Продолжительность экономических циклов
Экономические кризисы, через определенные промежутки времени повторяются. В начале XIX века кризисы повторялись в среднем через 10 и более лет. Так, первый из них зарегистрирован в 1825 г., второй - в 1836 г., третий - в 1847 г., четвертый - в 1857 г. При этом если кризис 1825 г. ограничился только Англией, то кризис 1857 г. был уже мировым (Англия, США, Франция и Германия). Во второй половине XIX века наблюдалось учащение кризисов - они повторялись через 7-9 лет. Так, за кризисом 1857 г. последовал кризис 1866 г., затем - 1873 г., далее кризисы 1882 и 1890 гг. В XX веке кризисы также регулярно повторялись, но уже значительно чаще, особенно во второй половине века: через каждые четыре-пять лет. Причиной тому являлось сокращение.сроков обновления капитала в связи с его концентрацией, централизацией, установлением господства монополий, а также усилением роли государства в экономике. После мирового кризиса 1929-1933 гг. многие ученые посвятили свои исследования анализу путей выхода из экономического кризиса, что способствовало стабилизации капиталистической экономики, смягчению и преодолению тяжелых последствий кризисов. В современной рыночной экономике продолжительность фаз цикла и амплитуда колебаний могут быть различными. Это зависит от степени государственного вмешательства; характера управления экономикой; условий развития и использования НИОКР. Виды экономических циклов Колебания деловой активности могут быть циклическими и нециклическими. Циклические колебания характеризуются тем, что изменяются все макроэкономические показатели, и изменение деловой активности охватывает всю экономику в целом. Нециклические колебания имеют место в следующих случаях:
- изменение деловой активности происходит лишь в некоторых отраслях, имеющих сезонный характер работ (например, в сельском хозяйстве); - изменяются лишь некоторые макроэкономические показатели (примером может служить резкий рост объема розничных продаж перед праздниками - Новым годом, 8 Марта и т.п.). Короткие циклы связаны с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке. В этот период происходит перепрофилирование производства, создается новая структура экономики, перегруппировка внутри и между отраслями. Такие циклы охватывают от одного до трех лет. Некоторые экономисты оперируют понятиями больших, или длинных, циклов (волн). Большие же циклы, по Кондратьеву, носят международный характер, так как они вызываются следующими причинами: - изменениями техники; - войнами и революциями; - вовлечением новых территорий в орбиту мирового хозяйства; - колебаниями в добыче золота. КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ВЫХОДА ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Потребление, сбережения, инвестиции: общая характеристика Категории «потребление», «сбережения» и «инвестиции» - своего рода ключи при познании путей выхода из экономического кризиса. Потребление (С) - общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. Размер потребления, или потребительские расходы, в основном зависит от уровня дохода и цен. Изменение в потреблении движется в том же направлении, что и изменение в доходе. Однако когда доход увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не с такой быстротой. Потребление зависит не только от дохода и цен, но и от так называемой предельной склонности к потреблению. Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение изменения в потреблении к изменению в доходе. Однако люди не только потребляет, но и сберегают часть своего дохода.
Сбережение (S) - та часть дохода, которая не потребляется. Размер сбережений зависит от величины дохода, нормы процента, потребления и психологического фактора, так называемой предельной склонности к сбережению. Предельная склонность к сбережению (MPS) представляет собой, аналогично МРС, отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, которое его вызвало. МРС + MPS = 1 Отсюда МРС = 1 - MPS; MPS = 1 - МРС. Взаимосвязь двух показателей позволяет утверждать, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению подобны сиамским близнецам. Экономисты рассматривают сбережения как основу инвестиций. В связи с тем, что совокупный спрос играет большую роль в экономическом развитии, целесообразно подробнее остановиться на кейнсианской теории совокупного спроса. Мультипликатор Кейнса Кейнс доказал, что между инвестициями (сбережениями) и национальным доходом существует прямая зависимость, обусловленная желаниями людей потреблять, сберегать и инвестировать. В этой связи в макроэкономический анализ вводится новое понятие - мультипликатор. Мультипликатор Кейнса раскрывает зависимость между приростом независимых (автономных) инвестиций и приростом национального дохода (далее - доход). Прирост дохода прямо пропорционально зависит от величины мультипликатора и прироста автономных инвестиций: ΔY = K x ΔI, где ΔY - прирост дохода; К - мультипликатор; ΔI - прирост автономных инвестиций. Мультипликатор Кейнса: K = 1: (1 - МРС), или К = 1: MPS. Каков же механизм действия принципа мультипликатора? Суть его такова: первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, скажем, правительственными расходами на общественные работы, неизбежно приводит к первичному, вторичному, третичному и т.д. росту занятости, потребления и дохода в связи с необходимостью удовлетворения потребностей в товарах и услугах первой необходимости. Новые инвестиции, подобно кругам от брошенного в воду камня, вызывают цепную реакцию в экономике. Если предельная склонность к потреблению (МРС) равна 2/3, то доход возрастет в 3 раза. Величина 3 и есть в этом случае мультипликатор. Чем выше предельная склонность к потреблению, т.е. чем ближе к единице величина МРС, тем больше значение мультипликатора, круче кривая совокупного спроса AD, тем большее влияние на уровень экономической активности как целевую переменную окажет изменение государственных расходов. В этом и заключается эффект мультипликатора государственных расходов.
Современная теория мультипликатора рассматривает явление мультипликации относительно не только изменений государственных расходов, но и других факторов. В связи с этим известны налоговый, денежный, внешнеторговый мультипликаторы, мультипликатор сбалансированного бюджета и др. В этом случае эффект мультипликатора рассматривается как влияние, вызванное изменением в объеме налоговых поступлений, денежного обращения, правительственных расходов и внешнеторговой деятельности, на равновесный национальный доход. Отсюда возникает понятие «сложный мультипликатор». Сложный мультипликатор - мультипликатор, при котором изменение национального дохода вызывает изменение не только объема потребления/сбережений, но также и чистого размера налоговых поступлений и объема импорта. Эффект мультипликатора находит свое продолжение в принципе акселерации. Принцип акселерации Эффект мультипликатора находит свое продолжение в принципе акселерации. Сущность его состоит в следующем: возросший доход, полученный в результате изменений в потреблении под влиянием роста автономных инвестиций, приводит не просто к росту, а к ускоренному (акселеративному) росту отраслей, удовлетворяющих производственные потребности. Принцип акселерации непосредственно связан с теорией мультипликатора. Рассмотрим механизм действия принципа акселерации. Отрасли, производящие потребительские товары, расширяются, а это в свою очередь вызывает увеличение спроса на капитальные товары, т.е. ресурсы, так необходимые для удовлетворения возросшего потребительского спроса. Таким образом, должно возрасти производство машин. И вот самое главное: увеличение темпов роста потребительского спроса - спроса на предметы потребления - вследствие роста дохода вызывает ускоренный, или акселеративный, рост инвестиционных расходов, Другими словами, принцип акселерации раскрывает эффект влияния изменений в потреблении на уровень новых инвестиций. Для измерения масштабов такого эффекта служит коэффициент акселерации, или просто акселератор. Акселератор - коэффициент, раскрывающий зависимость между новыми инвестициями и приращением дохода:
I = a(Yt – Yt-1), где I - рост новых инвестиций; а - коэффициент акселерации; Yt - величина дохода за данный период; Yt-1 - величина дохода за предшествующий период. Таким образом, увеличение дохода, как правило, ведет к кратному увеличению новых инвестиций. Основным теоретическим положением принципа акселерации является существование функциональной зависимости между потреблением и новыми инвестициями, причем увеличение спроса на потребительские товары ведет к еще большему увеличению спроса на новые инвестиционные товары (машины, оборудование). В отличие от теории мультипликатора, где рассматриваются автономные (внешние) инвестиции, принцип акселерации имеет дело со стимулированными инвестициями. Под стимулированными инвестициями понимаются инвестиции, которые зависят от дохода, т.е. являются результатом возрастания конечного спроса или объема продаж. Автономные инвестиции дают первоначальный толчок процессу расширения экономики. Они вызывают эффект мультипликации, а стимулированные инвестиции, являясь результатом возросшего дохода, приводят к дальнейшему росту дохода. Нетрудно догадаться, что в принципе акселерации инвестиции выступают как внутренние, или эндогенные. Если модель мультипликатора исходит из избытка ресурсов в депрессивной экономике, то модель акселератора предполагает наращивание новых капитальных ресурсов, например, строительство новых предприятий, производство нового оборудования. Эта модель является основной частью моделей экономического роста. Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга. ИНФЛЯЦИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|