Социально-экономические последствия безработицы
Рост безработицы, вызывающий углубление бедности и социальную нестабильность в обществе, должен быть отнесен к рангу наиболее значимых угроз экономической безопасности любой страны. История показывает, что массовая безработица приводит к падению уровня жизни жителей страны и ломает судьбы множества людей. Часть из них остается без работы на многие годы и теряет последнюю надежду обрести ее хоть когда-нибудь, что приводит к постепенной утрате профессионализма. Рост безработицы вызывает резкое сокращение потребительского спроса, что, в свою очередь, ведет к сокращению производства и, соответственно, уменьшению налоговой базы, способствующей формированию государственного бюджета и реализации социальных программ. Таким образом, безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам.
Более того, повышение уровня безработицы чревато ростом преступности и самоубийств. В условиях России последствия могут еще быть более трагичными из-за устойчивой бедности населения. Недопустимость подобного развития событий требует внесения корректив в стратегию реформ, проводимых в России.
Состояние рынка труда в России в начале третьего тысячелетия
Безработица - относительно новый для России феномен, хотя наличие районов с незанятым населением и соответственно сезонной безработицей признавались и раньше.
Официальный уровень безработицы в нашей стране якобы невелик - 9%, а фактически ее масштабы и уровень значительно выше. На начало 2006 г. с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигал 18-20%, а в ряде регионов был существенно выше.
В то же время уровень регистрируемой безработицы, т.е. численность безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости, составляет 1,7%. Этот показатель определяется на основе статистических данных органов службы занятости и учитывает трудоспособных граждан в возрасте 16-54 лет.
Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Этот феномен стал одной из главных «загадок».
Основные направления по борьбе с безработицей в России были следующие:
- совершенствование законодательства в сфере занятости населения;
- увеличение средств государственного бюджета на реализацию политики занятости;
- обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
- повышение квалификации за счет внутрифирменного обучения персонала в соответствии с прогнозом развития экономики;
- совершенствование деятельности органов службы занятости.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Государственные расходы и доходы
Государственные финансы - область экономической науки, которая изучает государственные расходы и доходы, бюджетный дефицит и государственный долг.
Государственные расходы - те, что производятся государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.
Государственные расходы по назначению можно разделить на несколько больших групп:
1) национальная оборона - расходы на содержание армии;
2) внутренняя безопасность - полиция, судебно-правовая система и пожарная охрана;
3) социальные выплаты - образование, пенсии и пособия по болезням и безработице;
4) экономическая политика - субсидии убыточным предприятиям, подготовка кадров и государственное предпринимательство;
5) выплата процента по государственному долгу, а также расходы на содержание дипломатических служб.
Такова структура государственных расходов в целом. В то'же время исходя из деления государственного бюджета на три составные части (федеральный, республиканский и муниципальных образований) государственные расходы можно разделить на бюджетные группы:
1) федеральные;
2) республиканские;
3) муниципальных образований.
Доходы государства - та часть национального дохода, или ЧНП, которая сосредоточивается в руках государства за счет налогов (на 75% и более) и неналоговых поступлений (доходы от государственных предприятий, проценты по выданным кредитам, рентные платежи, займы, лотереи и т.д.). Заметим: в России с 1992 г. часть доходов бюджета составляют поступления от приватизации - продажи активов, находившихся в собственности государства.
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение основную массу средств, необходимых для выполнения экономических и социальных функций, или прямого и косвенного регулирования экономики. Через механизм налоговой политики государство может регулировать уровень экономической и социальной активности.
Налоги и их структура
Налоги - основной источник формирования государственного бюджета на всех уровнях: федеральном, республиканском и местных органов власти (округа, муниципалитеты, районы, города и т.д.). В зависимости от методов сбора налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги - те, что плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти.
Перечислим их.
1. Личный подоходный налог взимается с личных доходов домохозяйств и предприятий, не входящих в корпорации; является основным элементом налоговой системы в рыночной экономике.
2. Налог на заработную плату взимается как с работодателей, так и с лиц наемного труда. Он представляет собой страховой взнос, выплачиваемый в рамках планов обязательного страхования, например страхования старости, государственной программы бесплатной медицинской помощи, предусмотренных существующим законодательством о социальном обеспечении. Размер облагаемого дохода определяется правительством. Так, в России установлен размер налога в 13%. Надо отметить, что по сравнению с другими развитыми странами - это самая низкая ставка налогов. Например, в Великобритании он составляет 25%.
3. Налог на прибыль корпораций. Вся величина прибыли облагается по одной и той же ставке. Так, в Великобритании она составляет 33%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: