Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности обучения взрослых людей




Психологи выявили ряд особенностей психологического и лич­ностного характера влияющих на успешность обучения во взрослом возрасте. Остановимся на некоторых из них.

Психологические особенности Обучение активизирует все высшие психические функции: восприятие, память, мышление, вни­мание. Любая психическая функция имеет процессуальный характер, т.е. разворачивается во времени. Динамика этого развития достаточно сложна. Работа по изучению этого вопроса активно проводилась в 1960-70-е гг. в Лаборатории дифференциальной психологии под руко­водством Б.Г. Ананьева, Полученные исследовательские данные сви^ дстельствуют о неоднородности и противоречивости развития психо­логических и психофизиологических функций взрослых людей на всем периоде жизни. В самом общем виде до 18-20 лет идет активный про­цесс возрастания количественной и качественной продуктивности высших психических функций.

Затем, приблизительно до 40 лет наблюдается период устойчи­вости и стабильности s их работе. После 40 лет начинается прогресси­рующее снижение уровня активности. На всем периоде жизни в разви­тии функции наблюдаются локальные периоды подъема и слада ин­тенсивности и активности- Периоды наиболее высокой активности на­зываются сеюитивными. Сензитшный период - это период наиболь­шей чувствительности функции к воздействиям внешнего мира и наи­более интенсивного развития Основные периоды сензитивности при­ходятся на первые двадцать лет жизни, но и в последствии, в зрелые и пожилые годы эти периоды также имеют место, хотя и не достигают такого уровня, как в первые десятилетия.

Уровень активности

функции

Возраст 20 40 60

Рис. 1. Зависимость уровня психической активности от возраста

Однако это общая картина. Для каждой отдельной функции ха­рактерна собственная динамика распределения по возрастам, при со­хранении общей тенденции.

Восприятие представлено в ходе профессионального обучения и трудового процесса в форме сенсомоторного поведения.

Сенсомоторика это характеристика поведения человека в це­лом, способ организации его деятельности, успешность ее протекания. В связи с активной заменой ручного трудя автоматическим, появлени­ем особо опасных и особо ответственных профессий, учет особенно­стей развития сенсомоторики приобретает важное значение. Не безыз­вестен факт, что с возрастом у человека существенно меняется ско­рость сенсомоторной реакции, координация, ловкость и точность движений Все это имеет непосредственное отражение, как на трудовой деятельности, гак и на эффективности обучения взрослых, если тако­вое имеет место. По мере увеличения возраста теряются одни характе­ристики и приобретаются другие.

Мышечная сила прогрессивно увеличивается до 25 лет, затем падает к 27 годам, вновь увеличивается к 28 годам, вновь падает и дос­тигает максимума к 35 годам. Аналогичная картина наблюдается в от­ношении степени регуляции координации и длительности движений. Исследования волевых усилий показывают, что наибольшая их успеш­ность наблюдается у 19 и 26-летних, наименьшая - у 21-летних. При­чем под влиянием интеллектуальной нагрузки успешность волевого моторного движения снижается. Сенсомоторика включена в ком­плексные психомоторные характеристики силы, скорости, точности, ритма и темпа. Проще говоря, любую сенсомоторную деятельность можно оценить по параметрам силы, скорости и т.д. В зависимости от связи этих показателей в одном и том же действии, последнее будет более или менее эффективным. Например, если деятельность требует одновременно большой скорости и точности, то неопытный работник концентрирует свое внимание на скорости и выполняет с большим ко­личеством ошибок, или сосредотачивается на точности выполнения и теряет в скорости.

В процессе увеличения мастерства происходит внутренняя связь характеристик точности и скорости. Они образуют систему, в резуль­тате чего работа начинает осуществляться быстро и безошибочно. Ис­следования показывают, что возможности этого синтеза, связи отдель­ных сенсомоторных характеристик в систему также изменяются с воз­растом. Наименьшее количество связей наблюдается в 18-21 годы, в 25-28 лет количество связей резко расширяется, затем вновь уменьша­ется и стабилизируется к35 годам.

Развитие внимания. Внимание это направленность и сосредото­ченность активности человека на конкретном объекте, ситуации, об­стоятельствах и т.п. В период с 18 до 40 лет в развитии функции вни­мания наблюдаются различные периоды, До 18 лет внимание пере­страивается из непроизвольной - в произвольную форму. С 18 до 33 лет идет прогрессивное увеличение активной формы произвольного внимания. Этот период характеризуется наиболее высокими показате­лями внимания. С 34 до 38 лет начинается некоторый спад уровня внимания. К 1930-40 гг. новый пик активной производительности функции, а затем постепенный спад С возрастом увеличивается воз­можность произвольной регуляции функции внимания. Под влиянием процесса обучения, обуславливающего постоянную, интеллектуальную нагрузку, происходит изменение уровня активности свойств вни­мания в плане их усиления. Иначе говоря, внимание можно улучшать с помощью тренировки. Такой тренировкой является любой процесс обучения.

Развитие памяти. Память - это психическая функция, обеспечи­вающая запечатление, сохранение и воспроизведение окружающей че­ловека информации. Исходя из такого определения, становится понят­ным значение памяти в процессе обучевия. Родоначальник экспери­ментального исследования памяти Г. Эббингауз считал, что в период зрелости с 25 до 55 лет наблюдается период стабильной памяти Затем идет прогрессивный спад эффективности памяти, причем, чем старше возраст, тем быстрее идет регресс. Однако дальнейшие исследования выявили, что и в этот, относительно устойчивый период имеется опре­деленная динамика функции памяти. Основное развития функции па­мяти заканчивается к 18 годам. Наиболее высокий уровень памяти на­блюдается в 18-20, 27, 29-30 и 33 года. Наибольшие спады в 21, 26, 36 и 39 лет. Особенно сильное понижение возможностей памяти прихо­дится на 37 лет. В 40 лет происходит очередной подъем, но не такой сильный, как в 29-30 лет. Наиболее сильно от возраста зависит вер­бальное сохранение, т.е. память на словесную информацию. Ни на од­ну функцию обучение не влияет так благоприятно, как на память. Ис­следования подтверждают мысль Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна что при активном обучении развитие памяти продолжается в интен­сивной форме даже за пределами возраста биологического созревания, А указанные выше периоды спада активности функции имеют значи­тельно меньшую выраженность, в противовес пикам развития, которые проявляются более ярко. Одной из важнейших закономерностей функ­ционирования памяти в любом возрасте является "эффект края", от­крытый Г, Эббингаузом. Информация, поступающая в начале и конце сообщения, усваивается более полно, чем в середине. Если идет одно­родная информация, то каждая последующая частично "стирает" пре­дыдущую. Поэтому при передаче наиболее важной информации, ее надо формулировать лаконичными блоками, относительно изолиро­ванно от другой ("фоновой") информации.

Развитие мышления. В развитии мышления наблюдается смена пиков и спадов, как к в других психических функциях. Пики прихо­дятся на возраст 20 - 25 лет, а основные спады в 26 - 29, 34 - 37, плав­но увеличивающийся спад после 45 лет. С возрастом, вначале (до 45 лет), активно функционирует теоретическое, абстрактное мышление, а после 45 лет усиливается роль образного и практического мышления. Люди, деятельность которых требует постоянного умственного напряжения, отличаются более развитым и более сохранным в среднем и пожилом возрасте мышлением. Мышление вообще очень сильно за­висит от деятельности человека. Например, решение технических за­дач сказывается на усиленном развитии технического мышления, по­стоянная работа с текстовым материалом развивает вербально-логическое мышление и т.д.

Умственное развитие взрослого человека в условиях учения происходит более быстрыми темпами. Однако, в зависимости от осо­бенностей мышления в разные возрастные периоды, необходимо ме­нять программу, методологию и способы обучения.

На обучение взрослых влияют основные факторы: возраст; специфика профессии; обучаемость; мотивация, а также личностные особенности.

Процесс обучения обеспечивает человеку повышение продук­тивности в определенной деятельности. Выявлена взаимосвязь профессиональной продуктивности и возраста. Особенно интересны в этом плане исследования Г. Лемана. В его исследованиях было выяв­лено, что с возрастом творческая активность и продуктивность вначале возрастает, а затем падает.

В исследованиях Г. Лемана обнаружена отчетливая закономер­ность: чем выше качество продуктивности человека, тем ближе вершина пика сдвинута к более раннему возрасту, а последующий спад продуктивности становится боле крутым. Продуктивность более низ­кого качества дает кривую с более длительным сроком активности и медленным спадом к 70-80 годам. По данным А. Велфорда возрастная эволюция продуктивности зависит, прежде всего, от качества работы. Чем выше качество работы сможет обеспечить человек, тем дольше он сохранит высокую продуктивность. Следовательно, постоянное со­вершенствование своей деятельности приводит к профессиональному долголетию. Чем больше человек учиться, тем дольше он может осу­ществлять активную профессиональную деятельность Долгая профес­сиональная деятельность в свою очередь обеспечивает высокую пси­хологическую и личностную сохранность в пожилом и старческом возрасте и продлевает физическую жизнь человека. А. Велфорд вы­явил основные типы механизмов повышения продуктивности, харак­терные для человека.

1. Эффект сверхкомпенсации. В этом случае продуктивность работы нарастает с возрастом, вследствие накопления опыта. Это ти­пично для профессиональных политиков, бизнесменов, руководителей. Другой вариант сверхкомпенсации заключается в отсутствии сниже­ния продуктивности с возрастом, так как человек изначально расходу­ет лишь незначительную часть своего потенциала и следовательно имеет резерв возможностей, используемый по мере возраста. В данной форме механизм активизируется в низкоквалифицированном труде, сельскохозяйственном производстве.

2. Эффект спада. В этом случае с возрастом, вследствие спада психических и физических сил происходит снижение продуктивности но она сохраняется на достаточно высоком уровне, чтобы обеспечи­вать профессиональные требования. В таком виде механизм выступает у рабочих высокой квалификации и операторов.

3. Эффект неадекватности. По мере возраста, спад физиче­ских и психических сил приводит к абсолютной неадекватности вы­полняемой работе и должности. Наиболее характерным примером в этом случае будут спортсмены, летчики, артисты балета.

Следует сказать, что спад физических, психических, интеллек­туальных возможностей человека является нормальным признаком возраста. Предотвращение потери профессионального уровня возмож­но только с помощью постоянного повышения профессиональной ква­лификации и профессионального обучения. Решая вопрос о профессиональной подготовке взрослых людей, мы сталкиваемся еще с некоторыми практическими вопросами. Преж­де всего, это сопротивление профессионалов включению в какую бы то ни было систему обучения,

Сопротивление новациям. Как уже было сказано выше, с воз­растом снижается активность всех высших психических функций. Следовательно, обучение требует от человека в возрасте больше уси­лий. Трудности в обучении воспринимаются нередко как непреодоли­мые и человек чувствует определенный ущерб своей личности, так как боится оказаться в учебной деятельности хуже молодого неопытного ученика. Все это провоцирует стремление "уйти" от учебы, дабы не показать своей несостоятельности, просто отказаться от деятельности. При обучении взрослых необходимо принципиально решить два на­правления: 1) выбрать формы и методы обучения в наибольшей степе­ни соответствующие новому уровню психической активности, прояв­ляющейся у взрослых людей; 2) преодолеть субъективное "отторжение" учебной деятельности и создать устойчивую мотивацию и уверенность в своих силах для осуществления успешного обучения

В ходе организации профессионального обучения активизиру­ются все основные психологические механизмы и закономерности профессионального научения. В результате обучения происходит по­строение психологической системы деятельности

Анализ теоретических аспектов проблемы профессионального обучения необходим для решения практической стороны организации системы профессиональной подготовки. На полученных в теоретиче­ских разработках идеях строится система диагностики профессиональ­ной подготовки, формируются оптимальные программы обучения, со­вершенствуются средства и способы обучения

 


Зеер Э.Ф. Психология профессий. 1997г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...