Государственный долг: определение и проблемы, связанные с ним
Государственный (внешний) долг - задолженность собственной страны другим странам. Количественно государственный долг - накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. С социально-экономической точки зрения долг является бременем для каждой страны, так как за внешний долг, как за любой другой, обязательно придется расплачиваться, а это означает передачу части национального дохода в распоряжение других стран. Тем не менее в последние годы во всех странах внешний долг и процентные платежи, связанные с ним, увеличиваются. Проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу влекут за собой следующие последствия: - увеличивают неравенство в доходах; - требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; - вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж; - увеличивают ставки процента и вытесняют частные инвестиции. Методы борьбы с бюджетным дефицитом и ростом государственного долга В целях борьбы с бюджетным дефицитом и государственным долгом проводятся следующие мероприятия: - ежегодно принимается сбалансированный государственный бюджет; - увеличивают доходную часть бюджета за счет установления новых федеральных налогов или путем введения более высоких ставок действующих налогов; - используют методы разумной приватизации экономики посредством продажи государственных активов; - правительство выходит на мировой рынок капиталов с целью получения дополнительных средств; - сокращаются военные расходы.
Бюджетная политика России Основными задачами бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу являются обеспечение выполнения государством своих функций и достижение финансовой стабильности. В этих целях Правительство Российской Федерации намерено реализовать следующие меры: - привести обязательства государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета; - осуществить оценку эффективности бюджетных расходов, концентрацию ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач; - внести изменения в порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета, устанавливающих необходимость регистрации операций в процессе исполнения бюджета в Главной книге казначейства; - осуществить обеспечение бездефицитности федерального бюджета; - урегулировать кредиторскую задолженность государства; - постепенно отказаться от практики предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам; - четко разграничить расходные полномочия между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершить реформирование системы финансовой поддержки регионов и др. Государственный финансовый контроль За использованием средств государственного бюджета необходим государственный финансовый контроль (ГФК). Объектом ГФК являются конкретные виды финансовых ресурсов (бюджетные средства, ценные бумаги), материальные (объекты государственной собственности), а также нематериальные блага, принадлежащие государству. Субъектом ГФК выступает государство. Юридически ГФК осуществляется разными государственными службами в формах, определенных (установленных) законодательством Российской Федерации. ГФК выступает основным инструментом, с помощью которого можно установить, насколько результативна бюджетная политика правительства - политика доходов и расходов. В единой системе ГФК приоритетная роль принадлежит Счетной палате Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации взаимодействует с Президентом Российской Федерации, обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации, с правоохранительными органами и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. Она является государственно-правовым институтом. Повышать роль и значение Счетной палаты Российской Федерации в системе ГФК предлагается в основных приоритетных направлениях, перечисленных ниже. 1. Изменение статуса Счетной палаты. Она должна формироваться не только Федеральным Собранием, но и Президентом Российской Федерации. 2. Расширение компетенции Счетной палаты в отношении субъектов Российской Федерации, бюджеты которых в значительной степени формируются из средств федерального бюджета. 3. В деятельности Счетной палаты важными направлениями должны стать методическое руководство всем финансовым контролем в стране, вне зависимости от его ведомственной подчиненности, а также методическая деятельность как деятельность органа федерального значения над федеральными органами исполнительной власти. 4. Необходимо предоставить Счетной палате Российской Федерации исполнительные полномочия для реализации собственных решений, принимаемых по результатам осуществленных ею контрольных мероприятий. Этим обеспечивается принцип гибкости управления государственными финансами с учетом изменяющихся социально-экономических условий. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|