Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение физической культуры и спорта в системе оздоровительной и адаптационной деятельности инвалидов. Паралимпийские, специальные, сурдолимпийские игры




Основная задача адаптивного физического воспитания - формирование у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья осознанного отношения к своим функциональным возможностям. Работа с инвалидами имеет, прежде всего, коррекционно-компенсаторную направленность. Оздоровительные и воспитательные задачи работы с инвалидами обладают определенной спецификой. Речь идёт не только о воспитании основных физических качеств инвалидов (силы, ловкости, быстроты и выносливости), но и о решении специальных коррекционных задач, направленных на компенсацию основного дефекта.
Адаптивное физическое воспитание - как вид адаптивной физической культуры – выступает важным средством развития двигательного аппарата, укрепления здоровья и повышения работоспособности инвалидов. Адаптивное физическое воспитание играет существенную роль в реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с нарушениями здоровья, имеет большое социально-психологическое значение.

Классификация средств адаптивного физического воспитания:

  • по проявлению двигательных способностей;
  • по биомеханическому признаку;
  • двигательные действия смешанного характера, включающие упражнения циклического и ациклического характера;
  • по исторически сложившимся средствам физического воспитания;

Метод - это способ, путь достижения поставленной цели; методический прием - как вариант реализации метода в соответствии с конкретной задачей коррекции, компенсации, профилактики, обучения, воспитания, оздоровления. Различают организационные (индивидуальный, групповой, индивидуально-групповой, самостоятельных занятий) и спортивно-педагогические методы (строго регламентированные упражнения, игровой, соревновательный).

Физическое упражнение – это основное средство адаптивной физической культуры. Немаловажное место отводится также естественно-средовым и гигиеническим факторам. В комплексной реабилитации больных и инвалидов используются следующие методы АФК: лечебная гимнастика (суставная и силовая), массаж, коррекция положением, дозированная ходьба (терренкур), гидрореабилитация, механотерапия, физические методы лечения (водолечение, теплолечение, светолечение, самомассаж, вибрационный массаж, баролечение и др.), психосоматическая саморегуляция и аутогенная тренировка, аудиовизуальная стимуляция и др.

Адаптивное физическое воспитание организовано в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях системы образования и системы социального обеспечения, в специальных (медицинских) группах в дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях и в классах с контингентом детей с отклонениями в развитии, интегрированных в массовые школы.

Главная цель адаптивного физического воспитания – максимально возможная коррекция основного дефекта средствами адаптивной физической культуры, а также коррекция и профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом, с помощью физических упражнений и других немедикаментозных средств и методов. Основные целевые объекты двигательного обучения составляют навыки самообслуживания, перемещения в пространстве, переориентировка предметов, перемещение с помощью технических средств, формирование и совершенствование мелкой моторики. Ведущей установкой адаптивного физического воспитания является требование минимизации двигательных ошибок в процессе освоения двигательных действий (в т.ч. с помощью тренажеров и технических средств).

Адаптивный спорт. Главная цель адаптивного спорта — социализация инвалидов и лиц с от­клонениями в состоянии здоровья и повышение уровня качества жизни через участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, стремление к максимально возможной самореализации в одном из видов адаптивного спорта.Основные задачи адаптивного спорта: 1) достижение максимального (ре­кордного) результата в конкретном виде адаптивного спорта; 2) овладение вы­соким уровнем спортивного мастерства, формирование спортивной культуры инвалидов, приобщение их к историческому опыту в данной сфере; 3) усвоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры; 4) освоение новых социальных ролей и функций, рас­ширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности; 5) по­вышение уровня качества их жизни и др.

К ведущим функциям адаптивного спорта относятся - соревновательная, развивающая, учебно-познавательная, воспитательная, ценностно-ориентационная, творче­ская, профилактическая, функция самовоспитания, престижная, интегративная.

Классификация спортсменов на классы проводится в рамках конкретных нозологиче­ских профилей («ампутанты», «спинальники», лица с последствиями цереб­ральных параличей, незрячие, с нарушением слуха, интеллекта и др.). Поэтому к участникам соревнований по конкретным видам спорта предъявляются особые требования и высказываются специальные рекомендации к их использованию инвалидами.

Паралимпийские игры – это международные спортивные соревнования для инвалидов. Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а, начиная с 1992 года, в тех же городах, где проходят Игры. В 2001 году эта практика закреплена между МОК и Международным Параолимпийским комитетом (МПК). Первые летние Паралимпийские игры прошли в 1960 г. в Риме (Италия), последние - в Лондоне (Великобритания) в 2012 г. Зимние Паралимпийские игры впервые состоялись в 1976 г. в Орнсколдсвике (Швеция), в последний раз– в Ванкувере (Канада).

Название «параолимпийский» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду», что подразумевает параллелизм и равноправие параолимпийских соревнований с олимпийскими. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков.

В число принципов спортивно-медицинской классификации спортсменов-параолимпийцев входят максимальный охват лиц с различными видами патологии и степенью ее тяжести, уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках од­ного класса, одновременное участие в соревнованиях по спортивным играм ин­валидов с различной степенью тяжести поражений, периодическое переосвиде­тельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характе­ра и др.

Паралимпийские виды спорта: тяжёлая атлетика (пауэрлифтинг), лёгкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7х7 и 5х5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, настольный теннис, гребля, парусный спорт. Зимние виды: лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, кёрлинг.

Дефлимпийские игры (дефлимпиада) (англ. Deaflympics, от англ. deaf «глухой») — спортивные соревнования людей с нарушениями слуха («всемирные игры глухих»). Русифицированное название — сурдоолимпийские (вариант — сурдлимпийские) игры. Первые Всемирные игры глухих прошли в 1924 году в Париже, и с этого момента по настоящее время проводятся один раз в четыре года, за исключением периода 16 августа 1924 года руководство спортивных делегаций стран-участниц на совещании решили организовать Международный спортивный комитет глухих (МСКГ) (Comite International des Sport des Sourds — CISS), основной целью которого стало основание союза всех спортивных федераций глухих и разработка их устава для основания и руководства только что появившегося соревнования. Только через 25 лет, в январе 1949 года, в Австрии были проведены 1-е Международные зимние игры глухих, в которых приняло участие 33 спортсмена из пяти стран. В 1955 году Международный олимпийский комитет признал МСКГ как международную федерацию с олимпийскими принципами, а через два года комитет начал менять устав приводя его в соответствие с олимпийским. Сегодня в МСКГ входит более 90 национальных федераций. Решением Исполнительного Комитета МОК в мае 2001 года Всемирные игры глухих переименованы в Дефлимпийские («Deaflympics»). В том же году в Риме были проведены 19-тые Дефлимпийские игры. Более 3000 спортсменов из 80 стран мира вели борьбу за медали. Последние Сурдолимпийские игры проведены в 2009 г. в Тайбэе (Китай, 77 стран-участников и 2498 спортсменов).

XVIII Зимние игры должны были состояться в Словакии (Высокие Татры) в 2011 г., но были отменены. Правила, принятые в сурдолимпийских видах спорта, не отличаются от обычных, за исключением некоторых особенностей, например, судьи подают сигналы не звуком, а жестами.

Специальное олимпийское движение. В июне 1963 года Юнис Кеннеди-Шрайвер, сестра Джона и Роберта Кеннеди, открыла в своем доме в Мэриленде летний дневной лагерь для детей и взрослых с нарушением интеллекта – для того чтобы изучить их способности к различным видам спорта и физкультуры. В июле 1968 года на Воинском поле в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские Игры. В декабре того же года была создана Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации. За эти годы участниками специального олимпийского движения стали более миллиона человек из 162 стран мира.В 1988 году на XV Зимних олимпийских играх в Калгари президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал с Ю.Кеннеди-Шрайвер соглашение, согласно которому Специальная Олимпиада получила право использовать в своем названии слово «олимпийский».
Заслуга Юнис и ее мужа, Сарджента Шрайвера, видного деятеля демократической партии США, состоит в том, что они сумели доказать: регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях помогают умственно отсталым людям приобретать навыки труда и коллективных осознанных действий, учат их выступать целенаправленно и организованно. Это создает возможности для постепенной адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в общество.

В России специальное олимпийское движение развивается с 1990 года. 16 сентября 1999 года Специальная Олимпиада России, ставшая частью Special Olympic International, была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. Ныне в специальном олимпийском движении в нашей стране участвуют более 50 тысяч детей и взрослых. Работают около 50 местных отделений Специальной Олимпиады России.

Таким образом, в системе оздоровительной и адаптационной деятельности инвалидов трудно переоценить значение физической культуры и спорта. Спорт как занятия физическими упражнениями, как тренировка мышц, требует определённых волевых усилий и позволяет инвалидам любых категорий развить определённые функции своего тела настолько, что ошибки и невозможность других функций почти не замечаются. Занятия спортом предполагают здоровый образ жизни и правильное питание, соблюдение режима труда и отдыха, позволяют отдохнуть, развлечься, отвлечься от грустных мыслей, вызванных состоянием инвалидности. Спорт позволяет инвалиду поддерживать и улучшать своё физическое состояние и самочувствие.

Спорт содействует интеграции инвалидов в общественную жизнь, вначале в кругу друзей и в семье, а в ряде случаев и в отвечающей его наклонностям профессии. Он позволяет ему включиться в социальные контакты с другими людьми.

Спортивные соревнования для лиц с ограниченными физическими возможностями – это путь к радости победы над соперником и самим собой, это победа над своими слабостями и недостатками, радость самоутверждения и самореализации, радость самосовершенствования.

В спорте заключается огромный потенциал для социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными двигательными и интеллектуальными возможностями. В настоящее время во всём мире проводятся мероприятия по организации и развитию спорта инвалидов, от организации небольших спортивных соревнований до проведения таких масштабных соревнований, как Паралимпийские игры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...