Туризм как средство физкультурно-оздоровительной деятельности. Внешний и внутренний туризм. Характерные черты развития туризма вначале ХХI века. Туризм как вид рекреационной деятельности.
Понятие «туризм» имеет весьма расплывчатый характер. Туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период времени до одного года, промежуток свыше года рассматривается уже как временное проживание. Согласно международной статистике, к иностранным туристам относят лиц, посещающих другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Обобщая имеющиеся в литературе определения туризма, можно выделить наиболее значимые критерии этого социального явления: - во-первых, изменение места постоянного места жительства, т.е. места, находящегося за пределами обычной среды. Так, поездка на работу или на учёбу не являются таковыми, так как не выходят за рамки обычной среды; - во-вторых, пребывание в другом месте, причем это «другое место» не должно быть местом постоянного или длительного проживания (срок - не более года). - в-третьих, это «другое место» не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Любое лицо, выезжающее в какую-либо страну для работы и оплачиваемое из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Туризм – это не просто отдых, а совокупность отношений, единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях. Вместе с тем нельзя отрицать, что рекреационный туризм как передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и духовных сил человека, для многих стран мира является наиболее распространённым и массовым. Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы, которые составляют важнейшую часть природного потенциала региона.
В зависимости от сферы распространения туризм подразделяется на внешний (или международный) и внутренний (путешествия в пределах одной страны без выезда за рубеж). Особое место в современном обществе занимает международный туризм. Индустрия туризма сегодня является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с его растущим влиянием на экономику каждой отдельной страны. В экономике каждого государства международный туризм выполняет ряд важных функций: 1. Международный туризм является источником валютных поступлений для страны и средством для обеспечения занятости населения. Так, международный туризм входит в число трёх крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, суммарный доход стран мира от международного туризма составил в начале 2000-х годов более 7%. На сферу туризма приходится более 6% мирового валового, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. 2. Международный туризм расширяет вклады в платёжный баланс и увеличивает валовой национальный продукт (ВНП) страны. 3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая новые отрасли, обслуживающие сферу туризма. 4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения, повышается уровень благосостояния нации. Международный туризм в мире развит крайне неравномерено, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах и странах Ближнего Востока. На долю этих регионов приходится свыше 70% процентов мирового туристического рынка и около 60% процентов валютных поступлений, 20% приходится на Америку, 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятых.
Туризм занимает значительное место в системе международных отношений. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Отличительная особенность этой сферы в том, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами. Поэтому туристическая отрасль является одним из экономических форвардов, дающих внушительные прибыли при минимальных затратах. И с каждым годом влияние индустрии туризма на мировую экономику растёт значительными темпами. Характерной чертой современного этапа развития туризма является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых промышленных, банковских, страховых и других компаний. Таким образом, туризм, как самый массовый феномен ХХI столетия и одно из самых ярких явлений нашего времени, реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Основные черты развития туризма в начале XXI столетия: 1. Дальнейший рост показателей международной туристской деятельности. 2. Постоянное влияние международной и политической ситуации в мире на туризм. 3. Определяющее значение для туризма таких факторов как социодемографические изменения, электронная информация, коммуникационные системы. 4. Популяризация деятельности туроператоров, занятых как глобальным, так средним и малым бизнесом. 5. Возрастание популярности таких регионов пребывания как Южная и Юго-Восточная Азия. Можно обоснованно предположить, что в рамках этого потока будет усиливаться роль международного сектора России как центра транзитного обслуживания из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы. Туризм – чрезвычайно разнообразная и многогранная сфера жизнедеятельности людей, поэтому в литературе дается классификация туризма по целому ряду критериев: 1. По целям: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, деловой, конгресс-туризм, курортный, лечебный, горнолыжный; фестивальный, охотничий, шоп-туризм, религиозный, учебный и др.
2. По степени мобильности: передвижной, стационарный, смешанный. 3. По форме участия: индивидуальный, групповой, семейный. 4. По возрасту путешествующих: зрелый; молодёжный; детский; смешанный, при этом выделяют такие категории как дети, путешествующие со своими родителями, молодёжь (туристы в возрасте 14-24 лет), молодые, экономически активные люди (25-44 лет), экономически активные люди среднего возраста (45-64 лет), путешествующие, как правило, без детей, пенсионеры (65 лет и старше). 5. По продолжительности: однодневный, многодневный, транзитный. 6. По использованию транспортных средств: автомобильный, железнодорожный, авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный. 7. По сезонности: активный туристский сезон, межсезонье, несезонье. 8. По географии: межконтинентальный, международный, межрегиональный, региональный, местный, приграничный. 9. По способу передвижения: пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан и т.д.) Иногда приводится классификация туризма по мотивам (мотивационным факторам), хотя мотивы не всегда определяются однозначно и во многом совпадают с целями. 1. Туризм с целью отдыха - это кратковременный или более продолжительный отдых с целью физического или психологического восстановления организма. К этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды. 2. Туризм с целью изучения культуры, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм характерен посещением исторических, культурных или географических достопримечательностей. Целью познавательного туризма является интерес к социальным и экономическим отношениям посещаемых стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
3. Общественный туризм (гостевой) подразумевает путешествие с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм. При клубном туризме люди сознательно объединяются, интегрируются в группы по интересам развлекательной или спортивной программы. 4. Спортивный туризм – это поездки с целью активной подготовки и участия в спортивных соревнованиях и а также поездки, которые характеризуются пассивным характером участия в спортивных соревнованиях. 5. Экономический туризм объединяет людей, совершающих поездки из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д. 6. Конгрессовый (политический) туризм, который подразделяется на дипломатический туризм (участие в конгрессах, конференциях, форумах) и туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями. Довольно распространенными являются классификации в зависимости от организации туризма. Различают паушальный и индивидуальный туризм. Паушальный тур – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный туризм турист осуществляет и организовывает самостоятельно. При этом он может быть семейный, одиночный или групповой, но всё равно будет считаться и называться индивидуальным. Помимо этих классификаций существует и классификации туризма по формам. - внутренний туризм – путешествие жителей какого-либо региона по этому региону. - въездной туризм – путешествие по какой-либо стране лиц, не являющихся её жителями. - выездной туризм – путешествие жителей какой-либо страны в другую страну. Можно встретить классификацию туристов. В зависимости от того, какими туристскими услугами турист пользуется, всех туристов можно разделить по следующим признакам: - в зависимости от активности; - в зависимости от стиля жизни. По активности различают шесть групп: 1. Любители спокойного отдых. стремятся освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке без посторонних и большого количества людей на солнце, пляже, на море. 2. Любители удовольствий - предприимчивые туристы, занятые поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую обстановку (флирт, дальние прогулки, ночные развлечения). 3. Любители активного отдыха предпочитают природу, создают активную нагрузку своему телу, отпуск часто совмещают с лечением. 4. Любители спортивного отдыха. Всё время сконцентрировано на соревнованиях. Спорт для них хобби, и они не боятся физических нагрузок. 5. Отдыхающие с целью познания, изучения заинтересованы в повышении своего образовательного уровня, в познании нового.
6. Любители приключений необычных приключений в экстремальных условиях с определённой степенью риска, как возможности испытать себя. В редких случаях они это делают в одиночестве. В зависимости от стиля жизни: 1. Любители наслаждений. Предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие – это способ самовыражения. 2. Тенденциозные туристы. Отдых для них – это возможность найти и проявить себя как личность. У них высокие требования, но им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они интересуются политикой и культурой региона. 3. Семейные туристы. Любят отдыхать в кругу семьи, друзей, чтобы им никто не мешал. Обслуживают себя сами. 4. Исключительно отдыхающие. Не любят экспериментировать. Насладиться тишиной, вкусно поесть, хорошо поспать. Итак, к концу XX века туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта. Поэтому туризм и получил название «феномен XX века». Несмотря на возникающие препятствия (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, террористические акты и др.), туризм и в настоящее время продолжает активно развиваться. Меняются формы и методы организации путешествий, возникают новые виды туризма, разрабатываются и создаются условия устойчивого развития туризма. Туристы, в связи с расширением возможностей получения информации, все более активно начинают вмешиваться в процесс подготовки путешествия. Тенденции, которые развиваются в туристской отрасли в последние годы, свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие туризма будет осуществляться путем широкого внедрения инноваций. Значительное влияние будет оказывать дальнейший технический прогресс, появление и внедрение базовых инноваций (нанотехнологии, биотехнологии и др.), широкое использование знания. Этому будет способствовать и борьба за устойчивое развитие мировой цивилизации, в том числе и туризма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|