Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация досуговой и оздоровительной деятельности для разных возрастных групп населения в специализированных учреждениях дополнительного образования и центрах здоровья




В современных условиях, когда демократизация в сфере искусства привела к принижению и разрушению образа человека, сцены насилия, жестокости и секса оказывают негативное воздействие на молодёжную аудиторию, что подтверждается многочисленными исследованиями, и активно развиваются молодёжные субкультуры, которые к концу ХХ века приняли ещё более агрессивные черты, культурно-досуговые учреждения берут на себя роль «очагов культуры», привлекая в свои объединения молодёжь и подростков для организации социального досуга и привития молодым людям художественного вкуса.

Сеть культурно-досуговых учреждений (КДУ) для детей и подростков в нашей стране представляют: 1. Дома детского творчества. 2. Дома и Дворцы молодёжи (ДДМ). 3. Центры эстетического воспитания. Основная цель КДУ – создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Для этого в них организуются и функционируют кружки и студии различных направлений: художественной самодеятельности, художественного творчества, технические. Кружок – это творческое объединение людей на базе КДУ, имеющих общность интересов в сфере творчества, основной целью которого является овладение определёнными навыками и применение их в жизни. В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить своё существование – так ушли из нашей жизни кружки «Умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могли существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью которых являлась платная концертная деятельность и достижение профессионального статуса через результаты своего творческого труда. Сейчас большинство из них работают по принципу студии или ансамбля на самоокупаемости, либо на средства меценатов.

Сеть кружков можно подразделить на:

  • кружки художественной самодеятельности: - танцевальный, театральный, вокальный, кукольный, кружок игры на гитаре и др.
  • кружки художественного творчества: - декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, мягкой игрушки и др.
  • кружки технического творчества: техническое моделирование, моделирование одежды и др.

На базе КДУ существуют ещё и любительские объединения (клубы). Их отличительная черта – добровольность, свобода общения и выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).

Любительские объединения имеют различные профили: общественно-политические клубы, клубы ветеранов войны и труда, клубы краеведов, собаководов, клубы любителей песни, музыки, театра, поисковые клубы, клубы будущего воина, радио-кино-фотолюбителей и т.д.

Естественно-научную направленность имеютклубы любителей природы, натуралистов, цветоводов, астрономов. Важное место принадлежит физкультурно-оздоровительным объединениям (клубы туристов, альпинистов, верховой езды, охотников и рыболовов и т.п.).

Организация культурно-досуговой деятельности с различными возрастными категориями имеет свою специфику. Во многих детских и молодёжных КДУ основной формой работы в кружках и студиях является прежде всего образовательный процесс (дополнительное образование). Занятия ведутся по образовательным и авторским программам, выдаются свидетельства об их окончании. Составляется чёткое расписание (в т.ч. часов на игровую, досуговую деятельность и т.д.). Для проверки полученных знаний регулярно устраиваются контрольные тесты, зачёты, срезы знаний, что является хорошей подготовкой к поступлению в средние учебные заведения и вузы.

Задача детских и юношеских КДУ – это правильное распределение и активизация досуга школьников в свободное от уроков время. Руководитель кружка или студии для детей и подростков становится, прежде всего, педагогом, главным качеством которого является любовь к детям, мастерство, такт и порядочность.

В досуговой деятельности используются следующие игровые формы:

- массовые мероприятия (КВН, познавательные музыкальные, исторические, литературные конкурсы, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали);

- вечера-общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры);

- встречи с интересными людьми (профессионально ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами);

- праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей);

- недели музыки, книги, театра для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными и зарубежными культурными традициями.

Основной принцип работы с детьми младшего школьного возраста -эторациональная организация их досуга. Образовательная деятельность направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства – занятия в кружках, студиях. Игровая досуговая деятельность – конкурсы, викторины, игровые программы, утренники, другие виды активного отдыха в игровой форме - направлена на расширение кругозора детей и организацию свободного времени. Рекреативный досуг связан с переключением внимания детей на отдых от уроков в школе, на общение, ознакомление с природой, культурными ценностями (походы, экскурсии, клубы по интересам).

Формы работы со старшеклассниками и молодёжью предполагают большую степень самостоятельности, творческой свободы и самовыражения. Участие в работе коллективов художественной самодеятельности, в вокально-инструментальных ансамблях, эстрадных и хореографических студиях, изостудиях, студиях молодёжной моды, профессиональных студиях (журналистских, телеведущих и пр.) предоставляют для этого широкие возможности. Важную роль играют оздоровительные мероприятия: туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы.

Потребности молодежи в общении могут быть реализованы на вечерах отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодёжные балы), а стремление к интеллектуальному самоутверждению в конкурсных мероприятиях развлекательной и познавательной направленности (брейн-ринги, КВН, клубы эрудитов, диспут-клубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы).

Определенный интерес вызывают камерные формы работы: литературные, художественные, музыкальные салоны и гостиные. По-прежнему сохраняют свою привлекательность экскурсионные мероприятия: ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы. В молодёжной среде пользуются популярностью встречи с интересными людьми, построенные в различных формах: беседы с ветеранами войны и Афганистана, программы по сюжетам телевизионных переда «Большая стирка», «Маска откровения», «Моя семья» и др., встречи с создателями, руководителями и участниками молодёжных объединений для обмена опытом работы.

В наибольшей мере креативность молодёжи проявляется в концертах, фестивалях и конкурсах с участием творческой молодёжи и самодеятельных молодёжных коллективов. Это - выставки работ молодых художников, поэтов, вечера начинающих писателей, постановки молодёжных спектаклей, мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов и т.п.

Дополнительное образование детей — это составная (вариативная) часть общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». В первые советские годы использовался термин «внешкольное образование», в 30-е гг. его заменили на термин «внешкольное воспитание». Оно базировалось на системе Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов, натуралистов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-ые годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн детей).

Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.

К числу специализированных учреждений дополнительного образования относятся специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва и детско-юношеские спортивные школы. Основными видами их деятельности являются:

1) реализация образовательных программ дополнительного образования спортивной направленности по культивируемым видам спорта и спортивным дисциплинам на всех этапах многолетней спортивной подготовки;

2) организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере дополнительного образования детей спортивной направленности.

Исходя из этого, СДЮШОР и ДЮСШ решают следующие задачи:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, самосовершенствования, профессионального самоопределения детей, социальной адаптации;

- вовлечение детей в систематические занятия спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитание устойчивого интереса к нему;

- формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, укрепление и сохранение здоровья, привитие навыков гигиены;

- повышение уровня общей и специальной физической подготовленности учащихся в соответствии с требованиями программ по видам спорта;

- воспитание ответственности, патриотизма, морально-волевых качеств, стрессоустойчивости учащихся для их успешного выступления в соревнованиях;

- привлечение к специализированной подготовке перспективных спортсменов и создание благоприятных условий для достижения ими высоких спортивных результатов;

- осуществление целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд России и субъектов Российской Федерации.

В последние годы появился ещё один вид некоммерческих бюджетных организаций физической культуры и массового спорта - это культурно-спортивные центры. Их цель заключается в создании условий формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья, развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижения уровня спортивных результатов, сообразно способностям различных слоев населения. Главная задача состоит в привлечении максимально возможного числа детей, подростков и молодежи к систематическим занятиям физкультурой и спортом, повышение уровня общефизической подготовки с учетом индивидуальных способностей обучающихся, воспитание морально-волевых и этических качеств, профилактика вредных привычек и правонарушений. Для этого организуется учебно-тренировочный процесс с учетом индивидуальных, возрастных, мотивационных и иных особенностей обучаемых. Так, на спортивно-оздоровительном этапе (направлении) работа проводится с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений и учащимися образовательных учреждений, обеспечивая сохранение и улучшение здоровья, всестороннее развитие физических качеств, коррекцию отстающих физических способностей, создание мотивации к последующим занятиям физкультурой и т.д. На этапе (направлении) начальной подготовки работа ведётся с учащимися общеобразовательных учреждений и обеспечивает дальнейшее развитие физических качеств, коррекцию здоровья (возможно по индивидуальной программе), гармоничное развитие, всестороннюю физическую подготовку, воспитание морально-волевых качеств, постепенное повышение тренировочных нагрузок. Занимающиеся обучаются основам различных видов спорта, правилам соревнований, ведению самоконтроля, правилам безопасности на занятиях. Создаются предпосылки для осознанного выбора определенного вида спорта. На учебно-тренировочном этапе (направлении) ведётся работа по повышению уровня физического развития, обшей физической и специальной подготовленности, выполнение необходимых норм в избранном виде спорта, выступления в соревнованиях на уровне I-III спортивного разрядов. Наконец, на этапе спортивного совершенствования ведется работа, направленная на достижение высоких стабильных результатов из числа перспективных спортсменов, привлеченных к специализированной спортивной подготовке.

Другое важное направление работы КСЦ – это внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, развитие современных форм организации культурного досуга и физически активного отдыха населения с учётом потребностей различных социально-возрастных групп населения, в т.ч. организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами и ветеранами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...