Влияние международной торговли на экономику
Международная торговля позволяет реализовать экономию на масштабах производства. Такие блага, как компьютеры, лекарства, самолеты, автомобили и многие другие, производятся в условиях убывающих издержек. Емкость внутреннего рынка часто оказывается недостаточной для того, чтобы в полной мере использовать преимущества крупномасштабного производства. Особенно ярко это видно на примере такой небольшой страны, как Швейцария. Выход таких стран с экспортным товаром на мировой рынок позволяет снизить издержки выпуска в расчете на единицу продукции. Международная торговля приводит к усилению конкуренции и повышению эффективности производства. Она расширяет конкуренцию за счет вхождения на рынок производителей данного блага из других стран. Международная торговля способствует расширению политических связей между странами. Примерами могут служить страны Европейского сообщества и другие, в частности Россия. Изменения величины чистого экспорта страны и ее импорта оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колебания различных видов внутренних расходов. Небольшие изменения в объеме импорта и экспорта могут вызвать очень серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Классические теории Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII - начале XIX веков выдающимися английскими экономистами А. Смитом и Д. Рикардо. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал теорию абсолютного преимущества. Согласно этой теории большую выгоду можно получить, если каждая страна будет специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом - например, более плодородными землями, благоприятным месторождением природных ресурсов или местоположением страны.
Рикардо, биржевой маклер, собственными силами заработавший миллионное состояние, обосновал теорию сравнительного преимущества, или сравнительных издержек производства, впоследствии получившую широкую известность. Согласно этой теории каждая страна может извлечь огромную выгоду в следующих случаях: - специализируясь на тех товарах, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом (наибольшей относительной эффективностью); - обменивая их на товары, в производстве которых сравнительным преимуществом располагает другая страна. Сравнение ситуаций абсолютного и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того, что соотношения издержек в разных странах различны. Из этого следует, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает сравнительным преимуществом. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может дорого поплатиться за это снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста. Теория Хекшера-Олина Основы современных представлений о факторах, определяющих направление и структуру международных торговых потоков, сформулировали шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин (1935 г.). Смысл их теории заключается в следующем: страны экспортируют продукты избыточных факторов и импортируют продукты дефицитных для них факторов, т.е. движение товаров из страны в страну должно компенсировать относительно низкую обеспеченность факторами производства в масштабах мирового хозяйства. Речь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, приходящейся на одного работающего, или количество рабочей силы). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие, будет ниже, чем в других странах. Таким образом и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли.
Теория Хекшера-Олина успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые в современной международной торговле. Страны действительно вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается и на мировом рынке все больше возрастает доля торговли «подобными» товарами между «подобными» странами. Парадокс Леонтьева Американский экономист В. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки теории Хекшера-Олина. Использовав свою модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск», он доказал, что в американском экспорте в начале второй половины XX века преобладали трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Данное доказательство получило название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других страд (Японии и др.). Этот парадокс позволил развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию. Альтернативные теории В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Рассмотрим альтернативные теории.
1. Теория жизненного цикла продукта. Согласно данной теории, развитие мировой торговли готовыми изделиями объясняется периодом времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца. Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии - разработку, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. На стадии роста спрос на продукт растет и соответственно увеличивается его производство. Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах. По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится частным импортером. Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом, например, дешевой рабочей силой. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.
2. Теория эффекта масштаба. Суть теории: при определенной технологии организации производства средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Для того чтобы эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она способствует формированию единого интегрированного рынка, более емкого, чем рынок любой отдельной взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции по более низким ценам. Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку она связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм и транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различными в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы. Теория глобализации Сегодняшняя экономическая наука не может остаться в стороне от анализа тех новых социально-экономических процессов, которые имеют место в мировой экономике. Мы являемся свидетелями глобальной перестройки мировой экономики. На наших глазах формируется феномен глобального экономического развития. Таким образом, все страны делятся на две группы: 1) глобализующие, или передовые; 2) глобализуемые, или отставшие. На повестке дня стоит угроза утраты последними своей исторической субъектности. Глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка. На макроэкономическом уровне она предполагает общее стремление стран к экономической активности за рубежом. На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности фирм за пределы внутреннего рынка. Материальной основой процесса глобализации в международной экономике является интернационализация производства и капитала. Интернационализация - это результат развития международного разделения труда, т.е. развития общественного характера производства в международном масштабе. С середины XX века интернационализация обмена перерастает интернационализацию капитала и производства, получает заметный толчок в развитии под влиянием научно-технической революции. В это время происходит резкий рост международной специализации и кооперирования производства, рамки внутренних рынков становятся все более тесными для крупномасштабного специализированного производства.
Интернационализация и глобализация производства создают такую ситуацию, когда практически ни одной стране не выгодно иметь только свое производство. Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство, стремятся найти в нем свою нишу. Все более интернациональный характер приобретают рынки природных ресурсов, труда, капитала. Таким образом, глобализация мирохозяйственных процессов характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. Глобализация - далеко не новое явление. Активно она стала развиваться в XVI-XVII веках, когда появились первые колониальные империи: испанская, португальская, голландская, английская, французская и т.д. Таким образом, причины современного процесса глобализации надо искать в колониальной политике «великих колониальных держав»: Испании, Португалии, Голландии, Англии, Франции, Италии, Германии, США и Японии. После того как господство колониальных империй закончилось полным распадом - в 1961 г. с политической карты исчезли страны-колонии, - начался новый этап в колонизации освободившихся стран, который получил название «неоколониализм» - Хотя в основе его лежит слово «колониализм», тем не менее с 1971-180 в международных документах слово «колония» не употребляется. Используется новая классификация, не политическая, а экономическая: 1) высокоиндустриальные страны (США, Канада, страны Западной Европы Япония, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, отчасти ЮАР); 2) новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, специальные экономические зоны Китая); 3) страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы, СНГ, Россия, Китай с его особым социалистическим укладом). Все остальные страны - развивающиеся, или, как их называли в 1970-х гг., страны третьего мира. Всего их 40, население в них насчитывает 1,5 млрд человек. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую независимость, экономически тем не менее остались зависимыми от своих бывших метрополий. На рубеже двух тысячелетий можно говорить о том, что с экономической сцены уходят локальные системы, которые раньше развивались как самостоятельные и самодостаточные. Предполагается, что грядет всеобщая глобализация. Она основывается на интернационализированном производстве согласованных между многими странами торговых и валютно-финансовых режимах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|