Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические закономерности усвоения и формы организации учебного процесса




Усвоение, как указывает И.А. Зимняя (2007), это сложное понятие и трактуется с разных позиций:

1. Усвоение – это механизм, путь формирования человеческого индивидуального опыта через присвоение социокультурного опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий (умений, навыков), нравственных норм, этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни в процессе социализации, как стихийно, так и в специально организованных условиях – в обучении и воспитании.

2. Усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение материала.

3. Усвоение – это результат учебной деятельности. В.В. Давыдов писал, что усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает основной целью и главным результатом учебной деятельности.

С.Л. Рубинштейн как условия усвоения знаний выделял следующие взаимосвязанные «стороны» двустороннего (деятельности педагога и учащегося) процесса обучения, которые выступают и стадиями процесса учения:

1. Восприятие учебного материала – ознакомление с учебным материалом включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, т. е., не только восприятие – перцепцию, но и апперцепцию показателем восприятия материала является его понимание (осмысление);

2. Осмысление – входя в первый этап, осмысление определяет закрепление (третий этап). Осмысление направлено на более глубокое раскрытие смыслового содержания знаний; включает в себя все мыслительные процессы: сравнение – сопоставление и различение, анализ и синтез, абстракцию, обобщение и конкретизацию, переход от конкретного, единичного к отвлеченному, общему и от абстрактного, общего к наглядному, единичному;

3. Закрепление – прочность усвоения материала зависит и от этапа первичного с ним ознакомления, и от дальнейшей работы по запоминанию, существенная роль в котором отводится не только повторительному, но и свободному воспроизведению материала. Необходимость самостоятельного воспроизведения активизирует осмысление материала, так как в процессе его изложения совершается проверка, самоконтроль, выявляются места, требующие дополнительного уяснения: «Уточняя, формулируя мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочнее ее запечатлевает» (С.Л. Рубинштейн, 1940);

4. Овладение – возможность оперировать знаниями в различных условиях, применяя их на практике в процессе формирования навыков.

Н. В. Бордовская и А. А. Реан рассматривают обучение как способ организации образовательного процесса, в основе которого заложена система – преподавание и учение. Преподавание – это деятельность педагога, охватывающая:

§ Передачу информации;

§ Организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;

§ Оказание помощи при затруднении в процессе учения;

§ Стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся;

§ Оценку учебных достижений обучающихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучающегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Действенность учения предполагает также взаимодействие педагога с обучающимися и организацию как совместной, так и самостоятельной работы.

Второй составляющей процесса обучения является учение – деятельность обучаемого, которая предполагает:

§ Освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;

§ Самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценку учебных достижений;

§ Осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии обучающегося.

Исходя из содержания преподавания и учения, компонентами учебной деятельности являются:

§ Овладение системами знаний и оперирование ими;

§ Овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения – умениями и навыками;

§ Развитие мотивов учения, становление мотивации и уяснение смыслов;

§ Овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами.

В структуре учебного процесса Н.В. Басова (2000) выделяет следующие звенья:

1. Получение информации – 40 % учебного времени. При этом выделяется постановка учебной задачи перед учащимися и изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению;

2. Освоение информации – 40 % учебного времени, что прпедполагает закрепление и применение знаний, умений, навыков на практике;

3. Контроль информации – 5-10 % учебного времени;

4. Коррекция процесса рассогласования с информацией – 10-15 % учебного времени.

Реализация содержания обучения осуществляется в различных организационных формах.

Организационные формы обучения – это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом студентов, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучающихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.

В структуре процесса обучения выделяют три группы организационных форм:

§ направленные преимущественно на теоретическую подготовку обучающихся;

§ направленные преимущественно на практическую подготовку обучающихся;

§ формы контроля знаний и умений обучающихся.

Организационными формами обучения в профессиональном обучении являются: лекция, семинар, лабораторное занятие, практическое занятие, курсовая работа, производственная практика, выпускная квалификационная работа.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность обучаемых, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель излагает учебный материал для всей группы, ставит одинаковые задачи – студенты решают одну проблему, овладевают общей темой. Фронтальная форма организации учебной деятельности обеспечивает общее продвижение обучающихся к определенному уровню профессионального образования при недостаточном учете индивидуальных способностей и уровне подготовленности и развития каждого студента.

При групповой работе учебная группа разбивается на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек, но чаще численность группы составляет 3-5 студентов). Групповая работа может применяться для различных целей: решения задач и упражнений, выполнения практических и лабораторных работ, изучение нового материала.

При индивидуальной работе каждый студент получает задание, которое он выполняет независимо от других. Поэтому индивидуальная форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятельности обучающихся. Индивидуальная форма организации учебной деятельности целесообразна для таких видов работ, в которых могут более ярко проявиться индивидуальные особенности и возможности обучающихся. Также она применяется при программированном обучении, а также для углубления знаний и ликвидации пробелов в изучении материала у студентов. Индивидуальная работа имеет значение для формирования у студентов потребности в самообразовании и выработке соответствующих навыков самостоятельной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...