Социально-экономические последствия безработицы
Рост безработицы, вызывающий углубление бедности и социальную нестабильность в обществе, должен быть отнесен к рангу наиболее значимых угроз экономической безопасности любой страны. История показывает, что массовая безработица приводит к падению уровня жизни жителей страны и ломает судьбы множества людей. Часть из них остается без работы на многие годы и теряет последнюю надежду обрести ее хоть когда-нибудь, что приводит к постепенной утрате профессионализма. Рост безработицы вызывает резкое сокращение потребительского спроса, что, в свою очередь, ведет к сокращению производства и, соответственно, уменьшению налоговой базы, способствующей формированию государственного бюджета и реализации социальных программ. Таким образом, безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Более того, повышение уровня безработицы чревато ростом преступности и самоубийств. В условиях России последствия могут еще быть более трагичными из-за устойчивой бедности населения. Недопустимость подобного развития событий требует внесения корректив в стратегию реформ, проводимых в России. Состояние рынка труда в России в начале третьего тысячелетия Безработица - относительно новый для России феномен, хотя наличие районов с незанятым населением и соответственно сезонной безработицей признавались и раньше. Официальный уровень безработицы в нашей стране якобы невелик - 9%, а фактически ее масштабы и уровень значительно выше. На начало 2006 г. с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигал 18-20%, а в ряде регионов был существенно выше. В то же время уровень регистрируемой безработицы, т.е. численность безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости, составляет 1,7%. Этот показатель определяется на основе статистических данных органов службы занятости и учитывает трудоспособных граждан в возрасте 16-54 лет.
Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Этот феномен стал одной из главных «загадок». Основные направления по борьбе с безработицей в России были следующие: - совершенствование законодательства в сфере занятости населения; - увеличение средств государственного бюджета на реализацию политики занятости; - обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; - повышение квалификации за счет внутрифирменного обучения персонала в соответствии с прогнозом развития экономики; - совершенствование деятельности органов службы занятости. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ Государственные расходы и доходы Государственные финансы - область экономической науки, которая изучает государственные расходы и доходы, бюджетный дефицит и государственный долг. Государственные расходы - те, что производятся государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности. Государственные расходы по назначению можно разделить на несколько больших групп: 1) национальная оборона - расходы на содержание армии; 2) внутренняя безопасность - полиция, судебно-правовая система и пожарная охрана; 3) социальные выплаты - образование, пенсии и пособия по болезням и безработице; 4) экономическая политика - субсидии убыточным предприятиям, подготовка кадров и государственное предпринимательство; 5) выплата процента по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб. Такова структура государственных расходов в целом. В то'же время исходя из деления государственного бюджета на три составные части (федеральный, республиканский и муниципальных образований) государственные расходы можно разделить на бюджетные группы:
1) федеральные; 2) республиканские; 3) муниципальных образований. Доходы государства - та часть национального дохода, или ЧНП, которая сосредоточивается в руках государства за счет налогов (на 75% и более) и неналоговых поступлений (доходы от государственных предприятий, проценты по выданным кредитам, рентные платежи, займы, лотереи и т.д.). Заметим: в России с 1992 г. часть доходов бюджета составляют поступления от приватизации - продажи активов, находившихся в собственности государства. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение основную массу средств, необходимых для выполнения экономических и социальных функций, или прямого и косвенного регулирования экономики. Через механизм налоговой политики государство может регулировать уровень экономической и социальной активности. Налоги и их структура Налоги - основной источник формирования государственного бюджета на всех уровнях: федеральном, республиканском и местных органов власти (округа, муниципалитеты, районы, города и т.д.). В зависимости от методов сбора налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - те, что плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. Перечислим их. 1. Личный подоходный налог взимается с личных доходов домохозяйств и предприятий, не входящих в корпорации; является основным элементом налоговой системы в рыночной экономике. 2. Налог на заработную плату взимается как с работодателей, так и с лиц наемного труда. Он представляет собой страховой взнос, выплачиваемый в рамках планов обязательного страхования, например страхования старости, государственной программы бесплатной медицинской помощи, предусмотренных существующим законодательством о социальном обеспечении. Размер облагаемого дохода определяется правительством. Так, в России установлен размер налога в 13%. Надо отметить, что по сравнению с другими развитыми странами - это самая низкая ставка налогов. Например, в Великобритании он составляет 25%. 3. Налог на прибыль корпораций. Вся величина прибыли облагается по одной и той же ставке. Так, в Великобритании она составляет 33%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|