ступеньку. Допустим, человек находится на одной из верхних ступенек пирамиды. Например, для некой женщины в определенный мо­мент ее жизни насущными являются потребность в одобрении и оценке со стороны окружающих и чувство собственного достоинства. Вдруг грабитель направляет ей в спину пистолет. Она мгновенно спустится на две ступеньки вниз, чтобы удовлетво­рить внезапно возникшую потребность в безопасности. Когда одна из нижних сту­пенек по тем или иным причинам «выпадает», человеку необходимо спуститься на это место и «восстановить» ее, чтобы удовлетворить соответствующие потребности. Однако, как правило, этот человек затем быстро возвращается на прежний, более высокий уровень.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...