Особенности обучения взрослых людей
Психологи выявили ряд особенностей психологического и личностного характера влияющих на успешность обучения во взрослом возрасте. Остановимся на некоторых из них. Психологические особенности Обучение активизирует все высшие психические функции: восприятие, память, мышление, внимание. Любая психическая функция имеет процессуальный характер, т.е. разворачивается во времени. Динамика этого развития достаточно сложна. Работа по изучению этого вопроса активно проводилась в 1960-70-е гг. в Лаборатории дифференциальной психологии под руководством Б.Г. Ананьева, Полученные исследовательские данные сви^ дстельствуют о неоднородности и противоречивости развития психологических и психофизиологических функций взрослых людей на всем периоде жизни. В самом общем виде до 18-20 лет идет активный процесс возрастания количественной и качественной продуктивности высших психических функций. Затем, приблизительно до 40 лет наблюдается период устойчивости и стабильности s их работе. После 40 лет начинается прогрессирующее снижение уровня активности. На всем периоде жизни в развитии функции наблюдаются локальные периоды подъема и слада интенсивности и активности- Периоды наиболее высокой активности называются сеюитивными. Сензитшный период - это период наибольшей чувствительности функции к воздействиям внешнего мира и наиболее интенсивного развития Основные периоды сензитивности приходятся на первые двадцать лет жизни, но и в последствии, в зрелые и пожилые годы эти периоды также имеют место, хотя и не достигают такого уровня, как в первые десятилетия. Уровень активности функции Возраст 20 40 60 Рис. 1. Зависимость уровня психической активности от возраста
Однако это общая картина. Для каждой отдельной функции характерна собственная динамика распределения по возрастам, при сохранении общей тенденции. Восприятие представлено в ходе профессионального обучения и трудового процесса в форме сенсомоторного поведения. Сенсомоторика это характеристика поведения человека в целом, способ организации его деятельности, успешность ее протекания. В связи с активной заменой ручного трудя автоматическим, появлением особо опасных и особо ответственных профессий, учет особенностей развития сенсомоторики приобретает важное значение. Не безызвестен факт, что с возрастом у человека существенно меняется скорость сенсомоторной реакции, координация, ловкость и точность движений Все это имеет непосредственное отражение, как на трудовой деятельности, гак и на эффективности обучения взрослых, если таковое имеет место. По мере увеличения возраста теряются одни характеристики и приобретаются другие. Мышечная сила прогрессивно увеличивается до 25 лет, затем падает к 27 годам, вновь увеличивается к 28 годам, вновь падает и достигает максимума к 35 годам. Аналогичная картина наблюдается в отношении степени регуляции координации и длительности движений. Исследования волевых усилий показывают, что наибольшая их успешность наблюдается у 19 и 26-летних, наименьшая - у 21-летних. Причем под влиянием интеллектуальной нагрузки успешность волевого моторного движения снижается. Сенсомоторика включена в комплексные психомоторные характеристики силы, скорости, точности, ритма и темпа. Проще говоря, любую сенсомоторную деятельность можно оценить по параметрам силы, скорости и т.д. В зависимости от связи этих показателей в одном и том же действии, последнее будет более или менее эффективным. Например, если деятельность требует одновременно большой скорости и точности, то неопытный работник концентрирует свое внимание на скорости и выполняет с большим количеством ошибок, или сосредотачивается на точности выполнения и теряет в скорости.
В процессе увеличения мастерства происходит внутренняя связь характеристик точности и скорости. Они образуют систему, в результате чего работа начинает осуществляться быстро и безошибочно. Исследования показывают, что возможности этого синтеза, связи отдельных сенсомоторных характеристик в систему также изменяются с возрастом. Наименьшее количество связей наблюдается в 18-21 годы, в 25-28 лет количество связей резко расширяется, затем вновь уменьшается и стабилизируется к35 годам. Развитие внимания. Внимание это направленность и сосредоточенность активности человека на конкретном объекте, ситуации, обстоятельствах и т.п. В период с 18 до 40 лет в развитии функции внимания наблюдаются различные периоды, До 18 лет внимание перестраивается из непроизвольной - в произвольную форму. С 18 до 33 лет идет прогрессивное увеличение активной формы произвольного внимания. Этот период характеризуется наиболее высокими показателями внимания. С 34 до 38 лет начинается некоторый спад уровня внимания. К 1930-40 гг. новый пик активной производительности функции, а затем постепенный спад С возрастом увеличивается возможность произвольной регуляции функции внимания. Под влиянием процесса обучения, обуславливающего постоянную, интеллектуальную нагрузку, происходит изменение уровня активности свойств внимания в плане их усиления. Иначе говоря, внимание можно улучшать с помощью тренировки. Такой тренировкой является любой процесс обучения. Развитие памяти. Память - это психическая функция, обеспечивающая запечатление, сохранение и воспроизведение окружающей человека информации. Исходя из такого определения, становится понятным значение памяти в процессе обучевия. Родоначальник экспериментального исследования памяти Г. Эббингауз считал, что в период зрелости с 25 до 55 лет наблюдается период стабильной памяти Затем идет прогрессивный спад эффективности памяти, причем, чем старше возраст, тем быстрее идет регресс. Однако дальнейшие исследования выявили, что и в этот, относительно устойчивый период имеется определенная динамика функции памяти. Основное развития функции памяти заканчивается к 18 годам. Наиболее высокий уровень памяти наблюдается в 18-20, 27, 29-30 и 33 года. Наибольшие спады в 21, 26, 36 и 39 лет. Особенно сильное понижение возможностей памяти приходится на 37 лет. В 40 лет происходит очередной подъем, но не такой сильный, как в 29-30 лет. Наиболее сильно от возраста зависит вербальное сохранение, т.е. память на словесную информацию. Ни на одну функцию обучение не влияет так благоприятно, как на память. Исследования подтверждают мысль Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна что при активном обучении развитие памяти продолжается в интенсивной форме даже за пределами возраста биологического созревания, А указанные выше периоды спада активности функции имеют значительно меньшую выраженность, в противовес пикам развития, которые проявляются более ярко. Одной из важнейших закономерностей функционирования памяти в любом возрасте является "эффект края", открытый Г, Эббингаузом. Информация, поступающая в начале и конце сообщения, усваивается более полно, чем в середине. Если идет однородная информация, то каждая последующая частично "стирает" предыдущую. Поэтому при передаче наиболее важной информации, ее надо формулировать лаконичными блоками, относительно изолированно от другой ("фоновой") информации.
Развитие мышления. В развитии мышления наблюдается смена пиков и спадов, как к в других психических функциях. Пики приходятся на возраст 20 - 25 лет, а основные спады в 26 - 29, 34 - 37, плавно увеличивающийся спад после 45 лет. С возрастом, вначале (до 45 лет), активно функционирует теоретическое, абстрактное мышление, а после 45 лет усиливается роль образного и практического мышления. Люди, деятельность которых требует постоянного умственного напряжения, отличаются более развитым и более сохранным в среднем и пожилом возрасте мышлением. Мышление вообще очень сильно зависит от деятельности человека. Например, решение технических задач сказывается на усиленном развитии технического мышления, постоянная работа с текстовым материалом развивает вербально-логическое мышление и т.д.
Умственное развитие взрослого человека в условиях учения происходит более быстрыми темпами. Однако, в зависимости от особенностей мышления в разные возрастные периоды, необходимо менять программу, методологию и способы обучения. На обучение взрослых влияют основные факторы: возраст; специфика профессии; обучаемость; мотивация, а также личностные особенности. Процесс обучения обеспечивает человеку повышение продуктивности в определенной деятельности. Выявлена взаимосвязь профессиональной продуктивности и возраста. Особенно интересны в этом плане исследования Г. Лемана. В его исследованиях было выявлено, что с возрастом творческая активность и продуктивность вначале возрастает, а затем падает. В исследованиях Г. Лемана обнаружена отчетливая закономерность: чем выше качество продуктивности человека, тем ближе вершина пика сдвинута к более раннему возрасту, а последующий спад продуктивности становится боле крутым. Продуктивность более низкого качества дает кривую с более длительным сроком активности и медленным спадом к 70-80 годам. По данным А. Велфорда возрастная эволюция продуктивности зависит, прежде всего, от качества работы. Чем выше качество работы сможет обеспечить человек, тем дольше он сохранит высокую продуктивность. Следовательно, постоянное совершенствование своей деятельности приводит к профессиональному долголетию. Чем больше человек учиться, тем дольше он может осуществлять активную профессиональную деятельность Долгая профессиональная деятельность в свою очередь обеспечивает высокую психологическую и личностную сохранность в пожилом и старческом возрасте и продлевает физическую жизнь человека. А. Велфорд выявил основные типы механизмов повышения продуктивности, характерные для человека. 1. Эффект сверхкомпенсации. В этом случае продуктивность работы нарастает с возрастом, вследствие накопления опыта. Это типично для профессиональных политиков, бизнесменов, руководителей. Другой вариант сверхкомпенсации заключается в отсутствии снижения продуктивности с возрастом, так как человек изначально расходует лишь незначительную часть своего потенциала и следовательно имеет резерв возможностей, используемый по мере возраста. В данной форме механизм активизируется в низкоквалифицированном труде, сельскохозяйственном производстве. 2. Эффект спада. В этом случае с возрастом, вследствие спада психических и физических сил происходит снижение продуктивности но она сохраняется на достаточно высоком уровне, чтобы обеспечивать профессиональные требования. В таком виде механизм выступает у рабочих высокой квалификации и операторов.
3. Эффект неадекватности. По мере возраста, спад физических и психических сил приводит к абсолютной неадекватности выполняемой работе и должности. Наиболее характерным примером в этом случае будут спортсмены, летчики, артисты балета. Следует сказать, что спад физических, психических, интеллектуальных возможностей человека является нормальным признаком возраста. Предотвращение потери профессионального уровня возможно только с помощью постоянного повышения профессиональной квалификации и профессионального обучения. Решая вопрос о профессиональной подготовке взрослых людей, мы сталкиваемся еще с некоторыми практическими вопросами. Прежде всего, это сопротивление профессионалов включению в какую бы то ни было систему обучения, Сопротивление новациям. Как уже было сказано выше, с возрастом снижается активность всех высших психических функций. Следовательно, обучение требует от человека в возрасте больше усилий. Трудности в обучении воспринимаются нередко как непреодолимые и человек чувствует определенный ущерб своей личности, так как боится оказаться в учебной деятельности хуже молодого неопытного ученика. Все это провоцирует стремление "уйти" от учебы, дабы не показать своей несостоятельности, просто отказаться от деятельности. При обучении взрослых необходимо принципиально решить два направления: 1) выбрать формы и методы обучения в наибольшей степени соответствующие новому уровню психической активности, проявляющейся у взрослых людей; 2) преодолеть субъективное "отторжение" учебной деятельности и создать устойчивую мотивацию и уверенность в своих силах для осуществления успешного обучения В ходе организации профессионального обучения активизируются все основные психологические механизмы и закономерности профессионального научения. В результате обучения происходит построение психологической системы деятельности Анализ теоретических аспектов проблемы профессионального обучения необходим для решения практической стороны организации системы профессиональной подготовки. На полученных в теоретических разработках идеях строится система диагностики профессиональной подготовки, формируются оптимальные программы обучения, совершенствуются средства и способы обучения
Зеер Э.Ф. Психология профессий. 1997г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|