Основные циклы земледельческого календаря и связанные с ними обряды и игры.
Важнейшие на Руси обряды и праздники были связаны с земледельческим календарём (трудом), с жизнью природы, с мифологическими олицетворениями природных сил. Они начинались в декабре и завершались осенью с уборкой урожая. Праздники составляли целостный календарный цикл – цикл земледельческих работ, который включал в себя подготовку, ожидание урожая, его уборку. Эти праздники имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод животных. Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъём, вызванный переживанием какого-либо торжественного события. Личное и общественное в жизни человека тесно переплетаются. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Это - развитие корпоративного духа и осознание социальной значимости. Праздник всегда выполнял важные общественные функции: коммуникативную, познавательную, воспитательную и эстетическую. Человек ощущал себя личностью, членом коллектива. Именно через праздник проявляются все формы и виды культуры любого коллектива. Это и принятые формы поведения в коллективе, это и демонстрация нарядов, это и исполнение традиционных обрядов. Праздники всегда были тесно связаны с обрядами. Обряд - э то ритуальные, традиционные действия, в которых исполнители и зрители объединяются в одно целое для причащения к высшим силам и открытия сакральных, мистических, божественных тайн. Праздничный календарь в России на протяжении многовековой истории страны не был стабильным и неизменным. Каждая историческая эпоха вносила в праздничный быт народа что-то своё, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды – в связи с Крещением Руси (988 г.), в период петровских преобразований (начало XVIII в.) и после крушения самодержавия в начале ХХ в, т.е. в переломные периоды истории русского народа. Но неизменными оказывались обрядовые циклы земледельческого календаря: зимний, весенний, летний, осенний.
Обряд Колядование. Рождение Коляды, мифологического существа, совпадало по времени с «рождением» Солнца – зимнем солнцеворотом. Участники обряда Колядования распевали песни, прославляли Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами – это была жертва Коляде. Разжигали костры и под весёлые песни, собранная еда коллективно поедалась. Это происходило 24 декабря по старому стилю. Колядованием начинались Зимние Святки – древний славянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 декабря по 6 января (по старому стилю). Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы верили, что соединяя усилия многих людей в обрядовом действии, они могут помочь плодородию. В мировоззрении древних люди и природа – это две части одного целого, а обряд – это то средство, которое их соединяет, средство общения между ними. Обязательные святочные игры, весёлые забавы, обильная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную энергию, которая, по их мнению, сливалась с возникшей энергией плодородия, удваивая её. Другая сторона святочных ритуалов – гадание. Каждому хотелось узнать, каков буде год: урожайный ли, обильным ли на недуги, щедрым ли на свадьбы? Считалось, что «Открытия» по святочному гаданию сбудутся. Обряд Масленица. Масленицу отмечали в конце марта, в период весеннего равноденствия. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником праздника были Блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был ближе к древнейшему схематическому изображению солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица – олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. Масленица присутствовала на празднике в виде чучела, разодетого в женские одежды.
Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось – ритуальным захоронением Масленицы – чучело либо сжигали, либо, разорвав, разбрасывали по полям, и закапывали. Масленица передавала силу полям и успокаивалась до следующего года. Весенние праздники. Вышивали полотенца с изображениями богини плодородия. Традиция расписывать яйца весной – одна из древнейших традиций. Считалось, что раскрашенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойствами: может исцелить больного, потушить пожар, остановить бурю и т.д. Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю «Зелёные святки» в конце мая – июне, в разных местностях устанавливался свой срок. Для земледельца – это критический срок: всё, что мог он сделал, остаётся уповать на силы природы и прихоти управляющих этими силами существ. Взор земледельца обращался к водным гладям – к рекам и озёрам, источникам благодатной утренней росы. А душа – к русалкам, властительницам водоёмов. Ожидали от русалок не только шалостей и козней, но и орошения полей. Русалочные ритуальные хороводы и песни сопровождались ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники обряда приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Цель такого массового буйства – привлечение внимания русалок к себе и выманивание из омутов. Обряд Ярилин день. Добрый урожай зависел не только от умеренного орошения, но и от солнечного тепла. Поэтому частью «Зелёных святок» были два «огненных», солнечных праздника – Ярилин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24 июня по старому стилю). Ярило был Богом восходящего (весеннего) солнца, Богом производителем и покровителем животных, производителем растений, Богом силы и храбрости.
Обряд День Ивана Купалы. Купала – Божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и символом праздника были цветы Иван-да-Марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший места закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клады считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания «живого огня» начиналось главное действо: от затеплившегося огня разжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы. Обряд сбор урожая. Особенно значительными были: праздник «первых плодов» (начало августа); чествование Рода, когда хлеба уже ссыпали в закрома (время «бабьего лета», с конца августа до середины сентября); начало прядения льна (октябрь).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|