Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиционные основы написания сценариев различных мероприятий. Этапы разработки сценария и оформления его в виде документа




Построение режиссерской композиции - это создание струк­туры постановки. К элементам режиссерской композиции относятся: экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка - финал.

Экспозиция - определение, очерчивание ситуации. Экспозиционными средствами являются афиши, объявления, листовки, буклеты, постеры, флайерсы, сообщения по радио, телевидению, видео- и аудиоролики, а также театрализованная экспозиция, представленная в виде живого общения актеров-аниматоров с аудиторией. В содержание экспозиции должны быть включены:

1. Указание на жанр, стиль и форму кулътурно-досуговой программы (театрализованная приключенческая игра для детей; конкурс студенческих дискотек в стиле «Фестос»).

2. Образное название программы. Например, «Открой тайну Джуманджи!»;

3. Аннотация программы действий. Например: игра проводится в лесу, в окрестностях туристского ком­плекса. Продолжительность - 2 часа. Сбор участников у цен­тральных ворот. С собой иметь: фляжку для воды, 2 метра ве­ревки, купальный костюм, головной убор.

4. Требования к участникам. Например: рост участника игры не может быть меньше 1 м и больше 1,5 м; вход только по студенческим билетам ТвГУ.

Экспозиционную функцию также выполняют: экстерьер, интерьер, декоративное оформление, включающее празд­ничную символику и атрибутику. Оформление - очень важ­ная часть экспозиции. Оно создает определенную карти­ну окружающей среды, погружает в атмосферу предстоя­щих событий. Экспозиция действенно готовит к восприятию завязки.

Завязка - часть композиции, в которой выявляется исходное противоречие - коллизия. Это - короткий по времени, но очень важный элемент композиции.

Развитие действия - это самая массивная и насыщенная часть композиции. Она должна быть построена по принципу нарастания напряжения, накала. Динамику течению событий придает переменчивость успеха, неопределенность конечного результата. Напряженность борьбы возрастает, увлекая все большее количество участников (как при перетягивании каната).

Кульминация - наивысшая точка накала страстей. Это са­мый мощный, самый впечатляющий фрагмент в программе. Ради этого момента и строится борьба. По Аристотелю, это момент перехода от по­ражения к победе, от несовершенства к совершенству, от несча­стия к счастью. После кульминации неудержимо надвигается развязка. Кульминация по времени может быть не длиннее вздоха, а может охватывать несколько сцен. Однако не следует думать, что после кульминации дейст­вие двигается по нисходящей. Оно лишь качественно меняет свою направленность. Начинают активно происходить внут­ренние процессы, подготавливая почву для катарсиса (очище­ния души).

Развязка - сосредоточение нравственного и эмоционального пафоса драмы. В развязке восстанавливается равновесие, нарушенное в завязке, заканчивается противодейст­вие сторон.

Финал - фрагмент завершения всякого сценического дейст­вия. Финалом могут быть поклон, аплодисменты, закрытие за­навеса.

Единицей действия в культурно-досуговой программе является номер. Номера соединяются в эпизоды, а эпизоды - в единое представление. Такое соединение осуществляется ме­тодом творческого монтажа

Разработка замысла сценария и оформление его в виде документа происходят поэтапно. Вот этапы этой работы:

1) Отклик на социальный заказ. Социальный заказ на культурно-досуговую программу в туристском комплексе проистекает из концепции анимационной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей туристов в отдыхе и развлечениях. На данном этапе работы должно произойти изучение культурных потребностей и запросов отдыхающих, ведь сценарий задумывается и пишется для конкретной аудитории. Следует продумать форму общения и степень активности аудитории. К тому же в качестве социального заказа сценарий должен выступать как программа педагогического влияния на аудиторию, формирующего сознание и настроение участников.

2) Тема и идея — фундамент творческой деятельности. На этом этапе определяются тема и идея постановки. Тема - предмет, о котором автор хочет рассказать зрителю, или круг вопросов, которые подлежат обсуждению. Предмет общения должен быть интересен для конкретной аудитории и иметь культурную и воспитательную ценность. Наибольшей популярностью в любой аудитории пользуются так называемые вечные темы: любви и ненависти, дружбы и вражды, жизни и смерти, одиночества и единения; борьбы и победы и т. п. Тема раскрывается через поступки героев, персонажей, поэтому на данном этапе работы автор определяет количество и качество персонажей: их характеры, облик, поступки, отношения. Идея сценария отвечает на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям?». И если тема - предмет, то идея - мнение автора об этом предмете. Именно идея определяет то чувство, которое должно зародиться в душе у зрителя. Тема раскрывается во имя донесения идеи. Тема и идея неразрывно связаны и со­ставляют стержень, на котором держится смысл сценария. Этот стержень не дает сценаристу углубиться в побочные темы и соединяет все фрагменты сценария в единое целое.

Сценарист, как и любой другой художник, не может быть бесстрастен к предмету повествования. В искусстве отношение автора к изображаемому объекту принято называть жанром. Жанр - особенности художественного произведения, которые определяются эмоциональным отношением автора к объекту изображения. Если явления, которые изображает художник, вы­зывают в нем сострадание и негодование, рождается трагедия; если же смех и отвращение, то получается сатирическая комедия и т.д. Близкое к жанру понятие - стиль - определяется как совокупность характерных черт. Стоит на вечеринку пригласить артистов-цыган, запланировать проведение конкурса цыганского танца, нарядить обслугу бара, где проводится вечеринка, в цыганские костюмы, как будет повод говорить о том, что вечеринка задумана в цыганском стиле.

3) Определение формы и содержания. Следующая конструктивная деталь замысла - форма и содержание. Форма культурно-досуговой программы - это структура организации взаимодействия участников: аниматоров, актеров, зрителей - между собой и с информационным потоком. Выбранная форма предстоящей культурно-досуговой программы активно влияет на отбор содержания, а содержание лепит форму. Форма диктует свои законы в выборе соответствующего драматургического решения. Так, если в спортивном состязании содержание раскрывается через фрагменты поединков спортсменов (тайм, забег и пр.) и действия болельщиков по поддержке команд, то основными конструктивными составляющими шоу-конкурса станут работа ведущего, блоки выступлений конкурсантов, содержание конкурсных заданий.

В содержании сценария должны найти место признаки, присущие драматургическому произведению: сюжет, конфликт, композиция. Эти драматические элементы прорабатываются в процессе разработки содержания программы.

4) Накопление и отбор материалов. На этом этапе происходит накопление, отбор и обработка фактических и художественных материалов, поиск реальных героев, уточнение событий. Эта работа ведется творческим коллективом в индивидуальном тюрядке. Каждый ответственный за решение локальной задачи (формирование содержания фрагмента, написание диалогов ведущих, проработка монолога мастера игры и пр.) действует самостоятельно в рамках общей идеи. Здесь же необходимо решить вопросы, связанные с отбором способов активизации аудитории, чтобы зрители чувствовали себя соучастниками происходящих событий, например:

• прямое обращение к аудитории;

• коллективное действие;

участие в обряде, ритуале, церемонии;

• включение в сценарий «местного материала»;

• внесение в сценарий элементов игры;

• организация переклички;

• внедрение «подсадки» и др.

5) Поиск сюжетного хода, образной выразительности. Отобранные материалы представляют собой эпизоды, которые требуют соединения в единое повествование. Родовой метод соединения эпизодов в сценарии культурно-досуговой программы - монтаж.

Приемы художественного монтажа:

• Контрастность.

• Последовательность.

• Параллельность.

• Одновременность.

• Лейтмотив.

• Реминисценция (буквально - воспоминание, повествование о событиях прошлого) и др.

На этом уровне может появиться первый рабочий документ - сценарный план, в содержание которого входят название программы, действующие лица, план происходящих событий, описание места действия, хронометраж фрагментов.

6) Работа над композицией. Композиция - соединение элементов художественного произведения в целое, соподчинение его частей по законам гармонии. Работа над композицией связана не только с гармонизацией, но и со структурированием содержания. Классическая композиция культурно-досуговой программы состоит из следующих элементов: экспозиция-завязка-основное развитие действия-кульминация-развязка-финал (их характеритика дана выше).

7) Апробирование сценария в постановочной работе. Это этап, где происходит апробирование фрагментов сценария. В творческий коллектив по созданию сценария вливаются ведущие, аниматоры, танцоры, певцы, актеры, исполняющие роли в ключевых событиях (центральный обряд, финал, фрагменты лейтмотива), а также технический состав: звуко- и свето-оператор, выпускающий режиссер и пр. Проводятся предварительные репетиции-этюды, в процессе которых выявляются сценарные погрешности, недоработки, несостыковки, отклонения от темы и пр.

8) Доработка элементов сценария. На основе выявленных неточностей и недоработок, а также найденных в процессе живого действия новых фрагментов и выразительных средств сценарий дорабатывается.

9) Реализация замысла в форме сценарной записи. Последний этап работы - оформление сценария в печатном виде. В окончательном варианте сценарий представляет собой документ, по которому работает вся постановочная группа.

Результатом работы сценарной группы должен стать документ, называемый сценарием. Сценарий может быть представлен в виде сценарного плана, синопсиса, литературного сценария, режиссёрского сценария. Сценарный план в хронологическом порядке представляет краткое содержание культурно-досуговой программы. Синопсис - документ, включающий сценарный план, в котором ключевые фрагменты композиции постановки проработаны более подробно, например, экспозиция-завязка, кульминация, финал. Синопсис является предварительным эскизом, проектом окончательного сценария и подготавливается, как правило, для обсуждения с заказчиком. Режиссерский замысел оформляется в так называемый режиссерский сценарий. Драматургический (литературный) сценарий выступает в качестве творческого задания режиссеру и всей постановочной группе, а режиссерский сценарий формируется на основе драматургического с включением в него режиссёрской постановочной концепции. Основная функция режиссёрского сценария – художественная организация постановки. В нём описываются конкретные шаги по осуществлению режиссёрского замысла во времени и пространстве, в усилиях исполнителей. Утверждённый сценарий тиражируется и вручается исполнителям для ознакомления и проработки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...